Конспект НОД "Посиделки в русской избе"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект направлен на изучение детьми подготовительной группы жизни и быта русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_posidelki.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад № 36
Конспект непосредственной образовательной деятельности
на тему: «Посиделки в русской избе»
Выполнила воспитатель
МБДОУ д/с №36
Гоголева С. П.
Арзамас 2014
Цель: формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа;
Задачи:
- познакомить детей с внутренним убранством русской избы;
- познакомить с традициями русского народа;
- развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам;
- обогащать словарный запас новыми и уменьшительно – ласкательными словами;
- обобщить знания детей о народных промыслах;
- воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору;
Ход занятия:
Звучит песня Н.Сорокиной «Милая Россия».
Воспитатель: Ребята, мы с вами прослушали очень красивую песню о нашей Родине. Какие пословицы вы знаете о Родине?
Ответы детей:
«Жить – Родине служить».
«На родной стороне и ворона родная».
«В родном краю как в раю».
«На родной стороне и камушек знаком».
Воспитатель: А как называется наша страна? Да, правильно, Россия. Давайте мы подойдем к карте и найдем на ней свою страну. Сколько морей, рек и озер, равнин и гор мы видим здесь. Ребята, а вы знаете, как называется самая величественная, полноводная река России? Это Волга. Послушайте, какие слова посвящены этой реке:
«…Перед нею путь большой и долгий.
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей родной ».
Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в России. А вам интересно было бы узнать о быте, обычаях, культуре нашей родины? Предлагаю посетить одно необычное место — это русская изба.
Под мелодию «А я по лугу» дети проходят в ту часть группы, оснащённую под русскую избу.
Воспитатель: Мы будем знакомиться с жилищем наших прадедушек и прабабушек. Узнаем, как они жили, чем занимались, как весело и задорно умели отдыхать.
Раньше в избах не было света, и в старину пользовались лучиной (вот такая палочка), поджигали ее, и она освещала избу и благодаря этому взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом. А каким ремеслом могли заниматься? (шить, вязать, вышивать, прясть пряжу, лапти плести, лепить
1
игрушки). Правильно.
Посмотрите на убранство русской избы. Украшением ее всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ - это место где стоят иконы, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу в праздничные и горестные для семьи дни. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки. В центре избы – русская печь, в которой не только готовили, но и спали на ней. Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Все это хозяйство у печи называлось бабьим углом. Здесь было все, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить домашних животных. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие. Вот и брала хозяюшка в руки ухват и ворочала огромные чугуны. Сейчас я вам загадаю загадки о предметах быта.
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (ухват)
То печет блины,
То показывает сны. (печка)
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра... (коромысло).
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит... (чугунок).
Выпускает жаркий пар
Древний чайник... (самовар).
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят... (лапти).
- Взрослые в старину трудились, и детей приучали к труду начиная с 5 лет. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочкам дарили маленькие прялки и учили их прясть, а мальчики учились гвозди забивать.
2
Посмотрите на эту посуду. Из чего она сделана? (из дерева и глины). Раньше вся посуда была деревянная и глиняная. А скажите, какой росписью раскрашена эта посуда? (хохломская и городецкая роспись).
- В старину в каждой деревне, в каждом селе устраивали посиделки. Парни и девушки - собирались в какой-нибудь избе, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах. На посиделки приходили после трудового дня. Посиделки были праздником. Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да если и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево. Юноши плели лапти, делали короба, туески.
- Вот так “всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками. А вы знаете, какие-нибудь шутки-дразнилки?
-У нас Арина маленька,
Чуть повыше валенка
В лапотки обуется,
Как пузырь надуется.
- Упал Фома в кадушку,
Задавил лягушку,
Задавил мышонка
И три поросёнка.
- Обманули простака-
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зелёную лягушку.
-Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Чисти картошку,
Ешь понемножку.
Воспитатель: В русской избе главной была печь. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки
3
забирали с собой и помещали их в новую печь.
- А сейчас мы с вами поиграем в русскую игру «Уголёк»
В старину любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
-Ребята, а вы знаете пословицы про самовар?
Самовар кипит, уходить не велит.
Чаем на Руси никто не подавился!
У самовара я и моя Маша.
Приходите к чаю – пирогами угощаю.
Приходите, самоварчик поставим, а уйдёте - чайку попьём.
С самоваром-буяном чай важнее, беседа веселее.
Чай не пьешь - откуда силу возьмешь?
Самовар, что море соловецкое. Пьем из него за здоровье молодецкое.
- Молодцы, ребята, знаете вы русские пословицы. А сейчас приглашаю вас к самовару пить чай с пирогами и баранками.
4
Литература:
1. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игра и развлечения детей на воздухе. М., 1983.
2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.
3. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. М., 1979.
4. Понятийно-терминологический словарь/ Сосот. Белова В.В., Коваль М.В. - М., 1997.-с. 7-8
5. И. Панкеев Русские народные игры. М. Издательство: Яуза. - 240 с.
6. Щербак А. К гармонии через движение! // Дошкольное воспитание. - 1998. - №3 - с. 6 - 8.
5
Заявка на участие в Региональном конкурсе методических разработок
Автор: Гоголева Светлана Петровна
Номинация: «Конспект непосредственной образовательной деятельности»
Название работы: « Посиделки в русской избе»
Место работы: МБДОУ д/с № 36, г. Арзамас
Должность: воспитатель
Контактный телефон: 89081534833
Электронный адрес: gogoleva_svetlanka@mail.ru
Электронный адрес образовательного учреждения: mbdoyds36@mail.ru
Адрес образовательного учреждения: г. Арзамас, ул. Парковая, д. 18а
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект «Знакомство с русской избой»
Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Знакомство с русской избой »...
конспект интегрированного занятия "Русская изба"
Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность...
Конспект познавательного занятия "Русская изба"
Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях....
Конспект образовательной деятельности "Русская изба"
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».Задачи:Формировать интерес к русской народной...
Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе
Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе...
Конспект "Посиделки в русской избе"
Формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа....