Семинар-практикум для родителей на тему: «Развитие речи детей раннего возраста через мелкую моторику рук»
консультация (младшая группа)
Цель: показать родителям методы и способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста (2-3 года) в домашних условия.
Задачи: - сформировать у родителей представление о важности
мелкой моторики в развитие речи;
- познакомить с видами дидактического материала,
направленных на развитие мелкой моторики рук (в
том числе сделанных в домашних условиях);
- вызвать у родителей желание заниматься с ребенком
дома;
- укрепить взаимодействии родителей и воспитателей.
Участники: родители, воспитатели.
Место проведения: групповая комната.
План проведения: - вступление;
- введение в проблему;
- основная часть;
- изготовление с родителями пособия для
развития мелкой моторики в домашних
условиях;
- вывод.
Предварительная работа: подбор литературы и просмотр интернет-сайтов; подбор и изготовления игр и пособий по теме; приглашение родителей на мастер-класс.
Ход семинара-практикума:
- Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли, я рада видеть вас. Сегодня мы с вами поговорим, о развитие речи у детей раннего возраста через мелкую моторику рук. Уважаемые родители, кто ответит на вопрос: что такое мелкая моторика рук? (ответы родителей)
- Есть известные слова М.М. Кольцовой «Есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения руки есть еще одна речевая зона мозга».
Мелкая моторика - это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Область мелкой моторики включает разнообразные движения: от простых жестов (захват игрушки) до очень сложных (писать, рисовать). Еще в старину наши предки пели детям песенки-потешки, пестушки, играли в «Ладушки», «Идет коза», «Сорока-белобока», сопровождая речь движением рук. Учеными доказано, что развитие руки тесно связанно с развитием речи и мышлением ребенка. Это объясняется, тем что в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. И поэтому для своевременного развитие речи ребенка необходимо много внимания уделять развитию мелкой моторики.
Если развитие движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, но если развитие движение пальцев отстает, то речевое развитие задерживается, хотя общая моторика может быть в норме. Для развития мелкой моторики рук много интересных приемов и дидактического материала. Чтобы заинтересовать ребенка, в овладение новой информации, нужно превратить обучение в игру.
Традиционные методы развития мелкой моторики рук:
Пальчиковые игры (с предметами/без предметов) - очень эмоциональны и увлекательны, дети с удовольствием играют в них. Они не только влияют на развитие мелкой моторики, но и развивают внимание, память, тактильную чувствительность. Мы играем в них во всех режимных моментах.
- Давайте и мы с вами попробуем поиграть.
Моя семья Шалун
Этот пальчик - мамочка, Наша Маша варила кашу.
Этот пальчик - папочка, Кашу сварила, малышей кормила
Этот пальчик - бабушка, Этому дала,
Этот пальчик - дедушка, Этому дала,
Этот пальчик - я. Этому дала,
Вот и вся моя семья! Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
Лепка - по предпочтению можно брать пластилин, тесто или глину, можно мять пальцами или всей рукой, катать, детям очень нравится этот вид деятельности.
Пазлы и мозаика - очень хорошо влияют на развитие мелкой моторики и воображения (в соответствие возрасту).
Раскраски и рисование - способствует умение правильно держать кисть или карандаш, хорошо влияет на развитие моторики кисти рук. Летом можно рисовать мелками.
Шнуровки - это увлекательная гимнастика для рук, вставка шнурка в отверстие.
Миски-вкладыши - которые вкладываются друг в друга, играя с ними ребенок не только развивает моторику рук, но и формирует умение отличать большое от маленького.
Рамки-вкладыши - способствует развитию моторики пальцев рук и мышлению.
Сортеры - вставляя фигуры в соответствующие отверстия у ребенка развивается и моторика рук и пальцев, и логическое мышление.
Конструирование - можно брать разные по величине детали из разного материала (безопасные для ребенка), делая постройки у ребенка развивается, и моторика рук и воображение.
Чудесный мешочек - способствует развитию тактильных ощущений.
Не традиционные методы развития мелкой моторики рук:
Закрывание крышек - тренировка для кисти руки, завинчивать и развинчивать крышки (используя бутылки и банки разных форм и размеров).
Игры с бумагой - это увлекательное занятие, которое может надолго увлечь и развивать способность владеть руками. Ребенок может рвать, мять бумагу.
Игры с крупой - совершенствует моторику рук и обостряет тактильные ощущения. Можно придумать очень много разных игр с крупой (рисование пальцем на крупе, поиск клада, просеивание через сито большой крупы от мелкой).
Прищепки - они очень забавляют детей и развивают моторику пальцев, можно давать задание прикреплять их к чему-угодно.
Игры с фасолью - очень хорошо развивает моторику рук и усидчивость (разноцветная фасоль - смешанную фасоль ребёнок разделяет по цветам).
Игры с губкой - влияет на развитие моторики руки. Ребенок может собирать воду губкой и выжимать ее в тарелку.
Игры с крышками (от сока) - развивает моторику рук. Много игр можно придумать для игры с ребенком («Бусы», «Коньки для пальцев», «Фигуры»).
- Но не забываем уважаемые родители про технику безопасности ваших детей, не оставляйте их одних с мелкими предметами!
- А теперь уважаемые родители, я хочу вам предложить сделать игрушку для развитие мелкой моторики у детей. (родители делают игрушку)
Материалы: воздушные шары (на каждого родителя), разная крупа (манка, рис, гречка, пшено, горох, пшеничка, фасоль), перманентные маркеры (разных цветов), разноцветные нити (для украшения).
Описание как делать игрушку: взять воздушный шарик, насыпать в него крупу, завязать разноцветной нитью и нарисовать перманентным маркером глаза, рот, нос, брови.
- Дорогие родители! Большое спасибо, что вы приняли участие в моем мастер-классе. Я Вас сегодня познакомила с малой частью того чем мы занимаемся с детьми в детском саду и чем Вы можете занять своего ребенка дома. Как бы хорошо ни работали педагоги детского сада, для ребенка самое важное это его семья. Она для него - весь мир, в семье ребенок учится любить, сочувствовать, радоваться. В семье родители должны не только наставлять и поучить ребенка, а научиться налаживать контакт со своим ребенком, уделять больше времени в общение с ним.
Раздать родителям памятку «Пальчиковых игр» для игры с детьми дома.
Список используемой литературы:
1) Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста 2-3 года ФГОС. - М.: издательство «Мозаика-Синтез», 2017.
2) Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М.: «Просвещение», 1985.
3) Ушакова О.С., Струнина Е.М., Шаврина Л.Г. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/04/16/palchikovaya-igra-vyshli-myshki-600x577.png)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/06/picture-291101-1378449809.jpg)
Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики
Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/12/picture-171970-1410500134.jpg)
«Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики»
Работа по развитию речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/19/picture-465038-1405771411.jpg)
Методическая разработка "Развитие речи детей раннего возраста через мелкую моторику рук"
Цель – создать положительный фон для развития речи детей 1-2 года жизни.Задачи:1. Создать положительный настрой детей и родителей на занятия.2. Ра...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/22/picture-759575-1456125873.jpg)
Развитие речи детей раннего возраста через мелкую моторику рук
Цель – создать положительный фон для развития речи детей 1-2 года жизни.Задачи:1. Создать положительный настрой детей и родителей на занятия.2. Ра...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/17/picture-1038622-1526541292.jpg)
семинар-практикум 2020 «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста».
Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм в пед...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/13/picture-1457990-1676290903.jpg)
Развитие речи детей дошкольного возраста через мелкую моторику и методы ТРИЗ
Проект направлен на формирование и развитие речи детей дошкольного возраста через мелкую моторику и методы ТРИЗ...