к презентации "Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста"
консультация (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление образования Альметьевского муниципального района РТ»
Городское методическое объединение
педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений
на тему «Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка»
Тема выступления
«Диагностика детей раннего и дошкольного возраста»
Подготовила:
педагог-психолог I кв. категории
Маклова Н.А.
Альметьевск 2014г.
СЛАЙД 2 Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в тоже время крайне необходима. В настоящее время доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полным и эффективным могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы – пластичностью, т.е. нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействия извне.
Исходными позициями для психолого-педагогического обследования детей раннего возраста стали положения отечественных психологов о том, что развитие ребенка происходит путем усвоения и присвоения общественного опыта в процессе активной деятельности. В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная. Именно в процессе становления предметных действий и предметной деятельности происходит развитие моторики, мышления и речи.
СЛАЙД 3 При подходе к отбору методик для психолого-педагогического обследования учитывается тот факт, что для ребенка раннего возраста ведущим способом усвоения общественного опыта является подражание действиям взрослого. Это происходит в тех случаях, когда ребенок уже способен к сотрудничеству, проявляя желание выполнить задание, предложенное взрослым.
При оценке действий ребенка важной теоретической основой явилась концепция Л.С.Выготского о двух уровнях умственного развития: актуальном (достигнутом к настоящему моменту) и потенциальном (связанным с зоной ближайшего развития). Последний определяется способностью ребенка в сотрудничестве со взрослым усваивать новые способы действий, что помогает выявить детей с задержкой в психическом развитии.
СЛАЙД 4 Для обследования детей используется методическое пособие Стребелевой Елены Антоновны «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей». Диагностические материалы структурированы по возрастам.
Предлагаемые методики направлены на изучение уровня познавательного развития детей раннего возраста 2-3 лет и дошкольного возраста 3-7 лет и позволяют
СЛАЙД 5 определить основные параметры познавательного развития ребенка:
- Принятие задания (согласие ребенка выполнять предложенное задание). Ребенок проявляет интерес либо к игрушке, либо к действиям с ними.
- Способы его выполнения (самостоятельно или после обучения, показа, подражая действиям взрослого).
- Обучение в процессе диагностического обследования (только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для данного возраста). В процессе обследования детям предлагаются следующие виды помощи:
- выполнение действий по показу, подражанию;
- выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов;
- с ориентировкой на речевую инструкцию.
Количество показов выполнения задания не должно превышать 2-3 раз. Обучаемость в процессе обследования, т.е переход к самостоятельному выполнению заданий свидетельствует о его потенциальных возможностях. Отсутствие обучаемости может быть связана с грубым снижением интеллекта или нарушениями эмоционально-волевой сферы.
- Отношение к результату своей деятельности (активный интерес к заданиям, заинтересованность конечным результатом).
СЛАЙД 6 Количественная оценка действий ребенка
- 1 балл (ребенок не принимает задание)
- 2 балла (ребенок принимает задание, начинает его выполнять, после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания)
- 3 балла (ребенок испытывает трудности при выполнении задания, после обучения самостоятельно выполняет задание)
- 4 балла (ребенок сразу принимает и самостоятельно выполняет задание).
СЛАЙД 7 Обследование детей раннего возраста выделено в отдельное издание «Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет). Ранняя диагностика умственного развития».
В данной методике предлагаются 10 заданий, рассчитанных на обследование детей 2-2,5 года, а также 2,5-3лет.
СЛАЙД 8
- «Лови шарик»
Цель: установление контакта и сотрудничества со взрослым, понимание словесной инструкции, прослеживание за двигающимся предметом, развитие ручной моторики.
Оборудование: желобок и шарик
(ПО ЩЕЛЧКУ)
- «Спрячь шарик»
Цель: выявление практического ориентирования ребенка на величину, наличие у ребенка соотносящих действий.
Оборудование: две (три) коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками, 2-3 шарика разных по величине, но одинаковых по цвету.
(ПО ЩЕЛЧКУ)
- «Разборка и складывание матрешки»
Цель: выявить уровень практического ориентирования ребенка на величину предметов, а также наличие соотносящих действий, понимание указательного жеста, умение подражать действиям взрослого.
Оборудование: две 2-х составные (3-х составные) матрешки
(ПО ЩЕЛЧКУ)
- «Разборка и складывание пирамидки»
Цель: практическое ориентирование на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленность действий.
Оборудование: пирамидка из трех колец, из четырех колец
СЛАЙД 9
- «Парные картинки»
Цель: выявление уровня развития у ребенка зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.
Оборудование: две, четыре пары предметных картинок.
(ПО ЩЕЛЧКУ)
- «Цветные кубики»
Цель: выделение цвета как признака, различение и называние цвета.
Оборудование: цветные кубики – два красных, два желтых (белых), два зеленых, два синих
(ПО ЩЕЛЧКУ)
- «Разрезные картинки»
Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части
(ПО ЩЕЛЧКУ)
- «Конструирование из палочек»
Цель: выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка действовать по подражанию, показу.
Оборудование: 4-6 плоских палочек одного цвета
СЛАЙД 10
- «Достань тележку»
Цель: выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемку).
Оборудование: тележка с кольцом (машинка), скользящая тесемка. Обучение проводится на уровне проб самого ребенка.
(ПО ЩЕЛЧКУ)
- «Нарисуй» (дорожку или домик)
Цель: понимание речевой инструкции, выявление уровня предпосылок к предметному рисунку, определение ведущей руки, согласованность действий рук, отношение к результату, результат.
Оборудование: карандаш, бумага
СЛАЙД 11 Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах:
10-12 баллов - первая группа
13-23 балла – вторая группа
24-33 балла – третья группа;
34-40 баллов – четвертая группа.
Дети 1,2 групп нуждаются в комплексном обследовании, использовании других методов изучения, обследовании психоневролога и других специалистов.
Дети 3 групп, у которых отмечаются трудности в выполнении заданий, нуждаются в систематической коррекционной помощи.
Развитие детей 4 группы соответствует данному возрасту.
СЛАЙД 12 Обследование детей дошкольного возраста (3-4 лет)
Для обследования предлагаются 10 заданий.
СЛАЙД 13
- «Поиграй» (набор сюжетных игрушек)
Цель: выявление уровня развития игры, отношение к игрушкам и развитие предметно-игровых действий, умение произвести по подражанию несколько последовательных игровых действий.
Оборудование: кукла, детская коляска, мебель для куклы, строительный набор, машинка, мячик.
(ПО ЩЕЛЧКУ)
- «Коробка форм»
Цель: проверка уровня развития практической ориентировки на форму, т.е. умения пользоваться методом проб при выполнении практических заданий.
Оборудование: коробка с пятью прорезями – полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной формы («Почтовый ящик») и десятью объемными геометрическими фигурами, основания которых соответствуют по форме одной из прорезей.
(ПО ЩЕЛЧКУ)
- «Разбери и сложи матрешку»
Цель: выявить уровень практического ориентирования ребенка на величину предметов.
Оборудование: 4-х составная матрешка
(ПО ЩЕЛЧКУ)
- «Группировка игрушек»
Цель: выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны при определении общей формы конкретных предметов, т.е. выполнения группировки по форме
Оборудование: 3 коробки без крышек одного цвета с изображением на них эталонами-образцами – на первой изображен квадрат, на второй – треугольник, на третьей – круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 – похожие на квадрат (кубик, коробок…), 8 – похожие на треугольник (конус, елочка…), 8 – похожие на круг (монета, медаль, полусфера…).
СЛАЙД 14
- «Разрезные картинки»
Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (чайник, петух)
(ПО ЩЕЛЧКУ)
- «Достань тележку»
Цель: выявление уровня развития наглядно-действенного мышления.
Оборудование: тележка со стержнем, 3 палочки: с колечком, с рабочим концом типа вилки, с веревочкой. Обучение не проводится.
(ПО ЩЕЛЧКУ)
- «Найди пару»
Цель: умение анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие.
Оборудование: 3парные карточки, на каждой из которых изображены в разной последовательности геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник.
(ПО ЩЕЛЧКУ)
- «Построй из кубиков»
Цель: выявление умения работать по показу, подражанию, действовать целенаправленно.
Оборудование: 2 одинаковых комплекта строительного материала – бруски, треугольные призмы, полусферы (все одного цвета)
СЛАЙД 15
- «Нарисуй»
Цель: выявление уровня развития предметного рисунка.
Оборудование: 2 цветных фломастера, лист бумаги
(ПО ЩЕЛЧКУ)
- «Сюжетные картинки»
Цель: выявление понимания сюжетного изображения, уровня развития связной речи.
Оборудование: картинки с изображением ситуации, близкой к жизненному опыту детей (девочка кормит куклу, мальчик умывается, мальчик катает мишку на машине).
Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах (также как дети 3 лет).
СЛАЙД 16 Для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста можно использовать пособие Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко. Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. Диагностические материалы структурированы по возрастам. Составленный таким образом комплект позволит педагогам-психологам наблюдать за развитием каждого ребенка и обеспечить непрерывное психологическое сопровождение с момента его поступления в ДОУ до выпуска в школу.
В диагностический комплект входят методическое пособие, в котором описаны возрастные особенности детей от 3 до7 лет, содержание и процедура диагностики и критерии оценки результатов, а также приложения, где представлены необходимые для проведения диагностики материалы.
Стимульные материалы делятся на три вида. Первая группа – предметы (матрешки, коробка форм, игрушки и т.д.), в приложениях они не представлены. Вторая группа – материалы многоразового использования, и третья – расходные материалы – которые потребуются на каждого ребенка.
СЛАЙД 17 В начале диагностики проводится беседа-знакомство, позволяющая ребенку адаптироваться в новых условиях, а взрослому установить с ним контакт. После беседы ребенок выполняет ряд заданий, а психолог в это время ведет протокол обследования, в котором фиксируются результаты выполнения заданий, действия и высказывания ребенка, делаются пометки для планирования последующей развивающей работы.
Протокол является частью диагностической карты, которая заполняется на каждого ребенка и включает в себя также схему беседы, разделы «Примечание», «Рекомендации». В этих разделах указывается дополнительная информация, отмечаются особенности работы ребенка.
СЛАЙД 18 По результатам проведенного обследования для каждого ребенка вырабатываются индивидуальные рекомендации, которые также фиксируются в карте. Кроме того, результаты всех детей заносятся в сводную таблицу группы. Анализ полученных результатов позволит увидеть уровень развития психических процессов детей конкретной группы и разработать коррекционно-развивающие программы на группу в целом.
СЛАЙД 19 Количественная оценка действий ребенка
Результаты по каждому субтесту оцениваются в баллах:
2 балла – высшая оценка
1 балл – средняя
0 баллов – низшая.
После проведения диагностики по всем субтестам подсчитывается общая сумма баллов.
Для обследования детей 3-4 лет авторы предлагают 6 субтестов.
СЛАЙД 20
- «Коробка форм»
Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.
Оборудование: фигуры-вкладыши, ящик с прорезями (доска Сегена). (ПО ЩЕЛЧКУ)
- «Разбери и сложи матрешку»
Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированность понятия величины; оценка уровня развитая наглядно-действенного мышления.
Оборудование: 3-х составная матрешка
(ПО ЩЕЛЧКУ)
- «Разрезные картинки»
Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (машинка)
СЛАЙД 21
- «Цветные кубики»
Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.
Оборудование: цветные кубики – два красных, два желтых (белых), два зеленых, два синих
(ПО ЩЕЛЧКУ)
- «Парные картинки»
Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.
Оборудование: пары предметных картинок
(ПО ЩЕЛЧКУ)
- «Угадай, чего не стало?»
Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.
Оборудование: 6 игрушек
СЛАЙД 22 Оценка результатов
Высокий уровень —8 —12 баллов.
Средний уровень —5—7 баллов.
Низкий уровень — 0—4 балла.
СЛАЙД 23 Предлагаемый комплекс методик позволяет осуществлять контроль за ходом психического развития детей, воспитывающихся и обучающихся в различных условиях, и своевременно выявлять неблагоприятные факторы, влияющие на формирование их психики. Такой подход направлен на коррекцию познавательной деятельности, личностных качеств, а в дальнейшем и готовность к школьному обучению.
ЛИТЕРАТУРА
- Справочник педагога-психолога. №00, 2011г.
- Е.А.Стребелева Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие. М., «Просвещение», 2006г.
- Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко Экспресс диагностика детей в детском саду. Методическое пособие. М., 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста
В статье раскрыты общие принципы и рекомендации проведения обследования речевого развития детей раннего возраста....
Методический материал "Психолого – педагогическое обследование детей раннего возраста"
адаптация детей раннего возраста.психодиагностическое исследование детей определение уровня нервно – психического развития.организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий....
Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста.
В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная. Именно в процессе становления предметных действий и предметной деятельности происходит развитие моторики, мышления и ре...
План - протокол логопедического обследования детей раннего возраста.
Материал предназначен учителям - логопедам дошкольных учреждений, содержит план обследования, конкретные задания и критерии оценки всех компонентов и функций речи детей раннего возраста (о...
Карта логопедического обследования детей раннего возраста
Карты логопедического обследования детей от 1г 6 мес до 2х лет, от 2х до 3х лет....
Логопедическое обследование детей раннего возраста
Цель логопедического обследования детей раннего возраста: - раннее распознавание отклонений речевого развития. Чем раньше выявляются индивидуальные проблемы в раннем речевом р...
Консультация «Диагностические методики обследования детей раннего возраста»
Консультация "Диагностические методики обследования детей раннего возраста"....