Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность
методическая разработка (младшая группа)
Доклад на методическое обьединение.Развитие познавательных интересов детей,через познавательно-исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_obedinenie.docx | 44.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад.
Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность
Подготовила: Попова Светлана Владимировна.
Воспитатели Чащинского филиала МБОУ Мучкапского района.
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через познавательно-исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Именно через познание ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами, приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками, поэтому поддерживaть и развивать познавательно - исследовательскую деятельность у своих воспитанников я стараюсь постоянно.
В процессе развития познавательной активности детей, одним из условий является организация развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности. В игре дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. д. Пользуются разнообразными материалами, общаются друг с другом и взрослыми. По своей природе дети – первооткрыватели, исследователи. Не осознавая того, они постоянно экспериментируют с материалами, которые находятся под рукой: переливают воду, пересыпают песок и т. д. Такая исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного, развивает наблюдательность, мышление.
Важным компонентом по формированию познавательного интереса у детей является организация предметно-пространственной среды в группе, что позволяет создать условия для самостоятельных, интересных и полезных занятий дошкольников. В группе в свободном доступе детей создан центр развития в котором имеются: наборы кубиков, 3 вида мозаики, листы бумаги, цветные карандаши, матрешки, втулки, пирамидки разных размеров, игры-шнуровки и другое.
Материал для познавательно-исследовательской деятельности, подбираю яркий и привлекательный, который вызывает интерес ребенка. Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина) заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.), а также возможности освоения действий с простыми орудиями, опосредствующими человеческую деятельность. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К таким объектам относятся наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки молоточки для вбивания втулок и т.п.
Для детей данного возраста использую также простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п. Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов), установление простых отношений между элементами (целое — части) и временных отношений (сначала — потом).
Для расширения круга представлений и простой группировки могут использоваться и разнообразные образные игрушки - объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей.
Целесообразно разделяю весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняю их, чтобы вызывать интерес детей к новым или немного "подзабытым" материалам.
При формировaнии основных сенсорных эталонов использую различные предметы: игры с пробками разложи по цвету; с прищепками подбери по цвету при этом развивается не только сенсорика но и моторика, и речь. Чтобы реализовать все задачи, я изменила свою позицию по отношению к детям, мы сотрудничаем с детьми на равных, а это делает детей более ответственными и самостоятельными. В развитие конструктивных форм мышления использую мелкий и крупный строительный материал. Дети учатся строить простые постройки и на своём опыте убеждаются, что если под большой кубик положить маленький, то постройка будет непрочной. И путём экспериментов они приходят к правильной постройке башенки, гаражей и других сооружений. Здесь же закрепляем цвета, высоту.
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, использую занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
Дидактические игры: "Большой - маленький", "Подбери Кате бусы", "Где, чей домик?" "На что это похоже?” и другие.
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему?”. При знакомстве с овощами, фруктами дети определяют их на вкус, называют цвет, форму. Попробовав яблоко, дети узнают, что оно сладкое, и что в нём содержится много витамин для здоровья.
Дидактических игры имеют большое значение еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя различные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы рук. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, мaнипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, дети приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей.
Познавательно-исследовательская деятельность проходит в интеграции с: конструированием из различного материала, с двигательной, игровой, коммуникативной, изобразительной, музыкальной деятельностью и восприятием художественной литературы.
В группе и на прогулках с детьми мы проводим разные исследования, где дети знакомятся с миром природы, с предметами, которые их окружают, и ставим простейшие опыты, и делаем элементарные выводы.
- «Вода, бумага, камень». Дети проводят исследование, делают вывод: что камень тяжелее бумаги, камень тонет в воде, бумага держится на плаву.
- «Песок или крупа». Дети рассматривают песок, затем манную крупу. Делают выводы: определяют цвет (песок тёмный, манка светлая, свойство (песок мельче чем манная крупа, если добавить воды, то песок будет рассыпчатым, а манка слипнется и превратится в липкий комочек.
- «Найди воздух» 1. Детям предлагается подумать, где можно найти воздух? Дети с помощью трубочки дуют в стаканчики с водой, вода начинает бурлить, что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
В группе и на прогулках с детьми мы проводим разные исследования, где дети знакомятся с миром природы, с предметами которые их окружают и ставим простейшие опыты и делаем элементарные выводы.
На прогулке мы рассматривали дерево. И дети выяснили, что ствол у дерева круглый, большой, шероховатый, коричневого цвета. А дерево высокое по отношению к ребёнку, взрослому. Провели исследование со снегом, что снег в этот день был липким, мокрым. И легко можно было лепить из него снежные комочки, А так же сделали вывод: что снег это замёрзшая вода, что если держать снег в рукавицах, то он не растает, а если положить на ладошку, от тепла рук снег превращается в водичку. Метод пальцеграфии - вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальчиками или ладошкой. Дети с удовольствием рисуют ладошками , они раскрывают для себя разноцветный мир цветов, бабочек, различных предметов. Дети занимались посадкой рассады, лука, наблюдали, как развивается растение, постоянно поливали его, делая вывод, что без воды растение засыхает.
Рисование крупой (манной) – дети закрашивали клеем форму в виде яблока, и посыпали манной крупой, лишнее стряхивали. Рисование зубной щёткой – эта техника довольно распространена, но не устаёт при этом быть интересной. Ведь здесь вместо кисточки мы рисуем зубной щёткой. А детям всегда забавно использовать предмет в необычных целях.
При проведении двигательной деятельности, закрепляем цвет, ориентировку в пространстве используя разные игры. Например: “Докати мяч до красной кегли”, “По ровненькой дорожке”. Совершенствование умения находить один и много предметов в специально созданной обстановке: “Медведь и пчёлы”, “Кот и мыши”, “Наведём порядок”.
При проведении сюжетно-ролевых игр, например: “В гостях у куклы Кати”, учим детей сервировать стол по количеству гостей. В игре “Путешествие на автобусе”, подбираем билеты нужной формы.
В коммуникативной деятельности изучаем считалки, потешки про счет, цвет. Например: “Одуванчик”, “Три феечки”. При рассматривании сюжетных картинок, закрепляем величину, форму.В изобразительной деятельности учим цветовую гамму , форму, величину ориентировку в пространстве, количество и др.В музыкальной деятельности закрепляем количество, цвет, ориентировку в пространстве. Например: “Маленький зайка”, “Белый снежок” и др.Все эти игры в различных видах деятельности способствуют развитию познавательного интереса у детей как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности.Не остаются в стороне и наши родители. Работы с родителями включает в себя следующие направления и формы:
•Коллективные
родительские собрания: «Развиваем интерес к экспериментированию в домашних условиях», «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»
«Поисково-исследовательская деятельность в детском саду»
круглые столы: «В гармонии с природой»
акции: «Берегите воду», «Поможет птицам»
•Индивидуальные
- беседы: «В чем проявляется исследовательская активность вашего ребенка?»
- консультации: «Зеленый мир на окне», «Воспитание ответственности у детей», «Развиваем интерес к экспериментированию»
Участие родителей в мероприятиях благотворно влияет не только на взаимоотношения семьи и детского сада, но и на родителей и детей. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать , способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Таким образом, работа по развитию познавательного интереса помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что в свою очередь, позволяет обеспечить общую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»
ФГОС ДО требования к результатам освоения Программы представляют в виде целевых ориентиров, которые представляют собой характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Ребенок на этапе завершения дошкольного образования овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников для совместной деятельности.
Стимулом к развитию у детей инициативы и самостоятельности могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам:
- организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни
- организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы
- организация и проведение художественно-продуктивной и конструктивной деятельности в рамках проекта.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через познавательно-исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
•Создание условий для исследовательской активности детей;
•Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
•Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
Поддержка инициативы и самостоятельности у дошкольников включает в себя разнообразные традиционные и нетрадиционные методы и приемы. Наиболее эффективными формами работы, по нашему мнению, для поддержки детской инициативы являются следующие:
•Познавательное развитие («Путешествие в мир растений», «Путешествие в мир животных»)
•Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование. (Почему курица не плавает? Почему перья не намокают?) Экспериментирование и игра - важнейший вид поисковой деятельности. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского познания и пронизывает все сферы детской жизни.
•Игра
- сюжетно-ролевые: «Зоопарк», «Ботанический сад»
- театрализованные: по прочитанным сказкам
- конструкторские: со строительным и природным материалом, с песком
- дидактические: «Найди детеныша для мамы», «Цветочный магазин», «Вершки-корешки», «Что было бы, если из леса исчезли…»
- игры с правилами: «Найди лишнее», «Умный зонтик»
•Наблюдение и труд в уголке природы
Дети занимались посадкой рассады, лука, наблюдали, как развивается растение, постоянно поливали его, делая вывод, что без воды растение засыхает.
•Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы (как сделать «картонного» мишку мягким, как сделать, чтобы веточки были похожими на зимние, что можно смастерить из шишек, перьев, пластилина и скорлупки грецкого ореха).
•Самостоятельная деятельность детей (работа по созданию различных условий для проращивания семян, эксперименты с активностью роста рассады в зависимости от ухода и качества материала, исследования свойств воды и т.д.)
•Кружковая работа (кружок «Юные исследователи» для детей среднего дошкольного возраста. Помогает ребенку проявить и раскрыть свои способности, узнать много нового. Детям предоставляется возможность и условия, позволяющие обрести чувство уверенности в себе, в своих способностях, повысить самооценку и самостоятельность).
•Метод проектов («Маленькие огородники», «Мокрые сказочки, песочные загадочки», «Защитники природы», «Краски осени»)
•Экскурсии
Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирали разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы: «Прогулка по осеннему лесу», «Золотой луг», «Зимняя сказка».
Таким образом, разнообразие методов и приемов делают процесс развития у детей инициативы и самостоятельности более эффективным, способствует формированию устойчивого познавательного интереса.
Воспитатели используют в работе эффективные формы и методы по развитию у детей инициативы и самостоятельности: проектную, исследовательскую, трудовую, игровую, творческую деятельность.
Замечено, что для повышения эффективности работы по развитию у детей инициативы и самостоятельности в соответствии с введением Федеральных государственных образовательных стандартов необходимо повышение квалификации педагогов. Данные рекомендации были доведены до сведения педагогов на педагогическом совете и обозначены сроки выполнения рекомендаций.
Предметно-развивающая среда соответствует программным требованиям, даёт детям возможность для реализации индивидуальных интересов в процессе самостоятельной деятельности и помогает использовать и применять свои знания и способности в практической деятельности. В группах созданы условия для организации самостоятельной исследовательской деятельности и экспериментирования, имеется наглядный и опытнический материал (пробирки, весы, лупы, магниты, доступные материалы (песок, земля, глина) и т.д. Трансформирумость и полифункциональность материалов создают условия для изменения среды в зависимости от ситуации, возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.
Наряду с этим, выделены и проблемы. Несмотря на большую проделанную работу воспитателями по созданию предметно-развивающей среды, можно отметить, что недостаточная материальная база накладывает свой отпечаток. Все дидактические пособия сделаны руками воспитателей и родителей. Не хватает современной мебели, наглядных пособий, игрушек, модулей, технических средств: проектора, ноутбука, камеры, фотоаппарата.
Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определенные положительные результаты. Осознавая важность выбранной темы, была подобрана специальная литература и оборудование, организованы центры познавательной активности для детей, составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий
Использование разнообразных форм работы помогает родителям из зрителей и «наблюдателей» становится активными участниками образовательного и воспитательного процесса, способствует сотрудничеству детей и взрослых, признанию ребенка полноценным участником образовательных отношений.
Работы с родителями включает в себя следующие направления и формы:
•Коллективные
родительские собрания: «Развиваем интерес к экспериментированию в домашних условиях», «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»
«Поисково-исследовательская деятельность в детском саду»
круглые столы: «В гармонии с природой»
акции: «Берегите воду», «Поможет птицам»
•Индивидуальные
- беседы: «В чем проявляется исследовательская активность вашего ребенка?»
- консультации: «Зеленый мир на окне», «Воспитание ответственности у детей», «Развиваем интерес к экспериментированию»
- анкетирование, интервьюирование: «Ваше отношение к поисково-исследовательской деятельности в ДОУ» и «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»
•Досуговые
- совместные досуги, праздники, участие родителей в конкурсах и выставках: «Чья клумба лучше», конкурс рисунков «Мы и природа», «Очей очарованье», фотовыставки «Лето красное - прекрасное», «Как прекрасен этот мир!», праздники «Бал дает королева цветов», «Будем добрый лес беречь!»
•Познавательные
- семинары и практикумы: «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»
- педагогическая библиотека: обзор новинок методической литературы, предназначенной для занятий экспериментальной и поисковой деятельности с детьми дома
- игры с педагогическим содержанием: «Экспериментируем дома»
- семейные клубы: «Развиваем самостоятельность», «Вместе с мамой, вместе с папой» (из опыта семейного воспитания)
- педагогическая гостиная: «Давайте поиграем!»
- мастер-классы: «Неизведанное рядом», аппликация из ниток «Ветка осенней рябины», «Снежные розы», «Ёлочка из бумажных салфеток»
•Наглядно-информационные
- выставки: «Мы и природа»
- стенды: «Исследовательская деятельность дошкольников»
-папки-передвижки: «Мои открытия», «Хочу всё знать»
- выпуск газет, буклетов: «Развиваем любознательность у детей»
Такая совместная работа приносит взрослым и детям огромное удовлетворение и радость, воспитывает у детей такие качества личности, как самостоятельность и творческое решение поставленной задачи, развивает инициативу, самостоятельность, ответственность за общий успех дела, создает микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.
Таким образом, опираясь на научно-педагогический опыт выдающихся исследователей А.И.Савенкова, Л.Венгера и многих других, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.
Цель моей работы — развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно – экспериментальной деятельности .
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1.Изучить методическую литературу по детской поисково – познавательной деятельности.
2.Организовать развивающую среду
3. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
4. Развивать связную речь, словарь в процессе знакомства со свойствами предметов и явлений.
5. Побуждать рассуждать, задавать вопросы, обращаться с просьбами.
6. Способствовать формированию выводов и определений в ходе экспериментов, наблюдательности, активности, самостоятельности.
6. Способствовать обогащению собственного опыта.
Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментальной деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.
На первом этапе работы перед нами стояла задача обогащения предметно- пространственной среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей. Ребенок развивается через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающая предметная среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества — для этого в группе мы создали экспериментальный центр «Уголок чудес и превращений», в его оснащение входит……
Групповое пространство спланировано нами так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. При этом среда не ограничивает детскую инициативу, а наоборот, предоставляет возможности для проявления и — что важно — для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия, тем самым способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге — учит учиться. Такая среда также способствует навыкам партнерского общения, работа в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия. Все это позволяет нам формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребенка.
На втором этапе мною было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности на учебный год на основе тематического плана данной возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач.
Согласно тематическому плану был разработан цикл совместной организованной деятельности и картотека опытов, игры по экспериментированию.
Систему работы выстроила из взаимосвязи трех основных блоков:
- Непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.
- Совместная деятельность педагога и детей – на условиях партнерства
- Самостоятельная деятельность детей, которая возникает по инициативе самого ребенка — стихийно,
Непосредственно-образовательную деятельность построила на принципах развивающего обучения и направлена она на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей.
Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.
Проводила разные игры – экспериментирования с песком, глиной, водой, снегом, камешками. Организуя игры детей побуждаю к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий.
Игры, пособия, модели, книги которые использовала на занятии и в совместной деятельности доступны детям и находятся в их свободном пользовании.
В своей работе использую следующие правила:
— не заставлять ребенка играть, а создать условия для возникновения интереса к игре.
— не сдерживать двигательную активность детей.
— хвалить ребенка за успехи.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов.
Их новизна и теоретическая значимость в работе заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
Таким образом, в организации и проведении опытов мы выделяем несколько этапов:
- Постановка проблемы (задачи).
- Поиск путей решения проблемы.
- Проведение опытов.
- Фиксация наблюдений.
- Обсуждение результатов и формулировка выводов.
В группе младшего дошкольного возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно — манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.
С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.
Тема: «Песок»
Знакомясь с темой «Песок» , проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
С помощью предметно — манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.
На организованной совместной деятельности «Галька» дети выяснил, что камни тонут в стакане с водой и поэтому вода поднимается выше.
При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Дети с удовольствием переливают воду из одной посуды в другую, проверяют тонут или плавают игрушки, пускают кораблики. Я помогла детям разнообразить игры с водой: подкрашивала ее пищевыми красителями , делала пену, вместе с детьми пускали мыльные пузыри.
Такие игры –экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов.
Использую игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития:
— «Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши».
Игры на развитие чувственного восприятия:
— «Мир звуков», «Найди пару», «Мое первое лото», «Фрукты и овощи».
Игры способствующие формированию основ экологического самосознания:
— «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».
Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.
Организуя такие игры, побуждала детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость,
удовольствие, именно такие игры приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей.
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.
Заранее подготовила памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира.
Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок.
Данная работа предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекали родителей к активной помощи. Так, например, мы предлагали детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители
помогали, направляли детей на выполнение заданий. Также родителям предлагали домашние задания по поиску информации и иллюстративного материала. Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям, ставили такие же и более сложные опыты дома, учились ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Кроме этого, родители помогали нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирали экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к этому занятию. Для просвещения родителей мы проводим консультации по темам:
— «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;
-«Экспериментирование с водой, песком»;
— «Игра или экспериментирование»;
Совместные проекты.
Наша работа с родителями была основана на взаимном сотрудничестве и уважении, ну а дети, видя, что это все интересно не только им, но и их родителям с еще большим воодушевлением занимались экспериментальной деятельностью.
У детей повысился уровень познавательного интереса, обогатился кругозор познания мира природы. Дети научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, делать простейшие умозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать их взаимосвязь. Это дает нам полагать, что такая система развивающего обучения способствует повышению уровня интеллектуально-познавательного развития детей и их умственного развития в целом.
Я уверенна, что знания, умения поисковой деятельности, полученные, нашими воспитанниками будут, полезны в дальнейшей жизни.
В целях повышения своего профессионального уровня, постоянно знакомлюсь с новинками методической литературы и периодическими изданиями. Занимаюсь изучением новых пособий по данному направлению, совершенствую свое педагогическое мастерство, а также делюсь опытом своей работы на методических объединениях, размещаю их на своем мини-сайте в социальной сети работников образования.
В будущем планирую работать, в данном направлении, повышая свой профессиональный и творческий уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность
Статья...
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно...
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Развитие познавательной активности у детей дошкольного...
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»
Статья о значимости исследовательской деятельности в дошкольном возрасте....
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»
Консультация для воспитателей «Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»...
Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...
Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.Часть 2
laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...