Программа кружка по дополнительному образованию для детей 6-7 лет "Читалочка"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ефремова Татьяна Петровна

Программа кружка по чтению "Читалочка"для детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_chitalochka.docx78.55 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы

3

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

4

1.3. Цели и задачи реализации программы по дополнительному образованию

7

1.4. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

8

1.5. Сроки реализации дополнительной образовательной программы, формы

организации занятий

8

1.6. Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы

10

1.7. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

11

2. Учебно-тематический план

11

3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы

15

4. Условия реализации образовательной программы дополнительного образования

27

4.1. Материально-техническое обеспечение программы

27

4.2. Список литературы

27

Приложение 1. Педагогическая комплексная диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи (для детей 6 – 7 лет по Д. Б. Эльконину)

29

1. Пояснительная записка

«Испокон века книга растит человека»

(русская пословица)

Чтение – уникальный феномен культуры, и в каждой стране оно выполняет функции, далеко выходящие за рамки удовлетворения информационных и образовательных потребностей общества. Специалисты в области чтения отмечают, что оно является очень чутким, надёжным, универсальным показателем состояния в обществе в целом. Грамота у всех народов, как отмечал еще Л. Н. Толстой, это умение читать, считать, писать. Только так и должно быть! Родители, наделённые тонким педагогическим чутьем, и сотни лет назад начинали обучение своих малышей чтению чуть ли не с пелёнок.

Сегодня в России, в результате огромного количества перемен в жизни общества, произошедших в последнее время, статус чтения, его роль, отношения к нему сильно изменились.

Многие родители считают, что чтение – это не только задача по обучению детей элементарным навыкам. Чтение детей – это ключ к жизни в современном информационном пространстве. Не секрет, что многие родители хотели бы, чтобы их ребенок научился читать еще до поступления в школу. И в этом есть рациональное зерно, ведь ничто не способствует интеллектуальному развитию так, как чтение.

Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т.д. Однако многие дети задолго до школы проявляют живой интерес к умению читать. Поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берется за это, в результате ребенка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить.

В обучении чтению существуют два пласта – теоретический и практический. Школа призвана ввести ребёнка в теорию письма и чтения, помочь ребенку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Практическое освоение чтения – это совсем другая задача. И если у 6-летнего ребенка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а затем вновь (через год) возбуждать это стремление.

Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове.

Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить букву, которой записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Педагогу следует подбадривать ребенка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать.

Уровень и качество сформированности связной речи – это отражение той речевой среды, в которой ребенок воспитывается, начиная с самого рождения. Поэтому советуем родителям тщательно следить за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи.

1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы

По содержанию дополнительная общеразвивающая программа «Читалочка» является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной.

Данная программа является модифицированной, она составлена с учетом основной общеобразовательной программы МДОУ «Детский сад № 93», разработанной на основе примерной основной программы дошкольного образования «Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др./  и учебного пособия «Букварь» Жуковой Н. С.

Пособие «Букварь»  это результат тридцатилетнего опыта работы логопеда   Н. С. Жуковой. Оно сочетает в себе традиционную методику обучения грамоте с оригинальной логопедической методикой. Это позволяет не просто научить ребенка читать, но и предупредить будущие возможные ошибки на письме.

Надежда Сергеевна Жукова – известный логопед, кандидат педагогических наук. Ей принадлежат оригинальные исследования развития речи у дошкольников, ее многочисленные научные труды опубликованы в отечественных и зарубежных изданиях. Имя Жуковой известно в широких кругах психологов, логопедов, педагогов. В основе обучения дошкольников чтению по авторской методике Н.С. Жуковой лежит слоговой принцип. Слог выступает в качестве единицы чтения.

Также при реализации данной программы активно используются следующие пособия:

  • Узорова О. В., Нефедова Е. А. «Быстрое обучение чтению»;
  • Колесникова Е. В. «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»;
  • Безруких М. М., Логинова Е. С., Флусова Н. В. «От буквы к слову, от слова к предложению»;
  • Кирилина Р., Стрекаловская Л., Кирилин С. «Как легко научить ребенка читать. Чудесный домик для обучения чтению»;
  • Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать».

Такое методическое обеспечение Программы позволяет не только обеспечить преемственность между дошкольным начальным школьным образованием, но и исключает дублирование со школьной и основной образовательной программами дошкольного учреждения.

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Программы

Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков в области развития речи, необходимый для подготовки к школе.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка,  обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка.

Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах:

  • принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному») обучения;
  • принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
  • принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
  • онтогенетический принцип: учет возрастных особенностей обучаемых.

 Наиболее эффективным средством привития детям интереса к чтению являются игровые технологии.

Игровые технологии позволяют:

  • поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;
  • создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
  • вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;
  • позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
  • доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности;
  • повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.

Упражнения и игры, предлагаемые обучающимся кружка, помогут детям закрепить зрительные образы букв, расширить понятие о гласных и согласных звуках. Чтение слогов различной структуры даст возможность скорректировать артикуляцию и совершенствовать навык чтения. Упражнения на словообразование и словоизменение пополнят словарный запас и сформируют грамматический строй речи.

Работа с букварём Жуковой Н. С.

«Букварь» Жуковой Н. С. опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве. Поэтому, открыв «Букварь», можно увидеть привычные картинки и большие буквы, слоги и т. д.

В «Букваре» Жуковой в качестве единицы чтения изначально используется не отдельно взятая буква, а слог. Ребенок пролистнет несколько страничек – узнает несколько букв и сразу же начнет складывать их в слоги. Еще несколько букв – и опять слог. Это позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения, а родителю – миновать самый сложный этап в обучении – объяснить, как из звуков образуются слоги.

Чтобы объяснить ребенку, как получается слог, Н. С. Жукова использует оригинальный графический прием. Вот буква А, рядом буква У, а между ними бежит человечек. Педагог показывает карандашом (указкой) первую букву, передвигает карандаш ко второй букве, а ребенок тянет первую букву, пока не «добежит» до второй. Вторую букву нужно прочитать так, чтобы «дорожка не разорвалась». Вот и получился слог.

В букваре имеется обращение к родителям и советы автора на каждой странице, помогающие освоиться с методикой.

В пособии буквы алфавита расположены в сопровождении картинок. На картинках не только предметы, начинающиеся с представленной буквы, но и те, в которых изучаемая буква находится в середине или конце слова. Графически показано слияние букв в слоги – «человечик бежит к букве». Постепенное усложнение заданий на чтение: сначала только гласные буквы, затем гласный плюс согласный, сначала односложные, затем слова из двух-трех слогов и более, сначала коротенькие тексты из двух слов, затем небольшие рассказы. Тексты и слова в книге сопровождают картинки. Однако букварь не перегружен ими. Задача пособия – обеспечить ребенку быстрое овладение техникой чтения. Именно поэтому и тексты в букваре, что называется, традиционные, знакомые с детства «Лу-ша ма-ла» и «У Ло-ры ша-ры». Никаких сказочных героев и занимательных приключений вы здесь не найдете, только то, что необходимо с точки зрения методики.

По совету автора начинать учиться можно в любом возрасте. Но особо оговаривается: устная речь ребенка должна быть достаточно развита. Если малыш говорит неграмотно или не выговаривает какие-то буквы, прежде чем учить читать, необходимо обратиться к логопеду.

На каждой страничке под чертой находятся указания для педагога (или родителей). Необходимо прочитать их заранее, чтобы избежать многих ошибок, узнать, как проще и доступнее преподнести материал.

Затем можно приступать к занятиям. Не заучивать сразу все буквы алфавита. В этом нет никакой необходимости. Ведь задача педагога, чтобы ребенок понял, как складывать буквы, а не просто вызубрил названия.

Выучив первые несколько букв, необходимо переходить к их слияниям. На первых порах нужно помочь ребенку, вести карандашом или указкой от буквы к букве, закрыть белым листом ту часть текста, которую ребенок в данный момент не читает. Можно сделать в листе белой бумаги окошечко и передвигать его от слога к слогу по мере прочтения.

У разных детей разные темпы обучения. Нужно следить, чтобы ребенок не просто механически складывал буквы, но и понимал прочитанное. Кому-то долго не удастся перейти от слогов и отдельных слов к предложениям и текстам, а кто-то сделает это быстро. Не нужно торопиться, но и не тормозить. Например, если ребенок хорошо запоминает буквы и быстро их находит, то нет необходимости делать все упражнения на чтения отдельных букв.

1.3. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию

Цели программы: подготовить дошкольников к обучению чтению, познакомить с буквами как знаками записи известных им звуков; научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.

Задачи программы:

развивающие:

  • обогащать словарный запас;
  • развивать фонематический слух, внимание, память, мышление;
  • развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями;
  • развивать  интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению;
  • развивать речь детей.

образовательные:

  • обучать правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами;
  • закреплять умения проводить звуковой анализ;
  • учить определять количество слов в предложении и учить составлять предложения;

воспитательные:

  • воспитывать  интерес и любовь к чтению;
  • воспитывать аккуратность, старательность, коммуникабельность, любознательность.

1.4. Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в возможности индивидуального пути саморазвитии дошкольников в собственном темпе за счет выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему «пищу» воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

1.5. Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы, формы и режим занятий

Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий, утверждаемых руководителем дошкольного учреждения.

Программа рассчитана на один учебный год (с октября по май). Она предназначена для воспитанников подготовительной к школе группы – от 6 до 7 лет.

Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Режим оказания дополнительных образовательных услуг устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13. Продолжительность одного занятия – 30 минут.

Форма организации занятий: подгрупповая (с целью более эффективного процесса обучения чтению группа делится на подгруппы численностью до 6-7 человек).

Общее количество: 30 занятий.

В январе, в связи с каникулами, занятия начинаются со второй недели. Мониторинг проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Отчетное занятие в подгрупповой или групповой форме с присутствием родителей проводится в мае. В начале и в конце обучения чтению проводится диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи, на основании которой строится работа педагога. Она составлена в соответствии с системой работы по обучению чтению и основывается на диагностике Д. Б. Эльконина (см. Приложение 1).

На протяжении всех занятий педагог обучает дошкольников навыкам чтения в игровой и доступной форме. Изучают звуки и буквы русского языка. Каждое изучение звука и буквы может быть использовано как самостоятельное занятие, так и как часть занятия.

Основной материал изучения – слова и предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями. Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с помощью художественного слова: пословиц и поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов К. Ушинского, Л. Толстого и др. В часть занятий включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.

Реализуется следующая схема проведения занятия:

  • прорабатываются упражнения для губ или язычка;
  • уточняется правильность произношения звука;
  • описывается звук;
  • игра со звуком;
  • рассматриваются раскрашенные картинки на определённую букву;
  • определение места звука в слове;
  • знакомство с новой буквой;
  • читается стихотворение о букве;
  • работа с «чудесным домиком», кассой букв, слоговыми таблицами и др.;
  • физкультминутка;
  • чтение;
  • работа в тетради.

Чтобы успешно реализовать дополнительную программу по обучению детей чтению, используются разнообразные методы и приёмы: заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ-беседа, рассматривание, наблюдение – «На что похожа буква», воссоздание из силуэтов, закрашивание только гласных, словесные игры, дидактические игры: «Кто здесь живёт?» (составить животное из букв разрезной азбуки», «Цепочка слов», «Бросаемся слогами», «Поиск» (ищем предметы с заданным звуком, сочетание предмета и надписи, записывание слов самими детьми маркерами на магнитных досках, «Дополни предложение» (или игра «Скажи наоборот», «Буква-картинка-слово», плакаты-объяснялки, «Буквоежки» (внутри большого слова найти маленькое слово, например, ЭКРАН-КРАН).

Формы работы с детьми: беседа, метод показа, дидактические игры, использование стихов, загадок, пальчиковых игр и др.; индивидуальный подход.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большую часть времени занимает практическая часть.

Для организации педагогической работы с детьми разработан календарно-тематический план на год, в котором определены виды деятельности, последовательность изучения и освоения тем. Темы подобраны по принципу нарастания сложности заданий.

1.6. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы

Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как «звук» и «буква», понять их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат – умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

К концу года воспитанники должны уметь:

  • достаточно отчетливо и ясно произносить слова;
  • правильно произносить звуки и соотносить их с буквами;
  • выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
  • владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
  • свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
  • различать гласные, твёрдые и мягкие согласные;
  • правильно ставить ударение в знакомых словах;
  • согласовывать слова в предложении;
  • составлять предложения с заданным словом, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом и т.п.;
  • ориентироваться на странице книги;
  • правильно использовать предлоги.

1.7.  Формой подведения итогов реализации программы являются:

1. Открытые занятия для родителей.

2. Фоторепортаж с занятий.

3. Экспресс диагностика

2. Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы (6-7 лет)

Наименование образовательных модулей, тем, разделов

Количество занятий

Общее количество часов

Количество часов (теория)

Количество часов (практика)

Октябрь

4

2 ч

1

Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги. Диагностика.

15 мин

15 мин

2

Гласный звук IаI; буква А, а. Гласный звук, IуI; буква У, у. Гласный звук IоI, буква О, о.

Закрепление букв А, О, У. Учимся соединять буквы А, У

10 мин

20 мин

3

Согласные звуки IмI, Iм’I; буквы М, м. Согласные звуки IсI , Iс’I; буквы С, с.

10мин

20 мин

4

Закрепление букв М, С. Чтение буквы, чтение слогов: УА, АУ. Соединяем буквы, читаем слоги: АМ, УМ, УА, АУ, АС, УС, ОС.

5 мин

25 мин

Ноябрь

4

2 ч

1

Звуковой анализ слогов. Деление слов на слоги, определение слогов в словах. Предложение. Деление предложения на слова. Выкладывание слов: сам, сама.

10 мин

20 син

2

Согласные звуки IхI, Iх’I; буквы Х, х. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ слова: МУХА. Составление предложений со словом СУХО.

5 мин

25 мин

3

Согласные звуки IрI, Iр’I; буквы Р, р. Заглавные буквы, слова с этими буквами.

10 мин

20 мин

4

Согласный звук IшI, всегда твердый; буквы Ш, ш. Составление предложений из трех слов. Дифференциация звуков и букв С, Ш. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке.

5 мин

25 мин

Декабрь

4

2 ч

1

Гласный звук IыI; буква ы. В русском языке нет слов, которые начинаются на Ы. Звуковой анализ слов МИШКА, МЫШКА.

5 мин

25 мин

2

Согласные звуки IлI, Iл’I; буквы Л, л. Точка. Схема предложений. Дифференциация звуков и букв Л, Р. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке.

10 мин

20 мин

3

Согласные звуки IнI, Iн’I; буквы Н, н. Звуковой анализ слов. Ударный слог.

10 мин

20 мин

4

Согласные звуки IкI, Iк’I; буквы К, к. Большая буква в именах, начале предложений. Словесное ударение.

10 мин

20 мин

Январь

3

1 ч 30 мин

1

Согласные звуки IтI, Iт’I; буквы Т, т.

5 мин

25 мин

2

Гласный звук IиI; буквы И, и. Звуковой анализ слогов: МЫ-МИ, РЫ-РИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ. Составление предложения со словом И

5мин

25 мин

3

Согласные звуки IпI, Iп’I; буквы П, п.

5 мин

25 мин

Февраль

4

2 ч

1

Согласные звуки IзI, Iз’I; буквы З, з. Согласные звонкие и глухие звуки. Дифференциация звуков и букв З, С.

10 мин

20 мин

2

Согласный звук Iй’I; буквы Й, й. Совершенствование навыков чтения.

5 мин

25 мин

3

Согласные звуки IгI, Iг’I; буквы Г, г. Работа с предложением. Вопросительные предложения.

10 мин

20 мин

4

Согласные звуки IвI, Iв’I; буквы В, в. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке.

5 мин

25 мин

Март

4

2 ч

1

Согласные звуки IдI, Iд’I; буквы Д, д. Сопоставление звуков и букв Д-Т. Закрепление понятий слог, слово, предложение. Печатание слогов.

10 мин

20 мин

2

Согласные звуки IбI, Iб’I; буквы Б, б. Печатание слогов. Дифференциация звуков и букв Б-П. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке.

5 мин

25 мин

3

Согласный звук IжI, всегда твёрдый; буквы Ж, ж. Сопоставление звуков и букв. Правило написания и прочтения сочетаний – ЖИ, ШИ. Дифференциация звуков и букв Ж, З, Ш. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке.

10 мин

20 мин

4

Буква Ь – показатель мягкости в конце слога или слова. Работа с разрезной азбукой: ЕЛ-ЕЛЬ, УГОЛ-УГОЛЬ. Буква Ъ – показатель твердости. Печатание слогов. Алфавит.

10 мин

20 мин

Апрель

4

2 ч

1

Буквы Я, я. Звуковой анализ слов с буквой Я. Анализ слогов с буквой Я: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, БА-БЯ. Печатание слогов. Чтение текстов с буквой Я.

5 мин

25 мин

2

Буквы Ю, ю. Анализ слогов с буквой Ю: ТУ-ТЮ, СУ-СЮ, ДУ-ДЮ. Печатание слогов.

5 мин

25 мин

3

Буквы Ё, ё. Звуковой анализ слов с буквой Е. Печатание слогов. Дифференциация звуков и букв Е-Ё. Чтение текста.

5 мин

25 мин

4

Мягкий согласный звук Iч’I; буквы Ч, ч. Звуковой анализ слов. Дифференциация звуков и букв Ч, Ш, С, Ть. Чтение текста. Согласный звук Iщ’I; буквы Щ, щ. Дифференциация звуков и букв Щ, Ч, С. Чтение текста.

5 мин

25 мин

Май

3

1 ч 30 мин

1

Гласный звук IэI; буквы Э, э. Согласные звуки IфI, Iф’I; буквы Ф, ф. Печатание слогов.

10 мин

20 мин

2

Согласный звук IцI; буквы Ц, ц. Дифференциация звуков и букв Ц, Ч, С. Чтение текста.

5 мин

25 мин

3

Итоговое занятие

30 мин

Итого

30

15 ч

3ч 40 мин

11 ч 20 мин

3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы

Месяц

Неделя

Тема занятия

Цель занятия

Программное содержание

                                                                                      Октябрь

1

Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги. Диагностика.

Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации к занятиям

Упражнения на развитие речевого и фонематического слуха дошкольников.

Соотнесение звука и буквы, слова и слога.

Диагностика с целью деления группы на подгруппы.

2

Гласный звук IаI; буква А, а. Гласный звук, IуI; буква У, у. Гласный звук IоI, буква О, о. Закрепление букв А. О, У. Учимся соединять буквы А, У.

Знакомство и формирование стойких представлений о буквах А, У, О. Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза.

Упражнения на развитие фонематических представлений, закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков.

Выкладывание букв из палочек, лепка из пластилина.

Работа с «Букварём» (с. 4-6,9) и в тетрадях. Чтение и составление слогов с буквами А, О, У по разрезной азбуке.

Печатание букв.

3

Согласные звуки IмI, Iм’I; буквы М, м. Согласные звуки IсI , Iс’I; буквы С, с.

Знакомство и формирование стойких представлений о буквах М, С.

Упражнения на развитие фонематических представлений.

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Выкладывание букв из палочек.

Игры с «чудесным домиком».

Работа с «Букварём» (с. 7-8) и в тетрадях.

4

Закрепление букв М, С. Чтение буквы, чтение слогов: УА, АУ. Соединяем буквы, читаем слоги: АМ, УМ, УА, АУ, АС, УС, ОС.

Формирование умения соединять буквы, читать слоги. Совершенствование артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны речи и навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний.

Чтение и составление слогов с буквами М, С по разрезной азбуке. Соединение букв А У, У А. Чтение сочетаний АМ, УМ, УА, АУ, АС, ОС, УС. Печатание букв и выкладывание слогов.

Раскрашивание картинок на определенную букву.

Игры со слоговыми таблицами и «чудесным домиком», пазлами.

Работа с «Букварём» (с. 10-13) и в тетрадях.

Ноябрь

1

Читаем слитно: МА, МУ, МО, СА, СУ, СО, АС, ОС, УС, АМ, ОМ, УМ. Определение слогов в словах. Звуковой анализ слогов. Деление слов на слоги, определение слогов в словах. Предложение. Деление предложения на слова. Выкладывание слов: сам, сама.

Обучение умению соединять буквы, читать слоги. Развитие внимания, памяти, мышления, речи, навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний. Закрепление умения и навыков звукового анализа слогов, деления слов на слоги, предложений на слова.

Работа по ориентировке на странице книги.

Чтение слогов МА, МУ, МО, СА, СУ, СО, АС, ОС, УС, АМ, ОМ, УМ. Работа с разрезной азбукой, раскрашивание картинок на определенную букву.

Упражнения на нахождение определенного звука в слове.

Работа с «Букварём» (с. 14-16.17) и в тетрадях. Чтение слогов в составе слов МА-МА, СА-МА, САМ, СОМ, О-СА, СМА, СМО, СМУ.

Печатание слогов.

2

Согласные звуки IхI, Iх’I; буквы Х, х. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ слова: МУХА. Составление предложений со словом СУХО.

Знакомство со звуками IхI, Iх’I, с их графическим обозначением – буквой Х.

Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия, закрепление верного произношения звуков, выкладывание букв из палочек, определение места звука в слове, умение ориентирования а странице книги. Печатание слогов. Работа с «Букварём» (с. 18-19) и в тетрадях.

3

Согласные звуки IрI, Iр’I; буквы Р, р. Заглавные буквы, слова с этими буквами.

Обучение синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки IрI, Iр’I.

Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия, закрепление верного произношения звуков, выкладывание букв из палочек, определение места звука в слове.

Работа со слоговыми таблицами.

Работа с «Букварём» (с. 20-21) и в тетрадях.

4

Согласный звук IшI, всегда твердый; буквы Ш, ш. Составление предложений из трех слов. Дифференциация звуков и букв С, Ш. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке.

Формирование представления о звуке и букве Ш.

Игры и упражнения на определение места звука в слове.

Игра «Найди букву».

Работа со слоговыми таблицами и «чудесным домиком».

Чтение слов СА-ША, МАРШ, ХО-РО-ШО, ХО-РОШ, СУ-ША, МА-ША, ШАР, ХОР, ШУМ, САМ; отчетливое произнесение слогов. Печатание слогов.

Работа с «Букварём» (с. 22-23) и в тетрадях.

Декабрь

1

Гласный звук IыI; буква ы. В русском языке нет слов, которые начинаются на Ы. Звуковой анализ слов МИШКА, МЫШКА.

Знакомство дошкольников с буквой Ы.

Игры на развитие фонематических представлений, закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков.

Выкладывание букв из палочек, лепка из пластилина, поиск на зашумленной картинке.

Понимание смысла прочитанного. Печатание слогов.

Работа с «Букварём» (с. 24).

2

3

Согласные звуки IнI, Iн’I; буквы Н, н. Звуковой анализ слов. Ударный слог.

Знакомство со звуками IнI, Iн’I; буквой Н.

Упражнения на развитие фонематических представлений, закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков, нахождение определенного звука в слове, выкладывание букв из палочек, постановку ударения. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Работа с «Букварём» (с. 28-30).

4

Согласные звуки IкI, Iк’I; буквы К, к. Большая буква в именах, начале предложений. Словесное ударение.

Формирование представления о звуках IкI, Iк’I, букве К; способствовать развитию интереса и способностей к чтению.

Упражнения на вычленение словесного ударения, определение его места в словах.

Игры на нахождение определенного звука в слове, выкладывание букв из палочек.

Работа с «чудесным домиком», кубиками.

Работа с «Букварём» (с. 31-32).

Январь

2

Согласные звуки IтI, Iт’I; буквы Т, т

Знакомство со звуками IтI, Iт’I, соответствующим этим звукам графическим символом.

Упражнения на развитие фонематического восприятия, закрепление верного произношения звуков, умение ориентироваться на странице книги.

Выкладывание букв из палочек.

Работа с «Букварём» (с. 33) и кубиками.

3

Гласный звук IиI; буквы И, и. Звуковой анализ слогов: МЫ-МИ, РЫ-РИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ. Составление предложения со словом И.

Формирование представления о звуке IиI, знакомство с буквой И.

Игра «Найди букву».

Чтение слогов МЫ-МИ, РЫ-РИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ.

Работа с разрезной азбукой, раскрашивание картинок на определенную букву.

Печатание слогов.

Упражнение на составление предложения с союзом И.

Работа с «Букварём» (с. 34-36) и «чудесным домиком».

4

Согласные звуки IпI, Iп’I; буквы П, п.

Формирование представления о звуках IпI, Iп’I, их графическим обозначением.

Упражнения на развитие фонематических представлений, закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков, понимание смысла прочитанного.

Печатание слогов.

Работа с «Букварём» (с. 37-38) и в тетрадях.

Февраль

1

Согласные звуки IзI, Iз’I; буквы З, з. Согласные звонкие и глухие звуки. Дифференциация звуков и букв З, С.

Знакомство с новыми звуками IзI, Iз’I, обозначаемой их буквой З. Развитие интонационной стороны речи, совершенствование артикуляционной моторики.

Упражнения на развитие фонематических представлений, закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков, понимание смысла прочитанного.

Печатание слогов.

Чтение слов КО-ЗА, КО-СА, РО-ЗА, КО-СЫ, РО-СЫ, У-ЗО-РЫ; отчетливое произнесение слов.

Работа с «Букварём» (с. 39-41) и в тетрадях.

2

Согласный звук Iй’I; буквы Й, й. Совершенствование навыков чтения.

Знакомство дошкольников со звуком и буквой Й.

Упражнения на развитие фонематических представлений, закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков.

Выкладывание букв из палочек.

Игра на нахождение определенного звука в слове.

Печатание слогов.

Работа с «Букварём» (с. 42-44).

3

Согласные звуки IгI, Iг’I; буквы Г, г. Работа с предложением. Вопросительные предложения.

Научить детей различению звуков IгI и Iг’I, закрепить представление о букве Г.

Упражнения на развитие фонематических представлений, закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков.

Выкладывание букв из палочек.

Игра на нахождение определенного звука в слове. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Освоение интонации вопросительных предложений.

Печатание слогов.

Работа с «Букварём» (с. 45-46) и со слоговыми таблицами.

4

Согласные звуки IвI, Iв’I; буквы В, в. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке.

Обучение дошкольников различению звуков IвI, Iв’I. Знакомство с буквой В.

Чтение и составление слогов по разрезной азбуке.

Печатание слогов.

Раскрашивание картинок на определенную букву.

Работа с «Букварём» (с. 47-50есным домиком"ртинок на определенную букву.

й..ий, закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков.

понимание смысла прочи) и «чудесным домиком».

Март

1

Согласные звуки IдI, Iд’I; буквы Д, д. Сопоставление звуков и букв Д-Т. Закрепление понятий слог, слово, предложение. Печатание слогов.

Показ графического изображения буквы Д. Правильная артикуляция. Звуковой анализ IдI, Iд’I. Закрепление понятий «слог», «слово», «предложение». Сравнение букв и звуков Д, Т.

Игра «Найди букву».

Чтение и составление слогов по разрезной азбуке.

Печатание слогов.

Раскрашивание картинок на определенную букву.

Работа с «Букварём» (с. 51-52есным домиком"ртинок на определенную букву.

й..ий, закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков.

понимание смысла прочи) и «чудесным домиком», слоговыми таблицами.

2

Согласные звуки IбI, Iб’I; буквы Б, б. Печатание слогов. Дифференциация звуков и букв Б-П. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке.

Формирование представления о звуках IбI, Iб’I; знакомство с буквой Б. Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, составлять слоги, работать с разрезной азбукой.

Игра «Найди букву».

Чтение и составление слогов по разрезной азбуке.

Печатание слогов.

Чтение и составление слогов БАЛ-КА, ПАЛ-КА, БЫ-ЛИ, ПЫ-ЛИ.

Работа с «Букварём» (с. 53-57есным домиком"ртинок на определенную букву.

й..ий, закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков.

понимание смысла прочи).

3

Согласный звук IжI, всегда твёрдый; буквы Ж, ж. Сопоставление звуков и букв. Правило написания и прочтения сочетаний – ЖИ, ШИ. Дифференциация звуков и букв Ж, З, Ш. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке.

Сформировать представления о звуке и букве Ж. Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, работать с разрезной азбукой

Развитие фонематических представлений, закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков посредством игр и упражнений.

Раскрашивание картинок на определенную букву.

Игра «Найди букву».

Чтение и составление слогов по разрезной азбуке.

Выкладывание букв из палочек.

Работа над пониманием прочитанного.

Работа с «Букварём» (с. 58-60).

4

Буква Ь – показатель мягкости в конце слога или слова. Работа с разрезной азбукой: ЕЛ-ЕЛЬ, УГОЛ-УГОЛЬ. Буква Ъ – показатель твердости. Печатание слогов. Алфавит.

Формирование стойких представлений у дошкольников о букве Ь. Формирование стойких представлений у дошкольников о букве Ъ.

Знакомство с алфавитом.

Упражнения на развитие фонематических представлений, закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков.

Выкладывание букв из палочек.

Печатание слогов.

Работа с «Букварём» (с. 64-67),(с. 93-95).

Чтение текстов.

Работа с «чудесным домиком».

Апрель

1

Буквы Я, я. Звуковой анализ слов с буквой Я. Анализ слогов с буквой Я: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, БА-БЯ. Печатание слогов. Чтение текстов с буквой Я.

 Формирование представлений у детей о звуке и букве Я; развитие навыка самоконтроля и самооценки. Закрепление умения читать тексты, совершенствовать артикуляционную моторику, отчетливо произносить слова, развивать интонационную сторону речи.

Упражнения на развитие фонематических представлений, закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков.

Выкладывание букв из палочек.

Игра «Найди букву».

Печатание слогов, выполнение звукового анализа.

Работа с «Букварём» (с. 68-71).

Чтение текстов «Зоя, Ваня», «Наша семья», «Дикая яблоня», «Наша яблоня».

2

Буквы Ю, ю. Анализ слогов с буквой Ю: ТУ-ТЮ, СУ-СЮ, ДУ-ДЮ. Печатание слогов

Обучение детей различению звука и буквы Ю, синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук.

Упражнения на закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков.

Выкладывание букв из палочек и пластилина. Игра «Найди букву».

Печатание слогов, их звуковой анализ.

Работа с «Букварём» (с. 72-73).

3

Буквы Ё, ё. Звуковой анализ слов с буквой Е. Печатание слогов. Дифференциация звуков и букв Е-Ё. Чтение текста. Буквы Е, е. Звуковой анализ слов с буквой Е. Печатание слогов.

Знакомство со звуком и буквой Ё. Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, составлять слоги; формирование навыка самоконтроля и самооценки. Знакомство детей со звуком и буквой Е.

Упражнения на закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков.

Выкладывание букв из палочек и пластилина. Игра «Найди букву».

Печатание слогов, их звуковой анализ.

Работа с «Букварём» (с. 74-79), (61-63).

4

Мягкий согласный звук Iч’I; буквы Ч, ч. Звуковой анализ слов (стр. 80-81). Дифференциация звуков и букв Ч, Ш, С, Ть. Чтение текста (стр. 82-83). Согласный звук Iщ’I; буквы Щ, щ. Дифференциация звуков и букв Щ, Ч, С. Чтение текста.

Формирование представлений о звуке и букве Ч.

Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, составлять слоги, закреплять навыки в работе с текстом. Обучение дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук Щ.

Упражнения на развитие фонематических представлений, закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков.

Выкладывание букв из палочек.

Игра «Найди букву».

Чтение текста «Чайник-начальник» с отчетливым произнесением слов.

Работа с «Букварём» (с. 80-83), (90-92).

 Печатание слогов.

Чтение текстов «Три щетки», «Про маленького щенка».

Май

1

Гласный звук IэI; буквы Э, э. Согласные звуки IфI, Iф’I; буквы Ф, ф. Печатание слогов.

Формирование представлений у детей о звуке и букве Э. Знакомство со звуками IфI и Iф’I, с обозначаемой их буквой Ф.

Упражнения на закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков.

Выкладывание букв из пластилина. Игра «Найди букву».

Работа с «Букварём» (с. 84), (88-89) и слоговыми таблицами.

Печатание слогов.

Чтение текстов «Светофор», «Свинья Фефела».

2

Согласный звук IцI; буквы Ц, ц.

Дифференциация звуков и букв Ц, Ч, С. Чтение текста.

Знакомство детей со звуком и буквой Ц. Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, составлять слоги.

Упражнения на закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков.

Выкладывание букв из пластилина. Игра «Найди букву».

Работа с разрезной азбукой.

Работа с «Букварём» (с. 85-87).

Чтение текстов «Подарок», «Зиме конец», «Весеннее солнце» с отчетливым произнесением слов.

3

Итоговое занятие

Закрепление полученных на протяжении всего курса обучения умений и навыков чтения.

Чтение и составление слогов по разрезной азбуке.

Упражнения на отчетливое произнесение слов.

Чтение текстов. Задания на понимание смысла прочитанного, умение ориентироваться на странице книги.

4. Условия реализации образовательной программы

дополнительного образования

4.1. Материально-техническое обеспечение Программы

Занятия по реализации данной программы проводятся в групповой комнате. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. Учебная зона групповой комнаты укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, маркерной и магнитной доской.

Необходимый демонстрационный и раздаточный материал: крупные буквы на магнитах, кубики, предметные картинки, «чудесный домик» Р. Кирилиной, фишки (зеленые, синие, красные), букварь Н. Жуковой, разрезная азбука (комплект на каждого ребенка), Также каждый ребенок обеспечен цветными и простыми карандашами, индивидуальными тетрадями.

4.2. Список литературы

1. Жукова Н. С. Букварь: Учебное пособие / Н. С. Жукова. – М.: Эксмо, 2016.

2. Кирилина Р. Как легко научить ребенка читать. Чудесный домик для обучения чтению / Р. Кирилина, Л. Стрекаловская, С. Кирилин. – М.: «Издательские решения».

3. Безруких М. М. От буквы к слову, от слова к предложению: Тетрадь 1, 2, 3, 4 / М. М. Безруких, Е. С. Логинова, Н. В. Флусова. – М.: Вентана-Граф.

4. Безрукова О. А., Каленкова О. Н. Уроки русской грамоты: Учебно-методический комплекс. – М.: Русская речь, 2016.

5. Жукова О. С. Летние задания для обучения чтению / О. С. Жукова. – М.: Издательство «АСТ», 2018.

6. Жукова О. С. Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению. 15 минут в день / О. С. Жукова. – М.: Астрель, 2012.

7. Новоторцева Н. В. Первые шаги в освоении чтения: обучение грамоте в детском саду: Популярное пособие для родителей и педагогов. – СПб: КАРО, 2005.

8. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Быстрое обучение чтению. – М.: ООО «Издательство «Астрель», 2002.

9. Федиенко В. Учимся читать легко: рабочая тетрадь. – Харьков, 2007.

10. Каролида Т. А. Читалочка. Твердые (мягкие) звуки. От слогов к слитному чтению. – Дмитров: Издательский дом «Карапуз», 2001.

11. Абрамов А. В. Читалочка. Дидактическое пособие / А. В. Абрамов, М. И. Самойлова. – М.: Просвещение, 2014.

12. Зотов С. Г. Повышение скорости чтения / С. Г. Зотов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

13. Колесникова Е. В. От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте / Е. В. Колесникова. – М.: «Ювента», 2016.

14. Колесникова Е. В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие / Е. В. Колесникова. – М.: «Ювента», 2016.

15. Колесникова Е. В. Звуки и буквы. 5-7 лет: демонстрационный материал / Е. В. Колесникова. – М.: «Ювента», 2016.

16. Колесникова Е. В. Я начинаю читать: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет / Е. В. Колесникова. – М.: «Ювента», 2016.

17. Колесникова Е. В. Ну-ка, буква, отзовись!: рабочая тетрадь / Е. В. Колесникова. – М.: «Ювента», 2016.

18. Колесникова Е. В. Я уже читаю: Сборник литературных произведений / Е. В. Колесникова. – М.: «Ювента», 2016.

19. Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать. Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект. – М., 2010.

20. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. – СПб: Кристалл, 1997.

21.  Нищева Н. В. Будем говорить правильно. – СПб: Детство-Пресс, 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Педагогическая комплексная диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи (для детей 6 – 7 лет по Д. Б. Эльконину)

Пояснительная записка

В состав речевого развития детей дошкольного возраста совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения. Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания.

1. Скажи одно слово.

2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.

3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье.

При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов. Также ответы могут быть оценены: 1 балл – верные ответы, 0 баллов – неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу.

Фамилия и имя ребенка

Количественная оценка в баллах

Общая оценка

выделение слова

фонемный анализ

анализ предложений

Таблица

Обработка и интерпретация результатов исследования

6-7 баллов – высокий уровень развития практического осознания элементов речи;

4-5 баллов – средний уровень;

3 балла – низкий уровень осознания языковых элементов.

На основе суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития, дошкольники делятся на подгруппы.

Результаты исследования могут быть также оформлены в итоговой таблице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по дополнительному образованию «Волшебные пальчики» Во II младшей группе

Пояснительная записка            Вся история развития человечества доказывает, что движение руки тесно связаны с речью. Первой ...

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Раз ступенька, два ступенька»...

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Веселая математика»...

«Пластилиновая фантазия» Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста

Дошкольное  детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и  первые проявления в тво...

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста «Пластилиновая фантазия»

Дошкольное  детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и  первые проявления в тво...

Программа кружка по дополнительному образованию «Веселая математика» на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 2-7 лет.

Направления программы: Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие ...