«Знакомство дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья».
консультация
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям - одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут мордва, русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т. д.
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.
Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нашим педагогам помогает традиционная народная культура. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно – прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление.
-Расширение представлений о жизни детей в других странах (игры, любимые занятия, уважение к старшим и т.д.)
-Формирование представлений о многообразии народов мира, об особенностях внешнего вида, национальной одежде, типичных занятия различных народов.
Но задачи ознакомления детей с прошлым своего края, с его историей ставятся очень обще. Поэтому решили использовать в качестве дополнения парциальную программу О.П.Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», а также «Радость творчества» О.А. Соломенниковой.
В программе О.П. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» четко обозначены приоритеты работы по данной проблеме:
- обогащение предметно-пространственной среды предметами, носящими национальный характер;
- использование фольклора во всех его формах;
- народные праздники и развлечения, традиции;
- ознакомление с народной декоративной росписью.
Мудрые люди говорят, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Наверное, самый благодарный труд- возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Уже в младших группах мы приобщаем малышей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам, качалкам, игрушке-забаве). Мы знакомим малышей с мордовскими, русскими народными играми, хороводами, песнями, сказками, загадками, декоративно-прикладным искусством.
Во-первых, окружающие предметы, воспитывающие в ребенке чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Во-вторых, мы решили оборудовать в виде деревенской избы помещение. В результате в небольшой комнате разместились предметы домашней утвари, у печи - ухват, кочерга, на полках - предметы народного прикладного искусства, сундук с одеждой, прялка, чугунный утюг, веретено, люлька и многое другое. Гордость нашего музея – русский самовар. Дети с удовольствием идут на занятия по ознакомлению с народным творчеством в русскую избу «Горница».
Работая с детьми, мы часто используем пословицы и поговорки. Они помогают устанавливать эмоциональный контакт между ребенком и взрослым. Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой.
Как жили люди Поволжья? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам народной культуры Поволжья, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и был создан нами проект «Духовно - нравственное воспитание».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...
Статья "Приобщение детей к народной культуре и традициям народов Поволжья».
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, нар...
Перспективный план ознакомления детей с культурой и традициями народов Поволжья
План составлен в целях реализации региональной инновационной площадки "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях построения воспитательной системы образовательного...
Перспективный план работы на тему: «Знакомство с культурой и традициями народов Поволжья»
Перспективный план работы в старшей группе на тему: «Знакомство с культурой и традициями народов родного края»...
Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»
Вид проекта: познавательно-творческий.Участники проекта: воспитатели, дети старшего и подготовительного возраста, родители воспитанников. Продолжительность проекта: октябрь 2018 ...
Беседа «Ознакомление дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья».
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска пут...
Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»
Приобщение к национальной культуре и культурному наследию родного края....