"Успех коррекционно - воспитательной работы в логопедической группе"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
УСПЕХ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.
Известно, что человек только тогда становится полноценным гражданином общества, когда взаимодействует с другими его членами. Это взаимодействие невозможно без речи. Её роль в становлении ребенка как личности очень велика.
Современный ребенок к моменту поступления в школу, т.е. к 6-7 годам, должен овладеть всей системой языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить развернутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.
К сожалению, в последние время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. И как следствие, в ДОУ открываются всё большее количество логопедических групп, основным контингентом которых являются дети с ОНР разных уровней. Также для детей с ОНР, наряду с указанными речевыми особенностями, характерна и недостаточная сформированность следующих процессов:
- внимания и памяти;
- мелкой и артикуляционной моторики;
- словесно-логического мышления.
В группах для детей с общим недоразвитие речи, как во всех группах компенсирующего типа существуют два направления работы – коррекционно-развивающее и образовательное, причем первое является ведущим. Эффективность коррекционно-развивающего направления определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и воспитателя. Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе для детей с ОНР определяется тесным взаимодействием логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы). Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а также процессов, тесно связанных с ним, и кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада.
Коррекционная работа в логопедической группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль во всем педагогическом процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.
К коррекционным целям, стоящим перед воспитателем логогруппы, относятся:
- Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
- Целенаправленная активизация отработанной лексики.
- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
- Формирование связной речи.
- Закрепление навыков чтения и письма.
Остановимся подробнее на основных направлениях коррекционной работы воспитателя, осуществляемой под руководством логопеда:
- Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой)
Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед за аналогичной работой логопеда. Она осуществляется с самого начала обучения, когда логопед подбирает индивидуально для каждого ребенка артикуляционные упражнения в зависимости от сложности дефекта.
Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной.
Во время НОД логопед и воспитатель для этой цели могут использовать физкультминутки, сочетая пальцевые движения с речевым сопровождением в стихотворной форме. Вне НОД воспитатель может предложить детям составить фигурки из палочек, собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы и т.п.
2.Вечерняя индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда, закрепляющая звукопроизношение.
Логопед ежедневно планирует для воспитателя вечернюю логопедическую работу с отдельными детьми сразу же после дневного сна. Эти задания записываются в специальную тетрадь, где воспитатель в конце выполнения задания заполняет графу учета. Такая тетрадь заполняется ежедневно. Кроме того, логопед передает в группу заполненные им тетради тех детей, с которыми он занимался утром. Воспитатель не должен упустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же от ребенка.
3.НОД проводится в соответствии с календарным планом логопедической работы.
Отличительной особенностью НОД воспитателя в логогруппе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и специальные коррекционно-логопедические задачи, непосредственно связанные с темой НОД.
4. Активизация словарного запаса детей в процессе режимных моментов.
Работая с детьми в продолжении всего дня, в отличии от логопеда, воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь. Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголке природы, на прогулке, игровом уголке и других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса детей.
5. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.
Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только во время НОД, но и на протяжении всех режимных моментов. Манеры исправления ошибок в речи детей вне НОД и во время НОД отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности лучше исправить ошибку незаметно для остальных.
Таким образом, только тесное взаимодействие логопеда и воспитателя – единственный путь к успеху коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе.
Список литературы:
1. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М., 2008г.
2. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Н.В.Нищева – М., Просвещение, 2007г.
3. Логопедическая работа в специальном детском саду. Т.Б.Филичева,
Н.А. Чевелева – М.,Просвещение, 1987г.
4. Логопедия/Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ НС(К)НШ-Д/С V вида на 2011-2012 учебный год.
Программно-целевое планирование позволяет воспитателю осознанно решать задачи воспитания, осуществлять взаимосвязь социального, познавательного, эстетического, физического развития детей, ориент...
Коррекционно – развивающая работа в логопедической группе (опыт работы)
Успех коррекционной логопедической работы с моими детьми во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности логопеда и воспита...
Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа
Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....
Перспективный план работы в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)
Перспективный план работы в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)...
"Система коррекционно-воспитательной работы в подготовительной группе с ФФНР в соответствии с ФГОС ДО"
Презентационный материал дополняет сообщение учителя-логопеда на первом родительском собрании в подготовительной группе для детей с ФФНР о системе коррекционно-развивающей и коррекционно-воспита...
Особенности воспитательной работы в логопедических группах.
Воспитательная работа в логопедической группе отличается от воспитательной работы в обычной группе ДОУ, тем, что она находится во взаимосвязи с коррекционными мероприятиями, которые организуются с дет...
Условие успеха коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями
Одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями - это совместная деятельность учителя-логопеда и родителей...