«Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада»
методическая разработка по теме

Дзыгар Людмила Николаевна

Правовое образование в ДОУ

Семинар – практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovoe_obrazovanie_v_dou.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Правовое образование в ДОУ

Семинар – практикум для педагогов:

«Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада»

Девиз: «Дети – будущее каждого народа, каждого государства. И от того, как мы о них позаботимся, зависит завтрашний день всего общества».

Цель: обмен опытом, пропаганда правового воспитания детей.

Ведущий: Надеюсь, что выбранная тема  не только интересна, но и вы станете активными участниками обсуждения.

О том, как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка, какие использовать формы ознакомимся в ходе семинара.

     С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так Экзюпери писал: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

     По данным статистики, практически большую часть российских семей сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных.

     Затянувшийся экономический кризис привел к тому, что большинство российских семей попали в разряд необеспеченных или нищих. По последним данным, наблюдается увеличение младенческой смертности, высока заболеваемость матерей. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий.

     Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми. Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а поэтому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений.

     Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко выплескивают на тех, «кто под руку попадается», чаще всего – на детей, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся.

     Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. Для нашего общества существует не День и не Год защиты детей, а Время работы над спасением поколения, которое должно нас сменить. Ребенок верит в любовь, силу, доброту взрослых. К счастью человечество не осталось равнодушным к бедам детей. Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г. была принята Конвенция о правах ребенка.

Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию детей. Мы должны воспитывать активного гражданина, а таким человек является, когда у него сформированы чувство собственного достоинства, способность сопротивляться  жестокости, когда он умеет отстаивать свои права. Именно в дошкольном возрасте закладываются отношения ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для ребенка выступают взрослые.

Уважаемые коллеги! Обучая других, учись и сам. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог  должен знать свои права, соблюдать и защищать их. В противном случае, чему мы научим других, не обладая знаниями сами.

Выбери правильный ответ:

1. Сколько статей в Конвенции о правах ребенка?

а) 45;

б) 37;

в) 54;

г) 53.

2. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребенка?

А)право на жизнь, семейные связи, образование;

Б) право на жизнь, свободно выражать свои мысли, отдых и досуг;

В) право на жизнь, гражданство, образование

Г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

3. Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?

А) органы управления РФ

Б) органы местного самоуправления

В) образовательные учреждения

Г) родители и другие лица, воспитывающие ребенка

4. Имеет ли ребенок право на полученные им доходы?

А) да, если они получены с согласия родителей

Б) да, если они получены не в результате правонарушения

В) нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители

Г) нет, ребенок не должен работать

Воспитатели, весь педагогический коллектив - основные участники правового воспитания детей. В должностные обязанности всех сотрудников педагогического профиля должно быть включено требование знания Конвенции о правах ребенка. К работе ДОУ преимущественное отношение имеют следующие статьи документа.

С. 19 оговаривает, что «государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защищать ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления Ии злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации… со стороны родителей…».

Ст. 31 фиксирует право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту.

Ст. 37 требует, чтобы «ни один ребенок не был подвергнут … унижающим его достоинство видам обращения или наказания».

Задача педагогов- вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.

В ДОУ к правовым мероприятиям относятся: заключение договоров с родителями; создание банка данных семей воспитанников ДОУ; социальный паспорт ДОУ; оформление наглядно-информационных стендов в группах, анкетирование родителей, проведение консультаций и педсоветов по данной теме.  Основной формой является совместная деятельность взрослого и ребенка. Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения  и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки.

Знакомство детей с правами человека на материалах сказок проводить осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

Викторина «Права литературных героев»

1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка»), «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»).

2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка», «Заюшкина избушка»).

3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница»).

4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»).

5. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Белоснежка и семь гномов», персонажи из басни «Квартет»).

6. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде»).

        Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдет отклика в семье.  Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психологическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают. Врачи-психологи считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие жестокое обращение. Хронический недостаток любви в детстве.

Жестокое обращение с детьми: что это такое?

«Проблемные родители» - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, которыми взрослые калечат ребенка, это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимой пищей, одеждой, гигиеническим уходом, лишают сна. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление. Типичная ситуация, в которой возникают эти нарушения, - некомпетентные воспитательные воздействия на детей.

Причина выбора именно этих методов кроется:

- в аналогичном собственном детском опыте родителей, на который мы не можем повлиять, но можем организовать работу по переосмыслению его;

- отсутствие альтернативных моделей поведения в репертуаре воспитательных воздействий, доступных данному родителю;

- отсутствие рефлексии собственного поведения как психотравмирующего.

Методами воспитательного воздействия на ребенка являются приказы, угрозы, предупреждения, советы, нотации, обзывания. Все эти формы могут считаться унижающими достоинство ребенка. Методы, отражающие субъективное отношение к нему, - критика, утешение, обращение в шутку, обида. Родителей можно учить использовать именно эти формы регулирования поведения детей.

Психологические исследования выделили факторы, обеспечивающие предрасположенность семьи для попадания в группу риска по нарушению прав детей. К их числу относятся: тесное жилье, низкие доходы, низкий образовательный уровень родителей, неполнота семьи, многодетность.

Основные формы жестокого обращения с детьми.

1. Преднамеренное нанесение физических повреждений? (Физическое).

2. Вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым? (Сексуальное).

3. Открытое неприятие и постоянная критика; угрозы в адрес ребенка в словесной форме; замечания в оскорбительной форме, унижение достоинства ребенка; ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму. (Психическое, эмоциональное насилие).

4. Отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию; отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода; должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Правовое просвещение родителей включает в себя:

- наглядную агитацию в виде текста Конвенции с выделенными основными положениями, а также выдержки из Семейного кодекса РФ;

- родительское собрание, посвященное пониманию прав ребенка в современном обществе. Акцентом собрания должна стать мысль, что нормы международного права имеют отношение лично к каждому гражданину России;

- психологическое просвещение: разъяснение родителям принятых в учреждении педагогически целесообразных и психологически обоснованных норм общения с детьми и способов регулирования их поведения. Для решения этой задачи подойдет Памятка для родителей, которая выдается каждому вместе с путевкой в ДОУ. Памятка должна содержать психолого-педагогические принципы построения общения взрослых с детьми в стенах учреждения;

- родительское собрание с элементами групповой дискуссии, позволяющее выявить существующее у родителей отношение к данной проблеме и обменяться родительским опытом;

- знакомство с психолого-педагогической литературой.

В ДОУ, в случае выявления жестокого обращения с ребенком со стороны родителей, организуется следующая работа по оказанию ему помощи:

- посещение ребенка на дому для ознакомления с условиями, в которых он проживает, и установления контактов с семьей;

- формирование правового сознания у родителей (анкетирование, оформление информационных стендов, консультации, привлечение родителей к проведению различных мероприятий).

Деловая игра «Знаем ли мы права детей?»

1. Как называется основной документ по правам ребенка, принятый 44-й сессией Генеральной Ассамблей ООН? (Конвенция о правах ребенка).

2. Назовите дату принятия Конвенции о правах ребенка? (20 ноября 1989г.).

3. Сколько статей включает Конвенция о правах ребенка? (54)

4. В каком году Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка? (В 1990г.)

5. Какая высокоразвитая страна мира пока еще не подписалась под Конвенцией? (США).

6. В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН?(0-18).

7. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (На родителей).

8. Какие права были нарушены в ситуации, когда 15-летнему подростку запретили посещать церковь?(Уважение свободы совести).

9. Какие права были нарушены в ситуации, когда в больнице ребенку перелили зараженную кровь? (Право на жизнь).

10. Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей?(И правом и обязанностью).

11. С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельные решения?(С 3 лет).

12. Какой стиль воспитания не совместим с правами ребенка?(Авторитарный).

13. Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей?(Оба родителя).

14. На какие виды делятся права ребенка?(Защита от всех форм жестокого обращения, права на охрану здоровья, на образование, на игру, на сохранение своей индивидуальности).

15. Какие права были нарушены в ситуации, когда учительница прочитала записку, адресованную школьнику?(Право на тайну переписки).

16. Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка?»(Право на жизнь).

17. Почему обитатели двора в сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий Утенок» обижали утенка? Какое право они нарушили? (Нарушено право на сохранение своей индивидуальности).

18. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (Право на неприкосновенность жилища).

19. Кто помог восстановить его в сказке «Заюшкина избушка»? (Петух).

20. Каким правом пользовались лягушка в сказке В.Гаршина «Лягушка-путешественница»? (Правом на свободное передвижение)

21. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке? (Похищение детей).

Итог семинара: Игра «Волшебный сундучок»

(достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека)

1. Свидетельство о рождении - О каком праве он напоминает? (О праве на имя)

2. Сердечко – Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).

3. Домик – О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).

4. Конверт – О чем напоминает конверт? (Никто не имеет права читать чужие письма)

5. Букварь – О каком праве напоминает эта книга? (О праве на образование).

6. Игрушечные утенок и утка – О чем напоминают эти игрушки? (О праве ребенка быть вместе с мамой)

Вывод: Все люди, маленькие и взрослые, имеют права и никто не может их нарушать.

Психологический тренинг:

Предлагаю выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца (упражнение выполняется под музыку).

Встаньте, сложите ладошки, представляя, что вы держите в руках птицу, чтобы ее согреть, подышите на ладошки, прижмите их к груди и выпустите птичку на волю.

Сейчас вы почувствовали, как приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.

В жизни можно по –разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете вставать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям.

                                         А. Вознесенский.

Приложение №1

Практический материал

Тезис: Дети имеют право на медицинский уход.

Задачи: сформировать у детей представления об условиях сохранения и укрепления здоровья

                               Ход игровой деятельности

В группу к детям приходит Айболит.

Айболит: Ребята откуда берутся болезни? Что будет, если не лечить их?

Дети рассматривают картинки с детенышами животных: медвежонок объелся меда и малины; лисенок порезал лапку, в лапку попала грязь; зайчонок сломал зуб, грызя кору дерева; цыпленок промок и простудил горло; щенок подрался с курицей и она клюнула его в нос и бровь. Далее Айболит предлагает детям ответить на вопросы.

Кто и как заботится о твоем здоровье

Кто

Как

Родители

Заботятся о тебе, дают пищу, одежду, водят в поликлинику к разным врачам, лечат по назначению врача, закаливают, занимаются вместе спортом, путешествуют и т.д.

Врачи

Лечат, делают прививки, операции, консультируют, наблюдают

Воспитатели и сотрудники детского сада

Организуют режим дня, охраняют здоровье, следят за чистотой и свежим воздухом, оказывают помощь, если заболел

Повара

Готовя вкусную полезную пищу

Строители

Строят дома, детские сады, школы, а также поликлиники и больницы

Писатели

Пишут полезные книги о здоровье

Художники

Рисуют плакаты о том, как сохранить здоровье

Композиторы, музыканты, певцы

Сочиняют и исполняют музыку, которая успокаивает и приносит пользу для здоровья

Клоуны, актеры

Создают хорошее настроение

Физкультурники, тренеры

Проводят физкультурные занятия и спортивные тренировки, позволяющие сохранить здоровье

Игра: «Кто и что делает»

К изображениям перечисленным выше профессий прикладывают карточки с фразами «Кто и что делает».

Айболит: Вот видите, ребята, сколько людей заботится о вашем здоровье, и это не случайно. Право детей на медицинский уход записано в Конвенции ООН о правах ребенка.

Тезис: Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и обучение.

Задачи: помочь детям научиться сопереживать, замечать боль других, совершать добрые поступки по собственной воле в отношении детей с ограниченными возможностями.

                             

                                         Ход игровой деятельности

В группу км детям приходит волшебница.

Волшебница: Сегодня я хочу вместе с вами вспомнить сказку «Цветик –Семицветик». Помните, как девочка Женя, получив цветок с семью лепестками, впустую растратила шесть лепестков? И только последний, седьмой помог больному мальчику Вите. Чем же помог этот лепесток Вите?

Дети: Витя выздоровел.

Волшебница: Верно. А потом они вместе с Женей попросили меня подарить им другой волшебный Цветик-Семицветик, чтобы помочь детям с ограниченными возможностями, ведь это дети, которые из-за тяжелых болезней не могут двигаться, стоять, плохо видят и слышат, не могут держать в руках карандаши, игрушки.

Ребята, вот вам семь волшебных лепестков. Давайте подумаем и напишем на лепестках, чем можно помочь таким детям.

Дети вместе с воспитателем заполняют волшебные лепестки и собирают Цветик-Семицветик:

1-й лепесток- читать и рассказывать сказки, рассматривать вместе картинки;

2-й – делиться игрушками

3-й – относиться с уважением, не смеяться, не бегать, не дразнить

4-й – помогать передвигаться

5 -й – помогать одеваться

6-й- рассказывать смешные истории

7-й- делать подарки.

Волшебница рассказывает детям, что по всему миру взрослые люди проявляют заботу об инвалидах: для них строят специальные больницы, детские сады, школы; для них создают специальные книги (слабовидящих,

cлабослышащих детей); строители в домах, переходах делают специальные ступени. По которым можно проехать на инвалидной коляске. Дети с ограниченными возможностями пользуются особыми правами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы педагогического коллектива «Защита прав и достоинств маленького ребенка: усилия семьи и детского сада"

Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным ...

Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в п...

Доклад: «Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам защиты прав и достоинства маленького ребенка»

«Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам защиты прав и достоинства маленького ребенка»...

Конспект родительского собрания в старшей группе "Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье"

Конспект родительского собрания в старшей группе "Защита прав и достоинства   маленького ребенка в семье"...

Родительское собрание: "Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье ".

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье. Поэтому проблема, поднятая на собрании актуальна. Очень часто в последне...

Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье.04.04.2019г.

защита прав и достоинства маленького ребенка в семье....