Рабочая программа "В гостях у сказки"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Бочарова Ольга Валентиновна

Рабочая программа по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД №5 «МИР ДЕТСТВА»

Рабочая программа

«В гостях у сказки»

Составлена

 воспитателем МБДОУЦРР№5

Бочаровой О.В.

Принята на педагогическом  

 совете МБДОУ ЦРР№5

протокол №1от 30.08.2017 г.

г.Тула

2017 г.

Паспорт программы

Наименование образовательной  программы:

 «В гостях у сказки»

Организация – исполнитель:

Муниципальное бюджетное   дошкольное образовательное учреждение  Центр развития ребенка- детский сад №5 «Мир детства»  

Автор: Бочарова Ольга Валентиновна

Группа:  воспитанники подготовительной к школе группы (6-7 л)

Цель программы: Развитие способностей детей

                              средствами театрального искусства  

Направленность: Художественно – эстетическая

Срок реализации: 1 год

Уровень освоения: общекультурный, практический

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка ------------------------- стр.4
  2. Цель и задачи ------------------------------------- стр.4-5
  3. Структура занятий -------------------------------стр.5
  4. Учёт реализации  межпредметных

связей по разделам -------------------------------стр.6

  1. Содержание программы ------------------------стр.7
  2. Перспективно – тематическое

планирование -------------------------------------стр.8-10

  1. Требования к уровню подготовки ------------стр.11
  2.  Список литературы -----------------------------стр.12

                       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в МБДОУ ЦРР№5 г.Тулы был организован театральный кружок «В гостях у сказки».Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 6 –7 лет (подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе.

Цель и задачи программы

     Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

     Задачи:

         1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.

     2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей подготовительной группы перед младшими и пр.).

    3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

    4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

    5. Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

    6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

    7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

     Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй  половине дня.

Продолжительность занятия: 30 мин.

Структура занятий

   1 этап - психологическое вхождение в занятие.

Театральная разминка (психогимнастика, встреча со знакомым или неизвестным персонажем; двигательно-творческие упражнения; упражнения на развитие эмпатии; речевая разминка; ролевая игра и т.д.);

   2 этап - познавательный (беседы, рассказ педагогов, игры, просмотр слайдов и диафильмов, арт - терапия и др.);

   3 этап - практический (игровые упражнения, творческие задания и игры, этюды, работа с куклами различных систем, сочинения и пересказ и т.д.);

   4 этап –  релаксация (игры на расслабление и снятие эмоционального и мышечного напряжения, фантазирование с использованием музыки разного характера, звуков природы);

   5 этап – завершающий (подвижные игры, общение детей друг с другом, куклами, педагогом, импровизационные игры и упражнения и т.д.).

    Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг) проводится 2 раза в год:

- вводный мониторинг– с 1 сентября по 14 сентября (знакомство с детьми и выявление творческих способностей);

 - итоговый мониторинг -  май    

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

     1.«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

     2.«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

     3.«Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

     4.«Ознакомление  с художественной  литературой»,  где  дети  знакомятся  с литературными  произведениями,  которые  лягут в  основу  предстоящей постановки  спектакля и  других  форм   организации театрализованной деятельности  (занятий по театрализованной  деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

     5.«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями     общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.     Следует отметить, что блоки основы кукловождения, самостоятельная деятельность реализуется на одном - двух занятиях в месяц; основы кукольного театра реализуется на двух занятиях в месяц; основы актёрского мастерства, основные принципы драматизации- на каждом занятии.

Перспективно – тематическое планирование занятий театрального кружка

МЕСЯЦ

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

КОЛ-ВО

ЗАНЯТИЙ

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Давайте знакомиться

Знакомство с понятием «Театр»

«Мы пришли в театр»- сюжетно-ролевая игра

Знакомство с детьми и выявление творческих способностей. Диагностика.

Знакомство с понятием театр: (показ слайдов, картин, фотографий). Виды театров (музыкальный, кукольный, драматический и др.)

Познакомить с правилами поведения в театре. Познакомить с профессиями «кассир», «билетёр», «зритель».Показ театра.

2 занятия

(1 занятие 30 мин.)

1 занятие

(30 мин.)

1 занятие

(30 мин.)

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Театральные профессии

«Наши руки не для скуки!»

Физкульпауза

 «Веселый язычок»

«Мы – артисты»

Знакомство с театральными профессиями (художник, гримёр, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист)

Знакомство детей с пальчиковым театром, театром- рукавичкой. Работа с одним из видов театров.

Снятие мышечного напряжения. Развитие мелкой моторики. Развитие моторики рук.

Рассказать о важности артикуляционной гимнастики. Изучить несколько скороговорок. Развить интонационную выразительность.

Психогимнастика. Учить пользоваться интонациями, учить строить диалоги. Развивать находчивость, воображение, фантазию.

1 занятие

(30 мин.)

1 занятие

(30 мин.)

1 занятие

(30 мин.)

1 занятие

(30 мин.)

1 занятие

(30 мин.)

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Мимика

Театр и музыка

Путешествие в сказку

Обучать выражению эмоций с помощью мимики и жеста. Развивать монологическую речь. Показать приёмы вождения пальчиковых кукол.

Знакомство с музыкальными театрами, с музыкальным оформлением. Ритмопластика.

Познакомить с театральной ширмой, верховыми куклами на габите.

1 занятие

(30 мин.)

1 занятие

(30 мин.)

1 занятие

( 30 мин.)

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Подвижный «Язычок»

Сказка «Теремок»

Прививать интерес к работе над скороговорками. Приучать внимательно слушать партнёра, вовремя произносить свои реплики.

Чтение сказки. Показ музыкальных номеров. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки. Работа с артистами.

1 занятия

(30 мин.)

3 занятия

(1 занятие 30 мин.)

Я

Н

В

А

Р

Ь

Мы-артисты

Совершенствовать навыки детей в инсценированиии сказок. Учить различать эмоции и изображать их с помощью мимики и жестов.

3 занятия

(1 занятие 30 мин.)

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Умелые ручки

Генеральная репетиция

Премьера

Подводить к созданию выразительного образа в этюдах с помощью интонации и пальчиковых кукол. Формировать умение определять черты характера персонажа, высказать своё отношение к ним, передавать их.

Повтор сказки «Теремок» с песнями и танцами.

Показ сказки «Теремок» возрастным группам.

2 занятия

(1 занятие 30 мин.)

1 занятие

(30 мин.)

Показ 40 минут

М

А

Р

Т

Костюмерная

Театральные этюды

Роль костюмов, декораций, предметного окружения при создании образа.

Продолжить развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

1 занятия

(30 мин.)

3 занятия

(1 занятие 30 мин.)

А

П

Р

Е

Л

Ь

Театр двух актёров

Эмоции

Импровизация

В добрый путь

Обучать детей правильно выражать свои чувства и переживания; поддерживать интерес к происходящему на сцене. Просмотр сказки «Как собака себе друга искала».

Развивать у детей способность правильно понимать эмоционально-выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами.

Совершенствовать импровизационные способности детей. Импровизация сказки: «Волк и семеро козлят»

Подведение итогов за год. Пожелания детям. Общее впечатление от занятий.

1 занятия

(30 мин.)

1 занятие

(30 мин.)

1 занятие

(30 мин.)

1 занятие

(30 мин.)

М

А

Й

Итог

Мониторинг

2 занятия

(1 занятие 30 мин.)

Итого:

31 занятие

(16 часов)

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения раздела «Театрализованная деятельность» дети должны уметь:

  1.Разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;

  2.Самостоятельно организовывать театрализованные игры (выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты, распределять между собой обязанности и роли;

  3. Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, интонацию, движение).

Должны знать:

  1.Некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);

  2.Некоторые приёмы и манипуляции, применяемые в знакомых          видах театров:, пальчиковом, настольном.

Должны иметь представление:

  - о театре, театральной культуре;

  - о правилах поведения в театре;

  - об истории театра;

  - об устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);

  - о видах театра, театральных персонажах, предметах  декораций;

  - о театральных профессиях (актёр, гримёр, костюмер, режиссёр, звукорежиссёр, декоратор, осветитель, суфлёр, постановщик танцев, капельдинер).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антипина Е.А.Театрализованная деятельность в детском саду.М.,2003.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  3. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М.,2003.
  4. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребёнка- дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно- творческого. М.,2003.
  5. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М.,2000.
  6. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
  7. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр - творчество - дети. М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Пластилиновая сказка"

Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение,...

Рабочая программа театрального кружка "Сказка"

Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой инфор...

Рабочая программа кружка "Бумажная сказка" (по бумагопластике для детей 5-6 лет)

Рабочая программа      кружка        «Бумажная сказка»       (по бумагопластике...

Рабочая программа творческого объединения "Сказка" для детей среднего дошкольного возраста

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ве­дущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным на­правлением.В с...

Рабочая программа старшей группы "Сказка"

Рабочая программа старшей группы "Сказка"...

Рабочая программа старшей группы "Сказка"

Рабочая программа старшей группы "Сказка"...

Рабочая программа кружка "Песочная сказка" во второй группе раннего возраста

        Игры с песком и водой доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Но это не только развлечение. Игры с песком и водой полезны для здоровья. Я обратила внимание на т...