«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»
консультация (младшая группа) по теме
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?
Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая классификация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В моей группе дети в возрасте от 2 до 3 лет. Их исследовательские действия построены на предметно-манипулятивной деятельности.
Дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности выбирали яркие и привлекательные, которые вызывают интерес ребенка. Эти материалы со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина) и заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей, освоения действий с простыми орудиями, опосредствующими человеческую деятельность.
Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики - наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки для вбивания втулок и т.п.
В число объектов для исследования я включаю несколько игрушек-забав с простой однозначной зависимостью эффекта (светового, звукового, двигательного) от производимого действия. Большое поле для исследования в действии открывает оборудование для игры с песком и водой, манкой, фасолью, которым оснащено групповое помещение.
Используя простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволили расширять круг представлений ребенка, развить речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п. Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов), установление простых отношений между элементами (целое — части) и временных отношений (сначала — потом). Для расширения круга представлений и простой группировки использую разнообразные образные игрушки — объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей.
Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности должно быть мозаичным, в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу.
Часть объектов для исследования в действии расположено на специальном дидактическом столе . Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаю в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Целесообразно разделяю весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняю их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного "подзабытым" материалам.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С.Выготский.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, умывание. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, опытам.
В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности под руководством взрослого осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию. Например: при знакомстве с овощами проводила с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В ходе этого опыта дети узнали, что картошка тонет, а помидор и лук плавают. «Что я слышу — забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю — я понимаю». Конфуций.
Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. При знакомстве с овощами дети определяют их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из моего рассказа узнали, что в ней много витамин для нашего здоровья.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности. С возрастом расширяется диапазон материалов, они изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создает возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности. Стимулирует развитие координации руки и глаза, мелкой моторики ребенка
Для развития конструктивных форм мышления использую мелкий и крупный строительный материал. Мои дети умеют строить элементарные постройки и на своём опыте убеждаются, что если под большой кубик положить маленький, то постройка будет непрочной. И путём экспериментов они приходят к правильной постройке башенки, гаражей и других сооружений.
В свободное время мы с детьми любим играть в дидактические и словесные игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Помоги найти маму", "Где, чей домик?", "Оденем Машу на прогулку",
"Съедобное-несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" ", с помощью игр, знакомлю детей с животными, птицами, явлениями природы, развиваю у детей внимание, воображение, повышаю знания об окружающем мире.
В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:
· Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);
· Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)
· Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)
· Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)
· Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)
В соответствии с ФГОС ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность
Статья...
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Развитие познавательной активности у детей дошкольного...
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»
Статья о значимости исследовательской деятельности в дошкольном возрасте....
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»
Консультация для воспитателей «Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»...
Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность
Доклад на методическое обьединение.Развитие познавательных интересов детей,через познавательно-исследовательскую деятельность....
Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...
Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.Часть 2
laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...