Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа
методическая разработка

Каданцева Екатерина Александровна

Родительское собрание

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств детей дошкольного возраста осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные  и культурные ценности  своего народа.

        Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.

        Опыт работы показывает, что знакомство с русскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала с учетом его самобытности и региональных условий, рассматривается воздействие этнокультуры на формирование как духовно-нравственного здоровья, так и духовно-нравственных качеств.

        Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, но и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям дошкольного и даже младшего школьного возраста. Однако эта сложность возникает именно в том случае, когда делается попытка переносить на детей “взрослые ” показатели проявления любви к отечеству. Дошкольный же возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизмы.

        Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Действительно, если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте нужно “научить” (если чувству можно научить) быть привязанным к чему-либо, кому-то, быть ответственным ужу в любом своем, пусть маленьком деле. Прежде чем человек сможет трудиться на благо родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

        Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству довольно прямолинеен и выстраивается в логике “от близкого к далекому” – от любви к детскому саду, к улице, городу до любви к родной стране.

        У дошкольников постепенно складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство “родительского дома” (при определенных условиях) и ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Пока что ребенку все равно, где находится его дом, в какой стране, надо только, чтобы самое ближайшее окружение было эмоционально комфортным. И строго говоря, это еще не чувство любви к Родине, но необходимая база для его зарождения. Важно, чтобы в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие-то обязанности, за что-то был ответственен – это способствует укреплению чувства семьи.

        Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, чтобы жизнь детей в нем была интересной, насыщенной, запоминающейся. Привязанность к детскому саду связана с тем, как много знают о нем малыши, как они в нем ориентируются, чувствуют ли себя хозяевами. Для этого воспитатель организует экскурсии по детскому саду, знакомит дошкольников с сотрудниками, в последующей беседу предлагает ребенку рассказать воображаемому (реальному) гостю о том, какие занятия он предпочитает. Экскурсия по дошкольному учреждению – традиционная форма работы.

        Двор, улица, на которой живет ребенок, также могут способствовать закреплению чувства привязанности и ощущения “собственности” (мой двор, моя улица). Но и это не происходит само по себе.

        Очень полезна детям информация об их улице: ее название, что на ней расположено, какой ходит транспорт, как связана эта улица с той, на которой находится детский сад, можно ли пройти до него пешком или надо ехать.

        Столь же необходимо воспитание любви и привязанности к своему городу. Эта часть работы требует большой опоры на когнитивную сферу, на воображение ребенка и его память.

        Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость заключается в сказках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.

        Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки.

        Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного искусства.

        В младшей группе педагог использует в работе с малышами малые фольклорные формы, которые, по словам К.Д.Ушинского, раскрывают живописность русского языка. Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успокаивают плачущего. Воспитатель проводит и специальные занятия, знакомящее ребят с произведениями фольклора. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение. Формирование чувства любви к природе родного края.

        Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относится к природе. В связи с этим перед педагогом, знакомящим дошкольников с природой, ставятся следующие задачи:

  • Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
  • Воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном многообразии родной страны;
  • Формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе, стремиться к ее созиданию.

        Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление. Его вопросы – первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать.

        С детьми 2 – 4 лет проводят целевые прогулки. Они кратковременные, эпизодичны, но уже довольно разнообразны по тематике. Постепенно границы наблюдений расширяются. Малышам доступно рассказывают о том, что дает нам природа.

        Дети еще очень малы, поэтому целевые прогулки сопровождаются играми, забавами, весельем. Однако, воспитанников младшей группы уже знакомят и с правилами бережного отношения к природе.

        Первые трудовые поручения в уголке природы или на огороде воспитывают у малышей заботливое отношение ко всему живому и красивому. Постепенно содержание труда в природе усложняется.

        Полезно организовать наблюдения за трудом старших дошкольников и совместную работу их с малышами.

Приобщение детей к истории и быту русского народа наиболее удачно  проходит в игровой форме «погружение в культуру», где дети проживают определенную историческую ситуацию, изучают быт, образ жизни, ремесла, народное искусство.

        Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.

        Дидактическая игра способствует становлению ребенка как субъекта познания: развивает любознательность, познавательную инициативу и активность, способность к поиску решения новых задач, экспериментирование; формирует положительное отношение к своим возможностям, веру в свои силы, чувство собственного достоинства. Как правило, в игре ребенок использует свой познавательный опыт и знания, полученные из различных видов деятельности.

        Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в работе с детьми необходимо обращаться к игре: особенно к дидактической. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка   в   будущем.    Формируя у них  устойчивое отношение к родной культуре,   создавая  эмоционально-положительную основу  для  развития патриотических чувств, дидактические игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.         В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

Задачи дидактических игр по ознакомлению детей с историей и бытом русского народа:

- Помочь детям почувствовать духовную жизнь русского народа.

- Познакомить с культурным наследием предков.

- Воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине, через духовное самоопределение.

- Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, мелкую моторику и речь.

- Развивать нравственные качества личности дошкольника.

- Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти  свое место.

        Дидактические игры создавались и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры.

        Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

        Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Таким образом, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

        Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей; он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия - для детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре (народные праздники), отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря.         Педагог содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирования чувства любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам по средствам дидактической игры.

        Разработанный комплекс дидактических игр должен быть реализован в целостном педагогическом процессе, в котором дидактическая игра используется  как средство приобщения детей к истории, культуре и быту, форма обучения и воспитания, метод и прием обучения, средство организации жизнедеятельности детей. Исходя из данных функциональных особенностей дидактических игр, разработан механизм реализации комплекса дидактических игр, который состоит из двух этапов.

        Первый включал в себя проведение серий дидактических игр под руководством взрослого. Здесь игра выступала как деятельность под руководством взрослого, что стимулирует у детей осмысление, осознание и присвоение элементов быта и культуры.

        Второй предусматривает  введение дидактических игр в самостоятельную деятельность детей, где игра выступала как форма организации их жизни, в которой ребенок становился ее субъектом.

- содержание таких игр  помогает освоению представлений о символике и достопримечательностях города и республики, в котором проживает народ, об элементах народного костюма, о народных сказках, играх, музыке, музыкальных инструментах, танцах, предметах декоративно-прикладного искусства;

- через игровые действия и содержание игр формируют  интерес и отношение к ним;

- посредством игровых действий способствуют проявлению положительно-эмоционального отношения к этнонациональной культуре народов России;

- с помощью игровых правил формируют активность, инициативность, способность к волевой саморегуляции поведения;

- обеспечивают становление субъектной позиции в единстве и взаимосвязи ее компонентов.

        Примерные темы дидактических игр:

 «Дом»

 «Русский народный костюм»

«Подбери головной убор к сарафану»

«Собери узор»

«Сложи картинку»

Дидактическая игра

«Оденем куклу в русский народный костюм»

Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.

Игровое задание: Одеть куклу.

Правила игры: В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Играющие выбирают силуэты вырезных кукол, находят понравившийся бумажный костюм, «одевают» куклу, и рассказывают, почему именно этот костюм выбран, описывают части костюма, вышивку, цвет.

Дидактическая игра        

«Русский народный костюм»

Цель: Формировать представления детей о народных костюмах различных губерний. Развивать умение сравнивать карточки между собой, быстро ориентироваться в построении  цепочки изображений. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.

Игровое задание: Первым закончить игру, не имея на руках не единой карточки.

Правила игры: В игру могут играть от 2-х до 10 человек. Все карточки выкладываются на стол рубашкой вверх, перемешиваются, каждый игрок набирает по 4 карточки. Остальные, оставшиеся находятся на столе в стороне – это базар. Игра начинается с карточки, имеющей по двум противоположным сторонам одинаковое изображение народного костюма. Если же таких изображений у нескольких человек, то играющие используют считалку, и право первого хода получает тот, кого выбрали по считалке.

Дидактическая игра

«Подбери головной убор к сарафану»

Цель: Учить различать между собой и называть предметы женских народных костюмов различных губерний и областей. Развивать внимательность, память; способствовать развитию активной речи. Воспитывать интерес к русскому народному костюму.

Игровое задание: Первым собрать костюм правильно.

Правила игры: В игру могут играть от 2-х до 10 человек. Детям предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных уборов, перемешанных в произвольном порядке. Затем дети подбирают пары и дают названия каждому предмету (сарафан, кокошник, кичка и т.д.

Дидактическая игра

«Собери узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Дети собирают картинки из фрагментов.

Дидактическая игра

«Сложи картинку»

 Цель: Формировать представления о народных головных уборах. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.

 Игровое задание:

1 вариант:

Составить картинку в точности по образцу.

2 вариант:

Составить картинку в точности по памяти.

Правила игры:

1 вариант:

В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения барышень с кокошниками. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно и по образцу составить полное изображение из частей ( по типу «пазл»). Выигрывает тот, кто закончит сбор первым.

2 вариант

В игру могут играть от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения барышень с кокошниками. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно, после6 просмотра изображение изымается, и ребенок самостоятельно, по памяти воспроизводит изображение из частей.

Дидактическая игра

"Русский народный костюм"

 Цель игры: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.

Активизация словаря детей: "кокошник", "кафтан", "лапти", "душегрейка".

Ход игры:

Игра рассчитана на то, что дети знакомы со сказками (А.С.Пушкин). Предварительная работа проводилась и по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов (Рачев, Билибин), с картинами художника Васнецова.

Педагог читает отрывок из сказки и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма.

Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев русских народных сказок и героев зарубежных сказок.

Используемая литература:

  1. Г.Н.Данилина “Дошкольнику – об истории и культуре России”. (пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2001 – 2005 годы”. АРКТИ, Москва 2004г.
  2. Л.В.Пименова “Программа гражданского воспитания детей дошкольного возраста”.
  3. Под ред. А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой “Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности” (пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2001 – 2006 годы”). Москва “Аркт” 2003г.
  4. Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова “Родной край” (пособие для воспитателей детского сада). Москва “Просвещение ” 1985г
  5. С.А.Козлова “Мой мир” (приобщение ребенка к социальному миру). Линка-Пресс, Москва 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с использованием театральной деятельности "В гостях у бабушки Настасьи"

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе детского сада по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности....

Консультация на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»

Федеральные государственые требования ориентированны на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Воспитани...

Конспект ИОС в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»

Конспект ИОС  в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»...

Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»

Знакомство детей с традиционной народной культурой – это комплексная система обучения и воспитания в детском саду на основе истории, культуры, традиций, обрядовых и календарных праздников, а так...