Консультация "Энциклопедия песочного человека"
консультация

Татьяна Николаевна Витман

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_pesochnaya_terapiya.doc336.5 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности самовыражения. Песком можно выразить то, что трудно объяснить словами, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть то, что ускользает от сознательного восприятия.

Песочная терапия, благодаря которой ребенок строит свой мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В игре ребенок может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом ребенок выражает на песке то, что случайно возникает в его сознании. Другими словами, ребенку представляется тот мир, внутри которой он может создавать свой шедевры, отвлекаясь от настоящего мира.

Песочная игра – это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Малыш играет в то, что у него «болит». Обыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит. Он спокоен, уверен в себе играя с песком.

Почему именно песок? Песок – необыкновенно мягкий материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Песок рассыпается и дает состояние умиротворенности. Смешанный с водой песок темнеет и приобретает качества земли, становиться липким. Из него можно придать ту форму, которую ребенок неосознанно выбирает.

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим, или влажным, плотным и пластичным.

Игра в песок захватывает и взрослых и детей. Вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.

Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Так же как один символ или образ может выразить больше, сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, недоступные словесному выражению. Это очень важно для многих из нас. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облечь свои переживания в слова – например тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов.

К тому же создание песочных композиций не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделав что-то не так можно исправить – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. У каждого из нас вольно или невольно появляются критерии того, что такое «красивый рисунок», «хорошее настроение», «правильно вылепленная фигурка», но нет такого понятия, как «хорошая» или «правильная» композиция на песке. Эта композиция всегда индивидуальная, поэтому сравнивать ее нельзя.

Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то на душе у ребенка покой и гармония.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности детей. Поэтому, взрослые могут использовать песочницу в развивающих играх и обучающих занятиях. При этом взрослые сами могут почувствовать себя на недолгое время ребенком. И сделать свой мир идеальным для себя самих.

Принцип «Терапии песком» был предложен психотерапевтом, основателем аналитической терапии Карлом Юнгом. Песок состоит из мельчайших крупинок, которые при соединении образуют песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во вселенной.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим,  парапсихологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Игры с песком, также эффективны в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, а также с малышами для развития мелкой моторики, делая из песка различные фигурки. У детей развивается познавательный интерес, способности и логическое мышление. Игры – занятия – наилучшая форма совместной деятельности по освоению математического содержания. На занятиях решаются задачи по формированию представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, не застрахован никто. В работе с песком все

проще: если сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни все сначала.

Не бойтесь играть вместе с детьми в песок. Это помогает не только вашим малышам, но и вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Сказки Песочного человека"

Рабочая программа «Сказки Песочного человечка» предназначена для работы с детьми2 – 4 лет. Данная программа  содержит материал по образовательным  направлениям :  «Познавательное...

Консультация для родителей "Энциклопедия песочного человека"

Игры с песком для детей младшего дошкольного возраста ...

Конспект занятия в средней группе Тема: «Знакомство с песочным человеком».

Тема: «Встреча с песочным человеком».Возраст: 4 – 5 лет.Форма работы: подгрупповая.Цель: развитиеэмоцональной сферы, тактильной чувствительности и мелкой моторики, способствован...

Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек часть природы). Развивать познавательную активность детей в проце

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма организации: подгруппа.Предварительная р...

Занятие по песочной терапии для средней группы «В гостях у Песочного человека»

Цель: развивать детское экспериментирование, усложняя действия по преобразованию песка.Задачи:1) Формировать элементарные (обследовательские) действия (трогают, пересыпают, оставляют следы, сжима...

Конспект занятия "Встреча с песочным человеком"

Занятие по развитию эмоционально- волевой сферы...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи:Формировать представление о внутреннем строении человека (кости, кожа, мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, мышцы).Формировать...