Владение педагогической компетентностью, как новое требование к профессионализму педагога.
статья на тему

Серебрякова Татьяна Михайловна

Работа профессионала не сводится к тому, что видно стороннему наблюдателю; профессионала надо рассматривать как сложную систему, имеющую не только внешние функции, но и сложные, многообразные внутренние, в частности, психические функции. Профессионализм понимается не как просто высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Владение педагогической компетентностью, как новое требование к профессионализму педагога.

В последние десятилетия происходитрезкая переориентация оценки результатовобразования с понятий «образованность»,«воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность», звучит призыв организовывать образовательный процесс на основе компетентностного подхода. Компетентностный подход позволяет перейти в педагогическом образовании от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации этого знания. Социально-экономические перемены в стране, их непредсказуемость, интенсивный рост информационных источников, меняющиеся представления о культуре общества, об отдельной личности, о социальном поведении определяют необходимость изменения общественных представлений о целях, содержании, результатах и качестве образования, в том числе и дошкольного.

Центральным понятием, определяющим качество образования, все чаще выступает компетентность и компетентностный подход. Данной проблемой занимались и занимаются многие научные деятели, такие как В. В. Введенский, В. Г. Воронцова, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. А. Петровская, Г. С. Сухобская и др. Исследователи выделяют от 3 до 37 видов компетенций и компетентностей педагогов.

Согласно самому краткому определению  И. А. Зимней: «Компетентность – это успешное действие в конкретной ситуации».  Компетентностный подход в дошкольном учреждении по определению С. В. Никитиной – образовательный процесс, основанный на предоставлении субъекту деятельности (учебной, познавательной, игровой и др.), права на самореализацию, приобретение и использование компетентности.

Л. М. Митина считает составляющими профессиональной компетентности педагога являются: деятельностная, коммуникативная и социальная.

Проанализировав несколько классификаций, для реализации компетентностного подхода в системе работы дошкольного учреждения нами была взята за основу классификация В. Н. Введенского. По его мнению, составляющими профессиональной компетентности педагога являются:

- коммуникативная компетентность - профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются: эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); экстраверсия (коррелирует со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умения слушать; деликатность; умение делать коммуникацию «гладкой»;

- информационная компетентность - включает в себя объем информации (знаний) о себе, о детях и их родителях, опыте работы других воспитателей;

- регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные ценности;

- интеллектуально – педагогическая - комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления;

- операциональная  компетентность - определяется набором навыков, необходимых воспитателю для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проектные, предметно – методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные.

Своеобразие педагогической деятельности делает недопустимым наличие лишь узкоспециальной компетентности, профессионализм воспитателя определяется сочетанием всех видов профессиональной компетенции. Владение совместной профессиональной деятельностью сотрудничеством, приёмами профессионального общения является неотъемлемой составляющей педагогического мастерства воспитателя-наставника.

Работа по изучению сформированности у воспитателей ДОУ профессиональных компетентностей направлена на повышение их профессионального мастерства, определение индивидуального стиля своей деятельности при подготовке молодых специалистов-студентов педагогического колледжа.

 На протяжении многих лет студенты ТОГОУ СПО «Педагогического колледжа» проходят педагогическую практику в нашем ДОУ. Специфика деятельности воспитателей-наставников требует теоретической и практической готовности к передаче своего опыта студентам, для подготовки квалифицированного, компетентного специалиста.

Компетентность специалиста – это проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовывать свой потенциал для успешной продуктивной деятельности в профессиональной и социальной сфере при осознании социальной значимости и личной ответственности за результаты этой деятельности. По мнению О.И. Мыртынюк, О.И. Соловьева, для будущих педагогов удобна модель, состоящая из трех групп компетентностей:

1) ключевые компетентности, являющиеся общими для современных специалистовразных профилей (социально-личностные);

2) компетентности, базовые для всехспециалистов педагогического профиля (педагогические, общепрофессиональные);

3) компетентности, обусловленные предметной областью (специальные, академические, предметные).

Согласно программному обеспечению практики, основными задачами данного вида практики являются:

– совершенствование коммуникативных, организаторских, диагностических,  дидактических, аналитических умений и навыков;

– формирование у студентов социальной ответственности, профессиональной направленности и устойчивости в социально-педагогической деятельности;

– овладение профессиональными функциями педагога.

На практике студентам педагогического колледжа предоставляется большая возможность использовать полученные знания в самостоятельной деятельности, проявить личностные качества будущего специалиста-профессионала, как активного субъекта в системе образования, продолжить накапливать опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Список использованной литературы:

1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие. М., 2005.

2. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51–55.

3. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие. М., 2007.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетентности – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня.

2003. № 5. С. 34–42.

5. Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. № 1.

6. Никитина С.В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение введения ФГОС в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики,...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА

Презентация, раскрывающая понятия профессиональная компетентность и профессионализм педагога....

Развитие психолого - педагогической компетентности у воспитателей ДОУ (групповая работа педагога - психолога)

Задачи применяемой технологии: актуализаировать представления воспитатателей в изучаемом вопросе; использовать преимущества коллективного поиска...

«Требования к уровню профессионализма педагога ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

—Введение в действие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования. Дошкольное образование ст...

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога...