Рабочая программа "В гостях у сказки"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Рабочая программа по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 205 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД №5 «МИР ДЕТСТВА»
Рабочая программа
«В гостях у сказки»
Составлена
воспитателем МБДОУЦРР№5
Бочаровой О.В.
Принята на педагогическом
совете МБДОУ ЦРР№5
протокол №1от 30.08.2017 г.
г.Тула
2017 г.
Паспорт программы
Наименование образовательной программы:
«В гостях у сказки»
Организация – исполнитель:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад №5 «Мир детства»
Автор: Бочарова Ольга Валентиновна
Группа: воспитанники подготовительной к школе группы (6-7 л)
Цель программы: Развитие способностей детей
средствами театрального искусства
Направленность: Художественно – эстетическая
Срок реализации: 1 год
Уровень освоения: общекультурный, практический
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка ------------------------- стр.4
- Цель и задачи ------------------------------------- стр.4-5
- Структура занятий -------------------------------стр.5
- Учёт реализации межпредметных
связей по разделам -------------------------------стр.6
- Содержание программы ------------------------стр.7
- Перспективно – тематическое
планирование -------------------------------------стр.8-10
- Требования к уровню подготовки ------------стр.11
- Список литературы -----------------------------стр.12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в МБДОУ ЦРР№5 г.Тулы был организован театральный кружок «В гостях у сказки».Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 6 –7 лет (подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе.
Цель и задачи программы
Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей подготовительной группы перед младшими и пр.).
3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
5. Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия: 30 мин.
Структура занятий
1 этап - психологическое вхождение в занятие.
Театральная разминка (психогимнастика, встреча со знакомым или неизвестным персонажем; двигательно-творческие упражнения; упражнения на развитие эмпатии; речевая разминка; ролевая игра и т.д.);
2 этап - познавательный (беседы, рассказ педагогов, игры, просмотр слайдов и диафильмов, арт - терапия и др.);
3 этап - практический (игровые упражнения, творческие задания и игры, этюды, работа с куклами различных систем, сочинения и пересказ и т.д.);
4 этап – релаксация (игры на расслабление и снятие эмоционального и мышечного напряжения, фантазирование с использованием музыки разного характера, звуков природы);
5 этап – завершающий (подвижные игры, общение детей друг с другом, куклами, педагогом, импровизационные игры и упражнения и т.д.).
Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг) проводится 2 раза в год:
- вводный мониторинг– с 1 сентября по 14 сентября (знакомство с детьми и выявление творческих способностей);
- итоговый мониторинг - май
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1.«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2.«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
3.«Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4.«Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
5.«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений. Следует отметить, что блоки основы кукловождения, самостоятельная деятельность реализуется на одном - двух занятиях в месяц; основы кукольного театра реализуется на двух занятиях в месяц; основы актёрского мастерства, основные принципы драматизации- на каждом занятии.
Перспективно – тематическое планирование занятий театрального кружка
МЕСЯЦ | ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ | КОЛ-ВО ЗАНЯТИЙ |
С Е Н Т Я Б Р Ь | Давайте знакомиться Знакомство с понятием «Театр» «Мы пришли в театр»- сюжетно-ролевая игра | Знакомство с детьми и выявление творческих способностей. Диагностика. Знакомство с понятием театр: (показ слайдов, картин, фотографий). Виды театров (музыкальный, кукольный, драматический и др.) Познакомить с правилами поведения в театре. Познакомить с профессиями «кассир», «билетёр», «зритель».Показ театра. | 2 занятия (1 занятие 30 мин.) 1 занятие (30 мин.) 1 занятие (30 мин.) |
О К Т Я Б Р Ь | Театральные профессии «Наши руки не для скуки!» Физкульпауза «Веселый язычок» «Мы – артисты» | Знакомство с театральными профессиями (художник, гримёр, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист) Знакомство детей с пальчиковым театром, театром- рукавичкой. Работа с одним из видов театров. Снятие мышечного напряжения. Развитие мелкой моторики. Развитие моторики рук. Рассказать о важности артикуляционной гимнастики. Изучить несколько скороговорок. Развить интонационную выразительность. Психогимнастика. Учить пользоваться интонациями, учить строить диалоги. Развивать находчивость, воображение, фантазию. | 1 занятие (30 мин.) 1 занятие (30 мин.) 1 занятие (30 мин.) 1 занятие (30 мин.) 1 занятие (30 мин.) |
Н О Я Б Р Ь | Мимика Театр и музыка Путешествие в сказку | Обучать выражению эмоций с помощью мимики и жеста. Развивать монологическую речь. Показать приёмы вождения пальчиковых кукол. Знакомство с музыкальными театрами, с музыкальным оформлением. Ритмопластика. Познакомить с театральной ширмой, верховыми куклами на габите. | 1 занятие (30 мин.) 1 занятие (30 мин.) 1 занятие ( 30 мин.) |
Д Е К А Б Р Ь | Подвижный «Язычок» Сказка «Теремок» | Прививать интерес к работе над скороговорками. Приучать внимательно слушать партнёра, вовремя произносить свои реплики. Чтение сказки. Показ музыкальных номеров. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки. Работа с артистами. | 1 занятия (30 мин.) 3 занятия (1 занятие 30 мин.) |
Я Н В А Р Ь | Мы-артисты | Совершенствовать навыки детей в инсценированиии сказок. Учить различать эмоции и изображать их с помощью мимики и жестов. | 3 занятия (1 занятие 30 мин.) |
Ф Е В Р А Л Ь | Умелые ручки Генеральная репетиция Премьера | Подводить к созданию выразительного образа в этюдах с помощью интонации и пальчиковых кукол. Формировать умение определять черты характера персонажа, высказать своё отношение к ним, передавать их. Повтор сказки «Теремок» с песнями и танцами. Показ сказки «Теремок» возрастным группам. | 2 занятия (1 занятие 30 мин.) 1 занятие (30 мин.) Показ 40 минут |
М А Р Т | Костюмерная Театральные этюды | Роль костюмов, декораций, предметного окружения при создании образа. Продолжить развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. | 1 занятия (30 мин.) 3 занятия (1 занятие 30 мин.) |
А П Р Е Л Ь | Театр двух актёров Эмоции Импровизация В добрый путь | Обучать детей правильно выражать свои чувства и переживания; поддерживать интерес к происходящему на сцене. Просмотр сказки «Как собака себе друга искала». Развивать у детей способность правильно понимать эмоционально-выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами. Совершенствовать импровизационные способности детей. Импровизация сказки: «Волк и семеро козлят» Подведение итогов за год. Пожелания детям. Общее впечатление от занятий. | 1 занятия (30 мин.) 1 занятие (30 мин.) 1 занятие (30 мин.) 1 занятие (30 мин.) |
М А Й | Итог | Мониторинг | 2 занятия (1 занятие 30 мин.) |
Итого: | 31 занятие (16 часов) |
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения раздела «Театрализованная деятельность» дети должны уметь:
1.Разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
2.Самостоятельно организовывать театрализованные игры (выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты, распределять между собой обязанности и роли;
3. Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, интонацию, движение).
Должны знать:
1.Некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
2.Некоторые приёмы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров:, пальчиковом, настольном.
Должны иметь представление:
- о театре, театральной культуре;
- о правилах поведения в театре;
- об истории театра;
- об устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
- о видах театра, театральных персонажах, предметах декораций;
- о театральных профессиях (актёр, гримёр, костюмер, режиссёр, звукорежиссёр, декоратор, осветитель, суфлёр, постановщик танцев, капельдинер).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Антипина Е.А.Театрализованная деятельность в детском саду.М.,2003.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
- Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М.,2003.
- Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребёнка- дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно- творческого. М.,2003.
- Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М.,2000.
- Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
- Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр - творчество - дети. М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Пластилиновая сказка"
Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение,...

Рабочая программа театрального кружка "Сказка"
Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой инфор...
Рабочая программа кружка "Бумажная сказка" (по бумагопластике для детей 5-6 лет)
Рабочая программа кружка «Бумажная сказка» (по бумагопластике...

Рабочая программа творческого объединения "Сказка" для детей среднего дошкольного возраста
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.В с...
Рабочая программа кружка "Песочная сказка" во второй группе раннего возраста
Игры с песком и водой доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Но это не только развлечение. Игры с песком и водой полезны для здоровья. Я обратила внимание на т...