Педагогическая технология формирования культурно-гигиенических навыков
презентация к занятию (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К культурно - гигиеническим навыкам, как отмечают в своем исследовании В.И. Логинова и П.Г.Саморукова, относятся навыки: - по соблюдению чистоты тела; - культурной еды; - поддержания порядка в окружающей обстановке; - культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
В психолого-педагогической науке проблемой культурно-гигиенических навыков занимались такие исследователи как Е.А. Аркин, Е.Н.Водовозова, А.В. Запорожец, В.И.Логинова, А.С. Макаренко, С.В.Петерина, Н.Л.Свинтицкая, П.Г.Саморукова, Ф.А. Сохин, Е.И.Тихеева, А.Г.Хрипкова, В.И. Ядэшко и др.
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогической технологии формирования у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков
Объект исследования: процесс воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста Предмет исследования: педагогическая технология формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что у детей младшего дошкольного возраста можно сформировать культурно-гигиенические навыки, если: а) будут подобраны игры, разработаны занятия, направленные на формирование навыков по соблюдению чистоты тела, навыков культурной еды и навыков аккуратного и бережного обращения с вещами; б) будет организована работа с педагогами и родителями в данном направлении; в) будут выделены методы и приемы воспитания когнитивного и поведенческого компонентов культуры поведения.
Задачи исследования : 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. 2. Выявить уровни сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. 3. Изучить состояние проблемы в педагогическом процессе ДОУ. 4. Разработать и экспериментально апробировать педагогическую технологию формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Культурно-гигиенические навыки - это действия, связанные с соблюдением чистоты и порядка. Условно делятся на 4 группы: Навыки чистоты и личной гигиены; Навыки культурной еды (пользование приборами, обращение с пищей); Бережное обращение с вещами личного обихода; Соблюдение чистоты и порядка в окружении человека.
Задачи констатирующего этапа эксперимента : 1. Выявить уровни сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников. 2. Выяснить отношение родителей к проблеме формирования культурно-гигиенических навыков. 3. Изучить состояние данной проблемы в ДОУ.
Критерии сформированности культурно-гигиенических навыков Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела : Дети самостоятельно засучивают рукава, моют руки и лицо, правильно пользуются мылом, не мочат одежду, сухо вытирают лицо и руки, вешают полотенце на место. Умеют своевременно пользоваться носовым платком, туалетом; соблюдают опрятность, устраняет сам, или с помощью взрослых неполадки. Навыки культурной еды : Дети не должны крошить хлеб, должны пережевывать пищу с закрытым ртом, не проливать суп, чай, правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу четвертого года жизни), салфеткой. Навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования : Дети учатся одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, надевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы застегивать, завязывать шнурки ботинок. Замечают непорядок в одежде (расстегнулась пуговица, завернулся воротник и т.п.) и самостоятельно его устранить или обращаться за помощью ко взрослым.
Распределение детей по уровням сформированности представлений о культурно-гигиенических навыках (по результатам беседы)
Уровни проявления культурно-гигиенических навыков в деятельности (по результатам наблюдения )
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков
Задачи формирующего эксперимента разработка и апробация педагогической технологии формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников; формирование интереса у воспитателей к проблеме формирования культурно-гигиенических навыков; повышение педагогической культуры родителей по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у детей.
Цели первого этапа (подготовительного) знакомить с культурно – гигиеническими навыками, с предметами индивидуальной гигиены; развивать внимание и воображение; формировать умения понимать различные действия с помощью картинок.
Литература для чтения детям:
Формы и методы работы с детьми на первом этапе Чтение художественных произведений Беседы с детьми по прочитанным произведениям Использование фольклорных произведений в режимных моментах Этические беседы
Цели второго этапа (основного) Научить детей действиям с предметами личной гигиены: зубной щеткой, полотенцем, расческой, бельем. Формировать потребность в культурно – гигиенических навыках. Раскрывать потенциал детей, вовлекая их в различные игры. Формировать неприязнь, брезгливость к неопрятности, неаккуратности. Обеспечить возможность детям действовать самостоятельно.
Формы и методы работы с детьми на втором этапе Упражнения с детьми Игровые ситуации Игры с куклой Беседы по сюжетным картинкам Проблемные ситуации Дидактические игры
Цели третьего этапа (итогового) Совершенствование приобретенных умений. Закрепление представлений детей об опрятности. Содействие становлению форм естественного поведения.
Формы и методы работы с детьми на третьем этапе Дидактические игры Игровое занятие «Будьте здоровы» Игровое занятие «Зайка в гостях у детей» Игры с куклой
Динамика уровней сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия формирования культурно – гигиенических навыков
Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребёнка к следующим гигиеническим навыкам...
Педагогический проект «Формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».
Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию....
Педагогический проект "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"
Цель проекта - использование малых форм устного народного творчества для повышения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста....
Педагогический проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. Проект направлен на создание в группе игровой обстановки для эффективного их формирования....
Педагогический проект: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Именно в дошкольном воз...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольный возраст – это возраст, когда закладывается фундамент личности, база для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, усвоение различных видов деятельности и форм пове...
Педагогический проект " Формирование культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Представляю вам проект, который направлен на начальные представления детей о ценности здоровья а также на активное привлечение родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигены...