план - программа кружка "познавайка"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
Предлагаемый в нашем плане-программе комплект приемов, направлен на развитие творческого воображения дошкольников через технологию ТРИЗ, он поможет воспитателю стимулировать познавательные интересы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие творческого мышления дошкольников по средствам технологии триз | 34.78 КБ |
Предварительный просмотр:
План – программа
по развитию у детей творческого
воображения через технологию ТРИЗ
ПОЗНАВАЙКА
Пояснительная записка
Что более всего препятствует нестандартному мышлению, принятию нешаблонных решений? Психологическая инерция, которая присутствует почти у всех и которую взрослые с «успехом» прививают детям уже с малых лет. Она является барьером создания чего-либо нового, будь то решение простой для взрослого ( но трудной для ребёнка) жизненной задачи. Существуют разные психологические барьеры: боязнь показаться глупым - бояться критики; страх перед авторитетом; неумение воспринимать объект в непривычной функции- иначе творческая слепота. Чтобы устранить эти барьеры нужно стимулировать творческую активность ребёнка. От чего она зависит? В большей мере это зависит от методов обучения, которые направляют умственное развитие ребёнка. Таким методом является проблемный метод. Суть его в том, что ребёнок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска, своеобразного открытия новых для него явлений и закономерностей. В таком случае ребёнок становится, в какой - то мере творцом и своего знания и умственного открытия. Предлагаемый в нашем плане-программе комплект приемов, направлен на развитие творческого воображения дошкольников через технологию ТРИЗ, он поможет воспитателю стимулировать познавательные интересы детей. Все задания на развитие воображения допускают самые различные варианты решений. Поэтому при проведении таких упражнений, игр важно положительно оценивать все ответы, которые хоть в какой-нибудь степени соответствуют о самостоятельности ребёнка. План-программа распределяет использование методов и элементов ТРИЗ системно по разным возрастным группам: с младшего до старшего дошкольного возраста. Материал усложняется от возраста к возрасту и требования к качеству ответов следует повышать очень медленно, постепенно, чтобы не снижать активность и непосредственность в высказываниях детей. Предлагая детям задания, воспитатель должен, с одной стороны широко варьировать материал и приёмы его использования, а с другой стороны, оставаться в рамках доступности заданий для детей данного возраста.
Большое значение имеет систематичность проведения игр, упражнений и занятий – всё это способствует преодолению инерции мышления. Является гимнастикой для ума. Вопросы, задаваемые детям должны быть поисковые, побуждающие детей обосновывать свои ответы, суждения, активизировать мыслительную деятельность ребёнка.
Обязательное условие - активное участие родителей:
- в реализации творческих проектов;
- в проведение экскурсий, прогулок;
- в организации конкурсов, выставок, праздников, развлечений;
- в проведение туристических походов, кроссах, спортивных праздниках
- поддержание инициативы детей к творчеству в детском саду и дома.
Цель плана-программы: Формирование у детей поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению
Задачи:
1. воспитывать интерес ребенка к собственным открытиям;
2. развивать творческое воображение, любознательность, фантазию дошкольников в процессе разнообразной деятельности;
3. Развивать у ребенка чувства уверенности, базирующегося на сознании самоценности при безусловном понимании достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.
4.Вовлекать родителей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс по развитию творческого воображения.
Ожидаемые результаты:
1. Дети не будут бояться ошибиться при высказывании своих мыслей.
2. Научатся нестандартно мыслить, самостоятельно находить выход из проблемных ситуаций.
3.Подымется на более высокий уровень фантазия, воображение, мышление.
4. Дети научатся выслушивать сверстников, принимать их мнение, анализировать и высказывать своё.
5. обогатится словарный запас, сформируется правильная речь.
6. Дошкольники смогут проявить свою индивидуальность.
7. Научатся радоваться успехам других.
Сокращения:
РТВ – развитие творческого воображения; МА – морфологический анализ;
МШ – мозговой штурм; МК – метод каталога;
СО – системный оператор; МФО – метод фокальных объектов;
ММЧ – метод маленьких человечков
Практические рекомендации по организации и проведению занятий
по технологии ТРИЗ
В проведение занятий по Технологии ТРИЗ имеется немало специфических моментов, отличающихся от проведения обычных учебных занятий. Здесь недостаточно овладеть теорией, необходимы ещё и длительные целеустремлённые упражнения, чтобы постепенно сформировать, воспитать стиль творческого мышления, выработать «Поисковое мышление». Мой опыт проведения занятий по ТРИЗ показывает, что успех занятия определяется не только их содержанием, но и формой. Для воспитания у детей уверенности в своих творческих возможностях, нужно продумывать стиль проведения занятий, взаимодействие с детьми, с группой.
1. Стиль проведения занятий по РТВ – свободная беседа с детьми, вовлечение всех, даже самых пассивных в рассуждения, в работу.
2. Обеспечение на занятии непринуждённости, возможности спокойно высказаться, шутить, смеяться.
3. Задания, проблемные ситуации и формы их подачи должны быть интересными, требующими мыслительной, поисковой, творческой работы.
4. Использовать больше комплексных занятий, в которых воспитательные и обучающие задачи реализуются средствами разных видов деятельности.
5. Со стороны воспитателя необходимо: безоговорочное уважение к любому ответу ребёнка; внимательное отношение к детским вопросам; быть равноправным партнёром «первооткрывателем» выступать как в роли ведущего, так и ведомого.
6. На занятиях по ТРИЗ всегда должно быть:
- интересно, таинственно, доброжелательно, нравственно, понятно; лично полезно сейчас и потом; весело, эмоционально; должны разбираться жизненные ситуации, в быстром темпе, разнообразно, без повторов, с большим количеством сопоставлений и противопоставлений, с большим уважением к личности ребенка и к его самостоятельности.
- Не должно быть: страшилок, глупости, пошлости, грубости. Должен соблюдаться принцип комфортности обучения, создаваться атмосфера понимания и радости общения.
- “Мы все здесь умные!” Это подхлестывает познавательный интерес.
2 младшая группа
кварт. | месяц | Игровая деятельность | Познавательная деятельность | Элементы и методы ТРИЗ | Продуктивная деятельность |
1 | сентябрь | «Волшебная дорожка» | Ознакомление с окружающим «В гостях у дедушек Чипполино и Апельсино» П.с.: уточнить представления детей об использовании органов чувств при ознакомлении с лимоном и апельсином. Продолжать учить обследовать предметы разными анализаторами. Учить рассуждать и анализировать. | РТВ | Рисование карандашами апельсинчиков и лимончиков «Это витамины». |
октябрь | «Хорошо - плохо», «Какая игрушка?». | Ознакомление с художественной литературой «Добрый доктор Айболит». П.с.: учить детей оценивать действительность. Развивать мышление, воображение. Воспитывать уважение к профессии доктора. | РТВ | Лепка из пластилина животных по сказке К. Чуковского «Айболит». | |
ноябрь | «На что это похоже» «Дорисуй». | Ознакомление с окружающим «Да здравствует мыло душистое» П.с.: дать представление детям о назначении мыла. Упражнять в обследовании предметов. Учить ставить себя на место невоодушевленного предмета. Прививать желания соблюдать правила гигиены. | Эмпатия, РТВ | Купание кукол, стирка кукольного белья. | |
2 | декабрь | «Дорисуй». | Рисование «Путешествие колобка» П.с.: развивать замысел. Активизировать самостоятельные действия. Учить дополнять рисунок деталями. И развивать творческое воображение. | Метод фантазирования | Совместное с воспитателем придумывание новой сказки о колобке |
январь | «Хорошо - плохо» | Развитие речи «Вот зима кругом бело» П.с.: дать детям представление о зиме и зимних явлениях. Учить представлять себя на месте другого предмета, фантазировать, рассуждать. Воспитывать умение любоваться красотой зимней природы. | РТВ | Постройка снежной бабы во дворе детского сада | |
февраль | «Волшебные картинки» | Развитие речи «Это стул - на нем сидят, это стол - за ним едят». П.с.: дать представление о разнообразии мебели, ее назначении. Учить описывать предметы мебели, переносить их качество на другой предмет. | МК | Изготовление мебели из строительного материала. | |
3 | март | «Дорисуй». «Холодно - горячо» | Ознакомление с окружающим «Как Хрюша и Степаша узнали, что такое горячее и холодное» П.с.: упражнять детей в классификации предметов по признаку «холодный», «горячий», «холодный-горячий». Продолжать включать детей в процесс решения творческих задач. | Символы, противоречия, РТВ | Проведение опыта «Заварим чай холодной и горячей водой». |
апрель | На что похоже? | Экология «Водяная капелька» П.с.: дать детям элементарные знания о пользе и свойствах воды. Развивать наблюдательность, сообразительность, воображение. | Эмпатия, РТВ | Рисование красками «Дождь идет». | |
май | Тайна двойного | Развитие речи «Путешествие в сказку» П.с.: при помощи спланированной ситуации активизировать речь детей, обогатить их словарь. Развивать творческое воображение, фантазию. Вызвать желание проявлять заботу о животных. | Символы РТВ | Драматизация сказки «Теремок» |
средняя группа
кварт. | месяц | Игровая деятельность | Познавательная деятельность | Элементы и методы ТРИЗ | Продуктивная деятельность |
1 | сентября | «Чем это могло быть?» | Ознакомление с окружающим «Путешествие паучка» П.с.: закрепить и уточнить знание детей о лесе. Упражнять в восприятии его всеми органами чувств. Развивать воображение через умение мысленно дорисовывать предмет. Учить разрешать противоречия. | РТВ, решение противоречий | Рисование красками насекомых |
октябрь | «Да - нет» | Ознакомление с окружающим «На чем люди ездят» П.с.: конкретизировать представление детей о том, что транспорт бывает разным. Подвести к пониманию зависимости строения машины от ее назначения. Развивать воображение, фантазию. | Метод фантазирования, РТВ | Аппликация на тему «Транспорт». | |
ноябрь | «Четвертый - лишний» | Развитие речи «Какие они дикие животные». П.с.: закрепить знание детей о диких животных. Развивать речь, умение строить предложения. Через использование МФО развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к животным, желание им помогать. | МФО, символы | Вылепить из пластилина угощения для зверей | |
2 | декабрь | «Хорошо - плохо» | Ознакомление с художественной литературой «Мороз Иванович» П.с.: познакомить детей с произведением, помочь понять его идею. Развивать речевую активность, логическое мышление, умение находить выход из сложной ситуации. Воспитывать трудолюбие, доброту. | Символы, решение проблемных ситуаций. | Изготовление книжек - малышек |
январь | «Что в круге» | Ознакомление с окружающим «Зимующие птицы» П.с.: закреплять знания детей о зиме и зимующих птицах. Дать представление о том, чем питаются. Развивать творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям. | РТВ, МК | Лепка птиц из пластилина, глины | |
февраль | «Чем это могло быть?» «На что похоже» | Ознакомление с окружающим «Приключения пластилинового и пластмассового мячиков» П.с.: учить детей через поисковую деятельность определять свойства пластилина и пластмасы. Развивать творческое воображение при создании новых объектов. На основе мыслительных операций учить выделять сходство и отличие материалов. | РТВ, символы, решение противоречий. | Изготовление игрушек из шариков (пирамидка, гусеница, кошка). | |
3 | март | «Хорошо - плохо» | Ознакомление с окружающим «Первые признаки весны» П.с.: систематизировать знания детей о первых признаках весны. Учить устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить. Упражнять в умении находить выход из сложных ситуаций. | Решение противоречий, проблемные ситуации | Коллективная аппликация «Ранняя весна» |
апрель | «Живое – не живое» «Лжезагадки» | Экология «Необыкновенные приключения золотой рыбки» П.с.: дать детям представление о приспособлении рыб к жизни в природных условиях. Показать равновесие природного мира в экосистеме «Река». Упражнять в умении ставить себя на место другого воодушевленного предмета. | Эмпатия, противоречие | Изготовление рыбок из природного материала «Подарки малышам». | |
май | «Цепочка слов», «Легкое-тяжелое» | Ознакомление с окружающим «Раздувайся вширь, большой пузырь». П.с.: упражнять детей в использовании органов чувств при обследовании предметов водно – воздушной среды. Побуждать к познавательной активности. Развивать воображение, фантазию. | РТВ | Рисование мыльной пеной. «Мир вокруг нас». |
старшая группа
кварт. | месяц | Игровая деятельность | Познавательная деятельность | Элементы и методы ТРИЗ | Продуктивная деятельность |
1 | сентябрь | «Полиномы фантазии» | Математика «Путешествие на паровозике» П.с.: развивать умение считать в пределах десяти. Учить ориентироваться в пространстве. Развивать нестандартное мышление, изобретательность. | Решение изобретательских задач | Изготовление атрибутов для математических игр |
октябрь | «Да - нет», «Что в круге» | Ознакомление с окружающим «Из чего состоит человек» П.с.: сформировать у детей представление о человеке. Учить производить мысленные действия аналитико – синтетического характера. Развивать фантазию изменяя надсистему. Воспитывать стремление заботится о своем здоровье. | РТВ, решение изобретательских задач | Зарисовка детьми знаков напоминающих правила сохранения здоровья человека. | |
ноябрь | «Оживление предметов», «Угадай по запаху», «Чем пахнет красный цвет» | Ознакомление с окружающим «Путешествие в город Запахов». П.с.: уточнить первоначальное представление детей об органе обоняния, о видах и назначении запахов. Подвести детей к умению решать изобретательские задачи. Учить рассказывать о воображаемых запахах. | СО, типовые приемы фантазирования, противоречия. | «Рисуем любимые запахи» - рисование различными средствами ИЗО | |
2 | декабрь | «Что в круге», «Угадай кто я?» | Развитие речи «У пингвиненка Пинги день рождения» П.с.: учить детей выделять основные свойства соли и сахара, развивать связную речь, различные мыслительные операции через умения решать творческие задачи. | СО, Решение творческих задач | Коллективное сочинение стихотворения – поздравления для пингвиненка. |
январь | «Перевертыши», «Пинг-понг» | Ознакомление с окружающим «К смешарикам на воздушном шарике» П.с.: обобщить и систематизировать знание детей о транспорте. Дать понятие о видах транспорта. Развивать нестандартное мышление, фантазию, творческое воображение. Учить находить выход из проблемных ситуаций. | Проблемные ситуации, противоречие, РТВ | Аппликация из бумаги «Смешарики» | |
февраль | «Салат из сказок», «Хорошо - плохо» | Ознакомление с окружающим «Сезонность одежды, одежда будущего» П.с.: познакомить детей с разными тканями, их свойствами. Развивать фантазию, изменяя под систему. Учить самостоятельно создавать новую одежду – одежду будущего. | Системный анализ, противоречие, типовые приемы фантазирования. | Моделирование одежды для кукол, «Праздничные платья». | |
3 | март | «День - ночь», «Наоборот» | Экология «Почему день сменяет ночь» П.с.: дать детям понятие о том, что, Земля имеет форму шара. Показать роль Солнца в суточном режиме. Учить устанавливать временные связи. Развивать желание отстаивать свою точку зрения. | Сравнения, МШ, решение изобретательских задач. | Коллаж «Планеты солнечной системы», используя разную технику рисования и аппликацию. |
апрель | «Перевертыши», «Хорошо - плохо» | Ознакомление с окружающим «Путешествие в подводное царство» П.с.: расширить знания детей об экосистеме «Моря». Учить видеть противоречивость окружающего мира. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать желание сохранять чистоту окружающей среды. | Решение противоречий, ММЧ, экспериментирование | Изготовление панно «Морское дно» из разного материала и ИЗО средств. | |
май | «Конструирование загадки» | Развитие речи «Распустился ландыш в мае» П.с.: Уточнить представление детей о строении растений. Закрепить знания названия цветов и их значение. Активизировать словарь детей при решении творческих задач. Развивать способность приспосабливать признаки одного объекта к другому. Воспитывать желание беречь красоту, созданную природой и человеком. | Эмпатия, МФО, проблемные ситуации | Изготовление цветов из пряжи и ткани «Придумай новый цветок» |
подготовительная группа
кварт. | месяц | Игровая деятельность | Познавательная деятельность | Элементы и методы ТРИЗ | Продуктивная деятельность |
1 | сентябрь | «Наоборот», «Маятник» | Обучение грамоте «Волшебный лес» П.с.: закрепить и обобщить знания детей о том, что наша речь состоит из предложений. Учить составлять предложения и схематично зарисовывать их. Закрепить знания о гласных и согласных звуках. Развивать творческое воображение. | Метод проб и ошибок, сочинение сказок | Создание сказочного волшебного леса различными средствами ИЗО деятельности. |
октябрь | «Сказка на изнанку» | Математика «Путешествие в королевство Математики» П.с.: закрепить представление детей о геометрических фигурах, днях недели. Упражнять в ориентировке в пространстве. Развивать аналитические способности при решении арифметических задач. Воспитывать любознательность, творческое воображение | РТВ, противоречие, метод фантазирования. | Изготовление из бумаги и картона пособий для занятий | |
ноябрь | «Хорошо - плохо», «Машина времени» | Ознакомление с окружающим «Полет на ковре самолете» П.с.: упражнять детей в умении выделять существенные признаки видовых понятий (транспорт). Побуждать к выдвижению гипотез. Формировать системное мышление и фантазирование. | МК, проблемные ситуации, Эмпатия | Рисование необычного сказочного транспорта | |
2 | декабрь | «Треугольники» | Развитие речи «Поле чудес» П.с.: на основе полученных данных учить детей находить ответ на поставленный вопрос. Развивать логическое мышление, смекалку, творческое воображение. Воспитывать выдержку. | Метод фантазирования, придумывание рифмы. | Изготовление атрибутов и пособий для сюжетно-ролевых игр |
январь | «Что было потом» | Ознакомление с окружающим + аппликация «В гости к снежной королеве» П.с.: расширять и обобщать знания детей о зиме, зимних месяцах. Учить, используя МФО анализировать два предмета, создавать новый. Развивать воображение, творчество. | МФО, ММЧ | Изготовление из снега различных построек на участке детского сада. | |
февраль | «Маятник» | Развитие речи «Наши младшие друзья» П.с.: уточнить представление детей о классификации животных. Развивать связную речь. Приобщать дошкольников к умению мыслить системно, творчески. Развивать воображение. | РТВ, СО, МШ | Выставка поделок из природного материала «Наши любимые животные» | |
3 | март | «Творческая ошибка», «Наоборот» | Ознакомление с окружающим и развитие речи «Путешествие по телевизионным передачам» П.с.: закрепить и обобщить знания детей о телевидение. Развивать детское воображение, творческое мышление через использование элементов ТРИЗ. Продолжать развивать умение логически выражать свои мысли. Воспитывать взаимопомощь. | МФО, Эмпатия, метод проб и ошибок | Создание газеты «Юные журналисты». Презентация телепередачи «Счастливая семья» |
апрель | «Маленькие человечки» «Пинг-понг» | Ознакомление с окружающим «Космическое путешествие» П.с.: закрепить знание детей о космосе, космическом пространстве. Развивать эвристические рассуждения, умение аргументировать свои ответы. Воспитывать познавательный интерес, уважение к трудной и опасной профессии. | Сочинение загадок, МШ | Рисование «Лунный пейзаж» | |
май | «Фантастические гипотезы», «Сказка в заданном ключе» | Развитие речи + аппликация «Цветочный город» П.с.: вызвать у детей желание сочинять сказку. Закрепить названия весенних цветов. Уточнить представление об особенностях строения здания. Развивать умение рассуждать, представлять себя на месте другого предмета. | Метод Эмпатия, метод взаимного общения двух классов, СО | Создание альбома сказок, придуманных детьми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовая План - Программа фольклорного кружка "Сударушка".
Программа разработана в блочно-тематическом формате с учетом всех видов музыкальной и театральной деятельности, включая авторскую разработку по детской риторике...
План-программа ОБЖ (старший возраст)
План-программа ОБЖ(старший возраст) МесяцФормы работы с детьмиСентябрь Беседы о личной гигиене в детском саду и дома.Чтение художественных произведений.Словесные игры, игры на ра...
Карта учёта реализации образовательной программы(ежедневная план-программа)
План работы на день,переходими ппостеппено на ФГОС,работаем по программе "От рождения до школы",вот такую мы выбрали таблицу на наш детский сад.Девочки может кому-то и поможем выбрать,минуты ещё высчи...
Индивидуальный план: План программа коррекционной работы с детьми по устранению недостатков звукопроизношения.
Постановка и автоматизация звуков....
Карта учета реализации образовательной программы (ежедневная план-программа) Группа младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет)
Календарно- тематический план на неделю "День космонавтики"...
Карта учета реализации образовательной программы (ежедневная план-программа) Группа младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет)
Ежедневная план- программа.Группа младшего дошкольного возраста (с 3 до4 лет)...