Психологам в помощь
материал на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Карта
Нервно психического развития и поведения ребенка первого года жизни.
Фамилия, имя ребенка_____________________________________________________________________________Дата рождения___________________
Анамнез биологический___________________________________________________________________________________________________________
Анамнез социальный______________________________________________________________________________________________________________
1-е полугодие:
Возраст | Уровень нервно-психического развития (какому возрасту соответствует) | Поведение (Эмоциональное состояние, сон, аппетит, активность, общение со взрослым, отрицательные привычки, инд. особенности.) | Заключение (группа развития) | Назначение | ||||||
Сенсорное развитие | Эмоциональное, социальное, поведение | Движения руки, действия с пред-метами | Общие движения | Подготовитель-ный этап актив-ной речи | Навыки и умения | |||||
зрительное | слуховое | |||||||||
1 месяц | ||||||||||
2 месяц | ||||||||||
3 месяц | ||||||||||
4 месяц | ||||||||||
5 месяц | ||||||||||
6 месяц |
2-е полугодие:
Возраст | Уровень нервно-психического развития (какому возрасту соответствует) | Поведение (Эмоциональное состояние, сон, аппетит, активность, общение со взрослым, отрицательные привычки, инд. особенности.) | Заключение (группа развития) | Назначение | |||||||
Сенсорное развитие | Эмоциональное, социальное, поведение | Движения руки, действия с пред-метами | Общие движения | Подготови-тельный этап активной речи | Навыки и умения | ||||||
З | С | П | А | ||||||||
7 месяц | |||||||||||
8 месяц | |||||||||||
9 месяц | |||||||||||
10 месяц | |||||||||||
11 месяц | |||||||||||
12 месяц |
Карта
Нервно психического развития и поведения ребенка второго года жизни.
Фамилия, имя ребенка_______________________________________________________________________________Дата рождения__________________
Возраст поступления________________________________
Анамнез _________________________________________________________________________________________________________________________
Возраст | Уровень нервно-психического развития (какому возрасту соответствует) | Характер поведения (Эмоциональное состояние, сон, аппетит, активность, общение со взрослым, сверстниками, отрицательные привычки, индивидуальные особенности.) | Заключение (группа развития) | Назначение | |||||
Речь | Сенсорика | Игровые дей-ствия с предмет. | Общие движения | Навыки | |||||
Пассивная | Активная | ||||||||
1год 3 месяца | |||||||||
1 год 6 месяцев | |||||||||
1год 9месяцев | |||||||||
2 года |
Карта
Нервно психического развития и поведения ребенка третьего года жизни.
Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________________________Дата рождения__________________
Возраст поступления________________________________
Анамнез _________________________________________________________________________________________________________________________
Возраст | Уровень нервно-психического развития (какому возрасту соответствует) | Характер поведения (Эмоциональное состояние, сон, аппетит, активность, общение со взрослым, сверстниками, отрицательные привычки, индивидуальные особенности.) | Заключение (группа развития) | Назначение | ||||||||
Активная речь | Сенсорика | Игра | Конструирование | Навыки | Общие движения | Изо деятельность | ||||||
Грамматика | Вопросы | Форма | Цвет | |||||||||
2 года 6 месяцев | ||||||||||||
3 года |
Карта
Нервно психического развития и поведения ребенка четвертого года жизни.
Фамилия, имя ребенка_______________________________________________________________________________Дата рождения__________________
Возраст поступления________________________________
Анамнез _________________________________________________________________________________________________________________________
Возраст | Уровень нервно-психического развития (какому возрасту соответствует) | Характер поведения (Эмоциональное состояние, сон, аппетит, активность, общение со взрослым, сверстниками, отрицательные привычки, индивидуальные особенности.) | Заключение (группа развития) | Назначение | |||||||
Активная речь | Сенсорика | Игра | Конструирова-ние | Изо деятельность | Навыки | ||||||
Грамматика | Вопросы | Форма | Цвет | ||||||||
3 года 6 месяцев | |||||||||||
4 года |
Карта
Нервно психического развития и поведения ребенка пятого года жизни.
Фамилия, имя ребенка_______________________________________________________________________________Дата рождения__________________
Возраст поступления________________________________
Анамнез _________________________________________________________________________________________________________________________
Возраст | Уровень нервно-психического развития (какому возрасту соответствует) | Характер поведения (Эмоциональное состояние, сон, аппетит, активность, общение со взрослым, сверстниками, отрицательные привычки, индивидуальные особенности.) | Заключение | Назначение | |||||||
Активная речь | Сенсори-ка | Игра | Конструирова-ние | Изо деятельность | Навыки | ||||||
Грамматика | Вопросы | Форма | Цвет | ||||||||
4 года 6 месяцев | |||||||||||
5 лет |
Предварительный просмотр:
Контролируемые показатели нервно-психического развития
детей 1,2,3-го года жизни.
Возрастные периоды | Зрительные реакции | Слуховые реакции | Сенсорное развитие | Эмоции и общение детей друг с другом | Движения руки, действия с предметами | Движения общие | Понимание речи | Активная речь | Изобразительная деятельность | Конструирование | Навыки |
Период новорож-денности | * | * | |||||||||
1-3 мес. | * | * | * | * (в 3 мес) | * | * (в 2 мес) | |||||
4-6 мес. | * (до 5 мес.) | * | * (эмоции до 4х мес.) | * | * | * | * | ||||
7-9 мес. | * (в 9 мес) | * | * | * | * | * | * | ||||
10-12 мес. | * (в 12 мес) | * | * | * | * | * | * | ||||
1-2 года | * | * | * | * | * | * | |||||
2-3 года | * | * | * | * | * | * |
Количественная оценка развития детей.
Группы развития | ||||
I | II | III | IV V Развитие, характеризующее пограничное состояние нормы с патологией и патологию | |
1. Опережение: а) на 2 эпикризных срока – высокое развитие. б) на 1 эпикризный срок – ускореное развитие. 2. Опережение: негармоничное, верхнегармоничное развитие ( на разное количество эпикризных сроков) 3. Нормальное развитие. | Отставание на 1 эпикризный срок. 1. 1-я степень – по ¼ - 1/3 показателей. 2-я степень – по ½ показателей. 3-я степень – по ¾ или по всем показателям. 2. Негармоничное развитие, атипичное – часть показателей выше, часть - ниже нормы. | Отставание на 2 эпикризных срока. 1. 1-я степень – по ¼ - 1/3 показателей. 2-я степень – по ½ показателей. 3-я степень – по ¾ или по всем показателям. 2. а) Негармоничное развитие, атипичное – часть показателей выше, часть - ниже нормы. б) Нижнегармоничное развитие – отставание по всем или части показателей на разные сроки. | Отставание на 3 эпикризных срока. 1. 1-я степень – по ¼ - 1/3 показателей. 2-я степень – по ½ показателей. 3-я степень – по ¾ или по всем показателям. 2. Нижнегармоничное развитие – отставание по всем или части показателей на разные сроки. | Отставание на 4-5 и более эпикризных сроков. 1. 1-я степень – по ¼ - 1/3 показателей. 2-я степень – по ½ показателей. 3-я степень – по ¾ или по всем показателям. 2. Нижнегармоничное развитие – отставание по всем или части показателей на разные сроки. |
Предварительный просмотр:
Параметры нервно психического развития и поведения ребенка первого года жизни.
1-е полугодие:
Возраст | Показатели нервно-психического развития ребенка | ||||||
Ориентировочные реакции | Эмоции и соц. поведение | Движения руки и действия с предметами | Общие движения | Подготовительный этап развития речи | Навыки и умения | ||
Зрительные | Слуховые | Активная речь | |||||
1 месяц | Плавное прослеживание движущегося предмета. | Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки, длительное сосредоточение | Первая улыбка в ответ на разговор взрослого | Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (до 5 сек) | Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним | ||
2 месяц | Смотрит на привлекший внимание предмет или лицо взрослого. Длительно сле-дит за движущейся игруш-кой или взрослым | Ищущие повороты головы при длительном звуке. Поворачивает голову в сторону голоса взрослого | Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке | Лежа на животе, поднимает, и некоторое время удерживает голову | Произносит отдельные звуки | ||
3 месяц | Зрит. Сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке) | Отвечает комплексом оживления (КО) на эмоциональное общение с ним. Ищет глазами ребенка, издающего звуки | Случайно наталкивается на игрушки, низко висящие над грудью | Лежит на животе, опираясь на предплечья, высоко подняв голову 1мин. Удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого. | |||
4 месяц | Узнает мать или близкого человека (радуется) | Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, находит его глазами. Адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию | Во время бодрствования часто и легко возникает КО. Громко смеется в ответ на эмоциональ-но-речевое общение. Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему. | Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки | При поддержке под мышки крепко опирается о твердую поверхность ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. | Во время кормления придерживает бутылочку | |
5 месяц | Отличает близких людей от чужих по внешнему виду | Узнает голос близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи. По разному реагирует | Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит. | Берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку. | Долго лежит на животе под-няв корпус и опираясь на ла-дони выпрямленных рук. Пе-реворачивается со спины на живот. Ровно устойчиво сто-ит при поддержке под мышки. | Подолгу певуче гулит | Ест с ложки полу густую пищу |
6 месяц | По-разному реагирует на свое и чужое имя | Уверенно берет игрушку, находясь в любом положении, и подолгу ими занимается, перек-ладывая из одной руки в другую | Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая. | Произносит отдельные слоги (начало лепета) | Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. Небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки. |
2-е полугодие:
Возраст | Показатели нервно-психического развития ребенка | |||||||
Сенсорное развитие | Эмоции, социальное поведение | Движения руки, действия с предметами | Общие движения | Речевое развитие | Навыки и умения | |||
зрительное | слуховое | Понимание речи | Активная речь | |||||
7мес. | Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и пр. | Хорошо ползает, много, быстро, в разных направлениях | На вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в одном месте | Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (2-3) | Пьет из чашки, которую держит взрослый | |||
8 месяц | Смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет | Игрушками занимается долго, разнообразно действует с ними, в зависимости от их свойств. Подражает действиями взр. с игрушками (толкает мяч, стучит, вынимает и пр.) | Сам садится, сидит и ложится. Держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает, держась за барьер. | На вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3 на постоянных местах). По вербальной просьбе взрослого выполняет ранее выученные простые действия (без показа), ладушки, дай ручку и прочее. | Громко, четко и повторно произносит различные слоги | Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый | ||
9 месяц | Плясовые движения под плясовую мелодию | Догоняет ребенка, ползет ему навстречу. Подражает действиям другого ребенка | С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.) | Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками, знает свое имя, оборачивается на зов. | На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов независимо от того, где они находятся. | Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, находящиеся в его лепете | Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок) | |
10 месяц | Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним | Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др. действия с предметами принимают устойчивый характер | Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, сходит с нее. Идет вперед с поддержкой, держась за обе руки. | По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, по вербальной просьбе взрослого выполняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона», играет в прятки и др.) | Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. | Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев. | ||
11 месяц | Радуется приходу детей. Избирательное отношение к детям | Овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень | Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги. | По словесной инструкции вы-полняет разученные действия, не подсказанные предметами. Появляются первые обобщения в понимаемой речи: по словесной просьбе взрослого находит и дает любую куклу, которую видит среди игрушек. | Произносит первые слова обозначения (дай, мама и т.д.) | Закрепляются приобретенные в 9 мес. Умения и навыки. | ||
12 месяц | Различает две контрастные формы предметов, подбор по образцу. Узнает на фотографии знакомого взрослого | Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком. | Выполняет самостоятельно разученные ранее действия с предметами, катает, водит, кормит и пр. переносит действия, разученные с одним предметом на другой (водит, кормит, баюкает куклу, кошку, зайца) | Ходит самостоятельно без опоры | Понимает без показа названия нескольких предметов, действий, имена детей и взрослых. Выполняет отдельные поручения (принеси, найди, отдай, положи на место и пр.). Понимает слово «нельзя» выполняет действие. Некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер. По вербальной просьбе взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками. | Подражая взрослому, произносит новые слоги. Произносит 5-10 облегченных слов | Самостоятельно пьет из чашки (берет, держит ее руками и пьет). |
Параметры нервно психического развития и поведения ребенка второго и третьего года жизни.
Возраст | Показатели нервно-психического развития ребенка | |||||
Речь | Сенсорное развитие | Игровые действия с предметами | Движения | Навыки | ||
Понимание | Активная | |||||
1год 3 месяца | Запас понимаемых слов быстро расширяется | Лепечет и произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний | Различает по величине два полых куба, разница граней 3 см. | Воспроизводит в игре ранее разученные действия с предметами | Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится.) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой. |
1 год 6мес. | Обобщает предметы по существенным признакам | Облегченными или полными словами правильно называет предметы и действия, в момент сильной заинтересованности | Различает 3-4 контрастных формы предметов (шар, куб, кирпичик, призма) | Воспроизводит в игре отдельные, часто наблюдаемые действия | Перешагивает приставным шагом через 2 палки, параллельно лежащие на полу. | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. |
1год 9мес. | Понимает вопросы взрослого о предметах и действиях, изображенных на картинке | Во время игры словами и 2-х словными предложениями обозначает свои действия | Различает 3-4 контрастные величины предметов (кубы с разницей граней 3см.) | Воспроизводит несложные сюжетные постройки (ворота, скамейки, дома) | Перешагивает приставным шагом через 3 палки, параллельно лежащие на полу. | Раздевается не полностью с небольшой помощью взрослого. |
2 года | Понимает без иллюстраций короткий рассказ взрослого о ранее знакомых событиях. Отвечает на вопросы взрослого по рассказу. | При общении с взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения | Подбирает по образцу и вербальной инструкции взрослого 3 предмета разного цвета | Воспроизводит в игре ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) | Перешагивает чередую-щимся шагом через 3 палки, параллельно лежащие на полу. Перешагивает через палку, приподнятую над полом на 10 см. | Частично одевает одежду. |
2года 6 мес. | Говорит многословными предложениями (более 3-х слов). Появляются вопросы «где?», «куда?». | Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале, различные предметы 4-х основных цветов. Конструирование: самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их | Игра носит сюжетный характер. Ребенок воспроизводит из окружающей жизни взаимосвязь и последовательность действий (2-3), детализирует, использует воображаемые предметы. | Перешагивает без поддержки через палку, приподнятую над полом на 15 см. Перепрыгивает через палку, лежащую на полу | Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Ест аккуратно. |
Параметры нервно психического развития и поведения ребенка третьего – четвертого года жизни.
Возраст | Показатели нервно-психического развития ребенка | |||||||
Активная речь, Понимание речи | Сенсорика | Игра, социальное развитие | Конструирование | Изо деятельность | Навыки | Движения | ||
Форма | Цвет | |||||||
3 года | Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы: «Почему?», «Когда?» понимает содержание рассказов и сказок о событиях, которые не видел, но отдельные элементы знакомы | В своей деятельности использует геом. фигуры по назначению. | Называет 4 основных цвета | Появляются элементы ролевой игры, называет свою роль. Проявляет самостоятельность, независимость, часто говорит «Я сам» | Появляются сложные сюжетные постройки. Играет с постройкой. | Лепит или рисует простой предмет, называет его. (Рисунок должен иметь сходство с предметом). | Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки, с небольшой помощью взрослого. Ест, пользуясь салфеткой без напоминания. | Перешагивает без поддержки через палку, приподнятую над полом на 20 см. Перепрыгивает через палку, лежащую на полу, двумя ногами от пола. |
3 года, 6 месяцев | Употребляет сложные придаточные предложения, возможен не всегда правильный порядок слов в предложении. Может заниматься звукоподражательными упражнениями: «ква-ква», «ду-ду-ду». Согласовывает по числу и времени. | Знает названия 3-4 цветов и 2-3 форм. Может выбрать из трех предметов разной величины самый большой и самый маленький. По образцу, предложенному взрослым может сделать постройку из 3-4 кубиков. Может запомнить 2-3 слова по просьбе взрослого. | Выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер. Участвует в разыгрывании сюжета – цепочки из 2-3 действий, воображаемую ситуацию удерживает. Использует предметы заместители. | Строит постройку в зависимости от сюжета игры, обыгрывает, изменяет по ходу игры. Создает предметные конструкции из 3-5 деталей. | Создает предметный схематический рисунок, изображение опережает замысел. Может составить схематичное изображение из 2-3-х частей, выклады-вает и наклеивает элементы аппликации на бумагу. | Расстегивает маленькие пуговицы, застегивает большие. | Может пройти по гимнастической скамейке, ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками 3-4 раза. Может перекладывать мелкие предметы со стола в коробку. | |
4 года | При рассматривании картинок отвечает на вопросы взрослого многословными придаточными предложениями. Понимает содержание картинок со скрытым смыслом. Классифицирует предметы раскладывая на 2 группа (4й лишний) | Называет 6 цветов (красный, синий, желтый, зеленый, розовый, голубой). Складывает разрезную картинку из 3-4х частей | Играет в ролевые игры с двумя-тремя детьми, распределяя роли и выполняя их. В деятельности начинает ставить цель, соподчиняя между собой отдельные мотивы действий. | Планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами. | В рисунке изображает предметы из нескольких частей (дом, машина, поезд) | Ест из мелкой тарелки, пользуется вилкой. При одевании самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, самостоятельно завязывает шнурки. | Умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. |
Предварительный просмотр:
Перечень материалов для диагностики НПР детей первого года жизни.
- Погремушка с шаром (диаметр 5-10 см., на ручке 10-15 см.)
- 2-3 яркие погремушки.
- Висящие над грудью ребенка в5-10 см. погремушки.
- Яркая устойчивая игрушка.
- Яркая, звучащая, устойчивая игрушка.
- Яркая игрушка без звука (диаметр 5-10 см.)
- Громко звучащая резиновая игрушка.
- Озвученная, крупная игрушка на постоянном месте*.
- Мяч,
- Миска с шарами.
- Кастрюлька с крышкой.
- Бубен.
- Ящик с игрушками*.
- Стержень с кольцами.
- Платок из прозрачной ткани.
- Кирпичики (10х5х2 см.), кубики (5х5х5 см.).
- Стол с отверстиями и грибочками*.
- Скат*.
- Куклы разные по величине, мишка, собачка, машинка, чашка.
- Тележка.
- Одеяло.
Перечень материалов для диагностики НПР детей второго и третьего года жизни.
- Пирамидка.
- Контрастные формы: шар, куб, кирпичик, призма (со стороной не менее 5см.)
- Кукла
- Тарелка, ложка.
- Кубы с разницей в гранях 3 см. 3-4 шт.
- Сюжетная картинка с рассказом 2-3 предложения.
- Карандаш, бумага.
- Пластилин.
- 3-4 цветных пары.
Предварительный просмотр:
Перечень оборудования к проведению диагностики
Первое полугодие жизни ребенка
Диагностика развития ребенка с взрослым проходит без предметов.
Диагностика развития познавательной активности
Ситуация 1 «Разные игрушки»
Четыре игрушки, различающиеся по форме, цвету, фактуре.
Игрушка с изображением человеческого лица (кукла, пирамидка с верхушкой в виде клоуна), машинка, мягкая игрушка – животное, волчок (мяч с узорами).
Ситуация 2 «Одна игрушка»
До трех месяцев: блестящий колокольчик с нежным звоном высотой и диаметром 3-5 см.
После трех месяцев: кукла-неваляшка высотой 25 см. (погремушка или резиновая игрушка-пищалка).
Второе полугодие жизни ребенка
Диагностика развития общения с взрослым
Ситуация 1 «Пассивный взрослый»
Несколько игрушек: погремушка, два кубика, маленький мячик, машинка, небольшая куколка, ложечка, чашечка.
Ситуация 2 «Ситуативно-деловое общение»
Несколько игрушек: кубик, мячик, кукла
Диагностика развития предметно-манипулятивной деятельности
Ситуация 1 «Разные игрушки»
Мешочек с несколькими игрушками: кольцо от пирамидки, погремушка, резиновая игрушка-пищалка, мяч, телефонная трубка, мягкая игрушка-животное или кукла с разнообразными деталями одежды, ложечка, чашечка.
Ситуация 2 «Незнакомая игрушка»
Незнакомый ребенку привлекательный предмет сложной формы, состоящий из нескольких подвижных или разъемных деталей: старый будильник без стекла, небольшой транзисторный приемник с выдвижной антенной, коробочка для дискет и т.д.
Второй год жизни ребенка
Диагностика развития общения с взрослым
Ситуация 1 «Пассивный взрослый»
2-3 составная матрешка, набор вкладышей, пирамидка в виде человечка или животного, несколько кубиков, заводная машинка с ключом, колокольчик, небольшая кукла, чашка, ложка, расческа.
Ситуация 2 «Индивидуальная предметная деятельность»
Те же игрушки.
Ситуация 3 « Ситуативно-деловое общение»
Те же игрушки.
Ситуация 4 «Незнакомый предмет»
Один незнакомый предмет: коробочка с сюрпризом, который виден сквозь прозрачную крышку, коробочка должна иметь незнакомый ребенку запор, чтобы открыть который ребенок должен проявить настойчивость.
Диагностика развития предметной деятельности
Те же ситуации, что и при диагностике развития общения с взрослым.
Третий год жизни ребенка
Диагностика развития общения (сдо и впо) и речи
Ситуация 1 «Пассивный взрослый»
Детский столик на котором находятся предметы:
Матрешка, пирамидка, кубики, машинка, куколка, игрушечное животное (собачка, мишка, слоник и т.д.), книжка с картинками или набор картинок.
Картинки в книжке должны содержать изображения:
4-5 изображений знакомых ребенку животных (собачка, кошка, птичка, зайчик).
4 изображения детей совершающих определенные действия (девочка ест, мальчик рисует, дети бегут или играют с игрушками, девочка одевается, мальчик сидит на стуле).
3 изображения знакомых ребенку транспортных средств различной величины (маленькая и большая машины, самолет, автобус).
3 изображения одного персонажа в разных пространственных положениях (птичка сидит под деревом, на дереве и летит высоко над деревом).
Ситуация 2 «Совместная игра с взрослым»
Те же игрушки и картинки.
Ситуация 3 «Совместное разглядывание картинок»
Вышеперечисленные картинки или книжки.
Диагностика развития предметной деятельности
Ситуация 1 «Знакомые предметы»
На столик выкладывают хорошо знакомые ребенку неигровые предметы:
Расческу, наручные часы, шетка для одежды, ложка, градусник, фонендоскоп, ножницы.
Ситуация 2 «Незнакомый предмет»
На стол выкладывают незнакомый ребенку предмет, содержащий секрет: бачок для проявки фотопленки, пенал со скользящей крышкой, прозрачная коробочка. Внутри предмета находится игрушка (маленький колокольчик, шарик или куколка). Важно, чтобы ребенку не был знаком способ открывания предмета.
Ситуация 3 «Действия по образцу»
Пластмассовый грузовичок у которого легко снимаются колеса и кузов. Пластмассовый конструктор с жестким креплением, типа «Лего».
Диагностика развития процессуальной игры.
Ситуация 1 «Индивидуальная игра»
Игровой материал:
- Реалистические игрушки: 1-2 персонажа игры (небольшая куколка в платье, шапочке и туфлях, собачка или медвежонок); набор посуды (2 тарелки, чашка, кастрюлька, ложка, вилка, нож); предметы туалета (зубная щетка, расческа, зеркальце, ванночка); кроватка.
- Неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей: несколько кубиков разных цветов, палочка, шарик, отдельные детали конструкторов или мозаик разной формы (квадратной, прямоугольной, круг, колечко), кусочек ткани, катушка, несколько больших пуговиц.
Ситуация 2 «Совместная игра»
Предварительный просмотр:
Описание характера поведения ребенка.
Эмоциональное состояние, настроение:
Бодрое жизнерадостное: положительно относится к окружающим, с интересом, активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими.
Спокойное настроение: положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, чем при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе.
Раздражительное возбужденное состояние: неадекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт, наблюдаются аффективные вспышки, возбуждения, озлобленность, крик.
Подавленное настроение: вял, безынициативен, бездеятелен, пассивен, неактивен, замкнут, грустен, может плакать тихо и долго.
Неустойчивое настроение: весел, смеется, но быстро может заплакать, вступить в конфликт и быть замкнутым, переходить от одного настроения к другому.
Сон:
Засыпание: медленное, быстрое, спокойное, неспокойное.
Характер сна: глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный с дополнительными воздействиями.
Длительность сна: укороченный, длительный, соответствующий возрасту.
Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище, ест без насыщения.
Характер бодрствования (активность): активный, малоактивный, пассивный.
Общение со взрослым: инициативность, чувствительность к воздействиям взрослого, поощрениям и порицаниям, стремление действовать по образцу, эмоциональное отношение к общению со взрослым.
Отрицательные привычки.
Индивидуальные особенности ребенка: контактность, инициативность, любознательность, дружелюбие, застенчивость, тревожность и т.д.
Описание характера поведения ребенка.
Эмоциональное состояние, настроение:
Бодрое жизнерадостное: положительно относится к окружающим, с интересом, активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими.
Спокойное настроение: положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, чем при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе.
Раздражительное возбужденное состояние: неадекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт, наблюдаются аффективные вспышки, возбуждения, озлобленность, крик.
Подавленное настроение: вял, безынициативен, бездеятелен, пассивен, неактивен, замкнут, грустен, может плакать тихо и долго.
Неустойчивое настроение: весел, смеется, но быстро может заплакать, вступить в конфликт и быть замкнутым, переходить от одного настроения к другому.
Сон:
Засыпание: медленное, быстрое, спокойное, неспокойное.
Характер сна: глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный с дополнительными воздействиями.
Длительность сна: укороченный, длительный, соответствующий возрасту.
Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище, ест без насыщения.
Характер бодрствования (активность): активный, малоактивный, пассивный.
Общение со взрослым: инициативность, чувствительность к воздействиям взрослого, поощрениям и порицаниям, стремление действовать по образцу, эмоциональное отношение к общению со взрослым.
Отрицательные привычки.
Индивидуальные особенности ребенка: контактность, инициативность, любознательность, дружелюбие, застенчивость, тревожность и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления деятельности педагога-психолога по оказанию помощи детям в адаптации при поступлении в детский дом
При поступлении ребенка в детский дом начинается процесс адаптации его к новым условиям жизнедеятельности, к новому окружению взрослых людей и детскому коллективу. Для ребенка процесс адаптации может ...
"Экологическая катастрофа - "Крик о помощи!" - образовательная область "познание". Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна
Загрязнение водоемов - экологическая катастрофа. презентация "Крик о помощи!" открывает детям взор о катастрофе и призывает к решению проблемной ситуации....
Мультфильмы в работе психолога с детьми (в помощь педагогу-психологу)
Рекомендации по работе с мультфильмами....
Семья - главный источник и потенциал здоровья ребенка. Советы психолога в помощь воспитателю
Семья – первичный институт социализации ребенка, позволяющий ему получить базовые представления о себе и мире, в том числе и о здоровье. Но случается так, что она оказывает на здоровье ребенка не пол...
Многие дети испытывают в детском саду различные трудности. Педагог-психолог сопровождая таким детей, оказывает помощь педагогу, родителю, ребенку. Далее предложенный материал поможет специалисту, чтобы его помощь была оптимальной и эффективной
Многие дети испытывают с детском саду различный трудности. Педагог-психолог сопровождая таких детей, оказывает помощь педагогу, родителю, ребенку. Далее предложенный материал поможет специалисту оказа...
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с помощью техники Sandplay (песочная психотерапия)
Цель: исследование особенностей эмоционального состояния детей среднего возраста. Задачи:-Развитие мелкой моторики, пластики;-Развитие общей координации движения, фантазии, образного мышления;-Ра...
Уголок психолога: «СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ
Часто родители задают вопросы на консультации у психолога: почему мой ребенок такой активный? Вдруг у нас СДВГ? Эта статья о том, что такое СДВГ и омощь во взаимодействии с такими детьми....