МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫС ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ
консультация по музыке (младшая группа) на тему
Арт-терапия как психолого-социальная технология по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 28.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫС ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ |
[Введите подзаголовок документа] |
Учитель-дефектолог : Сальникова Е.А. |
28.03.2013 |
В настоящее время приходится констатировать, что дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются, как правило,от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен.Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства — от младенчества до подросткового возраста и дальше.
Арт-терапия как психолого-социальная технология по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека. Причины, определяющие неблагоприятные условия в психологическом развитии детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях, могут быть сосредоточены в некорректной организации общения взрослых с детьми, несостоятельности тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, в непостоянстве, частой сменяемости взрослых, воспитывающих детей, в недостаточной работе по формированию навыков игры, в бедности конкретно-чувственного опыта детей, проистекающей из чрезвычайной сужености окружающей среды, в недостаточной психолого-педагогичеcкой подготовленности воспитателей детских домов, для ребенка и интересов, их, как правило, безучастном отношении к детям, в недостатках программ воспитания и обучения, не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи, в недифференцированном подходе к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу. Специалисты по социальной работе и психологи учреждений,
в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей,
отмечают, что бывает очень трудно найти подходящие методы для работы с такими детьми. Имеющиеся практические материалы часто не могут быть использованы в работе с детьми, так как детям невозможно справиться с предлагаемыми заданиями, с которыми хорошо справляются дети из семей. Нередко дети не понимают смысла предлагаемых заданий, они им не интересны, у них отсутствуют интеллектуальные навыки решения заданий, они не получают удовольствия от выполненной работы, и, как правило, такая работа оказывается малоэффективной. Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что при работе с детьми-сиротами для решения их психологических проблем необходимо использовать творческие методы социальной работы, например, такие как музыкотерапию, танцетерапию, которые входят в одно направление — арт-терапии.
ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА
Долгое время арт-терапия развивалась только в рамках медицинской модели, позже образовалось так называемое социальное направление, затем постепенно выделилась и обособилась педагогическая модель арт-терапии. На первый план вышли задачи развития, воспитания и социализации личности. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности средствами художественной деятельности. Таким образом, основная цель арт-терапии в социальной работе с детьми-сиротами состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. А второстепенные ее цели заключаются в следующем [Березина Т. А., 2007]:
• дать социально-приемлемый выход агрессивности и другим
негативным чувствам у детей-сирот;
• облегчить процесс лечения: неосознаваемые внутренние конфликты и переживания у детей-сирот часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов или движений, чем высказать их в процессе вербальной коррекции;
• проработать мысли и чувства, которые дети-сироты привыкли подавлять; иногда невербальные средства являются единственновозможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
Арт-терапия как психолого-социальная технология для экспериментирования с зрительными ощущениям и развития способности к их восприятию;
Существует ряд областей и методик применения арт-терапии. Например, при работе с детьми-сиротами наиболее эффективно такое направление арт-терапии, как танцевальная терапия, эвритмия, или, искусство движения с музыкой и речью, разработанная известным детским психологом Рудолфом Штейнером и развитая в его школах. Целью этого метода является обучение ритму, адекватному движению в заданном темпе и интенсивности. Метод «ПятьТанцев в вольном стиле» Габриэллы Рота также является формой терапии, разработанной специально для поощрения самовыражения и творческого потенциала у детей-сирот, который впоследствии перешел и на вооружение специалистов для взрослых. Данная методика полезна для детей, которые испытывают трудности в выражении чувств, и почти всегда эффективна при лечении большинства психических отклонений и психологических расстройств
[Фельденкрайз М. А., 2000].
Благотворный эффект особенно заметен на занятиях оздоровительными танцами, задача которых — релаксация в движении. Если ребенок движется в танце раскрепощено, расслаблено, осмысленно, то он погружен в осмысление движений и их последовательность. Они оказывают положительное влияние на сознание, развитие интеллекта, эмоциональную и духовную деятельность детей-сирот, помогают избавиться им от психологической тревожности и от различного рода страхов. Разучивание самих движений помогает сплотить коллектив, устранить конфликты между детьми, а также устранить агрессию, направив ее в нужное русло.
Танцетерапия необходима для работы с детьми-сиротами, так как ее эффективность повышается еще и за счет позитивных эмоций, которые ребенок испытывает во время танцев. Правильная квалифицированная помощь детям-сиротам требует объединения усилий специалистов по социальной работе, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у дошкольников
Уже давно занимаюсь музыкотерапией, аэтот метод даёт положительную динамику в эмоциональной сфере детей. Решила поделиться своими наработками,предлагаю вашему мнению статью....
Музыкотерапия как метод адаптации и социализации дошкольников.
Ребенок в детском саду - самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую...
Музыкотерапия как метод адаптации и социализации дошкольников.
Ребенок в детском саду - самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую...
Музыкотерапия как метод сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении. Музыкотерапия строитс...
Доклад музыкального руководителя по теме: «Музыкотерапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста».
ДОКЛАДМузыкального руководителя по теме: «Музыкотерапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста». ...
Доклад музыкального руководителя по теме: «Музыкотерапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста».
ДОКЛАДМузыкального руководителя по теме: «Музыкотерапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста». ...
Музыкотерапия как метод психологической коррекции. Музыкотерапия в детском саду
Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств детей и взрослых...
Комментарии
Очень интересная и важная
Очень интересная и важная статья, особенно актуальна в нашей работе, применение этого метода в работе дает положительную динамику в развитии детей-сирот.