ПРОГРАММА ПО РУКОДЕЛИЮ «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Направленность программы: декоративно – прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей и основной областью художественного творчества. Введение в педагогический процесс воспитания дошкольников народных ценностей и национальных традиций декоративно-прикладного искусства, овладение опытом, приобретение знание о народных промыслах, творческую реализацию, прикладных элементов национальной культуры, освоения художественно – творческой деятельности обеспечивает комплексное развития личности ребенка. Приобщение детей в организованном процессе таких видов декоративно – прикладного искусства как макраме, вышивание, вязание, икебана, бисероплетение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gotova.docx | 39.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 218 ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РБ
Принято: Утверждено:
на педагогическом совете Заведующей МБДОУ Д/с № 218
протокол №_____от___________ _____________Халиулина Т. В.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
ПО РУКОДЕЛИЮ
«ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ»
ДЕТЕЙ 6 – 7ЛЕТ
Разработала:
Ахметзянова Р.Р.
воспитатель Д/с №218
Уфа
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность программы: декоративно – прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей и основной областью художественного творчества. Введение в педагогический процесс воспитания дошкольников народных ценностей и национальных традиций декоративно-прикладного искусства, овладение опытом, приобретение знание о народных промыслах, творческую реализацию, прикладных элементов национальной культуры, освоения художественно – творческой деятельности обеспечивает комплексное развития личности ребенка. Приобщение детей в организованном процессе таких видов декоративно – прикладного искусства как макраме, вышивание, вязание, икебана, бисероплетение.
- Новизна программы состоит в том, что предпринята попытка сохранить и возродить забытые виды декоративно – прикладного искусства в ДОУ. Педагогическая целесообразность содержания раскрывает культурно – познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические ценности декоративно – прикладного искусства способствует развитию одаренности, стимулирует творческий опыт ребенка, потребности к самовыражению. В процессе изготовления детьми поделок, изделий из различных материалов происходит развитие мелкой моторики кистей, что играет решающую роль в процессе подготовки к обучению в школе.
Программа для кружковой работы декоративно – прикладной направленности «Очумелые ручки» разработана с учетом требований, предъявляемых к содержанию программ дополнительного образования (Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844).
Срок реализации программы 1 год. Категория детей – подготовительная группа, Режим занятий два раза в неделю (Понедельник, четверг - 16:00 – 16:25) вторая половина дня, продолжительность – 30 минут. Программа предназначена для кружковой работы, рассчитана на 72 часа в год. Наполняемость группы составляет 8-10 детей. Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей.
- Цель программы: развитие у старших дошкольников художественно – познавательных способностей, ручной умелости в процессе освоения ценностей декоративно прикладного искусства.
- Задачи
Образовательные: приобретению знаний, необходимых для организованных и самостоятельных занятий декоративно прикладного искусства, освоение знаний, умений, освоение правил техники безопасности;
Воспитательные: интерес к национальной культуре, к народным ценностям, положительные черты характера, культура поведения, коллективизм, честность, отзывчивость, настойчивость в достижении цели; воспитанность.
Развивающие: умственную работоспособность, двигательные навыки, моторику рук, художественное творчество, навыки.
- Ожидаемые результаты:
Умения:
- выбирать материал,
- определять и реализовать замысел изделия,
- работать с нитками, иголкой, проволокой, леской, ножницами,
- правильно держать крючок,
- работать с опорной схемой,
- соблюдать правила техники безопасности.
Навыки:
- владение способами техникой составления икебаны,
- владение способами техникой вязания,
- владение способами техникой плетения бисером,
- владение способами техникой вышивания,
- владение способами техникой макраме,
- владение основами цвета.
Формы занятий.
- Теоретическая
- Практическая
- Игровая
Тематическое планирование кружка «Очумелые ручки»
Сентябрь | Тема | Цель | Оборудование и материалы | Содержание | Литература | Кол. зант. |
I неделя | «Я учусь искусству икебаны» | Знакомство с историей, ее выразительными средствами, правилами составления и способами ее установки. | Иллюстрации; демонстрация готовой работы | Рассматривание иллюстраций, чтение исторических данных. | Браиловская Л.В. «Дизайн интерьера в восточном стиле» | 2 |
II неделя | «Нарисуй букеты в вазе» | Освоение детьми художественно – познавательных ценностных, технических компетенций в процессе знакомства с искусством икебаны. | Иллюстрации; демонстрация готовой работы; схемы составления икебаны, альбомный лист, карандаши, краски | Соблюдение традиционных заповедей и правил составления цветочных композиций. | Браиловская Л.В. «Дизайн интерьера в восточном стиле»; Широкова Т. «Флористика» Дошкольное воспитание № 7 | 2 |
III неделя | «Очарование» | Составление осенних букетов, формирование собственного опыта. | Иллюстрации; демонстрация готовой работы; вазы разной формы; схемы составления икебаны. | Составление цветочных композиций при соблюдении традиционных заповедей и правил | Браиловская Л.В. «Дизайн интерьера в восточном стиле»; Широкова Т. «Флористика» Дошкольное воспитание № 7 | 2 |
IV неделя | Конкурс среди детей и родителей «Праздник цветов» | Закрепление партнерских отношений друг с другом, развитие сотрудничества, сопереживание | Иллюстрации; демонстрация готовой работы; вазы разной формы; схемы составления икебаны. | Домашнее задание на конкурс, используя полученные знания. | Браиловская Л.В. «Дизайн интерьера в восточном стиле»; Широкова Т. «Флористика» Дошкольное воспитание № 7 | 2 |
V неделя | «Цветов таинственная сила» | Составление подарочной икебаны, используя символическое значение композиции | Иллюстрации; демонстрация готовой работы; вазы разной формы; схемы составления икебаны. | Правильное использование сюжетной композиции в соответствии с задуманной композиции. Игра «Угадай цвет» | Браиловская Л.В. «Дизайн интерьера в восточном стиле»; Широкова Т. «Флористика» Дошкольное воспитание № 7 | 1 |
Октябрь | Тема | Цель | Оборудование и материалы | Содержание | Литература | |
I неделя | «Я учусь искусству икебаны» | Усвоение детьми художественно – познавательных компетенций в процессе составления композиций из засушенных растений | Фото с изображением икебаны из сухих растений, схемы, сухие растения, клей | Использовать вдохновение для составления композиций неожиданных форм, материалов | Браиловская Л.В. «Дизайн интерьера в восточном стиле» | 2 |
II неделя | «Составь декоративную композицию» | Освоение детьми художественно – познавательных ценностных, технических компетенций в процессе составления икебаны. | Материалы, иллюстрации; демонстрация готовой работы; схемы составления икебаны. | Соблюдение традиционных заповедей и правил составления цветочных композиций. | Браиловская Л.В. «Дизайн интерьера в восточном стиле»; Широкова Т. «Флористика» Дошкольное воспитание № 7 | 2 |
III неделя | «Осень» | Создание условий для познавательного, личностного развития детей с учетом их одаренности | Сухие растения, клей, иллюстрации; демонстрация готовой работы; схемы составления икебаны. | Составление цветочных композиций при соблюдении традиционных заповедей и правил | Браиловская Л.В. «Дизайн интерьера в восточном стиле»; Широкова Т. «Флористика» Дошкольное воспитание № 7 | 2 |
IV неделя | Конкурс среди детей и родителей «Осень цветов» | Работа с родителями взаимоотношения с детьми, в творческом процессе | Демонстрация готовой работы; вазы разной формы; схемы составления икебаны. | Домашнее задание на конкурс, используя полученные знания. Конкурс «Урожай» | Браиловская Л.В. «Дизайн интерьера в восточном стиле»; Широкова Т. «Флористика» Дошкольное воспитание № 7 | 2 |
Ноябрь | Тема | Цель | Оборудование и материалы | Содержание | Литература | |
I неделя | «Я учусь вышивать» | Знакомство с историей, ее выразительными средствами, правилами составления и способами ее установки. | Иглы, наперсток, пяльцы, ножницы, сантиметр, калька, нулиметровая бумага, копировальная бумага | Рассматривание иллюстраций, чтение исторических данных о мастерстве народов. | Астраханцева С.В. «Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества», Казакова Т.Г. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», Конушева Н.М. «Технология. Умелые руки» | 2 |
II неделя | «Ягодка» | Научить заправлять нитку в иголку, пользоваться иглой, вышивать швом «вперед иголкой» | Иллюстрации изображений изделий, выполненных техникой вышивки; демонстрация готовых работ, вышитых разными швами; иголки, нитки, ножницы | Соблюдение техники безопасности. | Чижик Т.Б. «Учить детей вязать и вышивать» | 2 |
III неделя | «Листик» | Закрепить умения заправлять нитку в иголку, пользоваться иглой, вышивать швом «вперед иголкой», освоение шва «змейка» | Коллекция нитей для вышивания, ткани разной толщины, иглы, пяльцы, ножницы | Соблюдение техники безопасности | Чижик Т.Б. «Учить детей вязать и вышивать», Конушева Н.М. «Технология. Умелые руки» | 2 |
IV неделя | «Грибок» | Вышивать швом «вперед иголкой», освоение шва «змейка» | Иллюстрации изображений изделий, выполненных техникой вышивки; коллекция нитей для вышивания, ткани разной толщины, иглы, пяльцы, ножницы | Соблюдение техники безопасности | Казакова Т.Г. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», Конушева Н.М. «Технология. Умелые руки» | 2 |
V неделя | «Колокольчики» | Вышивать швом «вперед иголкой», освоение шва «змейка» | Коллекция нитей для вышивания, ткани разной толщины, иглы, пяльцы, ножницы | Соблюдение техники безопасности, ребус «Эрудиты» | Чижик Т.Б. «Учить детей вязать и вышивать» | 1 |
Декабрь | Тема | Цель | Оборудование и материалы | Содержание | Литература | |
I неделя | «Снежинка» | Воспитание уважительного отношения к культуре народных мастеров | Схематичный рисунок вышивки, синие, белые нитки мулине, Иглы, пяльцы, ножницы | Изготовление данного рисунка техникой вышивания «вперед иголкой» | Казакова Т.Г. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», Конушева Н.М. «Технология. Умелые руки» | 2 |
II неделя | «Шапка деда Мороза» | Вышивание схематичного рисунка петельным швом | Схематичный рисунок вышивки, красные, белые нитки мулине, иглы, пяльцы, ножницы | Соблюдение техники безопасности, использование техники вышивания в работе «Улитка» | Чижик Т.Б. «Учить детей вязать и вышивать», Конушева Н.М. «Технология. Умелые руки» | 2 |
III неделя | «Елочка» | Создание условий для познавательного, личностного развития детей с учетом их одаренности | Схематичный рисунок вышивки, , зеленые нитки мулине, иглы, пяльцы, ножницы | Соблюдение техники безопасности, использование техники вышивания в работе «Елочка» | Казакова Т.Г. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», Конушева Н.М. «Технология. Умелые руки» | 2 |
IV неделя | Конкурс среди детей и родителей «Подарок» | Работа с родителями взаимоотношения с детьми, в творческом процессе | Схематичный рисунок вышивки, синие, желтые, зеленые нитки мулине, иглы, пяльцы, ножницы | Домашнее задание на конкурс, используя полученные знания. | Астраханцева С.В. «Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества», | 2 |
V неделя | «Подарок» | Работа с родителями взаимоотношения с детьми, в творческом процессе | Схематичный рисунок, вышивки, синие, желтые, зеленые мулине, иглы, пяльцы, ножницы | Домашнее задание на конкурс, используя полученные знания. Чаепитие | Астраханцева С.В. «Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества», | 1 |
Январь | Тема | Цель | Оборудование и материалы | Содержание | Литература | |
I неделя | «Я учусь вязать крючком» | Знакомство с историей, ее выразительными средствами, правилами. Учить вязать крючком | Иллюстрации; демонстрация готовых работ крючок, нитки, журналы, книги по вязанию | Рассматривание иллюстраций, чтение исторических данных. | Пашевич Т. «Путешествие в страну вязания», (дошкольное воспитание №10) Чижик Т.Б. «Учить детей вязать и вышивать» | 2 |
II неделя | «Украшаем одежду цепочкой» | Технический компонент освоения техники вязания цепочки из воздушных петель | Шкатулка для рукоделия, крючок, нитки, журналы, книги по вязанию | Освоение техники вязания простых изделий, аккуратность выполнения | Пашевич Т. «Путешествие в страну вязания», (дошкольное воспитание №10) | 2 |
III неделя | «Елочная шишка» | Овладеть навыками вязания по кругу. | Крючок, нитки разной толщины, журналы, книги по вязанию | Закрепление знаний и умений вязать крючком | Чижик Т.Б. «Учить детей вязать и вышивать», Пашевич Т. «Путешествие в страну вязания», (дошкольное воспитание №10) | 2 |
IV неделя | Конкурс среди детей и родителей «Встреча с народным мастером» | Знакомство с мастером, его работами, познавательные истории | Выставка работ мастера | Игры на развитие знаний по технике вязаний, по полученным знаниям | Пашевич Т. «Путешествие в страну вязания», (дошкольное воспитание №10) | 2 |
Февраль | Тема | Цель | Оборудование и материалы | Содержание | Литература | |
I неделя | «Прихватка клубничка» | Усвоение детьми навыков вязания, правильность подбора пряжи | Иллюстрации; демонстрация готовых работ крючок, нитки, журналы, книги по вязанию | Творческая самореализация, ориентирование деятельности в процессе познания | Пашевич Т. «Путешествие в страну вязания», (дошкольное воспитание №10) Чижик Т.Б. «Учить детей вязать и вышивать» | 2 |
II неделя | «Звездочка» | Изучение терминов, используемых при вязании, владение навыками качественного выполнения изделия | Шкатулка для рукоделия, крючок, нитки, журналы, книги по вязанию | Наглядная демонстрация способов вязания | Пашевич Т. «Путешествие в страну вязания», (дошкольное воспитание №10) | 2 |
III неделя | «Флажок» | Умение оценивать готовое изделие | Крючок, нитки разной толщины, журналы, книги по вязанию | Творческая самореализация, ориентирование деятельности в процессе познания | Чижик Т.Б. «Учить детей вязать и вышивать», Пашевич Т. «Путешествие в страну вязания», (дошкольное воспитание №10) | 2 |
IV неделя | Групповая работа «Ночное небо» | Оформление выполненных работ в единое поно | Шкатулка для рукоделия, крючок, нитки, журналы, книги по вязанию | Умение оценивать готовое изделие. Викторина «» | Пашевич Т. «Путешествие в страну вязания», (дошкольное воспитание №10) | 2 |
Март | Тема | Цель | Оборудование и материалы | Содержание | Литература | |
I неделя | «Я учусь плести из бисера» | Изучение различных технологий бисероплетения изготавливать простые изделия | Бисер, бусины, леска, проволока, схема плетения | Использовать техники плетения в замок, рыбкой, змейкой Конкурс «Мамин портрет» | Пашевич Т. «Путешествие в страну вязания», (дошкольное воспитание №10) | 2 |
II неделя | «Ягодка» | Учить выполнять, приемы нанизывания, овладеть основными способами плетения | Бисер, бусины, леска, проволока, схема плетения | Использовать техники плетения в замок, рыбкой, змейкой | Пашевич Т. «Путешествие в страну вязания», (дошкольное воспитание №10) | 2 |
III неделя | «Листик» | Закрепить умения, пользоваться техникой плетения рыбкой, змейкой | Шкатулка с бисером, проволока, схема | Соблюдение техники безопасности, проявление творческой деятельности на основе различных способов низания | Костарева Л. «Учу детей творить»(Дошкольное воспитание №2) Чернова Е.В., Чернова А.Г. «Цветы и бисер» | 2 |
IV неделя | «Весенняя веточка» | Усвоение понятий используемы в плетении бисером | Бисер, бусины, леска, проволока, схема плетения | Соблюдение техники безопасности, осуществление самоанализа и самооценки качества результатов деятельности готовых изделий | Щеглова О.А. «Самоучитель по плетению и вышивки бисером» | 2 |
V неделя | «Браслет» | Умение использования опорной схемы при плетения браслета | Бисер, бусины, леска, проволока, схема плетения | Проявление творческой деятельности на основе различных способов низания | Костарева Л. «Учу детей творить»(Дошкольное воспитание №2) Чернова Е.В., Чернова А.Г. «Цветы и бисер» | 1 |
Апрель | Тема | Цель | Оборудование и материалы | Содержание | Литература | |
I неделя | «Бусы для мамы» | Умение использования опорной схемы при плетения браслета | Бисер, бусины, леска, проволока, схема плетения | Проявление творческой деятельности на основе различных способов низания | Костарева Л. «Учу детей творить»(Дошкольное воспитание №2) | 2 |
II неделя | «Ромашка» | Использование инструментов и материалов при работе с бисером | Бисер, бусины, леска, проволока, схема плетения | Соблюдение техники безопасности, использование техники рыбкой | Кузьмина Е.В. «Волшебство стеклянных шариков. Картины и поно из бисера» Костарева Л. «Учу детей творить»(Дошкольное воспитание №2) | 2 |
III неделя | «Простые фенечки» | Плетение фенечек по опорным схемам | Шкатулка с бисером, проволока, схема | Соблюдение техники безопасности, использование техники змейкой | Костарева Л. «Учу детей творить»(Дошкольное воспитание №2) Чернова Е.В., Чернова А.Г. «Цветы и бисер» | 2 |
IV неделя | Конкурс среди детей и родителей «Весна» | Работа с родителями взаимоотношения с детьми, в творческом процессе | Бисер, бусины, леска, проволока, схема плетения | Домашнее задание на конкурс, используя полученные знания. | Щеглова О.А. «Самоучитель по плетению и вышивки бисером» | 2 |
V неделя | Выставка работ «Весенняя поляна» | Выполнение творческих работ родителей совместно с детьми | Бисер, бусины, леска, проволока, схема плетения | Показ работ, выполненных с родителями, | Кузьмина Е.В. «Волшебство стеклянных шариков. Картины и панно из бисера» Костарева Л. «Учу детей творить»(Дошкольное воспитание №2) | 1 |
Май | Тема | Цель | Оборудование и материалы | Содержание | Литература | |
I неделя | «Я учусь искусству макраме» | Знакомство детей с изделиями макраме, материалами для плетения | Нитки, ножницы, подушка, портновские иголки | Изучение истории возникновения макраме, познание ценности ручного труда | Кузьмина М. «Азбука плетения» | 2 |
II неделя | «Чудесная волшебная ниточка» | Овладеть техникой макраме, подготовка нитей | Нитки, ножницы, подушка, портновские иголки | Освоение навыков плетения макраме | Жукова О. «Дошкольный возраст: развитее ручной умелости» | 2 |
III неделя | «Узелок+узелок» | Плетение одинарного правового и левого плоского узла | Льняные нити, ножницы, подушка, портновские иголки | Соблюдение техники безопасности, проявление творческой деятельности при плетении макраме | Жукова О. «Дошкольный возраст: развитее ручной умелости» | 2 |
IV неделя | «Веселое плетение» | Освоение навыков закрепление нитей на основу | Разноцветные веревочки, ножницы, подушка, портновские иголки, схема | Соблюдение техники безопасности, осуществление самоанализа и самооценки качества результатов деятельности готовых изделий | Кузьмина М. «Азбука плетения», Жукова О. «Дошкольный возраст: развитее ручной умелости» | 2 |
- Способы определения результативности:
- интеллектуальная деятельность
- игровая деятельность
- практическая деятельность
- Материалы для проведения диагностики:
- разработка конкурсов, ребусов
- инструкции и методики для выполнения работы
- разработка бесед на различные темы
- разработка игр, вспомогательных материалов
- разработка схем, демонстративные карточки
- Материально – техническое оснащение необходимое для реализации программы:
- вазы разной формы - 10 штук.
- мулине (набор цветов) - 10 штук.
- иглы - 10 штук.
- пяльцы - 10 штук.
- ножницы - 10 штук.
- подушка - 10 штук.
- портновские иголки (набор) - 10 штук.
- шкатулка для рукоделия - 10 штук.
- крючок - 10 штук.
- нитки (набор цветов) - 10 штук.
- Методические рекомендации.
Разработанная программа предусматривает изучение учебного материала по степени координационной сложности. Обучение начинается с объяснения и демонстрация наиболее простых заданий, постепенно усложняя. Демонстрация и объяснения не должны быть длительными, так что бы не снизить интерес к занятиям.
- Список литературы
- Астраханцева С.В. «Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества» - Ростов на Дону: Феникс, 2006
- Браиловская Л.В. «Дизайн интерьера в восточном стиле»: Япония, Китай, Индия, Египет. – Ростов на Дону, 2004
- Жукова О. «Дошкольный возраст: развитее ручной умелости»// Дошкольное воспитание. 2008. №8.
- Казакова Т.Г. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества». – М. : Владос, 2006
- Конышева Н.М. «Технология. Умелые руки», (1 класс) – М.: Ассоциация, 2006
- Костарева Л. «Учу детей творить» //Дошкольное воспитание, 2006, №2
- Кузьмина Е.В. «Волшебство стеклянных шариков. Картины и панно из бисера» - Ростов на Дону: Феникс, 2006
- Кузьмина М. «Азбука плетения» - М.: Домашний дом, 1992
- Пашевич Т. «Путешествие в страну вязания» //Дошкольное воспитание, 2007 №10
- Чижик Т.Б. «Учить детей вязать и вышивать», Ростов на Дону: Феникс, 2004
- Чернова Е.В., Чернова А.Г. «Цветы и бисер» - Ростов на Дону: Феникс, 2006
- Широкова Т. «Флористика»// Дошкольное воспитание № 7
- Щеглова О.А. «Самоучитель по плетению и вышивки бисером» - Ростов на Дону: Феникс, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа мастерской "Очумелые ручки"
Программа мастерской "ОЧУмелые ручки" Подготовила воспитатель д/с № 34 г. Красногоррск Московской области Малышева Серафима Николаевна Пояснительная записка. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖОК «Очумелые ручки
развитие творческих способностей, фантазии, воображения через кружковую работу "Изонить." Порограмма расчитана на 2 года, детей старшего дошкольного возраста....
Рабочая программа кружка "Очумелые ручки"
Рабочая программа кружка расчитана для детей в возрасте от 4 до 7 лет на 3 учебных года. Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений ...
Дополнительная программа детского объединения "Очумелые ручки"
данный материал содержит программу кружка "Очумелые ручки" с учебно-тематическим планироваием....
Программа дополнительного образования "Очумелые ручки"
Программа дополнительного дошкольного образования является документом, по которому осуществляется кружковая деятельность в старшей группе. Программа разработана для группы общеразвив...
Рабочая программа дополнительного образования «Очумелые ручки» по художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет
Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных проблем. Ведь речь идет о важнейшем условии индивидуального своеобразия личности ребенка уже на первых этапах ее ст...
Рабочая программа кружковой деятельности "Очумелые ручки"
Программа расчитана на детей дошкольного возраста (4-5 лет). Все задания в разработанной программе носят творческий характер. Развивает творческие способности, учат работать детей с разнообразными худ...