ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация (младшая группа)
Дошкольный возраст – это возраст, когда закладывается фундамент личности, база для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, усвоение различных видов деятельности и форм поведения именно в дошкольном возрасте важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их значимость, легко, быстро и правильно выполнять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_priemy_formirovaniya_kulturno.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Молчанова Любовь Павловна – воспитатель
ГБУРХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей»
Аннотация: дошкольный возраст – это возраст, когда закладывается фундамент личности, база для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, усвоение различных видов деятельности и форм поведения именно в дошкольном возрасте важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их значимость, легко, быстро и правильно выполнять.
Ключевые слова: культурно-гигиенические навыки, дошкольный возраст.
Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. приучения, поэтому воспитание культурно-гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня Режим обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
Формирование культурно-гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. У детей раннего возраста которые поступают к нам в отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: многие не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Таким образом, проблема воспитания культурно-гигиенических навыков в данной возрастной группе стоит достаточно остро. Особое внимание уделяем формированию нового навыка, привычки, связанных с изменением обстановки, вида деятельности, с появлением новых обязанностей. Для успешной работы в этот период очень важно вызвать у детей положительные эмоции. В дальнейшем нужно приучать дошкольников выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, что требует преодоления определенных трудностей
Чтобы привить культурно-гигиенические навыки пользуемся такими приёмами как показ и пример, объяснение и пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся – воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…»
Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, закрепляем у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм («Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накорми куклу обедом» и т. п.).
Для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков. широко используем художественное слово, народный фольклор С их помощью дети лучше запоминают, что нужно делать, как поступить, глубже понять окружающий мир., также воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формируют мировоззрение. Рассматривания иллюстрации, картины уточняем представления о том, как надо выполнять тот или иной навык. В процессе повседневной работы стремимся к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки постоянно совершенствовались. С поступлением детей в наш центр ежедневно приучаем к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.
. В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх, специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях, и в повседневной жизни для этого используем некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Водичка, водичка», «Мыльные перчатки», «Приведи куклу в порядок», «Оденемся на прогулку», «Чистоплотные дети», «Что ты можешь о них сказать? «Хорошо - плохо», Игровые упражнения; «Умоем Катю», «Оденем Машу»
Приобщая малышей к культурно-гигиеническим навыкам, обращаемся и к произведениям детских писателей. Это сказки К. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе» З. Александровой «Я рубашку сшила мишке», стихи И. Гуриной. Интересны детям и литературные сюжеты где присутствует «Девочка чумазая» . На их основе во второй половине дня в совместной деятельности педагога с детьми разыгрываются маленькие сценки-развлечения: «Маша и ребята», «Друзья Мойдодыра», «Праздник мыльных пузырей» распределив роли между детьми. На первых занятиях целью которых является воспитание культурно -гигиенических навыков, в гости приходит Мишутка, которому объясняем и показываем зачем мы умываемся, последовательно одеваемся, и как складываем одежду. Цикл занятий «В гостях у Мойдодыра » целью которых является расширение кругозора о предметах личной гигиены, знакомство с этими личной гигиены; воспитание аккуратности и потребности в личной гигиенe. , знакомит их со строением частей тела и ухода за ними .
Во время труда в помещении или на участке также есть немало возможностей для закрепления гигиенических навыков у детей. объясняем ребятам, что нужно не только выполнить работу хорошо, но и стараться не поранить руки. А для этого важно правильно пользоваться предметами труда и инвентарем, напоминаем также и о необходимости поддерживать чистоту на своем рабочем месте, в рабочей зоне. Для закрепления знаний и навыков личной гигиены детям даются различные поручения, например, проверяем совместно с воспитанниками порядок личных вещей в шкафу. Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.). Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков в процессе сюжетно-ролевых игр напоминаем ребёнку: «Ты всегда моешь руки перед едой? Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Необходимо помнить, что культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении, изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.
Самое успешное гигиеническое воспитание – это личный пример.
В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет оценка, поэтому своевременно хвалим и подбадриваем ребенка, добиваясь положительного эмоционального отношения его к гигиеническим процедурам и осознанного их выполнения. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.
В процессе работы над формированием культурно-гигиенических навыков замечаем изменения: --- дети стали опрятнее одеваться, стали следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые воспитанники заметно улучшают свое поведение во время приема пищи, свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши проявляют больше инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи, чаще замечают неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие. Привитые в детстве культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Формируя их, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом нужно набраться большого терпения и понимания.
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку чистоте, аккуратности, порядку. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правили норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Привитие у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания способствует процессу социализации ребенка, т.е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, обходиться без помощи взрослого и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них привычкой, а гигиенические навыки с возрастом совершенствовались.
Список используемых источников
1 Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой-
В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
2 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение-1991
3 Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М. Просвещение, 1986.
:4 Строгонова Л.Б. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей
дошкольного возраста [Электронный ресурс].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»
Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания. Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни. В...
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для педагогов...
Семинар -практикум по теме "Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"
Цель: уточнить и расширить знания педагогов; выявить степень понимания проблемы; помочь в поиске путей ее решения....
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Грамматический строй языка ребёнок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих людей дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самосто...
Конференция пап «Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»
Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста...
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПодготовила:Учитель-логопед Мороз Светлана Вячеславовна Сл...