Обобщение опыта на тему: "Развитие речи детей раннего возраста через наблюдения в природе"
материал (младшая группа) по теме

Козлова Елена Михайловна

«Детей следует воспитывать,

 учить, растить среди природы

и при посредстве природы …»

Е.И. Тихеева

 

Жизнь человека без речи немыслима. Помимо того, что с помощью речи люди могут общаться друг с другом, речь является инструментом развития таких психических процессов, как мышление и память. Тесная взаимосвязь речи с психическим развитием в целом объясняют значимость её развития.

Ранний возраст является периодом, наиболее благоприятным для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

С помощью речи  ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.

Природа – богатейший источник для речевого развития ребёнка. Основная задача развития речи детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а так же развитие у детей коммуникативных способностей, развитию интеллекта.

Закономерны проблемы, с которыми сталкиваются родители  и педагоги детей раннего возраста:

- Недостаточный словарный запас;

- Неспособность отвечать на вопросы взрослого;

- Неспособность пользоваться речью как средством общения.

Работая с детьми раннего возраста, заметила, что у детей, поступающих с участка слабо развита речь:

- Некоторые дети не говорили, не пользовались облегчёнными словами;

- Не умели слушать речь взрослых;

- Не заменяли облегчённые слова правильными.

Наблюдению как важному методу познания природы уделяли большое внимание многие педагоги дошкольного воспитания, а именно Е.И. Тихеева, А.А. Быстров, С.А. Веретенникова, П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева, Т.Н. Зенина.

Работая с детьми в этом направлении увидела, что природа является одним из источников познания ребёнком окружающей действительности. А процесс познания основан на чувственном восприятии, идущем от сердца (души), от непосредственного  созерцания и общения с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности. Общение с природой доставляют ребёнку огромную радость, заставляет непроизвольно пользоваться речью: задавать вопросы, высказываться об увиденном, использовать речь как средство общения со взрослым и сверстниками.

Используя в работе,                                 

-  Методические пособия М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина («Чтобы чисто говорить, надо», «Начинаем говорить»)

- «Ранее детство: развитие речи и мышления». Л.Н. Павлова.

- «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». В.В. Гербова.

- «Ознакомление детей раннего возраста с природой». Т.Н. Зенина.

- «Ознакомление детей с природой». С.Н. Николаева.

пришла к выводу, что ознакомление с миром природы, объектами окружающего мира  являются наиболее эффективным методом речевого развития детей, который взяла за основу. Наблюдения являются неисчерпаемым источником знаний. Они связаны с показом изменяющихся явлений.

 Развивать речь детей решила через систему наблюдений в природе и поставили перед собой цель работы с детьми:

·        Развивать речевую активность детей через наблюдения за объектами живой и неживой природы.

А так же наметила конкретные задачи:

·        Пополнять активный словарь детей существительными, прилагательными, наречиями, глаголами.

·        Учить детей с помощью взрослого рассказывать об увиденном  объекте живой или неживой природы в процессе наблюдений.

·        Учить слышать и понимать заданные вопросы воспитателя в процессе наблюдений в природе.

·        Формировать у детей интерес к объектам природы, доброжелательное отношение к живым существам и эмоциональную отзывчивость на общение с ними.

·        Уточнять представления детей о растениях на участке детского сада и в природном уголке.

·         Знакомить детей с птицами на участке детского сада (ворона, воробей и т.п.) и их характерными признаками.

·        Наблюдать с детьми за красотой природных явлений (падает снег – снегопад, кружатся листья – листопад, в небе появилась радуга, распустились цветы) и их сезонными изменениями.

В зависимости от поставленных задач использую различные виды наблюдений:

·         Кратковременные (за погодой, поведением птиц, животных). В процессе наблюдений, учу детей различать и называть форму, цвет, величину (например, ворона большая, чёрная), пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки и т.д.

·         Длительные (за развитием растений, сезонными явлениями). Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе использую более сложный вид наблюдения – длительное наблюдение; дети при этом сравнивают и называют наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше (например, Что происходит с деревьями в разные сезоны?).

Длительные наблюдения заключаю в циклы. Например, циклы наблюдений за птицами на участке, за развитием растений, за снегом и т.д.

В ходе этих наблюдений у детей развивается сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.

Наблюдения провожу как с отдельными детьми, с небольшими группами (3-6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависит от целей, задач и содержания наблюдения. Наблюдения в природе использую систематически, тем самым приучаю детей приглядываться, подмечать её особенности. Например, наблюдая за одуванчиками, которые доставили детям огромную радость и восторг, малыши высказывались: «Какие красивые цветы»; «Саша, посмотри, одуванчики мягкие»; «Как много одуванчиков». Красота и многообразие природы во все времена года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать (например, почему опадают листья, идёт снег, дождь).

 В процессе наблюдений в природе знакомлю детей с объектом или явлением, а также учу замечать изменения в окружающей обстановке, развиваю наблюдательность, учу детей бережно относиться к природе.  Помогаю детям овладеть деятельностью наблюдения; ставлю перед ними познавательную задачу, обучаю различным способам обследования объектов.

Наблюдения связываю:

- с игрой «Полетели птички», «Солнышко и дождик»

- продуктивной деятельностью «Посмотрим на цветочек, а потом нарисуем его», «Наблюдаем за снегом, и лепим его»

- дыхательной гимнастикой «Подуем на листочек, снежинку»

Для успешного достижения поставленной цели наблюдения продумываю и использую специальные методы и приёмы, организующие активное восприятие детей: задаю вопросы, предлагаю обследовать объект наблюдения, сравниваю объекты между собой - Например, предлагаю посмотреть на воробья и голубя и сравнить, кто из них больше? Или  подбираю два растения и предлагаю сравнить их. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Учу детей замечать, что растения отличаются друг от друга по величине, цвету, форме листьев и т.д., устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы (например, листочки опадают, потому, что дует ветер; светит солнце – становится теплее, дует ветер – качаются деревья). Чтобы детям раннего возраста проще было усвоить предлагаемый материал, сопровождаю наблюдение точной речью, регулирую наблюдение по времени, объёму и содержанию.

Для своевременного и полноценного развития речи у детей устанавливаю частый эмоционально-положительный контакт, создаю благоприятные условия для развития самостоятельной речевой активности.

Используя метод наблюдения для речевого развития детей, руководствуюсь рядом требований к его организации:

1. Цель и задачи наблюдения ставлю чётко и конкретно. Во всех случаях задача имеет познавательный характер, заставляет ребёнка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения отбираю небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое последующее наблюдение даёт детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений предусматриваю системность, что обеспечивает их взаимосвязь. В результате у детей формируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение способствует развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приёмами: ставлю перед детьми конкретную и доступную задачу наблюдения, вместе с детьми проговариваю результаты наблюдения, сравниваю один объект с другим, предъявляю к детям вопросы разной степени сложности.

5. Наблюдение возбуждает интерес детей к природе, желание как, можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, закрепляю, уточняю, систематизирую с помощью других методов и форм последующей работы, а именно рассказываю об объектах и явлениях природы, читаю книги о природе, беседую с детьми об увиденном, рассматриваю иллюстрации, картины, фотографии, репродукции (картины «Времена года», оформляю фотовыставки, и т.д.), использую дидактические игры и игры с природным материалом.

7. В результате каждого наблюдения у детей формируется представление, элементарное понятие о том или ином объекте природы, и очень важно отношение к нему.

Считаю, что одним из условий успешного достижения поставленной цели явилась правильная организация развивающей предметно-пространственной среды:

1. Организовала природный уголок, обогатив его комнатными растениями, которые составляют красивый фон  и являются хорошими объектами для изучения их детьми. На участке организовала цветники, на которых растут многолетние растения и цветы (флоксы, ромашки, лилии, хризантемы, бархотки, петунья и т.д.), огород, на котором сажаем лук, салат, огурцы, капусту, чеснок, перец и т.д., а также учимся наблюдать и ухаживать за растениями.

2. Обогатила развивающую предметно-пространственной среду иллюстративно-наглядным материалом  - иллюстрациями, дидактическими картинами, фотографиями явлений и объектов природы, с помощью которых удаётся успешно обобщать и систематизировать знания детей.

3. Подобрала дидактические игры природоведческого содержания такие как: «Найди такой же листок», «Времена года», «Посади бабочку на цветок» и т.д., в процессе которых дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, растениях и животных, а также развивают память, внимание, наблюдательность, обогащают словарь.

4. Организовала макеты обитания домашних и диких животных (по временам года, для ознакомления детей со средой обитания животных  в разное время года, где дети называют и сравнивают признаки определённого времени года) и календарь погоды;

5. Обогатила книжный уголок художественной литературой - А. Плещеев «Осень наступила…» (отрывок); «Травка зеленеет» (отрывок); А. Барто «Снег»; А. Прокофьев «Солнышко»; С. Маршак «Сыплет, сыплет снег…» (в сокращении), которая позволяет мне сочетать чтение с непосредственным наблюдением в природе, обогащать детей знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

Для обобщения опыта разработала  перспективный план  наблюдений в природе, в котором отразила темы наблюдений на прогулке за явлениями живой и неживой природы, наблюдения в уголке природы, элементарную экспериментально-опытническую деятельность, подвижные и дидактические игры, художественное слово, обогащение словаря, песни, труд в природе, провела консультацию для воспитателей «Наблюдения в природе с детьми раннего возраста», оформила картотеки со стихами, загадками, пальчиковыми играми и презентации к ним.

Развитие эмоционального отклика детей на природу, воспитание бережного отношения к ней может быть полноценно осуществлено лишь в том случае, если система работы с детьми перекликается с отношением к природе, всему живому в семье. Семья является важнейшим воспитательным звеном в сложной системе подготовки человека к жизни, труду. Большое значение имеет атмосфера любви, гуманное отношение к природе в семье, настроенность взрослых на гармонию с миром природы.

 Подготовила консультации для родителей: «Как учить детей наблюдать, ухаживать за растениями», «Особенности развития речи детей раннего возраста», «Общение маленького ребёнка с миром природы», «Огород на окне»,  оформили фотовыставки «Наш чудесный огород», «В нашем садике цветы – небывалой красоты». Родители поделились опытом семейного воспитания на темы: «Маленькая помощница», «Прогулка в зоопарк Лимпопо», «Удивительный мир природы». Каждую осень дети приносят интересные поделки из природного материала, изготовленные вместе с родителями. Родителям по возможности предлагаю создать природную развивающую предметно-пространственную среду в семье: живой уголок с комнатными растениями, наблюдать с детьми за растениями цветника, огорода, животными на бабушкином дворе, по возможности привлекать детей к помощи по уходу за ними.

Проведённая работа показала, что речь детей обогатилась, за счёт увеличения знаний о природе.

Полученные результаты показали положительную динамику:

·        Дети стали активно использовать в речи существительные, прилагательные, наречия, глаголы.

·        Дети научились с помощью взрослого: рассказывать об увиденном  объекте живой и неживой природы, рассказывать о событиях, связанных с наблюдениями в природе, из личного опыта; слышать и понимать заданные вопросы воспитателя в процессе наблюдений в природе.

·        Дети стали проявлять интерес к объектам природы, доброжелательно относиться к живым существам.

·        Дети с удовольствием стали наблюдать за изменениями в природе.

Подводя итоги, пришла к выводу, что целенаправленная работа по развитию речевой активности детей через наблюдения за объектами живой и неживой природы способствует более глубокому решению речевого развития, а также развития личности ребёнка.

Понимая важность развития речевой активности детей через наблюдения в природе, считаю, что на достигнутом останавливаться нельзя и поставила перед собой задачи – продолжать развивать интерес детей к наблюдениям в природе; обогащать развивающую предметно-пространственную среду группы пособиями; продолжать активно сотрудничать с родителями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие у детей творческих способностей через создание целостного образа глиняной игрушки."

Система работы с дошкольниками по обучению лепке из глины. Авторская "Программа дополнительного образования с дошкольниками в возрасте от 3 до 7 лет "Глиняные забавки"...

опыт работы"Развитие речи детей раннего возраста через наблюдения в природе

методы и приемы, которые используются в моей работе с детьми раннего возраста, для развития речи малышей....

Материал из опыта работы на тему:"Развитие речи детей раннего возраста через фольклор»

В работе  описан опыт создания оптимальных условий для развитие речи  детей через фольклор....

Обобщение опыта. Тема «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Обобщение опыта по сенсорному развитию детей 1 младшей группы ДОУ....

Семинар-практикум для родителей на тему: «Развитие речи детей раннего возраста через мелкую моторику рук»

Цель: показать родителям методы и способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста (2-3 года) в домашних условия.Задачи: - сформировать у родителей представление о важности...

Развитие речи детей раннего возраста через наблюдение в природе

Небольшая статья о том,как происходит развитие речи у детей 2-3 лет в ходе прогулки и наблюдений за природой...