"Птицы певчие"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Конспект НОД (музыка, развитие речи, рисование) для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности. Художественно-педагогическая ценность занятия в комплексном развитии музыкальности детей через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy_pevchie.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПТИЦЫ ПЕВЧИЕ»
Конспект НОД (музыка, развитие речи, рисование)
Педагогическая цель:
- развивать творческое воображение и способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными сенсорными ощущениями (слуховыми, эмоционально-двигательными) и звуковыми, пластическими, изобразительными образами птиц.
Задачи:
- Обогащать музыкальные впечатления детей и формировать музыкальный вкус;
- Продолжать знакомить детей с музыкой П.И. Чайковского;
- Учить детей вслушиваться в звуки живой природы, различать и воспроизводить их;
- Развивать музыкальную память, тембровый слух;
- Способствовать развитию мышления, фантазии, воображения;
- Расширять словарный запас, пополнять его новыми терминами, оборотами.
- Побуждать отражать в рисунке впечатления от эмоционально-образного содержания музыки.
Материал и оборудование: деревянный веер, емкость с водой, трубочки по количеству детей, скульптуры малых форм (птицы), мольберты, краски, кисти по количеству детей.
Музыкальные инструменты: глиняная и деревянная свистульки-кукушки, дудочка или блокфлейта, трещотка, треугольник, гусли, ксилофон, тон-блок, музыкальные пластины, колокольчики.
Ход занятия
Музыкальный руководитель:
-Дети, посмотрите на экспозицию птиц.
- Какая птица понравилась вам больше других?
- Почему? (ответы детей)
- Всякая птица по-своему поет. Одни щебечут, другие посвистывают, рассыпают трели, выводят рулады, иногда можно услышать даже громкую барабанную дробь – эти звуки издает кто? (Дятел) Если вы, будучи в лесу, услышите звук флейты, знайте – это поет иволга. Но поет иволга не только в тишине. Если ее побеспокоили, то она издает неприятные звуки, напоминающие крик обозленной лесной кошки. За это ее прозвали «лесной кошкой». Композитор П. И. Чайковский написал музыкальное произведение «Песня жаворонка». Послушайте и скажите, похоже ли музыкальное произведение на голос настоящей птицы.
Слушание произведения П. И. Чайковского «Песня жаворонка»
Музыкальный руководитель:
- Звучание какого музыкального инструмента напоминает музыка? Композитор в этом произведении старался изобразить не только пение жаворонка, но и свое отношение к этой птице. Как вы считаете, нравилось ли Петру Ильичу Чайковскому слушать пение жаворонка? Почему вы так решили?
Музыкальный руководитель:
- По-над полем, над болотом начинаю рано петь.
И люблю я вертолетом в синем воздухе висеть.
Порезвиться в тишине, спрятать песенку в траве.
- Сегодня жаворонком будет тот, кто последним споет имя птицы, не повторяя уже названной ребятами.
Игра – распевка «Назови имя птицы»
Игра «Жаворонок», журнал «Музыкальный руководитель» №4, 2007г.
Дети поют, стоя в кругу. Жаворонок (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.
Музыкальный руководитель:
- Одни птицы получили свое название за цвет (зеленушка), другие за поведение (вертишейка), третьи за голос. Цапля поет, как будто играет на воде. Сунет в озеро клюв, наберет полный воды да как дунет в клюв. Бекас поет хвостом. Хвост веером раскрывает, переворачивается с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка. Звук – как будто барашек запел, заблеял.
Познавательно-исследовательская деятельность детей «Кто чем поет?»
Музыкальный руководитель:
-Ребята, попробуйте догадаться, на чью песню похожи эти звуки? (фонограмма) Дятел по дереву стучит, а мы постучим по деревянным дискам. На какой звук похожа песня дятла? Повторите за мной мою песенку – туки-тук;
-Аист клювом хлопает, как в ладоши шлепает. Длинный клюв звучит, как трещотка трещит;
-А вот цапля клюв в озеро опускает и пузыри пускает. Прумбумбумбумбум раздается, а эхо в лесу повторяет – смеется.
Музыкальный руководитель: Попробуем изобразить голоса птиц на инструментах. В нашем птичьем оркестре та птичка запоет, которую я называю.
Музыкальный руководитель раздает детям инструменты, поет, называя разных птиц, дети отгадывают, какой инструмент похож по звучанию на пение той или иной птицы, исполняют на проигрыш сольную импровизацию (К. Орф, «Шульверк», мелодическая импровизация в форме рондо «Всяк играет и поет…»)
Музицирование «Много птиц в лесу живет»
Мно - го птиц в ле - су жи – вет, пусть ку - куш- ка нам спо-ет
си - нич – ка и т.п
(в конце, когда все дети сыграют соло) пусть нам птичий хор споет – играет весь оркестр.
Музыкальный руководитель: Дети, мы смогли с вами изобразить пение птиц с помощью музыкальных инструментов каждый по-своему. Сейчас все были композиторами. А Теперь я предлагаю стать хореографами и придумать движения под песни наших птиц.
Танцевально-звукоподражательная импровизация
«Птица песенку танцует»
Музыкальный руководитель предлагает детям придумать танцевальные движения:
- Цапля по озеру ходит и прррр выводит.
- У сороки хвост торчит. Целый день она стрекочит – показать свой танец хочет.
- Соловей с ветки на ветку летает – фитчурр напевает.
- Чиж во время полета обычно издает крик: «Чижик, чижик». Пение его быстрое с оттяжкой в конце, как будто он выговаривает «Пили-кофе-пили-ча-ай».
Итог.
Музыкальный руководитель: Сегодня мы познакомились с песнями птиц, научились петь на языке птиц и изображать на музыкальных инструментах пение птиц, а сейчас я предлагаю каждому из вас нарисовать свою поющую птицу. Раскрасить так, чтобы всем было видно, какая его птица веселая, нарядная, певучая. Ваши птицы будут украшать наш музыкальный зал, создадут радостное весеннее настроение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Солнце вешнее, птичка певчая Сценарий интерактивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста
Использование совремнного технологического оборудования делает праздник интереснее, позволяет показать моменты подготовки с участием родителей...
Конспект НОД: «Птичка певчая - канарейка»
Целью этого конспекта является - создание условий для формирования представлений о птицах - канарейках....
Тема НОД : «Птичка певчая - канарейка»
Ведущая образовательная область: «Формирование целостной картины мира»Цель: создание условий для формирования представлений о птицах – канарейках.Задачи: познакомить детей с птицей - канарейкой,...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Технологическая карта к игровой образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром для детей 5-6 лет на тему "Птички певчие"
Цель: познакомить детей с птицами родного края Задачи:Развивающие:- воображение, мышление;- развивать интерес к жизни птиц;Обучающие:- уточнить и углубить представления детей о птицах родног...