Рабочая программа "Сказки Песочного человека"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Архипова Лариса Николаевна

Рабочая программа «Сказки Песочного человечка» предназначена для работы с детьми

2 – 4 лет.

 Данная программа  содержит материал по образовательным  направлениям :  «Познавательное  развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

 

Цель программы: знакомство со свойствами песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание.

  1. Пояснительная записка……………………………………………………2

1.1. Цели и задачи программы……………………………………………….2

1.2. Концепция, заложенная в содержание учебно-развивающего материала...........................................................................................................3

1.3. Основные направления программы…………………………………….4

1.4. Основная идея программы………………………………………………5

1.5. Сроки реализации программы…………………………………………...6

1.6. Формы и методы воспитательно-образовательного процесса…………6

1.7. Проверка и оценка результатов использования программы…………..7

    2.  Тематическое  планирование………………………………………….9 - 10

    3.  Планируемые результаты………………………………………………...11

    4. Методическая литература, на основе которой была составлена программа………………………………………………………………………..12

    5. Приложения………………………………………………………………..13

Приложение №1 Мониторинг

Приложение №2 «Общие условия организации песочницы»

Приложение №3 «Основная идея песочной картины»

Приложение №4 «Сюжет (сюжеты) песочной картины»

Приложение №5 «Коллекция мелких предметов»

Приложение №6 «Виды игр на песке»

Приложение №7 «Рекомендации по проведению игр и занятий»

Приложение №8 «Игры и упражнения на песке»

Приложение №9 «Игры с палочками»

Приложение № 10 «Варианты вхождения в занятие»

Приложение №11 «Варианты занятий»

Приложение №12 «Взаимодействие с педагогами»

Приложение № 13 «Консультации для родителей»

Приложение №14 «Фонотека»

1. Пояснительная записка

  1. Цели и задачи программы.

Цели и задачи:

   В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм  эмоциональной коррекции поведения».  А.В.Запорожец.

   Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций.

   Разработаны программы коррекции эмоционально-волевой и познаватель-ной сфер ребенка дошкольного возраста с использованием метода песочной терапии.

Основная цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.

   В соответствии с этой целью формируются

задачи:

  • стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
  • вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
  • формировать позитивное отношение к своему «Я»;
  • формировать позитивное отношение к сверстникам;
  • развивать навыки социального поведения;
  • совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • cпособствовать проявлению эмпатии;
  • развивать фантазию и образное мышление;
  • побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
  • использовать метод песочной терапии в диагностических целях.

  1.  Концепция, заложенная в содержание учебно-развивающего материала.

   В работе с детьми дошкольного возраста приходится сталкиваться с тем, что добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невростические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и  эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности  могут существенно ограничить возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни.

   Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости, а также для нахождения контакта с детьми с аутической симптоматикой организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.

   В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на песке» Т Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.

   Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком  как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф.

   В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей  устойчивого интереса к практической  и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.

   Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д, Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.

   Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.  Поэтому песочницу рекомендуется иметь в кабинете психолога.

1.3. Основные направления программы

   Инновационная педагогическая технология - песочная игротерапия расширяет и дополняет общеобразовательную «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Игровая деятельность

   Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;

   Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;

   Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.

   В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.

Эмоционально – волевое

   Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:

- снизить уровень нервно – психического напряжения;

- способствовать возникновению положительных эмоций.

    Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;

   Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;

   Развивать умение слушать и слышать друг друга.

Сенсомоторное

   Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;

   Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;

   Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

   Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

   Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

Развитие речи

   Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:

-  развивать точность понимания речи;

- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;

- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;

- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;

- используя  игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;

- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

1.4. Основная идея программы

Основная идея программы – используя игры с песком и водой, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.

     Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:

  • понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в  качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
  • формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;
  • гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
  • песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.

1.5. Сроки реализации программы

Программа реализовывается в течение двух лет. Программа используется для работы с детьми первой и второй младших групп.

1.6. Формы и методы воспитательно-образовательного процесса

Методы

Наглядные методы включают в себя:

  • наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/
  • наглядно - зрительные / дидактический материал /;
  • сенсорно - моторные / обследование /;
  • тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;
  • формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие
    руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове,
    подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /;
  • элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж,
    дыхательные упражнения, тактильные обследования /.

Словесные методы:

  • объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;
  • указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;
  • вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /
  • Пояснения, уточнения;

Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки.

Практические методы:

  • метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;
  • игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.

Формы:

            Индивидуальные игры

   Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.  

Групповые игры

   Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

1.7. Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы.

Уже на первом этапе  можно узнать очень многое о ребёнке:

•  состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);

•  уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);

•  уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);

•  сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);

•  личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).

В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:

•  уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;

•  уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);

•  эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);

•  стиль семейных отношений (диалоги между героями);

•  уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;

•  устойчивость и распределение внимания, работоспособность;

•   воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).

В конце занятия воспитатель выясняет следующие качества ребёнка:

•  уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);

•  уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;

•  умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность;

• на групповых (2—4 человека) занятиях - уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.

  1.   Тематическое планирование.

Проводится как занятие или часть занятия один раз в две недели.

Тематический план работы с песком с детьми 2 – 3 лет.

Месяц

Неделя

Игры и упражнения

Сентябрь

1 неделя

3 неделя

«Знакомство со свойствами песка и воды»

«Копаем – насыпаем»    

Октябрь

1 неделя

3 неделя

«Мышки в норках»

«Домики для животных»

Ноябрь

1 неделя

3 неделя

«Цветные заборчики»

«Мы едем, едем, едем…»

Декабрь

1 неделя

3 неделя

«Что спряталось в песке?»

Инсценировка сказки «Колобок»

Январь

3 неделя

«Секретики»

Февраль

1 неделя

3 неделя

«Найди отгадку»

«Я пеку, пеку, пеку…»

Март

1 неделя

3 неделя

«Поварята»

«У куклы Маши День рождения»

Апрель

1 неделя

3 неделя

«Отпечатки наших рук»

Инсценирование сказки «Репка»

Май

1 неделя

3 неделя

«Солнышко»

«Веселая полянка»

Тематический план работы с песком с детьми 3 – 4 лет.

Месяц

Неделя

Игры и занятия

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

«Угадай на ощупь»

«Я, волшебник»

Октябрь

1 неделя

2 неделя

«Чего не стало?»

«Домишки для муравьишки»

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

«Жили – были…»

«Найди больше»

Декабрь

1 неделя

2 неделя

«Лесные жители»

«Бабушкин дворик»

Январь

2 неделя

«Сказочная страна»

Февраль

1 неделя

2 неделя

«Жила – была рыбка…»

инсценировка сказки «Колобок»

Март

1 неделя

2 неделя

Инсценировка сказки «Колобок на новый лад»

«Какой, какая, какое?»

Апрель

1 неделя

2 неделя

«Математический диктант»

«На поляне расцвели ..»

Май

1 неделя

2 неделя

«Нелепицы»

«Создай, что хочешь»

3.        Планируемые результаты.

Работа по теме «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста» позволяет достичь  следующих результатов:

  • игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;

  • дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни;

  • песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого( формирование эмпатии );

  • игры с песком и водой  позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;

  • в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;

  • в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций /особенно тактильной чувствительности/;

  • игровые упражнения с песком успешно используются в диагностических целях;

  • программа адресована педагогам дошкольных учреждений.

  1. Методическая литература, на основе которой была составлена программа.

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,  Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб2004.

  1. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.

  1. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.

  1. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.

  1. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.

  1. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.

  1. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Энциклопедия песочного человека"

Игры с песком для детей младшего дошкольного возраста ...

Конспект занятия в средней группе Тема: «Знакомство с песочным человеком».

Тема: «Встреча с песочным человеком».Возраст: 4 – 5 лет.Форма работы: подгрупповая.Цель: развитиеэмоцональной сферы, тактильной чувствительности и мелкой моторики, способствован...

Рабочая программа "Песочные фантазии"

                                                      ...

Занятие по песочной терапии для средней группы «В гостях у Песочного человека»

Цель: развивать детское экспериментирование, усложняя действия по преобразованию песка.Задачи:1) Формировать элементарные (обследовательские) действия (трогают, пересыпают, оставляют следы, сжима...

Конспект занятия "Встреча с песочным человеком"

Занятие по развитию эмоционально- волевой сферы...

Рабочая программа "Песочная терапия"

Цель- используя игры с песком и водой, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возник...