Рабочая программа дополнительного образования «Очумелые ручки» по художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных проблем. Ведь речь идет о важнейшем условии индивидуального своеобразия личности ребенка уже на первых этапах ее становления. Ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы деткой деятельности. Интерес к ним у детей зависит от отого, насколько условие и организация труда позволяют удовлетворить потребности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ochumelye_ruchki.docx | 49.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Детский сад комбинированного вида № 42 «Лукоморье»
143922,МО, г. Балашиха, мкр. Заря, ул. Пионерская, д.1 тел. 8-498-665-39-42
bal-ds42.edumsko.ru e-mail: lykomorie_ds@mail.ru
Рабочая программа
дополнительного образования
«Очумелые ручки»
по художественно-эстетическому развитию
для детей 4-5 лет
срок реализации – 1год
Составитель:
старший воспитатель Рубцова С.П.
Г.о. Балашиха
2019 г.
Пояснительная записка
Данная дополнительная программа составлена на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой и наглядно-методических пособий по художественному и ручному труду: И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду». Учебно-методическое пособие. Э.К.Гульянц, И.Я.Базик «Что можно сделать из природного материала» «Волшебные полоски» И.М.Петровой, Т.М.Геронимус «Я всё умею делать сам». Программа «Умелые ручки» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у детей мелкой моторики пальцев рук, изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Направленность дополнительной образовательной программы
«Очумелые ручки » является рабочей программой художественно –эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – 1 год по 2 занятия в неделю. Время реализации с 01.10.2020г. по 31.05.2021г.
Новизной и отличительной особенностью :программы «Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей ,познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Актуальность:Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем ,ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Ручной труд, так же игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работая с тканью. В процессе работы с этим материалом дети познают свойства, возможности их преобразования и использование его в различных композициях .В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком ,соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути , будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того ,что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий»,
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой ,находить общее и различия ,создавать поделки из ткани. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение .когда они удаются и великое огорчение ,если образ не получился .В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата .Необходимо заметить тот факт ,что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их ,не позволяют другим испортить поделку.
Педагогическая целесообразность рабочая программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Рабочая программа направлена на то, чтобы через труд и творчество приобщить детей к художественному труду.
Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, аппликация, упражнения зрительной и двигательной памяти, ассоциативные тренинги.
Цель программы:развитие воображения и ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Основные задачи:
- формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством различных техник;
- учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
- учить работать с пластилином в различных нетрадиционных техниках.
- учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
- обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
- развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
- развитие речевых навыков;
- развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
- воспитание навыков аккуратной работы;
- воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Методы работы:
- индивидуально-дифференцированный;
- групповой;
- практический;
- наглядный;
- интеграция образовательных областей.
Формы работы с детьми:
- игра сюжетная и театрализованная;
- рассматривание готовых образцов;
- беседа;
- аппликация, рисование под руководством воспитателя;
- самостоятельная деятельность.
Программа рассчитана для детей 4-5 лет.
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Занятия кружка проводятся 2 раз в неделю длительностью 20 минут во второй половине дня. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Сроки реализации программы
Программа кружка «Очумелые ручки» рассчитана на 1 год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста .
Ожидаемые результаты работы
Решение задач данной программы поможет детям развить творческое воображение, познакомиться с различными видами нетрадиционного рисования, овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Итогом в реализации программы является:выставки детских работ в детском саду;
Учебно-тематический план работы кружка «Очумелые ручки» в средней группе
№ | Тема занятия | Виды работ | Цель занятия | Кол – во часов | |
Октябрь | |||||
1. | «Яблочко» | Поделки из природных материалов | Учить заполнять всю плоскость тонким слоем пластилина, равномерно заполнять середину крупой - пшеном | 1 | |
2. | «Грибподосиновик» | Поделки из природных материалов | Продолжить умение отщипывать небольшие кусочки пластилина и размазывать их в определённом направлении, шапочку гриба украсить крупой - гречкой. Развивать цветовосприятие. | 1 | |
3- 4. | «Клубника» | Поделки из природных материалов | Учить детей раскрашивать пастелью листья клубники, не заходя за контур, красить гуашью скорлупу грецкого ореха, дополняя детали из пластилина, учить аккуратно оформлять поделку. | 2 | |
5. | « Зайчик» | Поделки из природных материалов | Учить детей делать поделку из еловых шишек, дополняя пластилином, передавая характерные особенности животного. | 1 | |
6. | «Грибымухоморы» | Поделки из природных материалов | Учить детей из скорлупы грецких орехов делать шляпку гриба – мухомора, раскрашивая его гуашью, использовать пластилин, сухие листья, шляпки желудей. | 1 | |
7. | «Мышка и сыр» | Поделка из природных материалов | Учить детей делать поделку из скорлупы грецкого ореха, дополняя пластилином мелкие детали (ушки, глазки, раскатывать из пластилина тонкую колбаску, делая хвостик) | 1 | |
8. | «Петушок» | Поделка из природных материалов | Учить детей делать поделку из сосновой шишки, использовать пластилин, семена растений, передавая характерные признаки петушка. | 1 |
Ноябрь | ||||||
1. | «Лесовичок» | Поделка из природных материалов | Учить детей делать поделку из шишек, дополняя мелкие детали пластилином, используя бросовый материал (колпачки) | 1 | ||
2-3 | «Цветок в вазе» | Поделки из природного материала | Учить детей изготавливать поделку из природных материалов (семена-крылатки, семена тыквы, подсолнечника, кофе, фасоли), скрепляя пластилином. | 2 | ||
4. | «Цыпленок » | Обрывная аппликация | Учить детей выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. | 1 | ||
5- 6. | « Снегири» (Коллективная работа) | Поделки из пластилина | Учить отщипывать небольшие кусочки пластилина, скатывать маленькие шарики и наклеивать на картонную основу, передавая характерные особенности птицы. | 2 | ||
7. | «Открытка ко дню Матери» | Объёмная аппликация | Познакомить детей со способом складывания бумаги методом оригами, развивать мелкую моторику рук. | 1 | ||
8. | «Совушка- сова, большая голова» | Поделки изприродного материала | Поделка из еловой шишки, кусочков ваты, дополненная деталями из бумаги (глаза, нос, крылья) | 1 |
Декабрь | ||||||
1. | «Елочка» | Объёмная аппликация | Продолжить учить отрывать от салфеток тонкие полоски, скатывать полоски тремя пальчиками, плотно сжимая получившиеся шарики, наклеивать их на изображение. | 1 | ||
2. | «Черепашка» | Аппликация из ракушек | Учить наклеивать ракушки на деталь, развивать творческие способности детей, моторику пальцев рук. | 1 | ||
3- 4. | «Снегурочка» (Коллективная работа) | Аппликация из ладошек | Выполнять аппликацию путем наклеивания «ладошек» в несколько рядов друг на друга, передавая характерные особенности персонажа, дополняя мелкими деталями: глаза, брови, пуговицы. | 2 | ||
5. | «Фонарик» | Конструирование из бумаги | Продолжать учить приёму работы с ножницами, выполнять аппликацию на картоне в форме цилиндра. Развивать воображение, творческую фантазию. | 1 | ||
6- 7. | «Новогодняя гирлянда» | Конструирование из полосок бумаги | Учить детей изготавливать гирлянды из цветных бумажных полосок, соединяя между собой петли, снежинки и шары, подбирая цветовую гамму для данной композиции. | 2 | ||
8. | «Петушок» | Конструирование из полосок бумаги | Учить выполнять аппликацию на картоне в форме цилиндра, наклеивая полоски из бумаги, прививать навыки аккуратности | 1 |
Январь | ||||
1 | «Котенок» | Объёмная аппликация | познакомить детей с новым методом аппликации – вклеивания силуэта мелко нарезанными нитками, передавать эффект «пушистой шерсти»; развивать точность движений рук. | 1 |
2-3 | Коллективная работа «Снег да снег кругом» | Объёмная аппликация | Учить составлять сюжетную композицию с помощью предметов из цветной бумаги и ваты; развивать эстетический вкус; воспитывать желание помогать друг другу | 2 |
4. | «В лесу родилась ёлочка» | Конструирование из бумаги . | Учить детей вырезать симметричные фигуры, соединяя их по сгибу; красочно оформлять готовую поделку; развивать у детей интерес к изготовлению объёмных игрушек из цветной бумаги | 1 |
5- 6. | «Попугай» | Конструирование из бумаги | Учить детей изготавливать поделки из полосок разной длины и ширины, делать петли, красочно оформлять готовую игрушку; воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. | 2 |
Февраль | ||||
1- 2. | Сказка: «Колобок» (коллективная работа) | Конструирование из бумаги | Учить детей изготавливать игрушки для настольного театра цилиндрической формы; развивать эстетический вкус; воспитывать желание доводить начатое дело до конца. | 2 |
3. | «Машина» | Поделка из бросового материала | Учить детей изготавливать игрушки из бросового материала, обклеивая отдельные детали цветной бумагой и собирать в единый макет. | 1 |
4. | «Теремок» | Пластилинография | Закрепить знания детей техники изображения рисунка с помощью пластилина и различных круп. | 1 |
5- 6. | «Кораблик» | Объёмная аппликация | Активизировать и разнообразить технику работы с бумагой: учить разрывать бумагу и сминать ее, наклеивать изображение соответственно замыслу. | 2 |
7. | «Зимняя сказка» | Объёмная аппликация | Учить создавать образ зимней природы, передавая ее красоту, творчески применяя разные техники рисования, аппликации. Развивать эстетическое восприятие. | 1 | ||
8. | «Самолёт» | Поделка из бросового материала | Учить детей мастерить подарки для пап из различных коробков, обклеивая объёмные предметы цветной бумагой; воспитывать желание делать близким приятное. | 1 |
Март | ||||||||||||
1- 2. | «Открытка мамы» | для | Объёмная аппликация | Развивать способность чувствовать специфику материала, умение создавать объемную композицию из цветов. Развивать чувство прекрасного, желание сделать подарок своими руками. | 2 | |||||||
3. | «Весна –красна» | Объёмная аппликация | Учить детей изготавливать обрывную аппликацию, создавая сюжетную картинку; воспитывать аккуратность, умение трудиться в коллективе. | 1 | ||||||||
4- 5. | “Облако с дождиком”. | Объёмная аппликация | Закреплять умение выполнять объёмную аппликацию. Создавать облако с помощью подручного материала – комочков из салфеток. Дополнять аппликацию рисунком, выполненным восковыми мелками. | 2 | ||||||||
6. | «Собачка» | Оригами | Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать | 1 | ||||||||
треугольник пополам, опускать острые углы вниз. | ||||||||||||
7. | «Ласточка» | Конструирование из бумаги | Учить детей изготавливать поделки из полосок разной длины и ширины, красочно оформлять готовую игрушку; воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. | 1 | ||||||||
8. | «Сумочка» | Бумагопластика | Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой | 1 |
Апрель | |||||||||
1- 2. | Коллективная работа «Космос» | Обрывная аппликация | Учить детей выполнять коллективную аппликацию способом обрывания бумаги, продолжить учить детей работать в коллективе. | 2 | |||||
3. | «Сирень» | Объёмная аппликация | Учить детей вырезать ножницами мелкие детали из бумаги сложенной вчетверо; воспитывать интерес к кропотливому труду и чувство прекрасного. | 1 | |||||
4. | «Бабочка» | Объёмная аппликация | Учить делать петельки из полосок разноцветной бумаги, составлять из них изображение бабочки. | 1 | |||||
5- 6. | «Корзина с подснежниками» | Поделка из бумажных полосок | Учить детей изготавливать художественную композицию из полосок цветной бумаги, склеивая отдельные детали в несколько слоёв; распределяя предметы в определённом порядке. | 2 | |||||
7. | «Поросенок» | Поделка из бумажных полосок | Продолжить учить детей склеивать полоски, соединяя их в кольцо, наклеивать друг на друга, моделируя фигурку животного. | 1 | |||||
8. | «Гусеница» | Печатание на пластилиновой основе | Учить создавать композиции способом печатания. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа | 1 |
Литература
1. Л.В.Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»
2. Э.К.Гульянц, И.Я.Базик «Что можно сделать из природного материала»
3. И.М.Петрова «Волшебные полоски»
4. Т.М.Геронимус «Я всё умею делать сам»
5. Г.И.Долженко «100 поделок из бумаги»
6. В.Федорова «Поделки своими руками»
7. С.Гирндт «Разноцветные поделки из природных материалов»
8. Е.Румянцева «Аппликация. Простые поделки»
9. «Большая книга поделок». Издательство «Олма-Пресс» 2000г.
10. Сайт поделок « Maam. Ru»
11. Сайт поделок «Страна мастеров»
12.http:/stranamasterov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по разделу: «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» средней группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 1 раз в две недели (всего 18 час
При составлении рабочей программы по разделу «Лепка» учитывалось обязательное условие: выполнение в полном объёме целей и задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» адап...
Рабочая программа дополнительного образования «Умные ручки» по художественно-эстетическому развитию для детей 3-4 года Срок реализации - 1 год
Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем бо...
Рабочая программа По освоению детьми образовательной области " Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность )Основной общеобразовательной программ-образовательной программы дошкольного образования для детей 3-7 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо освоению детьми образовательной области- «Художественно – эстетическое развитие»...
Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев
Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной. Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю. Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: &laq...
Программа дополнительного образования "Очумелые ручки"
Программа дополнительного дошкольного образования является документом, по которому осуществляется кружковая деятельность в старшей группе. Программа разработана для группы общеразвив...
Рабочая программа дополнительного образования "Умелые ручки"для детей 5-7 лет
.Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров. При творческом подходе в...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Говорящие пальчики» по художественно – эстетическому направлению.
Пояснительная запискаУченые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В мозгу ребенка центры, отвечающие за речь, и те, что управляют...