Условие успеха коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями
статья по логопедии

Фондикова Ирина Валерьевна

Одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями - это совместная деятельность учителя-логопеда и родителей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями

Учитель-логопед

МБДОУ г. Мурманска№ 82

Фондикова И.АВ.

Семья является первой ступенью, где ребёнком овладевает родным языком, в  семье  он  приобретает  первоначальный  опыт  общения. Важной частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Необходимость взаимодействия важна не только для педагогов, но, прежде всего, для  родителей,  чьи  дети  посещают  логопедические  занятия.

Беда  многих  современных родителей — это отстранённость и нежелание родителей разобраться в сложном мире ребёнка.
        Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком.

В начале года для родителей вновь поступивших детей в нашей ДОО проводится «Круглый стол» для родителей вновь поступивших детей.

На первых организационных групповых собраниях или в индивидуальной беседе в сентябре-октябре довожу до сведения родителей результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале месяца. В это время обозначаются цели и задачи нашей совместной работы, сообщается о системе логопедических занятий с детьми (ежедневные, индивидуальные, подгрупповые), о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы. Акцентирую внимание на важность участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле.

В зависимости от того, насколько родители готовы сотрудничать с логопедом, определяются формы работы с ними:

– Ведение папок взаимосвязи с родителями – совместная работа логопеда, ребенка и родителей. В конце рабочей недели родители получают папку с новым  файлом с заданиями, которые ребенок выполнят всю неделю, либо выполнял частично.  Выполнение ребенком заданий позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года, закреплять знания, умения навыки, полученные ребенком на логопедических занятиях в течение недели, а также выполнять задания самостоятельно под присмотром родителя (они могут быть сложнее, такие же, либо облегченной формы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка).   Предлагаются задания на развитие артикуляционной моторики, автоматизацию и дифференциацию поставленного звука, на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, а также упражнения на развитие слухового и зрительного внимания, мелкой моторики, логического мышления и другие. Задания подбираются дифференцированно, с учетом возможностей каждого ребенка на основе анализа результатов развития ребенка за прошедшую неделю.

– Консультации и речевой материал, расположенные на сайте ДОО. Оформление папок-передвижек с консультациями.

– Утренние пятиминутки (индивидуальные консультации, беседы), где обращается внимание родителей на успехи и маленькие достижения детей.

– Проведение семинаров-практикумов, позволяющих освежить в памяти свои собственные знания, самостоятельно потренироваться в выполнении заданий логопеда.

Например, на практикуме по ознакомлению с органами артикуляции родители предлагается выполнить несколько основных упражнений для губ, языка. Они убеждаются, что это нелегко, тем более для ребенка. Поэтому им (родителям) потребуется колоссальное терпение при выполнении с ребенком домашнего задания, а ребенку – помощь и похвала за труд.

На практикуме по звуко-буквенному анализу слов родители вспоминают, что звук – это не то же самое, что буква, подготавливаются к тому, какие возможные проблемы могут встретиться у ребенка при обучении в школе письменной речи.

– Анкетирование (проводится по общим вопросам образовательной деятельности ДОО, где затрагиваются аспекты речевых проблем ребенка)

– Проведение открытых занятий (индивидуальных, подгрупповых, итоговых).

-Фото- и видео фиксация работы ребенка на логопедических занятиях, где родители могут увидеть успехи или неудачи ребенка в освоении новой темы.

- Рекомендации специальной литературы и различных пособий для занятий дома, в том числе видео- и аудиоматериалы, компьютерные программы.

– Совместная подготовка к праздникам: разучивание стихов и песен, совместная работа над просодикой.

Привлечение родителей к участию в коррекционно-логопедическом процессе позволит им:

– Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.

– Относиться к ребенку, как к равному.

– Понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи.

– Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их.

– Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей.

– Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

– Повысить свою компетентность в вопросах речевого развития.

Таким образом, доверительно-партнерские  отношения  между  всеми  участниками коррекционного  процесса,  помогают успешно  преодолевают  не  только  собственно нарушения  речи,  психических  процессов,  поведения  у  ребенка,  но  и  решают многие внутриличностные конфликты и проблемы детей и родителей, благодаря чему  создается  благоприятный  психоэмоциональный  климат  в  семьях  детей  с особенностями в развитии, формируются крепкие детско-родительские отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

    Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патолог...

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙУСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙРАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Аннотация: в данной статье рассмотрен вопро...

«Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

На современном этапе в условиях введения ФГОС ДО одним из условий успешной реализации Программы в сфере речевого развития должно стать обеспечение поддержки родителей в воспитании детей, охране и укре...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями» ...

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита ро...