Экспериментальная деятельность, как средство развития речи у дошкольников.
консультация (старшая группа) на тему

Алсынбаева Разима Мурзагалеевна

Экспериментальная деятельность, как средство развития речи у дошкольников.

           Как поощрять детскую любознательность, утолять жажду познания маленьких «почемучек?». Это можно сделать в детском саду, создав комфортные и методически грамотные условия для детского экспериментирования, например на занятиях по окружающему миру. Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и на долго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение опытно-экспериментальной деятельности в практику работы дошкольного образовательного учреждения.

В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:

  • создание условий для формирования основного целостного мироведения ребенка дошкольного возраста средствами физического эксперимента;
  • развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности;
  • создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Опытно-экспериментальную деятельность можно распределять по направлениям:

  • живая природа (характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде).

- неживая природа (воздух, почва, вода, магниты, звук, свет).

  • человек (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).

Структура детского экспериментирования

  • постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
  • целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
  • выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
  • проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
  • анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось);
  • формулирование выводов;

Для реализации всего объема работы педагогами ДОУ создаются предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группах ДОУ могут быть оборудованы детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования: приборы-помощники «лупы, весы, песочные часы, компас, магнит, различные сосуды, пластмасса, стекло, металл, керамика»; природный материал: «камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья - мох, листья»; утилизированный материал: «проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки»; технический материал: «гайки, скрепки, гвозди, болты»; разные виды бумаги: «обычная бумага, картон, наждачная, копировальная»; красители: «пищевые и непищевые».

Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы. Все это достигается в предварительной комплексной работе в различных видах деятельности, а также благодаря играм, опытно- экспериментальной работе, проводимой на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя, от имени которого предлагаются задания. Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез - догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удастся). А вопросы «Зачем?», «Как?», «Почему?» требуют от воспитателя компетентности в различных областях окружающего нас мира.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединять все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию окружающего мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Также в процессе детского экспериментирования дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предложения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения, фиксировать этапы действий и результаты графические.

Таким образом, в процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Связь исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условие для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Например, при ознакомлении детей с таким природным явление, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека можно использовать следующие методические приемы: наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?»; для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха, игра «Разный ветер».

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_1.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность, как средство развития речи у дошкольников.

           Как поощрять детскую любознательность, утолять жажду познания маленьких «почемучек?». Это можно сделать в детском саду, создав комфортные и методически грамотные условия для детского экспериментирования, например на занятиях по окружающему миру. Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и на долго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение опытно-экспериментальной деятельности в практику работы дошкольного образовательного учреждения.

В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:

  • создание условий для формирования основного целостного мироведения ребенка дошкольного возраста средствами физического эксперимента;
  • развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности;
  • создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Опытно-экспериментальную деятельность можно распределять по направлениям:

  • живая природа (характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде).

- неживая природа (воздух, почва, вода, магниты, звук, свет).

  • человек (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).

Структура детского экспериментирования

  • постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
  • целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
  • выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
  • проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
  • анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось);
  • формулирование выводов;

Для реализации всего объема работы педагогами ДОУ создаются предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группах ДОУ могут быть оборудованы детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования: приборы-помощники «лупы, весы, песочные часы, компас, магнит, различные сосуды, пластмасса, стекло, металл, керамика»; природный материал: «камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья - мох, листья»; утилизированный материал: «проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки»; технический материал: «гайки, скрепки, гвозди, болты»; разные виды бумаги: «обычная бумага, картон, наждачная, копировальная»; красители: «пищевые и непищевые».

Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы. Все это достигается в предварительной комплексной работе в различных видах деятельности, а также благодаря играм, опытно- экспериментальной работе, проводимой на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя, от имени которого предлагаются задания. Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез - догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удастся). А вопросы «Зачем?», «Как?», «Почему?» требуют от воспитателя компетентности в различных областях окружающего нас мира.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединять все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию окружающего мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Также в процессе детского экспериментирования дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предложения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения, фиксировать этапы действий и результаты графические.

Таким образом, в процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Связь исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условие для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Например, при ознакомлении детей с таким природным явление, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека можно использовать следующие методические приемы: наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?»; для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха, игра «Разный ветер».

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность как средство развития мыслительных операций дошкольников.

Цели:Создавать условия для систематического постепенно усложняющего освоения детьми элементарных приемов во время игр с песком, водой, экспериментов с природным материалом, бросовым материалом, мелким...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

        Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Дети, не получившие в дошкольном возрасте со...

Мастер-класс: : «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».

Мастер-класс:  «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»....

Мастер – класса для педагогов ДОУ по теме: - экспериментальная деятельность, как средство развитие речи дошкольников «Страна чудес»

Продолжительность мастер-класса: 10 минутЦель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта ...

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников.

М. Монтессори отмечала: "Если понадлюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое созн...

Консультация для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».

Консультация для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»....