«Роль педагога в создании условий успешного развития ребенка с ОВЗ»
презентация по коррекционной педагогике
«Сделай шаг, и дорога появится сама собой.»
Стив Джобс
На мой взгляд, данная цитата является ответом на вопрос многих педагогов «Как работать с ребёнком ОВЗ?». Ведь стоит только сделать первый шаг навстречу особому ребёнку и принять его, как перед вами раскроются возможности для создания условий успешного развития, воспитания и обучения. Не стоит бояться экспериментировать! Не ошибается только тот, кто ничего не делает!
Как мы выяснили ранее, дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Контингент данной группы чрезвычайно неоднороден, так как в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Несмотря на различия особых образовательных потребностей для каждой категории детей, определяющихся спецификой нарушенного развития, можно выделить потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:
1. Раннее коррекционно-развивающее обучение (сразу после выявления нарушения развития);
2.Введение в содержание обучения и воспитания специальных разделов, не присутствующих в программах образования сверстников;
3. Использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), для реализации "обходных путей";
4.Индивидуализирование обучения и воспитанияс учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка;
5. Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
6. Максимально раздвинутое образовательное пространство за пределами образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pedagoga_v_sozdanii_usloviy_uspeshnogo_razvitiya_rebenka_s_ovz.pptx | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Сделай шаг, и дорога появится сама собой.» Стив Джобс
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Контингент данной группы чрезвычайно неоднороден, так как в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: 1. Раннее коррекционно-развивающее обучение (сразу после выявления нарушения развития); 2. Введение в содержание обучения и воспитания специальных разделов, не присутствующих в программах образования сверстников; 3. Использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), для реализации "обходных путей";
Потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: 4 . Индивидуализирование обучения и воспитания с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка; 5. Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; 6. Максимально раздвинутое образовательное пространство за пределами образовательного учреждения .
Педагоги Проводят с детьми ОВЗ большую часть времени, Играют направляющую роль, усиливая мотивационную готовность к познанию окружающего мира, восприятию информации, Помогают в освоении программного материала, Способствуют установлению контакта со сверстниками, Включают во внеурочную деятельность, Организуют досуговые мероприятия, Взаимодействуют с родителями.
Общие принципы и правила коррекционно-развивающей работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ребёнку. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Наиболее приемлемые методы в практической работе педагога с детьми, имеющими ОВЗ объяснительно-иллюстративный, репродуктивный , частично поисковый, коммуникативный , информационно-коммуникационный ; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Активные методы и приёмы обучения детей с ОВЗ: 1. Игровые ситуации. 2. Дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов. 3. Игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими. 4. Психогимнастику и релаксацию, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы .
Активные методы и приёмы обучения детей с ОВЗ: 5. Сигнальные карточки при выполнении заданий. Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. 6 . Вставки на доску (картинки, буквы, слова) при выполнении заданий. 7 . Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов которые нужно запомнить). 8 . Восприятие материала с закрытыми глазами
Активные методы и приёмы обучения детей с ОВЗ: 9. Презентации и фрагменты презентаций по ходу занятия. 10 . Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. 11. Активные методы рефлексии: 12 . Создание у ребенка субъективного переживания успеха. 13 . Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
Педагоги являются тем недостающим кусочком пазла , который раскроет перед ребёнком новый мир неограниченных возможностей, позволив добиться успеха .
Спасибо за внимание!
Источники : http://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/obuchenie-detei-o-ovz.html http://edu.mari.ru/ovz2016/DocLib3/Сборник%20материалов.pdf http://ds-20.dou.tomsk.ru/wp-content/uploads/2016/05/Prakticheskoe-posobie.pdf http://leda29.ru/uploads/com_files/05_2015_deyatelnost_uchitelej,_klassnyh_rukovoditelej_pri_vklyuchenii_detej_s_ovz_v_obr._ prostranstvo.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль психолога в создании условий успешного развития и обучения ребенка в дошкольном образовании.
Материал всероссийской научно-практической конференции 25 апреля 2014г., г.Уфа.Практическая психология образования: опыт , проблемы, перспективы....
Консультация для педагогов на тему: "Роль педагога в создании условий для свободной творческой деятельности дошкольника"
Консультация для педагогов на тему: "Роль педагога в создании условий для свободной творческой деятельности дошкольника". К консультации прилагается презентация из опыта работы....
доклад "роль педагога в создании условий для самовыражения детей средствами искусства"
развитие творческих способностей детей средствами музыки, пения, игры на муз. инструментах,муз.-ритмические движения, театральная деятельность,пантомима, свободная творческая деятельность....
Обобщение опыта работы на тему "Создание условий для развития ребенка и его социализации через активные формы с педагогами и родителями»
Раскрывается актуальность методической темы, цель, предпалагаемый и достигнутый результат работы....
«Роль педагога в создании условий для развития и коррекции эмоционально - волевой сферы воспитанников, через организацию развивающей предметно – пространственной среды»
При создании развивающей предметно – пространственной среды педагоги руководствуются принципами, определенными в ФГОС ДОО: содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариа...
консультация для родителей "Роль семьи в создании условий психологического благополучия ребенка".
Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки и развитию положительных качеств личности ребенка....
Консультация для педагогов ДОУ : "Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе"
Консультация для педагогов ДОУ "Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе"...