Программа работы педагогического коллектива «Защита прав и достоинств маленького ребенка: усилия семьи и детского сада"
рабочая программа на тему
Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» - констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:
1924 год – в рамках лиги Наций принята Женевская декларация прав ребенка.
1948 год – Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.
1959 год – Декларация прав ребенка.
1989 год – Конвенция о правах ребенка.
1990 год – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает:
- защиту от всех форм жестокого обращения,
- права на охрану здоровья,
- защиту его права на образование,
- права на игру,
- права на сохранение своей индивидуальности.
Основные направления и содержание работы
педагога – психолога по реализации прав ребенка
ДИАГНОСТИКА | ПСИХО – ПРОФИЛАКТИКА | КОРРЕКЦИЯ |
Детей - особенности личностного развития (самооценка, притязания, тревожность, агрессия, страхи и т.д.) | С детьми - формирование социально-значимых потребностей и коммуникативных навыков, - знакомство дошкольников с их правами | У детей - негативных личностных свойств и качеств, - негативных эмоциональных проявлений |
Родителей - родительские установки, - способы воспитательного воздействия, - степень агрессивности, - характер внутрисемейных отношений. | С родителями - знакомство с особенностями психического развития ребенка на разных возрастных этапах, - знакомство с лучшим опытом семейного воспитания. | У родителей - установок по отношению к ребенку в семье, - родительской позиции в ее основных характеристиках (адекватность, динамичность, прогностичность). |
Педагогов - тип направленности личности педагога, - коммуникативные позиции, - стиль взаимодействия с детьми. | С педагогами - оказывание психологической помощи в создании имиджа педагога – профессионала, - информирование об основных закономерностях психического развития ребенка и его индивидуальных проявлениях на разных стадиях развития. | У педагогов - стиля взаимодействия с детьми, - коммуникативных навыков. |
ПРОГРАММА РАБОТЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
МДОУ – 77
«Защита прав и достоинств маленького ребенка:
усилия семьи и детского сада»
«Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада», призвана оказывать помощь педагогам в осмыслении, принятии и реализации статей Конвенции о правах ребенка в системе работы МДОУ.
Цель:
- Ознакомление работников МДОУ с основными положениями Конвенции о правах ребенка, нормативно-законодательными актами Российской Федерации и содействие в их реализации;
- Выполнение прав ребенка в МДОУ;
- Объединение усилий детского сада и семьи по выполнению прав ребенка;
- Проведение профилактической, диагностической и коррекционной работы по защите прав ребенка.
Задача:
Разработка и апробация программно – методического, организационно – методического материала по работе с педагогическим коллективом МДОУ.
План реализации Конвенции о правах ребенка
в работе с педагогами МДОУ
ЭТАПЫ | ЗАДАЧИ | ОТВЕТСТВ. |
1. Подготови- тельный 2007-2008г. | 1. Организация творческой группы. 2. Подбор материалов по Конвенции о правах ребенка и нормативно-правовых документов Российской Федерации. 3. Первичный мониторинг личностного отношения к правам ребенка в педагогическом коллективе. 4. Диагностическое обследование родителей с целью выявления отношения к правам и достоинству маленького ребенка. 5. Разработка теоретического семинара по теме: «Защита прав и достоинства маленького ребенка». | Зам.зав.ВМР Воспитатели Психолог |
2. Практиче-ский 2009-2010г. | 1. Проведение семинара – практикума с педагогами МДОУ. 2. Проведение стартовой диагностики. 3. Мониторинг результативности теоретического семинара в практической деятельности педагогов. 4. Обобщение опыта работы воспитателей по реализации Конвенции о правах ребенка. 5. Организация индивидуальных консультаций педагогов. | Психолог Зам.зав.ВМР |
3. Внедренче-ский 2010г. | 1. Организация работы с родителями по защите прав и достоинства ребенка. 2. Информирование педагогической общественности и родителей о результатах работы. | Педагоги |
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
(2года)
ТЕМА: Защита прав и достоинства маленького ребенка.
Координация усилий семьи и детского сада.
Занятие № 1.
Тема: Защита прав и достоинств ребенка.
1. Законодательно – правовая база по охране детства.
2. Взгляд отечественных и зарубежных педагогов на вопросы защиты прав и достоинств ребенка.
3. Ваше мнение: «Как реализовать Конвенцию о правах ребенка».
Занятие № 2.
Тема: Анализ статей Конвенции о правах ребенка.
1. Личностное понимание Конвенции.
2. Пути претворения в жизнь основных положений Конвенции о правах ребенка в «Программе воспитания и обучения в детском саду».
3. Оценка педагогом своей работы по реализации статей Конвенции.
Занятие № 3.
Тема: Методики выявления особенностей семейного воспитания и отношения в семье.
Методология обследования семей (совокупность приемов исследования):
- анкетирование;
- методика измерения родительских установок и реакций;
- методика «Семейный тест отношений»;
- методика измерения самооценки по Дембо-Рубинштейн.
Занятие № 4.
Тема: Дифференцированный подход в формах и методах работы.
1. Современные эффективные методики поведения отказа от девиантных поведенческих штампов.
2. Формы работы с учетом особенностей разных типов семей.
Занятие № 5.
Тема: Проективная методика взаимодействия с семьей по реализации прав и достоинств ребенка.
1. Поиск активных форм взаимодействия с семьей по защите прав и достоинств ребенка.
2. Защита перспективного плана работы с семьей.
Занятие № 6.
Тема: Развитие у ребенка основ правового сознания.
1. Формы работы с детьми.
2. Приемы реализации системы работы в разных видах деятельности:
- в системе организованных занятий;
- в совместной деятельности;
- индивидуальная работа с ребенком.
Педагогическое мастерство.
Цель: Разработка и апробация нетрадиционных эффективных форм координации усилий детского сада и семьи по защите прав и достоинства ребенка.
- Анкетирование родителей.
- Анкетирование педагогов «Исходный уровень знаний и осмысления Конвенции о правах ребенка».
- Разработка и апробация практического материала по теме в системе выполнения комплексной программы.
План работы
СРОКИ | ТЕМА | УЧАСТНИКИ |
ОКТЯБРЬ | «Конвенция о правах ребенка». Ознакомление работников МДОУ с основными положениями Конвенции. | Педагогический коллектив, Психолог |
НОЯБРЬ | Нормативно-законодательные акты Российской Федерации. | Педагогический коллектив, Юрист |
ДЕКАБРЬ | Выполнение прав ребенка в МДОУ. Анализ деятельности педагогического коллектива. | Педагогический коллектив, Психолог |
ЯНВАРЬ | Родители и педагоги. Объединение усилий семьи и МДОУ по выполнению прав ребенка. | Педагогический коллектив, Родители всех групп |
ФЕВРАЛЬ | Дети – наше будущее. Проблема здоровья детей в МДОУ. | Педагогический коллектив, Мед.сестра, Педиатр |
МАРТ | Защитим детей от… социальные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического, психологического насилия, грубого обращения, отсутствия заботы. | Педагогический коллектив, Социальный педагог |
АПРЕЛЬ | Таланты и личность. Развитие5 личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка. | Педагоги, Психолог |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕЙ ПО
ВОСПИТАТЕЛЬНО - МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
С ПЕДАГОГАМИ МДОУ
ФОРМЫ | ТЕМА (ЦЕЛЬ) | СРОКИ | ОТВЕТСТВ. |
Производств. совещание | Формирование единого представления о защите прав детей в МДОУ. | Сентябрь | Заведующая, Зам.зав.ВМР |
Семинар | Занятие 1. «Конвенция ООН о правах ребенка. Ее основные положения». Занятие 2. «Правовой статус ребенка». Занятие 3. «Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребенка». | Октябрь-Февраль | Зам.зав.ВМР |
Педсовет | Подведение итогов работы по теме: «Создание системы работы по защите прав и достоинства ребенка». | Март | Заведующая, Зам.зав.ВМР |
Консультации для педагогов | Как помочь ребенку утвердить свое «Я». Семья и права ребенка. Наказания и отношения к ним. | Октябрь Январь Апрель | Зам.зав.ВМР |
Конкурсы | «Шире круг» «Счастливый случай» | Декабрь Май | Зам.зав.ВМР |
Заседание Т.Г. | Цель: планирование работы по содержанию и формам работы с детьми среднего, старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию. | В течение года | Зам.зав.ВМР |
Изучение детей | Выявление детей с проблемами в социально-эмоциональном развитии. | Сентябрь | Психолог |
Изучение семей | Изучение семейной микросреды дошкольников: выявление и профилактика нарушения прав ребенка в семье. | Сентябрь Март (повт) | Психолог, Воспитатели |
Тематический контроль | Изучение принципов взаимоотношений между детьми и взрослыми. | Ноябрь | Заведующая, Зам.зав.ВМР |
Перспективный план работы с детьми в средней группе
М-Ц | ТЕМА | ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ |
с е н т я б р ь | СТ. 7. «Я и мое имя. Что оно означает?» | Рассказать о происхождении имени, отчества, подвести к выводу о том, что имя человеку необходимо и каждый человек имеет право на имя. | Оформление панно «Наша группа». Оформление альбомов «Кто я?». | Сказки: «Три поросенка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белки». Инсценировки: В.Антонова «Зайки серые сидят». Игры: «Назови по имени», «Угадай, кто позвал». |
о к т я б р ь | СТ. 7, 9. «Моя семья» | Ввести понятие «семья». Познакомить детей с правом на любовь и заботу родителей. | Подготовка рисунков к выставке «Моя семья». | Сказки: Ш.Перро «Золушка», С.Маршак «12 месяцев», «Морозко». Инсценировки: М.Ивенсен «разговор перед сном». Игры: «Кем ты приходишься своим родным», «Огорчится ли мама если…», «Почему я их люблю». |
н о я б р ь | СТ. 5,7,18,27. «Мои мама и папа любят меня» | Познакомить детей с правом на заботу и любовь родителей. | Праздник детей и родителей «Осенины». | Сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Л.Толстой «Три медведя». Инсценировки: «Перчатки» в переводе Маршака. Игры: «Семья», «Дочки – матери». |
д е к а б р ь | СТ. 16. «Дом, в котором я живу» | Дать понятие «дом», его функции, разные типы жилья. Познакомить детей с правом на неприкосновенность жилища | Оформление рисунков «Мой дом». Совместное праздничное мероприятие «Новый год». | Сказки: «Зимовье», М.Мревлишвили «Заячьи следы», Ю.Мориц «Дом гном-гном дома», «Волк и семеро козлят». Инсценировки: С Маршак Мышки», «Кирли-Кирли». Игры: «Заходите в гости». |
я н в а р ь | СТ. 24, 23, 25, 33, 39. «Будем здоровы» | Дать понятие «здоровье». Беседа о здоровье, почему человеку важно заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, почему важно заниматься физкультурой и закаливаться. | Подготовка к выставке рисунков «Как я закаливаюсь». Оформление папки «О пользе закаливания», «Как уберечь детей от заболеваний». | Сказки: «Воробушек-воробей», Гримм «Бременские музыканты», К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр». Стихи: С.Михалков «Бараны». Инсценировка: «Больница». |
ф е в р а л ь | СТ. 6. «Жизнь прекрасна» | Знакомство с понятием «жизнь». Сообщение о том, что во всех странах жизнь человека охраняется законом. | Игры: «Придумай свой счастливый конец» сказки «Гуси-лебеди», «У медведя во бору». | Сказки: «Колобок», «Семеро козлят», «Снегурочка», Д.Радович «Крокодиловы слезы». Инсценировка: В.Берестова «Воробушки». |
м а р т | СТ. 2, 19, 32, 35, 36, 37. «Не обижай меня» | Беседа с детьми о праве на защиту от всех форм насилия и жестокости. | Утренник «Женский день 8 Марта» | Сказки: «Лисичка-сестричка», В.Осеева «Волшебная иголочка», Ш.Перро «Мальчик-с-пальчик». Инсценировка: Д.Хармс «Кто кого перехитрил». |
а п р е л ь | СТ. 7, 6. «Какие мы разные». | Беседа с детьми о праве на индивидуальность, на свое мнение. | Дидактические игры «Что такое хорошо и что такое плохо», «Где подстерегают опасности». | Сказки: «Морозко», «Сивка-бурка», «Журавль и цапля», Ю.Владимиров «Чудаки», «Знаменитый утенок», А.Милн и Б.Захадер «Вини-Пух и все, все, все». |
м а й | СТ. 28, 29. «Кому нужно учиться». | Ввести понятие «образование». Беседа о необходимости и значимости образования. Знакомство детей с правом на обучение и образование, о преимуществе образованных людей над необразованными. | Подготовка рисунков к выставке «Каким я хочу стать». | Сказки: А.Толстой «Золотой ключик» и Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей». |
и ю н ь | СТ. 31. «Отдых, досуг, развлечения» | Познакомить детей с правом на отдых, досуг, развлечения. | Развлекательное мероприятие «Здравствуй, лето!» |
Перспективное планирование
(старшая группа)
М-Ц | СТАТЬИ | ТЕМА | ФОРМЫ РАБОТЫ | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Сентябрь | 5, 7, 9, 31. | «Вот и стали мы на год взрослей» | Праздник «Новоселье». | Подготовка к празднику: разучивание песен, стихов, игр, танцев. |
октябрь | 2 7, 8 2, 3. 7, 8 | «Что такое право?» «Земной шар на столе» «Мое имя» «Происхождение имен» «Знаки вокруг нас» «Имена вокруг нас» | Занятие Занятие Занятие «Встреча с интересными людьми» Занятие «Сладкий вечер» | Оформление группового панно «Наши права». Рассматривание глобуса. Работа с индивидуальным альбомом «Кто я?», рисование. Д\и «Обратись по имени». «Угадай кто позвал». Беседа о происхождении имен. Выполнение задания «Колобок», «Красная шапочка». Рисование эмблем. |
ноябрь | 7, 8 5, 7, 9, 10, 18 5, 18 5, 19 9, 19 | «Такие разные человечки из конусов» «Моя семья» «О происхождении фамилий» «Дети – сироты» | «Театральный вечер» Занятие «Сейчас узнаем» «Приходи, сказка» Занятие Утренняя традиция «Приходи, сказка» | Постановка спектакля Работа с индивидуальным альбомом «Кто я?». Рисование на тему «Моя семья». Изготовление личных визиток. Рассматривание альбомов «Кто я?». Чтение «Что случилось с крокодилом?» Чтение стихов «Нищенькая». Рассматривание иллюстраций. Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
декабрь | 7, 9, 31. 7. 16. | «Отдыхай всей семьей» «Как снеговички выбирали имена» «Мой дом» | Математический праздник Еженедельная театральная традиция «Театральный вечер» Занятие. Утренняя традиция «Приходи, сказка» | Игры, аттракционы, задачи, загадывание загадок. Сочинение сказки детьми, постановка спектакля 1. Работа с индивидуальным альбомом «Кто я?». Рисование на тему «Дом в котором я живу». 2. Конструирование из различных видов конструктора. Чтение «Три поросенка» |
январь | 3, 6, 24. | «Будем здоровы» «Самый, самый…» | 1. Занятие. 2. Праздник здоровья. 3. Ежедневные традиции. Утренняя традиция «Приходи, сказка». Вечерняя традиция «Сейчас узнаем» | Рисование схем, эмблем. Игры, эстафеты. Проведение: мини-гимнастик (самомассаж, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз); бодрящая гимнастика после сна. Чтение «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Чтение познавательной литературы «Энциклопедия спорта». |
февраль | 3, 6, 24. 31. 7. | «Мои помощники» «Зимние забавы» «Моя Родина – Россия». | Занятие Физкультурное занятие Ежемесячная традиция (физкультурный досуг) Занятие | Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Я – человек» 1. Мини – беседы. 2. Д\и «Узнай по запаху», «Угадай, кто позвал», «Определи по звуку», «Чудесный мешочек». Игры, катание на санках, лыжах. Работа с картой мира. |
Перспективное планирование
(подготовительная группа)
№ п\п | ТЕМА | ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ |
1. | «Что такое право?» Ст.2. | Познакомить детей с понятиями «право» и «обязанность». | Оформление панно «Наши права». Изготовление знаков, эмблем для обозначения прав. | З.К.Шнекендорф «Младшим школьникам о правах человека», Е.Шабельник. Е.Каширцева «Ваши права». |
2. | «Мое имя» Ст.7, 33. | Рассказать детям о праве на имя, о том, как на Руси давали имена, что они означали. | Изготовление карточек к игре «Наши права». Оформление панно «Моя группа», «Путешествие в страну имен». | С.А.Козлова «Мой мир». Игры: «Обратись по имени», «Угадай кто позвал», «Радио», «Знакомство», «Как тебя зовут». |
3. | «Моя семья» Ст. 7, 9. | Познакомить детей с правом иметь семью, с правом на любовь и заботу родителей. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о близких. | Спортивный праздник «Папа, мама, я – дружная семья» | С.В.Петерина «Воспитание культуры поведения у детей и взрослых». |
4. | «Жилище» Ст.16. | Знакомство детей с правом на жилище, с историей жилища. | Конструирование дома. Праздник «Новоселье». | Д.Солариа «Штрихи времени. Жилища». Игра «Узнай по описанию». |
5. | «Право на жизнь» Ст.6. | Объяснить детям их право на личную жизнь, свободу, неприкосновенность. Выбрать правило: никто не имеет право обижать и преследовать другого. | Подготовка иллюстраций к сказке Ш.Перро «Красная шапочка». | М.Пришвин «Жаркий час», Б.Житков «На воде». |
6. | «Мои личные вещи» Ст. 16. | Познакомить детей с правом на неприкосновенность собственности. | Подготовка к выставке любимых игрушек. | З.А.Гриценко «Пришли мне чтения доброго». |
7. | «Игры, развлечения» Ст. 31. | Рассказать детям о праве на отдых, развлечения. | Беседа «Расскажу о своих любимых праздниках» | Г.Юдина «Букваренок». |
8. | «Мы дружим с книгой» Ст. 13. | Познакомить детей с правом на получение информации. Развивать интерес к чтению, книге, библиотеке. | Рисунок обложки своей любимой книги. Занятие «Мы идем в библиотеку». Экскурсия в библиотеку. | З.А.Гриценко «Пришли мне чтения доброго». |
9. | «Что значит быть свободным» Ст. 19, 37. | Объяснить детям, что все люди рождаются свободными и равными. Все имеют одинаковое право на человеческое достоинство. | Игра «Сейчас узнаем». | Г.Х.Андерсен «Ромашка», «Царевна – лягушка». |
10. | «На пороге школы» Ст. 28. | Рассказать детям о праве человека на образование, о происхождении слова «школа». | Праздник «Выпускной бал». | Сборник «Я познаю мир». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в п...
конспект проведения родительского собрания "Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье "
"Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье "...
Конспект родительского собрания в старшей группе "Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье"
Конспект родительского собрания в старшей группе "Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье"...
Родительское собрание: "Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье ".
Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье. Поэтому проблема, поднятая на собрании актуальна. Очень часто в последне...
Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье.04.04.2019г.
защита прав и достоинства маленького ребенка в семье....
Консультация "Защита прав и достоинств маленького ребенка в семье"
Консультация "Защита прав и достоинств маленького ребенка"...
Родительское собрание « Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье».
.Повестка собранияОзнакомление с темой собрания.Доклад « Основные направления работы по реализации прав ребенка в семье».- право на защиту его от всех форм жестокого обращения;-право на жи...