Семинар для педагогов ДОУ "Охрана прав и достоинств маленького ребенка"
материал по теме

Оксана Николаевна Леошкина

семинар для педагогов ДОУ по профилактике жестокого обращения с ребенком в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okhrana_prav_i_dostoinstv_malenkogo_rebenka.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономном дошкольное образовательное учреждения

Центр развития ребенка детский сад №7

Семинар - практикум

для педагогов

«Охрана прав и достоинств маленького ребенка»

                                                                               

                                                                                  Педагог-психолог:

                                                                           Леошкина О.Н.

г.Курганинск

2014-2015уч.г.

Цель: повысить педагогическую и психологическую компетентность педагогов в работе с родителями по профилактике жестокого обращения с ребенком.

Задачи: 1. Ознакомить педагогов с юридическими документами гарантирующими право ребенка на  

                    защиту от жестокого обращения.

               2. Ознакомить педагогов с понятием и видами жестокого обращения с ребенком в семье.

               3. Определить действия педагога в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.

Предварительная подготовка:

  1. Оформление наглядно – информационных стендов «Права ребенка», «Уголок правовой грамотности»;
  2. Создание презентации на тему «Охрана прав и достоинства маленького ребенка»
  3. Выставка детских рисунков на тему «Наши права»;
  4. Оформление альбомов в группах на тему «Я и моя семья»;
  5. Памятки для педагогов по данной теме;
  6. Материалы: сундучок, сердечко, свидетельство о рождении, паспорт, домик, конверт, букварь, таблетки, игрушечный утенок и утка.

План семинара – практикума:

                                                                         Теоретическая часть

  1. Мини-лекция: «Международные документы и документы Российской Федерации о защите прав и достоинства ребенка.»

           Цель: обобщить знания педагогов о нормативно – правовых актах, определяющих права

            ребенка.

  1. Мини-лекция: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Цель: ознакомить педагогов с понятием и видами жестокого обращения с ребенком в семье.

  1. Мини-лекция: «Право на защиту и помощь.»

Цель: определить действия педагога в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.

                                                                      Практическая часть.

  1. Игра «Волшебный сундучок»

Цель: закрепление полученных знаний педагогов.

                                                                         «Дети – будущее каждого народа, каждого государства.                                                                  

                                                                          И от того, как мы о них позаботимся, зависит                                                                      

                                                                                                            завтрашний день всего общества»

                                                                                                     

1.Мини-лекция: «Международные документы и документы Российской Федерации о защите прав и достоинства ребенка.»

Цель: обобщить знания педагогов о нормативно – правовых актах, определяющих права ребенка. Систематизировать знания  педагогов  по  осуществлению  прав  ребенка в ДОУ и  семье.

     Право – это  совокупность  устанавливаемых  и  охраняемых  государственной  властью  норм  и  правил,  регулирующих  отношения  людей  в  обществе.

     Благодаря  праву  человек  получает  возможность  не  только  что-либо  делать,  действовать,  поступать  каким – либо  образом,  но  и  требовать  соблюдения  своих  прав.  

     Основным правовым документом, защищающим ребенка от жестокого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка. Анализ текста Конвенции позволил ученым подсчитать, что общее число прав ребенка, охватываемых этим международным документом, составляет тридцать восемь, а затем выделить права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в процессе получения им образования.

                                                        К ним относятся:

        ст. 19 - дает определение понятия "жестокое обращение" и определяет меры защиты;

        ст.  6 - обеспечение в максимально возможной степени здорового

                         развития ребенка;

        ст. 16 - защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от  

                          посягательств на его честь и репутацию;

        ст. 24 - обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;

        ст. 27 - признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического,

                          умственного, духовного, нравственного 'и социального развития;

        ст. 34 - защиту ребенка от сексуального совращения;

        ст. 37 - защиту ребенка от других форм жестокого обращения;

        ст. 39 -меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.

                                 Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

        ст. 106-136 - за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении  

                                  несовершеннолетних;

        ст. 150-157 - за преступления против семьи и несовершеннолетних.

                                                      Закон РФ «Об образовании»:

           ст. 5 - утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на  

                      "уважение их человеческого достоинства";

        ст. 56 - предусматривает административное наказание педагогических работников за

                        допущенное физическое или психическое "насилие над личностью обучающегося или

                        воспитанника"

                                                                  Семейный кодекс РФ:

        ст. 54 - право ребенка на уважение его человеческого достоинства;

        ст. 56 - право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры

                          по защите ребенка;

        ст. 69 - меру "лишение родителей родительских прав", как меру защиты детей от жестокого

                         обращения с ними в семье;

            ст. 77 - немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью.

2.Мини-лекция: « Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Цель: ознакомить педагогов с понятием и видами жестокого обращения с ребенком в семье.

   «Проблемные родители» - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение в детстве делает людей социально дезадаптированными, не умеющими создать семью, быть хорошим родителем. Опасное социальное последствие насилия – дальнейшее воспроизводство жестокости.

Жестокое обращение с детьми могут допускать не только родители (но и другие члены семьи), опекуны, попечители, воспитатели и т.д.

                                     Основная причина жестокого обращения с детьми :

 - внутренняя агрессивность ;

– эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров;

- недоступность чего-то желанного.

                                                    «Дети группы риска»

 - дети   от   нежеланной   беременности, похожие  на  нелюбимых родственников жены или мужа;  

- дети раннего возраста;  

- дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

- дети  из  семей  с  деспотичным,  авторитарным, стилем воспитания;

- дети  из  семей,  где  внутрисемейное  насилие  является стилем жизни;

- дети,  родителей употребляющих алкоголь, наркотики, страдающих депрессией.

   

                            Четыре основные формы жестокого обращения с детьми

  1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

Признаки физического насилия:
- удары по лицу, затрещины, удушения;
- избивание ремнем, веревкой;
- нанесение увечий разными предметами.
Последствия физического насилия:
- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
-болезненное отношение к замечаниям,  критике;
- заискивающее поведение, чрезмерна  уступчивость;
- жестокость по отношению к животным;
- внешне копирует поведение взрослых;
- пассивная реакция на боль;
- негативизм, агрессивность, лживость, воровство;

  1. Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Признаки сексуального насилия:

- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

- замкнутость, изоляция, уход в себя;

- депрессивность, грустное настроение;

- отвращение, стыд, вина, недоверие, боязнь раздеваться;

- головная боль, боли в области желудка и сердца.

Последствия сексуального насилия:

-трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

-задержка психического развития, низкая самооценка;

-жестокость  по отношению к игрушкам, животным, младшим детям.

  1. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и формирующее патологические черты характера.  

К психической форме насилия относятся:                                                                                          

  - открытое неприятие и постоянная критика;                                                                                      

    - угрозы в адрес ребенка в словесной форме;                                                                                  

   - замечания в оскорбительной форме;                                                                            

 - преднамеренная физическая или социальная изоляция;                                                                  

 - ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;                                                                                       - однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму.

  1. Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию.

Признаки пренебрежения:
- одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру
- нечистоплотность, несвежий запах;
- отставание в весе и росте от сверстников;
- педикулез, чесотка;  
- частые  "несчастные случаи", гнойные и хронические - - инфекционные заболевания;    
- отсутствие надлежащих прививок;
Последствия пренебрежения:
- задержка речевого и психического развития;
- нарушение навыков  общения с окружающими;
- жестокость к животным;
- избыточная потребность во внимании;
- агрессивность;
- замкнутость;
- апатичность.

     

  1. Мини-лекция: «Право на защиту и помощь»

Цель: определить действия педагога в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.        

Согласно  требованиям  Конвенции  и  нормативно – правовым  документам  РФ,  ребенок  имеет  право  на  защиту  от  всех  форм  не  только  физического,  но  и  психологического  насилия,  оскорбления  или  злоупотребления.  Кроме  того,  недопустимым  считается  отсутствие  заботы  или  небрежное,  грубое  обращение.

          Если  проанализировать  деятельность  воспитателей,  становится  ясно,  что  в  настоящее  время  еще  многие  дети  нуждаются  в  защите.  При  этом  воспитатели  зачастую  не  преднамеренно  нарушают  права  детей,  а  действуют  в  силу  непонимания  проблемы.

         Одна  из  причин  нарушения  прав  детей  в  ДОУ  состоит  в  том,  что  с  каждым  годом  приходит  все  больше  проблемных  детей  с  поведенческими  нарушениями,  эмоционально – личностными  расстройствами  (депрессия,  застенчивость,  страхи,  гиперактивность  и  т.п.) – по  статистике  те  или  иные  проблемы  имеет  каждый  третий  ребенок.  

         Установлено,  что  58%  педагогов  не  только  не  в  состоянии  установить  причину  и  оказать  помощь  таким  детям,  но  зачастую  не  видят  сам  факт  нарушений  психо – эмоциональной  сферы  ребенка.  

         Кроме  того,  значительное  число  детей  в  группах  являются  «пренебрегаемыми»  и  «отверженными»,  и  социальный  статус  таких  детей  на  протяжении  дошкольного  детства  практически  не  меняется.  

Т.о., ребенка  в  д/с  можно  считать  наверняка  защищенным  лишь  от  физического  насилия.

          В  настоящее  время  острой  проблемой,  стоящей  перед  системой  дошкольного  воспитания,  является  использование  правовых  и  педагогических  возможностей  детского  сада  для  защиты  прав  ребенка  в  семье.

        Работа  д/с  по  разъяснению  прав  и  обязанностей  родителей  должна  включать  в  себя  три  взаимосвязанных  направления:

  1. Проведение  работы  по  ознакомлению  воспитателей  ДОУ  с  системой  нормативного  обеспечения  прав  детей  на  международном,  федеральном  и  региональном  уровне.
  2. Организация  практической  работы  педагога  детского  сада  с  родителями  по  укреплению  здоровья,  профилактике,  диагностике  и  коррекции  жестокого  обращения  с  детьми,  защите  их  прав  и  достоинства.
  3. Работа  воспитателей  по  обмену  опытом,  проведение  совместных  встреч,  заседаний  методических  объединений,  конференций;  создание  общественного  банка  данных  о  жестоком  обращении  с  детьми;  проведение  разъяснительной  работы  в  средствах  массовой  информации.

        Работа по формированию правового сознания у родителей должна проводиться во всех группах со всеми родителями в различных формах: анкетирование, оформление наглядно – информационных стендов, консультации психолога, дискуссионные клубы, привлечение родителей к проведению различных мероприятий (праздников, соревнований, конкурсов, выставок)

         К  сожалению,  обиженные,  страдающие  и  очень  несчастные  маленькие  дети  постоянно  будут  сменять в  д/с друг друга.  Поэтому задача педагогического коллектива д/с состоит в том, чтобы из года  в  год  совершенствовать  свои  подходы,  искать  более  эффективные  формы  взаимодействия  с  родителями  и  влияния  на  них.

         Педагог – главное  действующее  лицо  при  проведении  работы.  От  его  квалификации  и  культуры  зависит  соблюдение  прав  детей  в  дошкольном  образовательном,  а  также  защита  детей  от  жестокого  обращения  в  семье.  

                                                                   Практическая часть

4.Игра «Волшебный сундучок»

Цель: закрепление полученных знаний.

Ведущий: сейчас из волшебного сундучка я буду по очереди доставать предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.          За каждый быстрый и правильный ответ – фишка!

Свидетельство о рождении

- Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на имя)

Сердечко

- Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь)

Домик

- Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (право на имущество)

Конверт

- О чём напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

Букварь

- О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учёбу)

Картинка медведицы с медвежонком

- О чём напоминает эта картинка? (о праве ребёнка быть вместе с мамой)

Таблетки

- О каком праве напоминают эти таблетки? (О праве на получение медицинской помощи)

Паспорт

- Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на гражданство).

Ведущий: Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать.

А закончить этот семинар мы хотим очень хорошим стихотворением А.Вознесенского:

В жизни можно по–разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.

                    ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЯМ: «ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ»

Физическое насилие

Внешний вид ребенка и характер травм:

• Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие);

• Задержка физического развития (отставание в весе и росте);

• Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь)

Психическое состояние и поведение ребенка…

В возрасте 1, 5 – 3 года:

• Боязнь взрослых;

• Редкие проявления радости, плаксивость;

• Реакция испуга на плач других детей;

• Крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности;

В возрасте 3 – 6 лет:

• Примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

• Пассивная реакция на боль;

• Болезненное отношение к замечаниям, критике;

• Заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

• Негативизм, агрессивность, лживость, воровство, склонность к поджогам;

• Жестокое обращение к животным.

Поведение родителей или попечителей:

• Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;

• Несвоевременное обращение за медицинской помощью;

• Инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

• Обвинение в травмах самого ребенка;

• Неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;

• Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

• Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящиеся к здоровью ребенка;

• Рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.)

Психическое насилие

Психическое состояние и физическое развитие ребенка:

• Задержка физического и умственного развития;

• Нервный тик;

•Энурез;

• Печальный вид;

• Различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология) .

Поведение ребенка:

• Беспокойство или тревожность;

• Нарушение сна;

• Длительно сохраняющееся подавленное состояние;

• Агрессивность;

• Склонность к уединению;

• Чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

• Угрозы или попытки самоубийства;

• Неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

• Плохая успеваемость;

• Нарушение аппетита.

Поведение взрослых:

• Нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

• Оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

• Постоянное чрезмерное критичное отношение к нему;

• Негативная характеристика ребенка;

• Отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;

• Перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

• Открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Пренебрежение нуждами ребенка

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка:

• Утомленный, сонный вид, опухшие веки;

• Санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

• Низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

• Задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

• Задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

• Мастурбация;

• Частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;

• Многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи;

• Повторные случайные травмы или отравления;

• Постоянный голод и (или) жажда;

• Кража пищи;

• Стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;

• Требование ласки и внимания;

• Подавленное настроение, апатия;

• Агрессивность и импульсивность;

• Деликатное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

• Неумение общаться с людьми, дружить;

• Неразборчивое дружелюбие;

• Регрессивное поведение;

• Трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

• Низкая самооценка.

Советы  воспитателям

  1. Одобрение  даст  ребенку  ориентиры,  как  себя  вести.  При  хорошей  дозе  одобрения  можно  обойтись  минимум  запретов.  Но  при  этом  все,  что  хорошо,  получается,  отмечать,  а  что  пока  не  удается,  не замечать.
  2. Если  не  испытываете  радости  от  общения  с  ребенком,  но  при  этом  пытаетесь  его  чему-то  научить,  знайте – это  дело  бесполезное.
  3. Замечательно,  что  заурядный,  но  смелый,  решительный  человек  может  соперничать  с  любым  талантом,  если  талант  робок.
  4. Пик  раскрытия  способностей  очень  индивидуален.  Он  может  быть  и  в  5,  и  в  15,  и  в  20,  и  в  40,  и  даже  в  60.  жизнь,  то  есть  среда,  условия,  может  способствовать  или  не  способствовать  их  появлению  и  проявлению.
  5. Самая  большая  хитрость  в  воспитании – отойти  на  второй  план,  но  так  организовать  условия  (среду),  обстоятельства,  чтобы  ребенок  сам  проявлял  инициативу.  Не  учить  напрямую,  не  воспитывать  «в  лоб».  Все  как  в  искусстве:  мысль  будить  через  чувство.
  6. Древние  китайцы  считали:  «Если  ты  недоволен  собой – совершенствуй  себя,  а  если  ты  недоволен  другими – совершенствуй  себя,  а  не  других».
  7. Для  развития  ребенка  и  становления  его  характера  гораздо  важнее  научить  его  заботиться  о  других.  Посоветуйте  родителям:  «хитренько»  перенесите  некоторые  заботы  о  себе  и  членах  семьи  на  ребенка.  Вспомните  «мужичка – с – ноготок»,  на  седьмом  году  серьезно  заявлявшего:  «Семья-то  большая,  да  два  человека  всего  мужиков-то:  отец  мой  да  я».  Отец  этого  мальчика  явно  был  замечательным  педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита прав и достоинства маленького ребенка

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и добро...

Консультация для родителей на тему: "Защита прав и достоинств маленького ребенка"

В данной консультации раскрывается значимость семьи в формировании правового сознания ребенка. Даются  родительские установки для создания психологически комфортной среды внутри семьи, а так же с...

Программа работы педагогического коллектива «Защита прав и достоинств маленького ребенка: усилия семьи и детского сада"

Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным ...

«Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада»

Правовое образование в ДОУСеминар – практикум для педагогов...

Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в п...

Семинар - практикум для педагогов "Охрана прав и достоинств маленького ребенка"

1 часть семинара (теоретическая): Международные документы и документы РФ о защите прав ребенка; о жестоком обращении с детьми; право на защиту и помощь.2 часть (практическая): викторины; игры; разгады...

Родительское собрание "Защита прав и достоинства маленького ребенка"

На данном собрании рассматриваются основные документы по защите прав и достоинства ребенка, предлагаются педагогические ситуации, памятка "Наказывая. подумай зачем?"...