Развитие речи детей раннего возраста через наблюдение в природе
статья по развитию речи (младшая группа)
Небольшая статья о том,как происходит развитие речи у детей 2-3 лет в ходе прогулки и наблюдений за природой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta_cherez_nablyudenie_v_prirode.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Основным новообразованием детей 2-3 лет является овладение речью, как основы для дальнейшего развития ребенка. Ранний возраст – это расцвет формирования всех сторон речи и представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс, в основе которого заложены психические функции - эмоции, восприятие, внимание, память, мышление, сознание, деятельность, отношение к взрослому и сверстнику.
Ученые Ф.А. Сохин, А.И. Максаков установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Вот почему важна роль организации наблюдений в природе как средства обогащения ощущений, восприятий, представлений, развития движений, действий с использованием невербальных и вербальных способов общения.
При организации наблюдений мы особое внимание уделили возрастным особенностям детей и при организации наблюдений в природе мы учитываем речевые возможности ребенка.
В первую очередь, это:
- сензитивность детей до 3 лет к развитию речи, все мы знаем постулат - «после 3 лет уже поздно»;
- ребенок зависим от взрослого, поэтому наша с Вами речь - средство управления деятельностью ребенка;
- он понимает простые вопросы и ответы на них: «Что это?», «Куда?», «Какой?», Какое?», «Зачем?», «Где?»;
- ребенок не способен относить к себе речь, обращенную ко всей группе, значит обращаемся только индивидуально;
- малыш начинает пользоваться глаголами, местоимениями, предлогами, прилагательными, целыми фразами;
- он проявляет интерес к стихам, закличкам, рассказам из личного опыта воспитателя экологической направленности;
- проявляет интерес, любознательность к природному окружению. В соответствии с требованиями Стандарта ДО, в рамках целевых ориентиров, индивидуальных особенностей детей раннего возраста, мы определили
Конечную цель, которая звучит так – обеспечение коммуникативного развития на основе обогащения пассивного и активного словаря и совершенствования диалогической речи. В соответствии с поставленной целью определили ряд задач:
1. Побуждать называть предметы, объекты и явления живой и неживой природы, обозначая словами некоторые их признаки.
2. Расширять словарь, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов природного окружения.
3. Поощрять любые попытки повторять за воспитателем отдельные слова и самостоятельно строить фразу из 2-3 слов.
4. Способствовать развитию грамматического строя речи (употреблять предлоги, уменьшительно-ласкательные существительные.
5. Способствовать развитию речевого слуха - «Слушаем неречевые звуки», упражнения на звукоподражание.
6. Совершенствовать диалогическую речь как средство общения со взрослыми и сверстниками.
7. Привлекать детей к посильному участию в рассказывании взрослого о наблюдаемых предметах, объектах окружающего мира через элементарное экспериментирование.
8. Вводить в мир художественного слова в ходе организации наблюдений за живой и неживой природой.
В основе проводимой работы заложены следующие принципы:
1. Принцип системного формирования представлений о мире природы (перспективное планирование).
2. Принцип индивидуализации.
3. Принцип интеграции образовательных областей.
4.Принцип деятельности - это элементарное экспериментирование, продуктивная деятельность детей).
5.Принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей и их самостоятельной деятельности.
Данный подход соответствует требованиям ФГОС ДО. В ходе работы с детьми мы разработали правила организации детских наблюдений, которые отражают работу по реализации задач Образовательной программой детского сада (разработана на основе «От рождения до школы»)
Очень важен выбор на участке постоянного объекта для сезонных наблюдений. У нас выбрано 1 дерево и 1 кустарник, за которыми мы вместе с детьми наблюдаем весь год.
Организуем наблюдения по принципу «Воспитателю и ребенку очень интересно!», если мы наблюдаем за объектом, то комментарий немногословен, потому что основной акцент делается на художественное слово. Если ребенок сам обратил внимание на объект или явление, то помимо словесного сопровождения, обязательно проводим игры, забавы и даже развлечения, один и тот же объект или явление наблюдаем несколько раз в течение прогулки. При организации наблюдений на прогулках используем разнообразные приемы, которые активизируют речь детей, расширяют их словарный запас:
любование красотой природы;
- Сенсорное обследование предмета – проталинка-снег растаял, появилась земля;
- объяснение значений слов;
- речевой образец воспитателя с опорой на художественное слово;
- поручение на основе диалога с ребенком и оценка детской речи;
- рассказ воспитателя о детях, о случаях из жизни педагога эконаправленности (зачитать);
- хороводные и подвижные игры;
- игры – эксперименты по сезонам;
- игры-беседы – «почему на дереве нет листьев?», «почему высохли трава и цветы?» И тут же читаем стихотворение: «Ни листочка, ни травинки. Тихим стал наш сад. И береза и рябинка скучные стоят»,
- коммуникативные игры (ласкалочки);
- на протяжении всей прогулки повторяем с детьми один и тот же речевой элемент (звука, слова, фразы), так обогащается словарь;
- используем прием - разговор воспитателя «с самим собой» (пример); искусственное «непонимание» ребенка.
В своей работе мы используем пособие «Воспитание гармоничного отношения к природе» Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева. В данном пособии предложена такая форма, как картотечное планирование. Содержание планирования прогулки отражает принцип интеграции образовательных областей и предполагает использование разнообразных форм работы с детьми, как в совместной деятельности ребенка со взрослым, так и в самостоятельной деятельности детей:
Цель картотечного планирования – использование речевых сценариев на прогулке, направленных на развитие речи.
Картотека представлена четырьмя циклами:
- осенние;
- зимние;
- весенние;
- летние прогулки.
Каждый цикл содержит тематические карточки, включающие:
цель;
описание деятельности на улице по заданной теме. Например – «Тучи», «Ветер», «Птицы», «Дождь» и т.д., в рамках этих тем мы наблюдаем, рассматриваем, сравниваем, проговариваем четверостишья. Картотечное планирование мы рассматриваем как условие для организации представлений малышей об окружающем мире, а значит и развития речи. Помимо того, что дети познают на прогулке, мы продумываем последующую работу уже в режимных моментах. Это следующие приемы работы:
наблюдение из окна;
- рассматривание иллюстраций, произведений искусства;
- дидактические игры – показать игры;
- организуем подвижные игры, игры рядом «Оденем куклу по сезону»;
- использование художественного слова в режиме дня;
- чтение художественной литературы (утром и вечером);
- проигрываем ситуации – «Птичка прилетела …», «Собачка прибежала…»;
- традицией стало -слушание классической музыки, звуков природы, пение;
Всю работу осуществляем в тесном взаимодействии с семьей. При этом используем такие формы работы:
- видео - консультации под рубрикой
- «Как помочь ребенку в познании ближайшего окружения и развитии речи»; информационные листы «Это интересно знать ребенку 2 – 3 лет»»;
- тренинги для родителей «Наблюдаем вместе с детьми»;
- информационная корзина, где представлен психолого - педагогический материал по запросу родителей;
ФГОС ДО выдвигает требования к конечному результату в виде целевых ориентиров, в связи с этим мы также определили конечный результат в рамках поставленных задач:
- Проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира.
- Проявляет интерес к элементарному экспериментированию, активно сопровождает действия словом.
- Использует в речи глаголы, местоимения, предлоги, прилагательные, обозначающие свойства, качества и функциональные особенности живой и неживой природы.
- Относится к живой природе на участке с заботой, бережливостью.
- Отвечает на вопросы: «Что это?», «Куда?», «Какой?, Какое?», «Зачем?», «Где?», может дать развернутый ответ предложением из 3-4 слов.
- Наизусть рассказывает небольшие по объему стихи, заклички, потешки
- Общаются между собой и взрослыми.
- Сформированы сенсорные представления о живой и неживой природе, способен дать речевое описание.
- С желанием и интересом отражает в продуктивной деятельности свое отношение к окружающему миру (рисовании, аппликации, конструировании). Проявляет интерес к освоению различных видов движений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта на тему: "Развитие речи детей раннего возраста через наблюдения в природе"
«Детей следует воспитывать, учить, растить среди природыи при посредстве природы …»Е.И. Тихеева Жизнь человека без речи немыслима. Помимо того, что с помощью речи люди могут общаться друг с ...
Инновационный опыт воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»
Инновационный опыт «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»Целью педагогической идеи является овладение детьми речью как средством общения и культуры при...
«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»
Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»...
«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»
Консультация для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"
В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....
опыт работы"Развитие речи детей раннего возраста через наблюдения в природе
методы и приемы, которые используются в моей работе с детьми раннего возраста, для развития речи малышей....
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...