Родительское собрание «Охрана прав и достоинств маленького ребенка»
материал

Бочкарева Мария Викторовна

       Основной целью родительского собрания «Охрана прав и достоинств маленького ребенка» является повышение педагогической и психологической компетентности родителей по профилактике жестокого обращения с ребенком.

       Основные задачи - ознакомить родителей с юридическими документами, гарантирующими право ребенка на защиту от жестокого обращения; ознакомить родителей с понятием и видами жестокого обращения с ребенком в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Родительское собрание69 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Охрана прав и достоинств маленького ребенка»

Цель: повысить педагогическую и психологическую компетентность родителей по профилактике жестокого обращения с ребенком.

Задачи:

  1. Ознакомить родителей с юридическими документами, гарантирующими право ребенка на защиту от жестокого обращения.
  2. Ознакомить родителей с понятием и видами жестокого обращения с ребенком в семье.

Предварительная подготовка:

  1. Оформление наглядно-информационных стендов «Права ребенка», «Уголок правовой грамотности»;
  2. Создание презентации на тему «Охрана прав и достоинства маленького ребенка»
  3. Выставка детских рисунков на тему «Наши права»;
  4. Оформление альбомов на тему «Я и моя семья»;

План семинара – практикума:

          Теоретическая часть

  1. Мини-лекция: «Международные документы и документы Российской Федерации о защите прав и достоинства ребенка»

   Цель: обобщить знания о нормативно – правовых актах, определяющих права              ребенка.

  1. Мини-лекция: «Жестокое обращение с детьми: что это такое»

Цель: ознакомить с понятием и видами жестокого обращения с ребенком в семье.

          Практическая часть

  1. Игра «Волшебный сундучок»

Цель: закрепление полученных знаний.

                                                                        «Дети – будущее каждого народа, каждого государства.                                                                  

                                                                          И от того, как мы о них позаботимся, зависит                                                                      

                                                                                                            завтрашний день всего общества»

         

1.Мини-лекция: «Международные документы и документы Российской Федерации о защите прав и достоинства ребенка»

Право – это  совокупность  устанавливаемых  и  охраняемых  государственной  властью  норм  и  правил,  регулирующих  отношения  людей  в  обществе.

Благодаря  праву  человек  получает  возможность  не  только  что-либо  делать,  действовать,  поступать  каким-либо  образом,  но  и  требовать  соблюдения  своих  прав.  

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жестокого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка. Анализ текста Конвенции позволил ученым подсчитать, что общее число прав ребенка, охватываемых этим международным документом, составляет тридцать восемь, а затем выделить права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в процессе получения им образования.

                                                        К ним относятся:

ст. 19 - дает определение понятия "жестокое обращение" и определяет меры защиты;

ст.  6 - обеспечение в максимально возможной степени здорового                          развития ребенка;

ст. 16 - защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию;

ст. 24 - обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;

ст. 27 - признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;

ст. 34 - защиту ребенка от сексуального совращения;

ст. 37 - защиту ребенка от других форм жестокого обращения;

ст. 39 -меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

ст. 106-136 - за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних;

ст. 150-157 - за преступления против семьи и несовершеннолетних.

Закон РФ «Об образовании»:

ст. 5 - утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на "уважение их человеческого достоинства";

ст. 56 - предусматривает административное наказание педагогических работников за               допущенное физическое или психическое "насилие над личностью обучающегося или                         воспитанника"

Семейный кодекс РФ:

ст. 54 - право ребенка на уважение его человеческого достоинства;

ст. 56 - право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка;

ст. 69 - меру "лишение родителей родительских прав", как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье;

ст. 77 - немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью.

2.Мини-лекция: « Жестокое обращение с детьми: что это такое»

«Проблемные родители» - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение в детстве делает людей социально дезадаптированными, не умеющими создать семью, быть хорошим родителем. Опасное социальное последствие насилия – дальнейшее воспроизводство жестокости.

Жестокое обращение с детьми могут допускать не только родители (но и другие члены семьи), опекуны, попечители, воспитатели и т.д.

Основная причина жестокого обращения с детьми:

- внутренняя агрессивность;

- эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров;

- недоступность чего-то желанного.

«Дети группы риска»:

- дети   от   нежеланной   беременности, похожие  на  нелюбимых родственников жены или мужа;  

- дети раннего возраста;  

- дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

- дети  из  семей  с  деспотичным,  авторитарным, стилем воспитания;

- дети  из  семей,  где  внутрисемейное  насилие  является стилем жизни;

- дети  родителей употребляющих алкоголь, наркотики, страдающих депрессией.

   

            Четыре основные формы жестокого обращения с детьми

  1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

Признаки физического насилия:

- удары по лицу, затрещины, удушения;

- избивание ремнем, веревкой;

- нанесение увечий разными предметами.

 Последствия физического насилия:

- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

- болезненное отношение к замечаниям, критике;

- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

- жестокость по отношению к животным;

- внешне копирует поведение взрослых;

- пассивная реакция на боль;

- негативизм, агрессивность, лживость, воровство.

  1. Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Признаки сексуального насилия:

- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

- замкнутость, изоляция, уход в себя;

- депрессивность, грустное настроение;

- отвращение, стыд, вина, недоверие, боязнь раздеваться;

- головная боль, боли в области желудка и сердца.

Последствия сексуального насилия:

-трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

-задержка психического развития, низкая самооценка;

-жестокость по отношению к игрушкам, животным, младшим детям.

  1. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и формирующее патологические черты характера.  

К психической форме насилия относятся:                                                                                          

- открытое неприятие и постоянная критика;                                                                                      

- угрозы в адрес ребенка в словесной форме;                                                                                  

- замечания в оскорбительной форме;                                                                            

- преднамеренная физическая или социальная изоляция;                                                                  

 - ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму.

  1. Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию.

Признаки пренебрежения:

- одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру;

- нечистоплотность, несвежий запах;

- отставание в весе и росте от сверстников;

- педикулез, чесотка;

- частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;

- отсутствие надлежащих прививок;

Последствия пренебрежения:

- задержка речевого и психического развития;

- нарушение навыков общения с окружающими;

- жестокость к животным;

- избыточная потребность во внимании;

- агрессивность;

- замкнутость;

- апатичность.


Практическая часть

Игра «Волшебный сундучок»

Ведущий: Сейчас из волшебного сундучка я буду по очереди доставать предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет. За каждый быстрый и правильный ответ – фишка!

Свидетельство о рождении

- Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на имя)

Сердечко

- Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь)

Домик

- Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (право на имущество)

Конверт

- О чём напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

Букварь

- О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учёбу)

Картинка медведицы с медвежонком

- О чём напоминает эта картинка? (о праве ребёнка быть вместе с мамой)

Таблетки

- О каком праве напоминают эти таблетки? (О праве на получение медицинской помощи)

Паспорт

- Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на гражданство).

Ведущий: Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать. А закончить этот семинар мы хотим очень хорошим стихотворением А.Вознесенского:

В жизни можно по–разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов "Охрана прав и достоинств маленького ребенка"

1 часть семинара (теоретическая): Международные документы и документы РФ о защите прав ребенка; о жестоком обращении с детьми; право на защиту и помощь.2 часть (практическая): викторины; игры; разгады...

Родительское собрание "Защита прав и достоинства маленького ребенка"

На данном собрании рассматриваются основные документы по защите прав и достоинства ребенка, предлагаются педагогические ситуации, памятка "Наказывая. подумай зачем?"...

Родительское собрание. «Защита прав и достоинства маленького ребенка»

Родительское собрание "Защита прав и достоинства маленького ребёнка"-расширять знания родителей о правах ребёнка, провозглашённых в "Конвенции о провах ребёнка"....

Родительское собрание "Защита прав и достоинств маленького ребенка"

Цель: сформировать правовую компетентность родителей  в части защиты основных прав и свобод личности ребенка, закрепленных Декларацией....

Родительское собрание: "Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье ".

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье. Поэтому проблема, поднятая на собрании актуальна. Очень часто в последне...

Родительское собрание « Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье».

.Повестка собранияОзнакомление с темой собрания.Доклад « Основные направления работы по реализации прав ребенка в семье».- право на защиту его от всех форм жестокого обращения;-право на жи...