ДОУ, как площадка для формирования культуры межэтнического общения ребёнка.
статья на тему
материал был написан для выступления на городском круглом столе по вопросам толерантности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seychas_povsemestno_vsplyvaet_vopros_o_tolerantnosti.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Сейчас повсеместно всплывает вопрос о толерантности. Многие отождествляют это понятие с терпимостью.
Интерес к проблемам терпимости в нашей стране резко возрос в конце XX начале XXI века. Это обусловлено ростом межнациональной, этнической и религиозной нетерпимости, экстремизма, терроризма, наблюдавшихся не только в нашем обществе, но и во всем мире.
Введение понятия «толерантность», наряду с существовавшим и понятным русским термином «терпимость», несколько спутало карты. Дело в том, что толерантность на русский язык чаще всего переводится и как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды, и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Это привело к возникновению серьезной дискуссии среди ученых (так называемый «спор о понятиях»).
Можно было бы и проигнорировать эти споры, если бы не одно «но»! В психолого-педагогическом плане важно четко определиться в том, что мы вкладываем в данные термины. От этого зависит выделение конкретных параметров терпимости и толерантности, а значит, и постановка целей и задач воспитания, выбора адекватных педагогических технологии. Это очень ответственное дело, особенно когда мы говорим о формировании личности ребенка.
Я думаю, что и терпимость, и толерантность имеют равное право на существование. Дело в том, что они отражают разные психологические реальности.
Во-первых, и терпимое и толерантное отношение актуализируется тогда, когда мнения, оценки, верования, поведение других людей не совпадают с мнениями, оценками, ожиданиями субъекта взаимодействия. Это объединяет названные понятия.
Во-вторых, различает их то, что они выполняют разные функции. Толерантность дает возможность приспособиться к неблагоприятным факторам, то есть толерантность носит адаптивный характер. Можно говорить о толерантности к тревоге, толерантности к чужой вере. Терпимость же, кроме адаптивной функции, выполняет еще и активную функцию, то есть дает возможность изменять чужое мнение, поведение другого человека, но без применения средств принуждения. [Из приложения к журналу "Воспитатель в детском саду"].
Люди становятся агрессивными, нетерпимыми, жестокими. Как говорится, «Брат – на - брата, друг – на – друга, родители – на - детей, дети – на – родителей». Потому, что в обществе стёрты границы морального права, добра и зла, понимания хорошего и плохого, можно и нельзя.
Такими люди не стали в один момент, не проснулись однажды утром, а формировались постепенно, последовательно, незаметно не одно поколение.
Мы, психологи говорим – все проблемы из детства. Так вот и большинство наших принципов и устоев формируются уже в детстве, сформирована основа под них. В семье, в детском саду, в общении с другими людьми и детьми.
В нашем ДОУ есть воспитанники других национальностей, но, к счастью, вопрос о не толерантном отношении никогда не поднимался!
Может то, что я сейчас скажу – вещь очевидная, а может, наоборот – для кого-то станет открытием, но у детей нет проблемы толерантности. По крайней мере, в том понятии, какое мы сейчас вкладываем в это слово (в контексте отношения к людям других конфессий и национальных принадлежностей). Эту проблему мы сами, так сказать, навязываем детям – заостряем на ней внимание, рассказываем детям о таких вещах, о которых они и не знают!
Дети подражают нам, берут с нас пример, следовательно, нужно начинать с себя, со своих поступков и мировоззрения!
И значит мы: взрослые, родители, педагоги должны каждый день, каждую минуту показывать своим примером то, что дети ещё не понимают, не осознают, но уже перенимают, усваивают. И то правильное, нужное, хорошее, что мы покажем детям – будет сформировано у них (должно быть сформировано) на уровне произвольных рефлексов, на уровне бессознательного! Помочь младшему, старшему, жалеть и трепетно относиться к животным, природе, чужому труду, чувствам и желаниям других людей, уважать опыт и старость, уважать и любить свою страну, свою родину и пр. Ведь понятие толерантности распространяется не только на представителей других вероисповеданий и представителей других национальностей.
Это понимание мы должны стремиться заложить так же на генетическом уровне нации. Потому, что эти, положительные, качества не формируются за мгновение – это долгая, кропотливая работа над ними общества, родителей, педагогов, СМИ и самих детей.
Я считаю, что не следует «засорять» детские умы термином «толерантность» - сухим, формальным, который им ни о чём не говорит. У нас есть такие заменители, как товарищество, равенство, братство, дружба – их мы слышим гораздо реже сейчас, но именно они ласкают наш слух и наиболее понятны детскому, да и нашему восприятию!
Отсюда вытекает вопрос воспитания! Кто-то сказал: «Воспитание – это способность переносить невоспитанность других».
Т. е. «Терпеть» - а без терпения не может быть толерантности!
Значит нужно просто воспитывать своих детей – всё оказывается просто!
Следовательно, толерантность – это формирование не одного какого-то качества, а воспитание человека в целом!
Со своей стороны, я предпринимаю всё возможное, для полноценного развития ребёнка. Мною разработана и находится на стадии апробации рабочая программа «Формирование картины мира дошкольников», которая состоит из 3 – х частей.
1 часть – средний возраст 4-5 лет. Цикл занятий по книге О. Н. Саранской «Давайте дружить».
2 часть – старший возраст 5-6 лет. Авторский цикл занятий «Работа со сказкой».
3 часть – старший возраст 6-7 лет. Цикл занятий по книге А. А. Лопатиной, М. В. Скребцовой «Воспитание нравственных качеств у детей».
Эта программа, в каком-то смысле, универсальная, позволяет затронуть многие аспекты развития и воспитания.
Но главным в работе любого педагога, воспитателя, учителя, логопеда должно быть сотрудничество с родителями, семьёй и друг с другом!
- У детства нет национальности!
- Чужих детей не бывает!
Когда мы, взрослые, поймём эти истины – не будет возникать проблем толерантности не только у детей, но и у нас, взрослых!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры речевого общения
Формирование культуры речевого общения. В общении с детьми современные родители испытывают определённые трудности, а отсюда и серьёзные недостатки речевого этикета. Причины: 1 родители ...
Формирование культуры делового общения.
В наше время задача формирования делового общения являнтся необходимым условием, организующим и координирующим деятельность участников педагогического процесса....
Игры, направленные на формирование культуры речевого общения
Игры, направленные на формирование культуры речевого общения рассчитаны на работу с детьми среднего возраста, однако при необходимости могут быть использованы в работе с детьми старшей и подгото...
Методические рекомендации педагогам «Формирование культуры речевого общения»
1. При построении работы по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного ...
Конспект НОД по формированию культуры межнационального общения для детей старшей группы.
Конспект занятия в ДОУ для старшего дошкольного возраста...
Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.
Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждени...
Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры межэтнического общения у детей старшего дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры межэтнического общения у детей старшего дошкольного возраста...