Конспект НОД "Посиделки в русской избе"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Гоголева Светлана Петровна

Конспект направлен на изучение детьми подготовительной группы жизни и быта русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_posidelki.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад № 36

Конспект непосредственной образовательной деятельности

на тему: «Посиделки в русской избе»

Выполнила воспитатель

МБДОУ д/с №36

Гоголева С. П.

Арзамас 2014

   Цель: формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа;

    Задачи:

- познакомить детей с внутренним убранством русской избы;

- познакомить с традициями русского народа;

- развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам;

- обогащать словарный запас новыми и уменьшительно – ласкательными словами;

- обобщить знания детей о народных промыслах;

- воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к  русскому фольклору;

Ход занятия:

Звучит песня Н.Сорокиной «Милая Россия».

 Воспитатель: Ребята, мы с вами прослушали очень красивую песню о нашей Родине. Какие пословицы вы знаете о Родине?

 Ответы детей:

  «Жить – Родине служить».

  «На родной стороне и ворона родная».

  «В родном краю как в раю».

  «На родной стороне и камушек знаком».

Воспитатель: А как называется наша страна? Да, правильно, Россия. Давайте мы подойдем к карте и найдем на ней свою страну. Сколько морей, рек и озер, равнин и гор мы видим здесь. Ребята, а вы знаете, как называется самая величественная, полноводная река России?  Это Волга. Послушайте, какие слова посвящены этой реке:

«…Перед нею путь большой и долгий.

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой,

Матушкой, кормилицей родной ».

Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в России. А вам интересно было бы узнать о быте, обычаях, культуре нашей родины? Предлагаю посетить одно необычное место — это русская изба.

 Под мелодию «А я по лугу» дети проходят в ту часть группы, оснащённую под русскую избу.

 Воспитатель: Мы будем знакомиться с жилищем наших прадедушек и прабабушек. Узнаем, как они жили, чем занимались, как весело и задорно умели отдыхать.

   Раньше в избах не было  света, и в старину пользовались лучиной (вот такая палочка), поджигали ее, и она освещала избу и благодаря этому взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом. А каким ремеслом могли заниматься? (шить, вязать, вышивать, прясть пряжу, лапти плести, лепить

1

игрушки). Правильно.

   Посмотрите на убранство русской избы. Украшением ее всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ - это место где стоят иконы, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу в праздничные и горестные для семьи дни. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки. В центре избы – русская печь, в которой не только готовили, но и спали на ней. Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Все это хозяйство у печи называлось бабьим углом. Здесь было все, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить домашних животных. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие. Вот и брала хозяюшка в руки ухват и ворочала огромные чугуны. Сейчас я вам загадаю загадки о предметах быта.

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (ухват)

То печет блины,

То показывает сны. (печка)

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло.

Держит ведра... (коромысло).

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит... (чугунок).

Выпускает жаркий пар

Древний чайник... (самовар).

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят... (лапти).

- Взрослые в старину трудились, и детей приучали к труду начиная с 5 лет. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочкам дарили маленькие прялки и учили их прясть, а мальчики учились гвозди забивать.

2

Посмотрите на эту посуду. Из чего она сделана? (из дерева и глины).  Раньше вся посуда была деревянная и глиняная.  А скажите, какой росписью раскрашена эта посуда? (хохломская и городецкая роспись).

- В старину в каждой деревне, в каждом селе устраивали посиделки. Парни и девушки - собирались в какой-нибудь избе, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах. На посиделки приходили после трудового дня. Посиделки были праздником. Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да если и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево. Юноши плели лапти, делали короба, туески.

- Вот так “всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками. А вы знаете, какие-нибудь шутки-дразнилки?

-У нас Арина маленька,

Чуть повыше валенка

В лапотки обуется,

Как пузырь надуется.

- Упал Фома в кадушку,

Задавил лягушку,

Задавил мышонка

И три поросёнка.

- Обманули простака-

На четыре кулака,

На щелбан и на подушку,

На зелёную лягушку.

-Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй,

Чисти картошку,

Ешь понемножку.

Воспитатель: В русской избе главной была печь. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки

3

забирали с собой и помещали их в новую печь.

- А сейчас мы с вами поиграем в русскую игру «Уголёк»

В старину любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

-Ребята, а вы знаете пословицы про самовар?

Самовар кипит, уходить не велит.

Чаем на Руси никто не подавился!

У самовара я и моя Маша.

Приходите к чаю – пирогами угощаю.

Приходите, самоварчик поставим, а уйдёте - чайку попьём.

С самоваром-буяном чай важнее, беседа веселее.

 Чай не пьешь - откуда силу возьмешь?

 Самовар, что море соловецкое. Пьем из него за здоровье молодецкое.

- Молодцы, ребята, знаете вы русские пословицы. А сейчас приглашаю вас к самовару пить чай с пирогами и баранками.

4


Литература:

1. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игра и развлечения детей на воздухе. М., 1983.

2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.

3. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. М., 1979.

4. Понятийно-терминологический словарь/ Сосот. Белова В.В., Коваль М.В. - М., 1997.-с. 7-8

5. И. Панкеев Русские народные игры. М. Издательство: Яуза. - 240 с.

6. Щербак А. К гармонии через движение! // Дошкольное воспитание. - 1998. - №3 - с. 6 - 8.

5

Заявка на участие в Региональном конкурсе методических разработок

Автор: Гоголева Светлана Петровна

Номинация: «Конспект непосредственной образовательной деятельности»

Название работы: « Посиделки в русской избе»

Место работы: МБДОУ д/с № 36, г. Арзамас

Должность: воспитатель

Контактный телефон: 89081534833

Электронный адрес: gogoleva_svetlanka@mail.ru

Электронный адрес образовательного учреждения: mbdoyds36@mail.ru

 Адрес образовательного учреждения: г. Арзамас, ул. Парковая, д. 18а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект «Знакомство с русской избой»

Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация»  Тема: «Знакомство с русской избой »...

конспект интегрированного занятия "Русская изба"

Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность...

Конспект познавательного занятия "Русская изба"

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях....

Конспект образовательной деятельности "Русская изба"

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».Задачи:Формировать интерес к русской народной...

Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе

Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе...

Конспект "Посиделки в русской избе"

Формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа....