Рабочая программа "Сказки Песочного человека"
рабочая программа (младшая группа) на тему
Рабочая программа «Сказки Песочного человечка» предназначена для работы с детьми
2 – 4 лет.
Данная программа содержит материал по образовательным направлениям : «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».
Цель программы: знакомство со свойствами песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Сказки Песочного человека" | 35.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
- Пояснительная записка……………………………………………………2
1.1. Цели и задачи программы……………………………………………….2
1.2. Концепция, заложенная в содержание учебно-развивающего материала...........................................................................................................3
1.3. Основные направления программы…………………………………….4
1.4. Основная идея программы………………………………………………5
1.5. Сроки реализации программы…………………………………………...6
1.6. Формы и методы воспитательно-образовательного процесса…………6
1.7. Проверка и оценка результатов использования программы…………..7
2. Тематическое планирование………………………………………….9 - 10
3. Планируемые результаты………………………………………………...11
4. Методическая литература, на основе которой была составлена программа………………………………………………………………………..12
5. Приложения………………………………………………………………..13
Приложение №1 Мониторинг
Приложение №2 «Общие условия организации песочницы»
Приложение №3 «Основная идея песочной картины»
Приложение №4 «Сюжет (сюжеты) песочной картины»
Приложение №5 «Коллекция мелких предметов»
Приложение №6 «Виды игр на песке»
Приложение №7 «Рекомендации по проведению игр и занятий»
Приложение №8 «Игры и упражнения на песке»
Приложение №9 «Игры с палочками»
Приложение № 10 «Варианты вхождения в занятие»
Приложение №11 «Варианты занятий»
Приложение №12 «Взаимодействие с педагогами»
Приложение № 13 «Консультации для родителей»
Приложение №14 «Фонотека»
1. Пояснительная записка
- Цели и задачи программы.
Цели и задачи:
В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения». А.В.Запорожец.
Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций.
Разработаны программы коррекции эмоционально-волевой и познаватель-ной сфер ребенка дошкольного возраста с использованием метода песочной терапии.
Основная цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.
В соответствии с этой целью формируются
задачи:
- стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
- вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
- формировать позитивное отношение к своему «Я»;
- формировать позитивное отношение к сверстникам;
- развивать навыки социального поведения;
- совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
- cпособствовать проявлению эмпатии;
- развивать фантазию и образное мышление;
- побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
- использовать метод песочной терапии в диагностических целях.
- Концепция, заложенная в содержание учебно-развивающего материала.
В работе с детьми дошкольного возраста приходится сталкиваться с тем, что добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невростические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут существенно ограничить возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни.
Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости, а также для нахождения контакта с детьми с аутической симптоматикой организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.
В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на песке» Т Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.
Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф.
В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.
Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д, Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.
Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений. Поэтому песочницу рекомендуется иметь в кабинете психолога.
1.3. Основные направления программы
Инновационная педагогическая технология - песочная игротерапия расширяет и дополняет общеобразовательную «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
Игровая деятельность
Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;
Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.
В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.
Эмоционально – волевое
Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:
- снизить уровень нервно – психического напряжения;
- способствовать возникновению положительных эмоций.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;
Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;
Развивать умение слушать и слышать друг друга.
Сенсомоторное
Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;
Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.
Развитие речи
Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:
- развивать точность понимания речи;
- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;
- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;
- используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;
- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
1.4. Основная идея программы
Основная идея программы – используя игры с песком и водой, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.
Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:
- понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
- формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;
- гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
- песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.
1.5. Сроки реализации программы
Программа реализовывается в течение двух лет. Программа используется для работы с детьми первой и второй младших групп.
1.6. Формы и методы воспитательно-образовательного процесса
Методы
Наглядные методы включают в себя:
- наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/
- наглядно - зрительные / дидактический материал /;
- сенсорно - моторные / обследование /;
- тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;
- формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие
руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове,
подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /; - элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж,
дыхательные упражнения, тактильные обследования /.
Словесные методы:
- объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;
- указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;
- вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /
- Пояснения, уточнения;
Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки.
Практические методы:
- метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;
- игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.
Формы:
Индивидуальные игры
Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Групповые игры
Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
1.7. Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы.
Уже на первом этапе можно узнать очень многое о ребёнке:
• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
• уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);
• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
• сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);
• личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).
В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:
• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;
• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
• стиль семейных отношений (диалоги между героями);
• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;
• устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).
В конце занятия воспитатель выясняет следующие качества ребёнка:
• уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);
• уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
• умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность;
• на групповых (2—4 человека) занятиях - уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.
- Тематическое планирование.
Проводится как занятие или часть занятия один раз в две недели.
Тематический план работы с песком с детьми 2 – 3 лет.
Работа по теме «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста» позволяет достичь следующих результатов:
- игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
- дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни;
- песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого( формирование эмпатии );
- игры с песком и водой позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;
- в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
- в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций /особенно тактильной чувствительности/;
- игровые упражнения с песком успешно используются в диагностических целях;
- программа адресована педагогам дошкольных учреждений.
- Методическая литература, на основе которой была составлена программа.
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб2004.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
- Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
- Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Энциклопедия песочного человека"
Игры с песком для детей младшего дошкольного возраста ...
Конспект занятия в средней группе Тема: «Знакомство с песочным человеком».
Тема: «Встреча с песочным человеком».Возраст: 4 – 5 лет.Форма работы: подгрупповая.Цель: развитиеэмоцональной сферы, тактильной чувствительности и мелкой моторики, способствован...
Занятие по песочной терапии для средней группы «В гостях у Песочного человека»
Цель: развивать детское экспериментирование, усложняя действия по преобразованию песка.Задачи:1) Формировать элементарные (обследовательские) действия (трогают, пересыпают, оставляют следы, сжима...
Конспект занятия "Встреча с песочным человеком"
Занятие по развитию эмоционально- волевой сферы...
Рабочая программа "Песочная терапия"
Цель- используя игры с песком и водой, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возник...
Консультация "Энциклопедия песочного человека"
Консультация для родителей...