Программа «Веселый оркестр» (дополнительное образование для детей 6-7 лет в области игры на музыкальных инструментах) художественно-эстетической направленности
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Аннотация на программу дополнительного образования «Весёлый оркестр»
Цель: развитие музыкальных способностей детей и создание творческого коллектива через обучение игре на музыкальных инструментах.
Актуальность: Программа «Играем в оркестре по слуху» высокоэффективна как в отношении развития основных музыкальных способностей, так и расширении сферы музыкальной деятельности, способствующей развитию памяти, образного мышления, внимания, преодоления скованности, застенчивости.
Новизна: программа по дополнительному образованию детей старшего возраста составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Предусматривает дифференцированный личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку.
Рассчитана на индивидуально – подгрупповое обучение детей 6 - 7 лет, срок реализации 1 год.
В программе представлен учебно-тематический план с подробным содержанием каждой темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования "Весёлый оркестр" | 123.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Дружба»
с осуществлением физического и психического развития,
коррекции и оздоровления всех воспитанников»
Согласовано: Утверждаю:
Педсоветом Заведующая МДОУ
МДОУ «ЦРР- «ЦРР –д/с «Дружба»
д/с «Дружба» _________ О.Н.Седлецкая
Протокол №1 «____»______ 2011г.
от «___» ______2011г.
Программа
«Веселый оркестр»
(дополнительное образование для детей 6-7 лет в области игры на музыкальных инструментах)
художественно-эстетической направленности
срок реализации 1 год
Руководитель: Ахмадеева Р.Ф.
музыкальный руководитель
МДОУ – д/с «Дружба»
г. Качканар
В оргкомитет Конкурса
«___» ________ 2012г.
(дата приёма материалов)
Заявка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад «Дружба» с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников»
рекомендует для участия в конкурсе методических разработок «Педагогический Олимп. Дошкольное образование» для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Качканар
в номинации:
Удивительный мир искусства
по теме:
программа дополнительного образования «Весёлый оркестр»
образовательная область «Музыка»
Информация об участнике:
Фамилия: Ахмадеева
Имя: Рамзия
Отчество: Файзулхаковна
Город: Качканар
Полное наименование образовательного учреждения
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад «Дружба» с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников»
Полный почтовый адрес ДОУ: 624356 Свердловская область, г. Качканар,
10 микрорайон, дом 19
Телефон служебный: 8(34341)6-74-60
Телефон домашний: +7(34341)6-63-07
Факс: 8(34341)6-71-24
Адрес электронной почты: drujba59@mail.ru;
Должность: музыкальный руководитель
Стаж работы педагогический, по должности: 24 года
Заведующая МДОУ "ЦРР - __________ О.Н. Седлецкая
детский сад "Дружба»"
М. П.
С Положением о Конкурсе ознакомлена Подпись автора ____________
«____»___________2012г.
Аннотация
на программу дополнительного образования «Весёлый оркестр»
Ахмадеева Рамзия Файзулхаковна,
музыкального руководителя МДОУ ЦРР д/с «Дружба», I кв.категория.
Программа рассчитана для детей 5-6 лет, срок реализации 1 год обучения. В программе представлен учебно-тематический план с подробным содержанием каждой темы. Обучение по данной программе направлено на развитие музыкальных способностей детей и создание творческого коллектива через обучение игре на музыкальных инструментах.
Рекомендуется использовать для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность
Новизна
Пояснительная записка
«Прекрасное пробуждает доброе»
Д.Б. Кабалевский
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют содержание образовательной области «Музыка» на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности,
- приобщение к искусству.
В то же время наблюдается рост детей, испытывающих неблагополучие: напряженность в контактах, необоснованные страхи, тревожность, регрессивные тенденции. Как показывает практика для таких детей характерен уход от общения, от контактов с окружающими, ориентация на свой внутренний мир.
Значение инструментального музицирования в решении данной проблемы велико.
Специалисты справедливо подчеркивают, что «русские народные музыкальные инструменты не имеют себе равных по быстроте и легкости обучения на них, в особенности в совместном исполнении, где лица с крайне ограниченными природными способностями могут принимать участие и постепенно развивать свой слух».
Во-первых, игра на музыкальных инструментах препятствует возникновению у детей барьера неполноценности. Далеко не все дети и не сразу правильно и хорошо двигаются под музыку, поют, толково объясняют свои впечатления о прослушанной музыке. Поэтому игра в оркестре на доступных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность, повышает интерес к музыкальным занятиям.
Во-вторых, позволяет успешно развивать у детей звуковысотный, тембровый и ладовый слух.
В третьих, совместное музицирование развивает воображение, память, волю, чувство эмпатии, ответственность за общее дело, коллективизм.
Обучение игре на инструментах в процессе музыкальных занятий вызывает ряд трудностей: фронтальные занятия, недостаточность времени, малое количество инструментов.
Такое обучение нельзя назвать развивающим. Требуется организовать работу через дополнительное образование, где осуществляется дифференцированный личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, индивидуальное подгрупповое обучение.
Поэтому появилась необходимость создания Программы дополнительного образования «Веселый оркестр».
Цель: Развитие музыкальных способностей и создание творческого коллектива через обучение игре на музыкальных инструментах.
Задачи:
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, побуждение к освоению новой музыкальной деятельности.
- Развивать тембровые, звуковысотные, динамические компоненты музыкального слуха и чувство ритма.
- Знакомить с различными музыкальными инструментами, способом звукоизвлечения, звучанием различных регистров.
- Учить воспроизводить простейшие звукоподражания, интонации, нужные тембры, в зависимости от музыкального образа.
- Развивать мышление, творческую инициативу, сознательные отношения между детьми.
- Развивать чувство ансамбля, интерес к игре на различных ударных и звуковысотных инструментах.
- Направлять работу на организацию сенсорно-интеллектуальных, познавательных действий, с целью формирования дифференцированного слышания музыки.
- Развивать слуховой самоконтроль, умение анализировать свою игру и игру сверстников на музыкальных инструментах.
- Закреплять у детей навыки совместной игры ансамблями и оркестром по слуху.
Формы и методы решения поставленных целей и задач:
- Индивидуальные, подгрупповые и групповые формы обучения.
- Самостоятельное музицирование в группах.,
- Игровые приемы.
- Методы: наглядный, словесный, практический.
Продолжительность 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 72 часа в год для детей 5-6 лет.
Типовая Программа предусматривает быстрое овладение игрой, легкое обучение, но не развивающее, не перспективное.
Проанализировав теории и методики современных исследователей, я создала составительскую программу, в основе которой лежат методические разработки М.А.Трубниковой, адаптировала ее к условиям детского сада. Программа «Играем в оркестре по слуху» высокоэффективна как в отношении развития основных музыкальных способностей, так и расширении сферы музыкальной деятельности, способствующей развитию памяти, образного мышления, внимания, преодоления скованности, застенчивости.
Такой способ обучения обеспечивает наибольший развивающий эффект, требует постоянного развития слуха, собранности, серьезной слуховой подготовки.
Большую роль в развитии предметно-развивающей среды играют родители. С их помощью были изготовлены шумовые инструменты, инструменты из бросового материала (музыкальная рогатка, кастаньеты, ложки с висюльками, стаканчик с хвостом, чудесный молоточек и даже подвесной ксилофон. Такие инструменты способствуют развитию речевого музицирования, речевых игр, где каждую строчку стихотворения или считалочки можно озвучить инструментами на выбор детей.
Для обследования уровня музыкальных способностей использовала диагностики.
Главный критерий правильности методики работы с детьми то удовольствие, которое получают дети, и то спонтанное эмоциональное выражение радости, которое сопровождает их деятельность на занятиях дополнительного образования.
Учебно-методическое оборудование:
- музыкальный зал,
- пианино,
- музыкальный центр,
- фонотека «Произведения в записи симфонического оркестра»,
- электронно-музыкальные инструменты (игрушки),
- инструменты шумовые, ударные, ударно-мелодические,
- музыкально-дидактические пособия,
- инструменты из бросового материала.
Требования к уровню подготовки
- Знать различные музыкальные инструменты, способы звукоизвлечения, звучание разных регистров.
- Воспроизводить простейшие звукоподражания, интонации, нужные тембры, в зависимости от музыкального образа.
- Уметь играть на различных ударных и звуковысотных инструментах.
- Совместно играть ансамблями и оркестром по слуху.
- Проявлять творческую инициативу, эмоциональную отзывчивость в освоении новой музыкальной деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | В том числе теории | В том числе практики |
1. | История происхождения первых музыкальных инструментов | 1 | 1 | - |
2. | Подготовительный этап Ориентировочно - тембровая ступень: -Предварительное накопление детьми необходимых музыкально- слуховых представлений; -Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на различные музыкальные картинки, побуждение к освоению новой музыкальной деятельности; -Проведение работы по обследованию детьми музыкального инструмента, знакомству со способами звукоизвлечения, звучанием различных регистров, в соответствии с характером музыкальных образов; -Обучение детей воспроизводству простейших звукоподражаний, интонаций, нужных тембров, в зависимости от музыкального образа; -Развитие тембровых, звуковысотных компонентов музыкального слуха и чувство ритма. | 3 2 2 2 2 | 3 1 - - 2 | - 1 2 2 - |
3. | Основной этап Ритмическая ступень: -Продолжение работы по развитию у детей системы музыкальных способностей, в первую очередь музыкального слуха и чувства ритма; -Знакомство с тембрами различных музыкальных инструментов и со способами звукоизвлечения; -Развитие чувства ансамбля, интерес к игре на различных ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах; -Развитие слухового самоконтроля, умения анализировать свою игру и игру товарища; -Направление работы на организацию сенсорно-интелектуальных, познавательных действий, с целью формирования дифференцированного слышания музыки. | 5 6 8 6 3 | 5 4 1 - 3 | - 2 7 6 - |
4. | Мелодическая ступень. -Подведение детей к восприятию высоты звуков, устоя и неустоя звуков, формированию чувства тоники, чувства лада: -Закреплять у детей навыки совместной игры ансамблем и оркестром детских музыкальных инструментов по слуху; -продолжение работы по освоению различных групп детских музыкальных инструментов, прививать интерес к ним; -Развитие мелодического слуха и всего комплекса музыкальных способностей в процессе подбора мелодий на различных инструментах; -Развитие творческой активности детей в импровизации на детских музыкальных инструментах; -Знакомство с инструментами симфонического оркестра. | 4 5 8 6 7 2 | 3 - 1 1 - 2 | 1 5 7 5 7 - |
72 часа |
Содержание
I. История происхождения первых музыкальных инструментов:
1. Беседа о возникновении инструментов в глубокой древности III-II в. до нашей эры (прообразы ныне существующих).
- Наглядность (разнообразие инструментов и способы их изготовления: кости, плоды деревьев, высушенная кожа, стебли тростника, камыш, морские раковины).
II. Подготовительный этап
2. Синтетическая форма занятий, включающая: художественное слово, пение, рассматривание иллюстраций, музыкально-дидактические игры, элементы психогимнастики. Использование пособия “музыкальные картинки”. На каждой странице рисунок, стихотворение для детей, а также примерный нотный образец и методические указания
3. Знакомство с музыкально-дидактическими играми:
“Музыкальное эхо” - нахождение по слуху отдельных звуков, сыгранных педагогом.
“Игра с рук” – повторение за музыкальным руководителем звукоподражания на клавиатуре.
4. Музыкально-дидактические игры: «Выбери инструмент», «Карусель», «Узнай сказку», «Музыкальный домик», элементы психогимнастики, артикуляционная дыхательная гимнастика.
5. Побуждение детей к звукоподражанию в пении и игре на музыкальном инструменте, не ограничивая диапазон (индивидуальная работа на фортепиано или любом чисто-настроенном инструменте).
6. Знакомство с ритмом суммирования (индивидуальная работа на любом инструменте).
7. Знакомство с эталонами быстрого, медленного, среднего темпа, исполнение на инструменте того или иного подражания).
8.Развитие у детей эмоционального восприятия текста и иллюстрации, влияющее на быстроту и качество запоминания музыкальных звукоподражаний (совместное деятельность ребенка и взрослого).
9.Обучение воспроизведению на музыкальном инструменте эталонов быстрого, умеренного, медленного темпов, различных ритмических остинатных блоков в двудольных размерах (прямой показ педагогом способов звукоизвлечения ).
10.Побуждение детей к воспроизведению “крика петушка” (триоль) в разных регистрах. Транспонирование (игра от разных звуков).
11. Продолжение работы по освоению среднего регистра клавиатуры, пунктирным ритмическим рисунком ( “игра с рук” с открытой клавиатурой).
12. Обучение воспроизведению ритмического рисунка хлопками и на музыкальном инструменте ( “музыкальное эхо” ).
13. Формирование предпосылок к музыкально – творческим проявлениям, путем импровизации на музыкальном инструменте (самостоятельное нахождение различных интонаций).
III. Основной этап.
14. Обучение детей игре в ансамбле с педагогом, точное воспроизведение равномерной пульсации метрической, четвертными длительностями (совместная игра ребенка и взрослого на одном, чисто настроенном инструменте).
15. Обучение детей воспроизведению метрической пульсации четвертными длительностями в двухдольном размере поочередно правой и левой руками ( все дети хлопками или на палочках передают метрическую пульсацию).
16. Обучение детей подбору знакомой песни на различных звуковысотных детских музыкальных инструментах, индивидуально или небольшими группами ( деревянные ложки, металлофон)
17. Обучение детей пению на одном звуке в удобной тесситуре, исполнение на различных инструментах, слушая аккомпанемент, исполняемый педагогом.
18. Разучивание песни, добиваясь точного воспроизведения ритмического рисунка на фортепиано, различных звуковысотных и ударных детских музыкальных инструментов. Освоение приемов правильного звукоизвлечения.
19. Работа над совершенством ритма, игра по подгруппам в ансамбле (фортепиано, румба, бубен, треугольник).
ОРГАНИЗАЦИЯ УДАРНЫХ АНСАМБЛЕЙ .
АНСАМБЛЬ “ПРИРОДНЫХ” ИНСТРУМЕНТОВ.
20. Знакомство детей с различными видами “природных” Орфовских музыкальных инструментов: хлопков, притопов, шлепков, щелканья пальцами, их звукокрасочной гаммой.
21. Обучение с помощью “природных” инструментов передачи простейших ритмических рисунков, основанных на чередовании четвертных длительностей.
22. Обучение детей выполнению ритмических остинатных блоков, в соответствии с характером пьес на ударных инструментах. Соблюдать общую динамику и темп (бубен,”природные” музыкальные инструменты).
МЕТАЛЛОЗВУЧНЫЙ АНСАМБЛЬ
23. Знакомство с инструментами, входящими в состав металлозвучного ансамбля, со способами игры на них (бубны, румбы, тарелки, треугольники, колокольчики).
24. Обучение игре на этих инструментах, точное исполнение ритмического рисунка своей партии, умение слушать друг друга.
ДЕРЕВОЗВУЧНЫЙ АНСАМБЛЬ
25. Знакомство с инструментами, входящими в состав деревозвучного ансамбля, со способами игры на них ( деревянные палочки, кубики, ложки, брусочки, кастаньеты ).
26. Создание ансамбля ложкарей.
27. Использование инструментов, созданных родителями детей из бросового материала в речевом музицировании и в речевых играх ( музыкальная рогатка, ложка с висюльками, стаканчик с хвостом, чудесный молоточек, подвесной ксилофон).
28. Использование всех деревозвучных инструментов в логоритмических играх.
СМЕШАННЫЙ СОСТАВ УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
29. Инсценирование песен с использованием детских ударных инструментов: правильное вступление, исполнение ритмического рисунка, динамического и темпового ансамбля (колокольчики, барабаны, деревянные ложки).
30. Освоение навыков совместной игры ансамблем, умение прислушиваться друг к другу, точно исполнять партии ( барабаны, треугольник, ложки, румба, бубен, кастаньеты, колокольчик ).
31. Исполнение пьесы повышенной степени сложности: услышать оригинальный характер сопровождения, довольно трудные самостоятельные партии (свистулька, бубен, ложка, трещотка).
32. Умение различать трехчастную форму пьесы, играть по слуху свою партию, соблюдая динамику, акценты (маракасы, кастаньеты, ложки, румбы, тарелки, барабан, треугольник).
МЕЛОДИЧЕСКАЯ СТУПЕНЬ
33. Знакомство с интонацией терции. Освоение различных мелодических “зёрен-интонаций”, связанных с доступными детям образами. ( “Игра с рук”на фортепиано)
34. Подбор терцовой интонации от разных звуков. (перенос обобщённых способов
действий на различные звуковысотные детские музыкальные инструменты)
35. Знакомство с интонацией секунды. (прямой показ педагога)
36. Знакомство с интонацией чистой кварты. (“Музыкальное эхо”)
37. Подбор чистой кварты от разных звуков. (подбор образцов интонаций на разных
звуковысотных детских музыкальных инструментах)
38. Знакомство с интонацией чистой квинты. ( прямой показ педагога)
39. Закрепление материала. (моделирование звуковысотных отношений движением руки)
Мелодические пьесы
40. Упражнение детей в чистом интонировании нисходящей малой терции, работа над ровным ритмическим рисунком (фортепиано, звуковысотные детские музыкальные инструменты).
41.Обучение детей игре песенок-загадок вместе с педагогом по фразам. ( в дальнейшем ребёнок может подобрать песню сам)
42.Подбор “Зова кукушки” от разных звуков. ( любой инструмент)
43.Освоение песни-эталона, построенной на поступенном движении по звукам мажорной гаммы с равномерной метрической пульсацией четвертными длительностями. Осознание направления движения мелодической линии. ( фортепиано, клавишно - ударная группа)
44. Обучение подбора по слуху с разнообразным ритмическим рисунком. Мажорная гамма. Определение направления мелодии. (семиступенная лесенка, наглядно- двигательное моделирование).
45. Обучение детей исполнению мелодии, построенной на двух соседних звуках, передача ритма хлопками.( восьмые длительности).46. Исполнение пьесы под фонограмму на ударных музыкальных инструментах. Партия металлофона 1-ой части разучивается отдельно ( пьеса в грамзаписи ).
47. Побуждение к инструментальному творчеству, ритмическим и мелодическим импровизациям. Различать разный характер вариаций, соответственно подбирать нужные муз. инструменты. ( фонограмма, сопровождение музыкального руководителя)
48. Продолжение работы по овладению музыкальным языком как важнейшей основы развития инструментального творчества.
49. Разучивание с детьми песен-загадок: самостоятельное импровизирование ритма, мелодии, подбор “музыкальных ответов” на фортепиано.
50. Вырабатывание у детей чувства тоники, умение импровизировать на фортепиано, поочередно с педагогом, используя эталонные мелодические обороты (b3,m3,ч4,ч5,b2). Поочередная совместная игра ребенка и взрослого на одном музыкальном инструменте.
51. Освоение поступенного движения вверх и вниз внутри трихорда, навыки совместных действий ( струнная группа, “музыкальное эхо” ).
52. Транспонирование терцовых интонаций, игра в унисон в однородных ансамблях (металлофоны, ксилофоны).
Играем в оркестре
53. Подготовка детей к координированным совместным действиям, развитие важного для игры в оркестре чувства – ансамбля.
54. Выступление музыкантов перед сверстниками.
55. Проведение игровой программы: музыкально – дидактические игры, психогимнастика,
логоритмика.
56. Знакомство с электронно-музыкальным инструментом “ФАЭМИ”.
57. Создание условий для собственных творческих проявлений ребят, побуждать к импровизации ( все виды инструментов).
58. Шумовой оркестр, использование пластмассовых бутылок ( бросовый материал).
59. Ансамбль ложкарей. Исполнение русских народных мелодий.
60. Ритмический ансамбль. Исполнение произведений на деревозвучных ударных инструментах.
61. Ритмический ансамбль. Исполнение произведений на металлозвучных инструментах.
62. Выступление перед детьми воспитанников музыкальной школы (скрипка, домра, виолончель, баян).
63. Объединение детей в один общий оркестр, исполнение произведений
64. Подготовка к выступлениям на праздниках.
65. Развитие творческой активности детей, музицирование в свободное от занятий время.
66. Творческие задания.
67. Свободное занятие. Использование детьми “дежурного репертуара”.
68. Подготовка к фестивалю “Качканарские звездочки”.
69. Творческие задания: речевое музицирование, речевые игры.
70. Знакомство с современными музыкальными инструментами.
71. Знакомство с инструментами симфонического оркестра.
72. С.Прокофьев “Петя и Волк” – симфоническая сказка.
Список литературы
- Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992г (с изменениями).
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) от 23 ноября 2009 г. № 665 .
- Конвенция о правах ребёнка, одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20ноября 1989г. Вступила в силу для России 15 сентября 1990г.
4. Кононова Обучение дошкольников игре на детских инструментах, М., 1990
5. Н.Г.Кононова Музыкально-дидактические игры в детском саду, М., 1992
6. М.А.Трубникова Играем в оркестре по слуху, М.,1993
7. С.Газарян В мире музыкальных инструментов, М.: Просвещение,1998
8. Карл Орф Система детского музыкального воспитания, М.,1987
9. О.П.Радынова Музыкальное воспитание дошкольников, М.,1994
10. М.А.Михайлова Развитие музыкальных способностей, М.,1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Веселинка» (развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность)
Программа предназначина для проведения театрализованных занятий, с целью обогащение и развития эмоциональной сферы старших дошкольников посредством музыкально-театрализованной деятельности...
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Веселая математика»...
«Пластилиновая фантазия» Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в тво...
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста «Пластилиновая фантазия»
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в тво...
Дополнительная общеразвивающая программа "Веселые нотки. Вокальная студия" для детей 3-4 лет
Программа по вокалу для детей 3-4 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа "Веселые нотки. Вокальная студия" для детей 5-7 лет
Программа по вокалу для детей 5-7 лет...
Программа кружка по дополнительному образованию для детей 6-7 лет "Читалочка"
Программа кружка по чтению "Читалочка"для детей 6-7 лет....