Программа дополнительного образования "Очумелые ручки"
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Чаплыгина Светлана Анатольевна

Программа дополнительного дошкольного образования  является документом, по которому  осуществляется кружковая деятельность в старшей группе. Программа разработана для  группы общеразвивающей направленности в возрасте от 5 до 6 лет.

Программа дополнительного дошкольного образования реализуется в занятиях по дополнительному образованию, где ребенок осваивает, закрепляет и апробирует полученные умения.

Срок реализации Программы – один год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ochumelye_ruchki.doc61.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №20 «РОСИНКА»

 Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

(МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №20 «РОСИНКА»)

Программа дополнительного образования

с детьми старшего дошкольного возраста

по  нетрадиционной технике  рисования

и создания творческих работ

 из природного и бросового материала

«Очумелые ручки»

Автор – составитель

воспитатель:

Чаплыгина С.А.

г. Назарово

2017 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                    

стр. 3

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

стр. 3

  1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи Программы

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики,

в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного

возраста

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

стр. 3

стр. 4

стр. 4

стр. 5

стр. 6

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

стр. 7

2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

стр. 7

стр. 9

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

стр. 9

  1. Описание материально-технического обеспечения  Программы  
  2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
  3. Распорядок и режим дня

 3.4.Организация образовательной деятельности

стр. 9

стр. 10

стр. 10

стр. 10

4.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        

стр. 11

4.1.Краткая презентации Программы         

стр. 11

        

ВВЕДЕНИЕ

        

Программа дополнительного дошкольного образования  является документом, по которому  осуществляется кружковая деятельность в старшей группе. Программа разработана для  группы общеразвивающей направленности в возрасте от 5 до 6 лет.

Программа дополнительного дошкольного образования реализуется в занятиях по дополнительному образованию, где ребенок осваивает, закрепляет и апробирует полученные умения.

        Срок реализации Программы – один год.

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.                                                                                             

Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Занятия с использованием творческих заданий, игр и игровых ситуаций являются эффективным средством развития ребенка. Только тогда, когда ребенку интересно на занятии, у него появляются прочные знания, умения и навыки. На такого вида занятиях каждому удается почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.   Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать.

Для дошкольного учреждения многие неклассические  или так называемые нетрадиционные техники (монотипия, кляксография, пальцеграфия и т.п.) давно традиционное явление.                                                                           

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.                                                                                    

Именно поэтому, нетрадиционные методики и неклассические техники рисования очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей.  Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной Программы.

Новизна программы заключается в том, что основной задачей в работе кружка является обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Но практика работы с детьми и полученное мною образование по специальностям – воспитатель детей дошкольного возраста; руководитель изобразительной деятельности, подтолкнули меня к мысли, что для гармоничного развития личности необходимо иметь и правильную речь. Поэтому основной задачей в работе кружка - развитие изобразительных навыков и коммуникативных способностей детей  через обучение неклассическим техникам рисования. И еще одна важная особенность - учет интересов детей в предлагаемых им видах работы.

  1. 1.1.1. Цели и задачи Программы.
  2.         

Целью Программы является:

Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальностей детей, художественных способностей, путем экспериментирования с различными материалами нетрадиционных техник.

Задачи реализации Программы:

Образовательные:

- познакомить с новыми техниками нетрадиционного рисования;

-формировать плавность, ритмичность и точность движений;

- закреплять навыки рисования.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изобразительной творческой деятельности;

- воспитывать уважительное отношение к результатам детского творчества.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику;

- развивать воображение.

  1.         1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.

          РП строится на следующих общеобразовательных принципах:

-принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

-принцип культуросообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;

-сочетание принципов научной обоснованности и практической применяемости;

-принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые в развитии дошкольников качества;

-принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

- комплексно — тематический принцип построения образовательного процесса;

-принцип решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;

- принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- принцип учета соблюдения преемственности между всеми возрастными группами   и между детским садом и начальной школой;

- принцип систематичности и последовательности: постановка задач воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

- принцип цикличности: построение содержания программы с постепенным   усложнением и расширением от возраста к возрасту.

Подходы к формированию образовательной программы:

-личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности;                              

-деятельностный подход, который наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития;                                              

-диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога;                                                                                                                              

-культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, выбор технологий образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой.

        1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Основные участники реализации Программы: дети старшего дошкольного возраста.

Программа рассчитана на один год. Проводится 31 занятия в год, 4 раза в месяц в определенный день недели (1занятие в неделю). Продолжительность занятия 25 минут. Количество детей в группе – 16 человек.  

Список детей

Старшая группа

«Ромашка»

Старшая группа

«Радуга»

Старшая группа

«Непоседы»

Шимохин Егор

Сухоруких Артем

Гаркуша Сережа

Лифарева Соня

             Малявко Аня

Богданова Даша

Алексеева Маша

Виземиллер Карина

Скоробогатов Кирилл

             Наумова Маша

Коледова Алиса

             Кормилицына Ксюша

Слепцова Лера

Барановская Рита

Калын Ваня

Возрастные особенности развития детей 5 - 6 лет (старшая группа)

В старшем возрасте у дошкольников продолжает развиваться образное мышление; развиваются и совершенствуются навыки обобщения и рассуждения, что является основой словесно — логического мышления, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

         Внимание в этом возрасте становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения 25- 30 минут.

         Восприятие у старших дошкольников характеризуется анализом сложных форм объектов, развиваются причинное мышление, воображение, образ Я.

         Старший возраст у дошкольников — это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к мультфильмам и книгам. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников; воспринимают величину объектов.

         Рисунки приобретают сюжетный характер, образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые в изобразительной деятельности, становятся сложнее, изображения приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.

Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

Любознательный- интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; интересуется причинно-следственными связями; проявляет стремление к получению знаний.

Коммуникабельный - соблюдает правила элементарной вежливости; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; проявляет интерес к сверстникам; способендоговариваться.

Творческий - проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация); обладает развитым воображением.

Самостоятельный- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности-игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании идр.

Инициативный- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Эмоционально-отзывчивый - проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

1.2..Планируемые результаты освоения Программы.

Дети:

- знают техники нетрадиционного рисования;

- умеют плавно, ритмично и точно наносить движения;

- проявляют интерес к изобразительной деятельности;

- проявляют уважительное отношение к результатам детского творчества;

- проявляют самостоятельность и инициативу при выполнение работ по замыслу;

- развита мелкая моторика.

Методическое обеспечение

Автор (авторский коллектив)

Наименование издания

Выходные данные/год издания

Никитина А.В.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий.

СПб.: КАРО, 2014.

Лыкова И.А.

Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа.

М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

Рузанова В.Ю.

Развитие мелкой моторики у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физминуток.

СП.б.: КАРО, 2009.

Савельева Е.А.

 Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников.

СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Нищева Н.В.

Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.

СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Для решения задач используются разнообразные формы организации работы с детьми.

Формы работы с детьми по образовательной области

направления развития

и образования детей (далее-образовательные области):

Формы работы с детьми от 5 до 6 лет

Художественное

– эстетическое

развитие

  • Рассматривание эстетически привлекательных предметов
  • Игра
  • Организация выставок
  • Изготовление украшений
  • Интегративная деятельность
  • Творческое задание

Виды детской деятельности

Дети дошкольного возраста

(3 года - 8 лет)

Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками

Познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)

Восприятие художественной литературы и фольклора

Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)

Изобразительная деятельность (рисования, лепка, аппликация)

Двигательная деятельность (овладение основными движениями)

В ходе реализации Программы  используются разнообразные методы и приемы работы с детьми. Выбор и сочетание методов и приемов зависит от содержания образовательных задач, видов деятельности и возрастных особенностей детей.

Методы и приемы реализации Программы

Наглядный

Словесный

Практический

Игровой

-показ движений;

-рассматривание;

-показ.

 -беседа

 -показ действий

-дидактическая игра

При реализации Программы используются вариативные методы работы с детьми дошкольного возраста:

Название метода

Определение метода

Рекомендация по их применению

Словесные

Рассказ, объяснение, беседа, пояснения, вопросы, словесная инструкция, чтение и рассказывание художественных произведений

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию детям.

Наглядные

Наглядно-зрительные приемы: показ; наблюдения; рассматривание картин.

Метод иллюстраций предполагает показ  картин, зарисовок на доске и пр.

Практичес-кие

Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки

Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей с тем или иным содержанием и носят обобщающий характер.

При реализации Программы используются различные средства работы с детьми дошкольного возраста:

  • демонстрационные (применяемые взрослым)
  • визуальные (для зрительного восприятия)
  • естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);
  • реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, невозможные) и др.;
  • материалы для сенсорного развития детей .

2.2. Особенности взаимодействия  с семьями воспитанников

Основные формы взаимодействия с семьей

Информирование родителей: консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, интернет-сайт.

Образование родителей: проведение мастер-классов.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов.

3.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Описание материально-технического обеспечения

Занятия по дополнительному образованию проходят в изостудии.

Детская мебель и оборудование соответствуют росту и возрасту детей, изготовлены из материалов, безвредных  для  здоровья  воспитанников. Стулья и столы одной группы мебели промаркированы.

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Для осуществления дополнительной образовательной деятельности  имеются учебно-методические пособия, справочная и энциклопедическая литература, учебно-наглядные пособия (демонстрационный  материал).

Инструменты и материалы, необходимые в работе: бумага для рисования; гуашевые, акварельные,  краски; восковые мелки, свечи; цветной картон разного размера, кисти беличьи разного размера, кисти клеевые; салфетки бумажные и тканевые, ватные палочки; соль, клей ПВА; штампы фабричного производства и самодельные, зубные щётки, трубочки коктейльные, целлофановые пакеты; поролоновые губки, разнообразный бросовый материал.

3.3.  Распорядок и/или режим дня

ДОУ функционирует в режиме полного дня (12-часового пребывания детей) по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями (суббота и воскресенье) с 7.00 до 19.00 часов. Занятия по дополнительному образованию проводятся один раз в неделю во второй половине дня.

3.4.Организация дополнительной образовательной деятельности.

Модель занятия по дополнительному образованию

1.Вступительная беседа, сообщение темы.

2.Показ образца, сенсорное обследование.

3.Показ приема создания образа.

4.Самостоятельная работа.

5.Выставка детских работ.

Календарно-тематический план кружковой работы

Месяц

Тема занятия

Кол-во часов

Теор. часть

Практ. часть

октябрь

1. «Осенняя сказка»

2. «Фруктовая мозаика»

3. «Бублики-баранки»

4. «Ягодка за ягодкой»

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

ноябрь

1. «Улетают птицы в дальние края»

2. «Ателье»

3. «Моя любимая игрушка»

4. «Чайная посуда»

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

декабрь

1. «Снегири на ветке»

2. «Мой маленький друг»

3. «Мы ходили в зоопарк»

4. «Зимние узоры»

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

январь

1. «Зимняя сказка»

2. «Зимняя фантазия»

3. «Транспорт будущего»

5 мин.

5 мин.

5 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

февраль

1. «Красивая скатерть для стола»

2. «Кем быть?»

3. «Дом, в котором я живу»

4. «Открытка для папы»

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

март

1. «Подарок маме»

2. «Портрет»

3. «Идет весна красна»

4. «Разноцветные рыбки»

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

апрель

1. «Космические дали»

2. «Полезные продукты»

3. «Превращение ладошки»

4. «Невиданный зверь»

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

май

1. «Бабочки»

2. «Праздничный салют»

3. «Герб моего города»

4. «Лето, здравствуй!»

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 4.1. Краткая презентации Программы

Программа дополнительного дошкольного образования  предназначена для реализации в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №20 «Росинка» с детьми старшего дошкольного возраста.

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Срок освоения программы один год.

В ходе реализации Программы наши воспитанники станут: любознательными, интересующимися окружающими предметами и активно действующими с ними, интересующимися причинно-следственными связями; коммуникабельными, стремящимися к общению со взрослыми, проявляющими интерес к сверстникам, способными договариваться; творческими, проявляющими интерес к продуктивной деятельности, обладающими развитым воображением; самостоятельными, проявляющими инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; инициативными, пытающимися самостоятельно экспериментировать; эмоционально-отзывчивыми, проявляющими эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается;  проявляют интерес к  изобразительной творческой деятельности и уважительное отношение к результатам детского творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования в ДОУ . Бисероплетение. «Умелые ручки».

Образовательнаядвухгодичная программа программа по бисероплетению с детьми старшего дошкольного возрастасоставлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

В нашем детском саду МАОУ СОШ 5 "Детский сад № 12" дети младшей группы занимаются в кружке по тестопластике "Умелые ручки". Цель этой программы - развитие творческих  способностей ребенка по...

Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество»)

Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество») Старший дошкольный возраст С.Благодатное, Петровский район Ставропольского краяПояснительная ...

Программа дополнительного образования "Умелые ручки"

Методологической основой предполагаемой программы является концепция общего художественно образования, разработанная под редакцией  народного художника России Б.М.Неменского  - Н.А.Горяева «...

Программа дополнительного образования для детей 5-6 лет «Волшебные ручки»

       Цель  программы — создание условий для развития творческих способностей детей через дальнейшее формирование знаний, техни­ческих умений и навыков в...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Чудо ручки, чудо штучки» (рабочая программа)

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные реш...