Презентация "Создание предметно-развивающей среды для опытно-экспериментальной деятельности".
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

Василенко Наталия Алексеевна

В этой презентации собран материал для средней группы по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 18

города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

            Презентация

по теме:  «Создание предметно-развивающей среды  для опытно – экспериментальной деятельности дошкольника».

Январь 2015 год, группа «Мотылёк»

Воспитатели: Василенко Н.А., Гребенюк С.Н.

Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

 К.Е.Тимирязев

 

Предметно – развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства. Предметно-развивающая и игровая среда детского сада предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением элементарных трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и ознакомление с окружающими  ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и т.д.

Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи: 

1  Расширение представлений у детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

2   Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов и игр – экспериментов;

3   Развитие у детей умственных способностей: мыслительных операций, умения выдвигать гипотезы, делать выводы;

4   Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности

Развивающая среда в каждой группе детского сада должна иметь отличительные признаки:

  1. для детей третьего года жизни – это большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;
  2. четвертого года жизни – это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами;
  3. дети среднего дошкольного возраста – необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;
  4. в старшей группе  важно предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и др.

Основные функции развивающей среды детского сада.

  1. она служит носителем разносторонней информации об окружающем;
  2. влияет на интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие;
  3. создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности;
  4. способствует физическому развитию, познанию особенностей устройства собственного организма;
  5. обеспечивает разные виды активности ребенка (умственной, игровой, физической), становится основой для  его самостоятельной деятельности;
  6. раскрывает индивидуальность каждого ребенка , повышает его активность и заинтересованность;
  7. побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, развивает способность принимать и осуществлять самостоятельные решения – идти по пути творческого саморазвития.

Предметно-развивающая и игровая среда группы необходима детям потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Не менее важное  значение имеет стимулирующая функция. Среда развивает ребенка только в том случае, если она предоставляет для него интерес, продвигает его к действиям, исследованию. Статичная среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Следовательно, среда должна быть мобильной и динамичной.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности выделяются место и оборудование для детской научной лаборатории. В нашей группе создан уголок экспериментирования.

Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разделам:

  1. «Песок и вода»;
  2. «Звук»;
  3. «Магниты»;
  4. «Бумага»;
  5. «Свет»;
  6. «Стекло».
  7. «Природный материал».

Материалы должны находиться в доступном для свободного экспериментирования месте и в доступном количестве.

В нашей группе  в  уголке экспериментирования имеется оборудование:

  1. Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, водяной градусник.
  2.  Игры с водой - разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы; леки, сита.
  3. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья деревьев, семена, опилки, желуди. Оборудование для игр с песком.
  4. «Плавает – тонет» - бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани.  Кусочки пластмассы, дерева, железа; скрепки, болты, пробки.
  5. Коллекция бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
  6. Условные мерки – медицинский материал: пипетки, стаканчики, мерные ложечки, резиновые груши.
  7. Игры с воздухом: султанчики, мыльные пузыри, индивидуальные трубочки, пакеты.  Воздушные шары, колпачок для ветра, бумеранги. Воздушные фломастеры.
  8. Игры со светом: калейдоскопы, фонарики, зеркальца, цветные стекла.

Имеется дополнительное оборудование: детские фартуки, салфетки, ватные диски, контейнеры для сыпучих и мелких предметов.

Для безопасной деятельности (при использовании различных материалов ) нами были разработаны правила работы:

  1. Не толкай соседа во время работы.
  2. Сначала  посмотри, потом повтори.
  3. Убирай все на место.
  4. Работа проводится под наблюдением взрослых.
  5. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
  6. Не трогать грязными руками глаза.
  7. Не брать руки в рот.

В нашей группе с детьми проводятся  экологические игры, чтение художественной  и познавательной литературы. В своей работе мы используем серию книг Марины Султановой: «Простые опыты с бумагой», «Простые опыты с природными материалами», «Простые опыты с воздухом», «Простые опыты с водой».

Используем наглядное пособие «Беседы по картинкам. Уроки экологии».

Мы  приобрели и применяем в игровой деятельности такие развивающие игры:

«Что происходит в природе?» - причинно-следственные связи,

«Где живет вода?»,

 «Воздух, земля, вода» - экологические цепочки,

«Ветки и детки».

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно- экспериментальной деятельности.

Здесь  планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы.

Наши дети с удовольствием определяют свойства воды и воздуха, узнали свойства магнита и для чего нужен компас.

В совместной деятельности с детьми мы проводили следующие опыты:

  1. Опыты с воздухом.

Цель:  подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас. Познакомить с его свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха). Овладеть способами обнаружения воздуха.

-  Показали детям свойства воздуха с помощью полиэтиленового пакета, когда он пустой и когда в нем воздух.

-   Опыт с перевернутым вверх дном стаканом. На дно стакана прикрепили игрушку и опустили в воду, игрушка оказалась сухой. В стакане есть воздух, и он не пускает туда воду. Наклоняешь стакан, образуется большой пузырь – выходит воздух.

-   Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Появляются пузыри. Надували мыльные пузыри. Пришли к выводу, что внутри человека тоже есть воздух. Люди дышат воздухом.

-  Как получить ветер?  Мы дули на ладони и получили разный ветерок холодный и теплый. А еще медленно дули на свои кораблики, которые запускали в воду. Кораблики плавают. Воздух может передвигать предметы.

-  Показали движение воздуха с помощью свечи. Свечку установили в дверном проеме, теплый воздух выходит из группы вверху и пламя свечи наклонялось в сторону коридора. Холодный воздух заходит в группу внизу, и пламя наклонялось в сторону группы.

-  Воздух содержится в предметах. Бросили в стакан с водой кусочек мела, из него выделились пузырьки. Это воздух.

       2     Опыт с магнитом.

Цель: познакомить со способностью магнита притягивать металлические предметы.

-  В чашке с рисом лежали гайки, надо было очистить рис от гаек. Как это сделать быстрее? Предложили детям использовать магнит и посмотреть, что получится. Все гайки прилипли к магниту. Их было трудно отцепить. Магнит притягивает железо. Рис остался лежать.

3    Знакомство с компасом.

Цель: познакомить со свойствами компаса и его значением.

-  С детьми наблюдали за движением стрелки, искали где север. Мы хотели определить, с какой стороны к нам приедет Дед Мороз?

Очень интересно, увлекательно и занимательно проводить опыты. Интересно наблюдать за детьми, как загораются их глаза.

Нами была проведена проектная деятельность по темам:

  1. «Осенние листочки»,
  2. «Зеленый лук, посмотри – вырастили малыши!»
  3. «Воздух – невидимка».

По этой теме нами подготовлен материал для родителей.

 Была собрана  «Библиотека для родителей»:

Л.Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Из опыта работы».

Ф. Ола, Ж.-П. Дюпре «Занимательные эксперименты и опыты».

Е. Волкова, С. Микерин « Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, весом…».

На родительском собрании провели опыт с мамами «Цветок желаний» - опыт с водой и бумагой. Мамы загадывали желание, опускали бумажный цветок в воду и он раскрывался.

С помощью родителей был собран гербарий к проектной деятельности «Осенние листочки».

Совместно с родителями приготовлена выставка работ из лука к проектной деятельности: «Зеленый лук, посмотри – вырастили малыши».

 

Были предложены родителям памятки, буклеты:

«Экспериментирование с водой»,

 «Эксперименты с воздухом»,

 «Простые эксперименты с детьми  дома»;

Папка-передвижка «7 Домашних опытов дома».

Консультация: «Развитие познавательно – исследовательской  деятельности дошкольников».

Умение работать с разными материалами развивает в детях познавательную активность, обогащает знаниями о мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Презентация "Создание предметно-пространственной среды для опытно-экспериментальной деятельности младших и средних дошкольников."

Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с ...

Организация развивающей среды для опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Организация развивающей среды для опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте....

«Развитие предметно - развивающей среды по опытно - экспериментальному направлению по всем видам деятельности » .

Данная статья поможет педагогам при создании центров экспериментирования....