Программа В гости к сказке
рабочая программа (старшая группа) по теме
Программа театрально кружка "В гости к сказке" для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_v_gosti_k_skazke.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»
Программа театрального кружка
«В гости к сказке»
Срок реализации 2 года
Возраст детей 5-7 лет
Разработчик :
Чирвина Ольга Валентиновна
Нижневартовск 2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………… | 2 |
Учебно-тематический план…………………………………………………… | 4 |
Содержание программы………………………………………………………... | 11 |
Педагогический мониторинг …………………………………………………... | 17 |
Список литературы……………………………………………………………… | 18 |
Пояснительная записка
Театрализованная деятельность - сложный феномен человеческой активности. Исполняя ту или иную роль, человек переносится на другую сторону бытия, в иное пространство и время, перевоплощается, наделяется новыми качествами, приобретает новые возможности, проживает другую жизнь, приобретает дополнительный опыт.
Сила воздействия театрализованной деятельности на ребенка огромна, ее педагогические возможности неисчерпаемы поскольку:
- основывается на театральном искусстве, являющемся синтетическим (объединяющим все виды искусства: художественное слово, музыку, пластику, декоративно-художественное оформление и т.п.). Кроме того ребенок воспринимает окружающий мир синкретически.
- близка к игре – наиболее доступной деятельности ребенка в дошкольном детстве, вместе с сюжетно-ролевыми играми имеет общую основу, являясь одним из видов творческих игр.
Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений (сенсорики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.).
Программа театральной студии «В гости к сказке» разработана с учетом новейших парциальных программ по театрализованной деятельности, новейших технологий по данной тематике.
Цель: Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность.
Задачи:
- Приобщать детей к театральной культуре, пробуждать интерес к театрально-игровой деятельности, создать необходимые условия для ее проведения.
- Развивать творческую активность, инициативу детей в театрализованных играх, самостоятельность в создании художественного образа.
- Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движениями основные эмоции.
- Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию.
- Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
- Совершенствовать навыки и умения в плане моделирования элементов социального поведения в заданных условиях.
- Продолжать воспитывать гуманные чувства, формировать представления о честности, справедливости, доброте.
Учебно-тематический план
Октябрь
Виды деятельности | Программное содержание | Методические приемы |
Речевые игры | Развивать интонационный и фонематический слух. Расширять речевой диапазон. | Стихотворение «Лягушки» И.Токмакова, проговаривание скороговорок с различной интонацией. |
Ритмопластика (логоритмика) | Побуждать к импровизации игровых образов, используя знакомые средства выразительности. | «Веселые мошки» муз. С.Майкапара. |
Развитие мелкой моторики | Способствовать развитию чистоты речи, умению владеть своим голосом. | «Месим тесто», «Печем блины» |
Развитие творческой самостоятельности | Развивать навыки импровизации, пантомимики. Развивать творческую инициативу, фантазию. | Этюды для передачи основных эмоций: «Кубик», «Зеркало». Игра с движением «мы по лесу шли». |
Музыкально-театральное образование | Знакомить детей с литературной основой сказки. Формировать представление о театре как одном из видов искусства. | Рассматривание иллюстраций известных театров Мира |
Работа над спектаклем | Продолжать обучать приемам кукловождения (пальчиковый театр). Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. | Чтение сказки « Под грибом» В. Сутеев Беседа о смысле сказки. Отгадывание героев сказки. Изготовление героев сказки. |
Ноябрь
Виды деятельности | Программное содержание | Методические приемы |
Речевые игры | Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, выразительность речи. Расширять естественное звучание голоса, чувство слова. | Проговаривание чистоговорок с разной силой голоса. |
Ритмопластика (логоритмика) | Самостоятельно выполнять и менять движения в соответствии с характером музыки | Музыкально-ритмические композиции. |
Развитие мелкой моторики | Укреплять мышцы пальцев и ладоней. Способствовать развитию подражательной способности | «Лягушата», «Грибы» |
Развитие творческой самостоятельности | Дать детям почувствовать себя авторами творческой работы. Учить самостоятельно подбирать движения, способы действия для передачи образа персонажей. | Игра пантомима «Жадный пес».Творческие задания:
|
Музыкально-театральное образование | Знакомить детей с видами декораций, показать необходимость декораций для создания сказочной обстановки. Знакомство с варежковым театром. | Показ декораций, элементов костюмов, варежкового театра. |
Работа над спектаклем | Поощрять проявление творческой активности детей, желание доставить радость зрителям. | Этюды, распределение ролей, репетиция.Показ спектакля детям младшей группы |
Декабрь
Виды деятельности | Программное содержание | Методические приемы |
Речевые игры | Развивать связную монологическую речь, интонационную выразительность. | Заучивание и чтение русских народных потешек: «Ой мороз, мороз», «Уж ты зимушка-зима» |
Ритмопластика (логоритмика) | Развивать двигательные способности детей, навыки творческой импровизации под музыку соответствующего характера. | «Музыкальные картинки» Ломовой. |
Развитие мелкой моторики | Развивать координацию и мелкую моторику пальцев в сочетании с речью. | «Зима», «Ветер холодный пригнал облака» |
Развитие творческой самостоятельности | Поощрять самостоятельность и оригинальность в творчестве (песенное, танцевальное). Развивать навыки публичного выступления. | «Веселые превращения» -самостоятельно придумать движения в соответствии с текстом. |
Музыкально-театральное образование | Познакомить детей с театральными профессиями: гримера и костюмера. Знакомство с театром картинок на руке. | Беседа «Кто работает в театре» Разыгрывание сценок из сказки «Морозко» с предложенным видом театра. |
Работа над спектаклем | Продолжать привлекать детей к активному участию в театрализованных постановках. Воспитывать доброжелательные отношения. Создать положительный эмоциональный настрой. | Постановка спектакля «Морозко». |
Январь-февраль
Виды деятельности | Программное содержание | Методические приемы |
Речевые игры | Развивать умение управлять своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией. | Артикуляционный комплекс : «Зима». Е.А.Пожиленко |
Ритмопластика (логоритмика) | Развивать пластическую выразительность, естественность, непринужденность в передаче театрально-игрового образа ( животные) | Инсценировка песни «На мосточке» муз. А.Филлипенко. |
Развитие мелкой моторики | Укреплять мышцы пальцев и ладоней, формирования навыков музицирования. Способствовать развитию подражательной способности | |
Развитие творческой самостоятельности | Развивать способность к свободному выбору движений, мимики для передачи образа. Учить использовать жесты как средство выразительности. Развивать сценическое творчество. | Этюды на выразительность движений. Игры с движениями «Поиграем-угадаем», «Загадки без слов». |
Музыкально-театральное образование | Развивать эстетический вкус, интерес к искусству. Вызвать желание посещать спектакли. Расширять представления о видах кукольного театра (би-ба-бо) | Посещение театра «Барабашка» совместно с родителями |
Работа над спектаклем | Побуждать детей к активному участию в драматизации литературных произведений. Совершенствовать умения в кукловождении. | Разыгрывание сказки «Заюшкина избушка», (би-ба-бо) |
Март
Виды деятельности | Программное содержание | Методические приемы |
Речевые игры | Развивать четкую дикцию, интонационную выразительность речи. Продолжать работать над речевым дыханием. Учить менять силу голоса, звука, темп речи. | «Необычный букет», «Приход весны» Артикуляционный комплекс Е.А.Пожиленко «Весна» |
Ритмопластика (логоритмика) | Учить придумывать пляски, танцы разнообразной направленности, свободно ориентироваться в пространстве. | «Танцующие куклы» муз. И. Литкова. |
Развитие мелкой моторики | Опосредованно влиять на развитие речи, правильного звукопроизношения, внимания памяти. | «Зайчик», «Ножницы», «Вилка», «Колечко» |
Развитие творческой самостоятельности | Совершенствовать исполнительские умения в воспроизведении отдельных черт характера персонажей. Стимулировать желание самостоятельно искать выразительные средства для показа образа персонажей. | Игры с движениями «Живой оркестр», «Представьте себя». Театр одного актера ( сказка, сюжет по самостоятельному выбору). |
Музыкально-театральное образование | Познакомить детей с театральными жанрами (опера, балет) | Просмотр отрывков из детских спектаклей. |
Работа над спектаклем | Побуждать детей к активному участию в театрализованном действии. Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой. Воспитывать коммуникативные навыки. | Инсценировка на празднике 8 Марта |
Апрель-май
Виды деятельности | Программное содержание | Методические приемы |
Речевые игры | Учить сочетать движения и речь.Закреплять умения детей интонационно выразительно проговаривать фразы с различным эмоциональным состоянием.Развивать артикуляционный аппарат. | Словесные игры и упражнения «Придумай диалог», «Телефон». Проговаривание чистоговорок , скороговорок с различной интонацией. |
Ритмопластика (логоритмика) | Развивать умение использовать мимику, жесты для более точной передачи характера персонажа. Учить самостоятельно находить место на сцене, не мешая друг другу. | «Капризуля» муз. В.Волкова. «Прыгалки» муз. С.Прокофьева |
Развитие мелкой моторики | Создать благоприятный эмоциональный фон. Способствовать согласованности движений и речи. | «Мальчик-пальчик», «Дружба», «Семья» |
Развитие творческой самостоятельности | Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе средств, для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений, жестов, мимики в передаче игрового образа.Развивать творческий потенциал. | Музыкально-литературная композиция «Приди, весна, с радостью» |
Музыкально-театральное образование | Продолжать знакомить детей с театральными профессиями( режиссер, костюмер, билетер) | Досуг «Волшебный мир театра» |
Работа над спектаклем | Побуждать детей к активному участию в театрализованном действии. Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой. Поощрять проявление творческой активности детей. Воспитывать коммуникативные навыки. | Подготовка к постановке спектакля «Красная шапочка» Постановка сказки |
Содержание программы
Программа состоит из шесть разделов, работа над которыми ведется в течение двух лет т.е. в общеразвивающих группах для детей 5-6 лет, 6-7 лет.
Первый год обучения
(дети 5-6 лет)
Цель: Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
- продолжать развивать интерес к театрализованным играм путем активного вовлечения детей в игровые действия;
- вызывать у детей желание попробовать себя в разных ролях;
- усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных художественных задач, смены тактики работы над спектаклем;
- создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказываться по поводу подготовки к выступлению;
- учить выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками, воображаемые предметы;
- поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли;
- развивать представления о различных видах кукольного театра, других видах искусства;
- расширять представления об окружающей действительности;
- закреплять правильное произношение всех звуков, интонационную выразительность речи;
- побуждать импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов;
- стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа;
- поощрять стремление подбирать знакомые попевки от разных звуков, включая их в игровые импровизации;
- развивать желание участвовать в танцевальных импровизациях;
- продолжать воспитывать гуманные чувства, стремление быть отзывчивым к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, прийти на помощь в сложной ситуации.
К концу года:
- формируются навыки коллективных действий;
- воспитываются умения психофизического и эмоционального раскрепощения посредством активизации мышц лица и тела;
- закладываются основы сценической речи, формируются навыки словесных действий (эмоциональное погружение в произносимые слова)
- формируются вокальные навыки и навыки музыкально-ритмических движений
Второй год обучения
(6-7 лет)
Цель: Формировать думающего и чувствующего, активного человека, готового к творческой деятельности.
Задачи:
- развивать способности детей средствами театрального искусства, творческую самостоятельность, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации;
- продолжать развивать знания об окружающей действительности;
- расширять и уточнять представления детей о различных видах кукольного театра;
- закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
- побуждать сочинять сказки, используя персонажей известных сказок;
- поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа;
- продолжать воспитывать гуманные чувства;
- развивать способность анализировать поступки свои, сверстников, героев художественной литературы;
- совершенствовать песенные импровизации детей;
- поддерживать инициативу детей в импровизациях на детских музыкальных инструментах, сопровождающих спектакли, драматизации;
- воспитывать устойчивый интерес к музыкально-театрализованной деятельности.
К концу года:
- адекватно воспринимают, анализируют образы окружающей действительности и творчески их отражают, воплощая представления и фантазии средствами актерской выразительности;
- овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками юного актера музыкального театра, к которым относятся пантомимика, художественное слово, пение и музыкальные движения, и применяют полученные знания, умения и навыки на практике в качестве исполнителя конкретной роли.
Раздел «Речевые игры» помогает детям в работе над дикцией. Данные игры включаются в каждое занятие. Речевой материал содействует:
- формированию речевого и певческого аппарата;
- умению изменять силу и высоту голоса, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолированно, в словах, фразах;
- воспроизведению речевого и певческого репертуаров в заданном темпе, ритме;
- умению выражать свои эмоции разной интонацией голоса.
Раздел «Ритмопластика» (логоритмика) включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения направленные на совершенствование:
- естественных психомоторных способностей детей;
- музыкально-ритмических навыков детей;
- умений свободно двигаться в определенном пространстве;
- придумывать и передавать в движении музыкально и театрально-игровой образ, используя, жест, мимику, пластику.
Раздел «Развитие мелкой моторики» позволяет с помощью выполнения упражнений и ритмических движений пальцами:
- стимулировать развитие речи, памяти;
- создать благоприятную атмосферу на занятии;
- развивать умение подражать взрослому;
- понимать смысл речи.
Раздел «Развитие творческой самостоятельности» способствует:
- развитию творческих способностей, таких как мышление, воображение, память;
- умению проявлять самостоятельность в выборе варианта постановки сказки;
- обогащению детей музыкально-театральными впечатлениями;
- усилению мотивации детей, их интересу к музыкально-театральному творчеству.
Раздел «Музыкально-театральное образование» развивает:
- эстетический вкус;
- интерес к различным видам искусства;
- представления о различных музыкальных и театральных профессиях, театральной терминологии;
- представления о культуре поведения на концерте, в театре.
Раздел «Работа над спектаклем» способствует:
- развитию умения сочинять этюды по сказкам, басням;
- совершенствованию навыков кукловождения различных кукольных театров;
- развитию умения мастерить кукол для настольного театра, изготавливать несложные декорации, костюмы, пригласительные билеты и афиши;
- развитию умений действовать с воображаемыми предметами;
- совершенствованию умения пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;
- пополнению словарного запаса, образного строя речи;
- формированию ответственности за порученное дело.
Программа предусматривает так же:
- совместные просмотры и обсуждения спектаклей, музыкальных произведений;
- театрализованные концерты;
- творческие конкурсы.
Методы реализации программы:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный ( объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала)
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения)
- эвристический (проблема формируется детьми, ими же ищутся способы ее решения).
Методы воспитания включают: убеждение, упражнения, личный пример, поощрения. Все методы воспитания реализуются различными средствами:
Предметными – для полноты детского восприятия работа проводится с использованием наглядных пособий и технических средств;
Практическими – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание, этюдная работа;
Интеллектуальными – анализ, синтез, обобщение, рефлексия.
Прогнозируемый результат: формирование умения познавать себя, окружающий мир, развитие навыков взаимодействия с другими людьми, совершенствоваться эмоционально, интеллектуально, духовно и физически.
Программа рассчитана на два года. Занятия проводятся один раз в неделю по 30 минут во второй половине дня. Всего 32 занятия.
Распределение часов по программе.
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Речевые игры | 7 |
2 | Ритмопластика (логоритмика) | 6 |
3 | Развитие мелкой моторики | 3 |
4 | Развитие творческой самостоятельности | 7 |
5 | Музыкально-театральное образование | 3 |
6 | Работа над спектаклем | 6 |
Примечание: разбивка по часам условная, на каждом занятии должны быть представлены практически все разделы.
Для проведения итогов реализации программы используются:
- диагностирование;
- театральные постановки;
- игры;
- концерты.
Педагогический мониторинг
Критерии оценки результатов.
Речевые игры:
- сформированность речевого аппарата в соответствии с возрастом;
- четкость дикции;
- дыхание;
- умение выражать эмоции с помощью голосового аппарата.
Ритмопластика (логоритмика)
- музыкально-ритмические навыки развиты соответственно возрастным особенностям;
- свободные движения в определенном пространстве;
- придумывание в движении музыкальных и театральных игровых образов;
- - воспроизведение речевого и певческого материала в заданном темпе и ритме.
Развитие мелкой моторики:
- умение подражать взрослым;
- координация движений кистей рук и пальцев;
- проявление воображения и фантазии.
Развитие творческой самостоятельности:
- сформированность интереса к музыкально-театральному творчеству;
- умение самостоятельно выбрать способ оригинальных действий для передачи игрового образа.
Музыкально-театральное образование:
- сформированность интереса к различным видам искусств;
- знания о музыкальных и театральных профессиях;
- основы правил поведения в учреждениях культуры.
Работа над спектаклем:
- умение сочинять этюды по сказкам, басням;
- навыки кукловождения соответственно возрасту;
- умение действовать с воображаемыми предметами;- умение передавать эмоциональные состояния через движения, жесты, позы.
Список литературы
- И.В. Рякина. Народные праздники, Екатеринбург, 2002.
- Л.В. Жданова. Праздники в детском саду. М.: «Аквариум», 2000.
- М.Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. М.:Творческий центр, 2001.
- Л.Поляк. Театр сказок.Спб.:-Детство-Пресс, 2001.
- М.В. Тихонова, Н.С. Смиронова, Красна изба. Спб.- Детство-пресс, 2000.Л.А. Варавина.В гостях у Бабушки-Загадушки. М., 2008.
- Л.А. Выткалова, П.В. Краюшкина. Мир чувств ребенка.- Волгоград: Учитель, 2009.
- Г.П. Федорова. На золотом крыльце сидели.Спб.: Детство-Пресс, 2006.
- Н.В. Абельмас. Колыбельные песни, потешки, прибаутки. – М.: изд. АСТ, Донецк: Сталкер, 2003.
- Р. Туфкрео. Театр создаем сами.М, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вариативная программа « В гостях у сказки»
Театрализованная деятельность позволяет ребенку 5-6 лет решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «В гостях у сказки» Программа кружковой театрализованной деятельности по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Тема: "В гостях у сказки"...
ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
Данный материал содержит программу по развитию связной речи посредством сказок для старшей группы детского сада. Программа обеспечивает учет уникальных возможностей старших дошкольник...
Рабочая программа "В гостях у сказки"
Рабочая программа по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...
Дополнительная общеобразовательная программа " В гостях у сказки"
Программа расчитана для детей 4 - 7 лет. Основной задачей является базовое формирование театральных представлений и навыков ребёнка. Очень интересна в реализации....
Программа "В гостях у сказки"
quot;В гостях у сказки"...
Программа "В гостях у сказки" .Игра- драматизация по сказке "Теремок"
6 декабря 2023г. дети младшей группы №1 инсценировали сказку "Теремок". С помощью масок и костюмов ребята превратились в настоящих актеров.Они смогли продемонстрировать не только знание сказ...