Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»
консультация (старшая группа)

Мотина Ирина Александровна

Знакомство детей с традиционной народной культурой – это комплексная система обучения и воспитания в детском саду на основе истории, культуры, традиций, обрядовых и календарных праздников, а также народного декоративно - прикладного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_kultura_russkogo_naroda.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов 

«Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств детей дошкольного возраста осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентированы на Основные принципы дошкольного образования на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Стандарт направлен на объединение и обучение воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Таким образом,воспитание будущего поколения, уважающего традиции, историю и культуру своей страны– актуально в наши дни.

Приобщение детей к истории и быту русского народа наиболее удачно проходит в игровой форме «погружение в культуру», где дети проживают определенную историческую ситуацию, изучают быт, образ жизни, ремесла, народное искусство.

Знакомство детей с традиционной народной культурой – это комплексная система обучения и воспитания в детском саду на основе истории, культуры, традиций, обрядовых и календарных праздников, а также народного декоративно - прикладного искусства.

Цель работы в данном направлении:

- приобщить детей к русской народной культуре и познакомить с предметами русского быта.

Для реализации этой цели в доу решаются следующие задачи:

познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа;

познакомить детей с ведением хозяйства, предметами деревенского быта, домашней утварью, русской кухней;

- дать понятия о мудрой науке строительства избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном убранстве избы, русском костюме;

- дать понятия о традиционных качествах характера русского человека : гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д. ;

- закрепить знания о русских народных промыслах и их использовании в украшении быта русского человека;

дать понятия о некоторых обычаях, обрядах, праздниках, традициях русских людей, о народном календаре;

- привить ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства;

- любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту;

- расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи и т. д.

Большое значение в приобщении дошкольников к народной культуре играет развивающая среда. В группе может быть создан уголок, где дети смогут знакомиться с национальными предметами, обрядами, устным народным творчеством. В нем могут находиться альбомы по народному творчеству, самодельные куклы в русских костюмах, предметы русской старины : полотенца, железный утюг, керамические крынки и многое другое.

Организация мини-музея в группе, является также одной из эффективных форм работы по приобщению детей к русской культуре, позволяет решать задачи социально – личностного и нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения. Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят детского дома с бытом и укладом жизни на Руси, с традициями русского народа. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к России, к нашей Родине, к народному творчеству.

(«Русская изба»«Бабушкин чуланчик»«Горница»«Музей куклы»«Истоки народной культуры» и т. д.)

В мини-музее можно проводить различные тематические занятия по ознакомлению с земледельческим календарём, приметами, с различными ремеслами и промыслами, с особенностями жизни наших предков, их образами и традициями.

Экспонаты мини – музея могут быть использованы в театральных постановках по мотивам русских народных сказок.

При работе воспитателя по приобщению детей к истокам русской культуры могут использоваться различные формы работы:

- интерактивные занятия.

Например: По форме проведения занятия представляют собой «игры-путешествия» или «игры-открытия»Например«Путешествие в прошлое ручки»Ребятам необходимо справиться с несколькими задачами:

- вернуть с помощью «Клуба юных исследователей» письменные принадлежности (гусиное перо, перьевую ручку, шариковую ручку) в наше время;

- выявить закономерность в развитии письменных принадлежностей.

- познавательные беседы

Развивают мышление ребенка. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, национальному наследию.

Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств детей дошкольного возраста осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентированы на Основные принципы дошкольного образования на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Стандарт направлен на объединение и обучение воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Таким образом, воспитание будущего поколения, уважающего традиции, историю и культуру своей страны– актуально в наши дни.

Приобщение детей к истории и быту русского народа наиболее удачно проходит в игровой форме «погружение в культуру», где дети проживают определенную историческую ситуацию, изучают быт, образ жизни, ремесла, народное искусство.

Знакомство детей с традиционной народной культурой – это комплексная система обучения и воспитания в детском саду на основе истории, культуры, традиций, обрядовых и календарных праздников, а также народного декоративно - прикладного искусства.

Цель работы в данном направлении:

- приобщить детей к русской народной культуре и познакомить с предметами русского быта.

Для реализации этой цели в ДОУ решаются следующие задачи:

- познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа;

- познакомить детей с ведением хозяйства, предметами деревенского быта, домашней утварью, русской кухней;

- дать понятия о мудрой науке строительства избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном убранстве избы, русском костюме;

- дать понятия о традиционных качествах характера русского человека : гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д. ;

- закрепить знания о русских народных промыслах и их использовании в украшении быта русского человека;

- дать понятия о некоторых обычаях, обрядах, праздниках, традициях русских людей, о народном календаре;

- привить ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства;

- любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту;

- расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи и т. д.

Большое значение в приобщении дошкольников к народной культуре играет развивающая среда. В группе может быть создан уголок, где дети смогут знакомиться с национальными предметами, обрядами, устным народным творчеством. В нем могут находиться альбомы по народному творчеству, самодельные куклы в русских костюмах, предметы русской старины : полотенца, железный утюг, керамические крынки и многое другое.

Организация мини-музея в группе, является также одной из эффективных форм работы по приобщению детей к русской культуре, позволяет решать задачи социально – личностного и нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения. Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят детского дома с бытом и укладом жизни на Руси, с традициями русского народа. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к России, к нашей Родине, к народному творчеству.

(«Русская изба», «Бабушкин чуланчик», «Горница», «Музей куклы», «Истоки народной культуры» и т. д.)

В мини-музее можно проводить различные тематические занятия по ознакомлению с земледельческим календарём, приметами, с различными ремеслами и промыслами, с особенностями жизни наших предков, их образами и традициями.

Экспонаты мини – музея могут быть использованы в театральных постановках по мотивам русских народных сказок.

При работе воспитателя по приобщению детей к истокам русской культуры могут использоваться различные формы работы:

- интерактивные занятия.

Например: по форме проведения занятия представляют собой «игры-путешествия» или «игры-открытия». Например: «Путешествие в прошлое ручки». Ребятам необходимо справиться с несколькими задачами:

- вернуть с помощью «Клуба юных исследователей» письменные принадлежности (гусиное перо, перьевую ручку, шариковую ручку) в наше время;

- выявить закономерность в развитии письменных принадлежностей.

- Познавательные беседы

Развивают мышление ребенка. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, национальному наследию.

- Предпраздничные посиделки

Основная цель – это подготовка к празднику. На посиделках не только разучивают песни, игры, водят хороводы, но и изготавливают необходимые атрибуты для праздника, знакомятся с народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством, устным народным творчеством.

Оформление выставок

Выставки могут быть тематические и сезонные. Содержанием выставки являются произведения народно-прикладного творчества местных мастеров, членов семьи и самих детей: вышивки, кружева, дорожки, полотенца, картины, творческие работы по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.

Творческая продуктивная и игровая деятельность

Из глины, пластилина, бумаги, картона дети изготавливают понравившиеся предметы. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.

Праздники

Праздник является большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Именно через праздник мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и в их памяти оставляем глубокий след.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с использованием театральной деятельности "В гостях у бабушки Настасьи"

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе детского сада по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности....

Консультация на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»

Федеральные государственые требования ориентированны на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Воспитани...

Консультация для родителей по теме: Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа

Знакомство детей с традициями и бытом русского народа без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культуро...

"Ярмарка" -презентация Беседа для дошкольников по ознакомлению с бытом и традициями русского народа в живописи русских художников c использованием ЭОР

Ярмарка - это рынок, в центре города или села, куда приезжали купцы, торговцы и ремесленники как из окрестных деревень и сел, так и из отдаленной местности, чтобы продать свой товар и посмотреть чужой...

Консультация для родителей по теме «Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа»

Приобщение родителей к русской народной культуре, устному народному творчеству.Развитие желания пополнять музей экспонатами деревенского быта....