Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность
статья на тему
Предварительный просмотр:
Белоусова Ольга Алексеевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 32»
Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Дошкольники-прирождённые исследователи. И тому подтверждениеих любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть", но и развить его познавательные интересы.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Материалы для познавательно-исследовательской деятельности, в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в дошкольном образовании, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Достоинства их использования в работе с дошкольниками – это создание эффекта личного присутствия. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.
Новые современные возможности инициируют педагогов к решению образовательных задач разными путями, один из которых - применение новых средств информационно-коммуникационных технологий. С апреля 2013 года предметно-развивающая среда нашего детского садапополнилась интерактивной доской SMART Board - сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор.
В процессе занятий детей на интерактивной доске улучшаются их память и внимание. Для развития познания интерактивная доска просто незаменима, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Занятия детей на интерактивной доске имеют большое значение не только для
развития интеллекта, но и развития их моторики. В любых играхот самых
простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами наопределенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей.
Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей с использованием интерактивной доски.
Общение с интерактивной доской вызывает у детей живой интерес, сначала как познавательная деятельность, а затем и как исследовательская. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте.
Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Список литературы:
- Анохина А.В. Дошкольнику и компьютер //Воспитатель ДОУ. – 2012. - № 6. – С. 58-60.
- Выготский Л.С. Проблема возраста. – М.: из-во МГУ, 1998.
- Интерактивная педагогика в детском саду: методическое пособие / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: Сфера, 2012.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: АРКТИ, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно...
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Развитие познавательной активности у детей дошкольного...
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»
Статья о значимости исследовательской деятельности в дошкольном возрасте....
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»
Консультация для воспитателей «Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»...
Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность
Доклад на методическое обьединение.Развитие познавательных интересов детей,через познавательно-исследовательскую деятельность....
Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...
Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.Часть 2
laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...