Презентация "Создание предметно-развивающей среды для опытно-экспериментальной деятельности".
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему
В этой презентации собран материал для средней группы по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 18
города Кропоткин муниципального образования Кавказский район
Презентация
по теме: «Создание предметно-развивающей среды для опытно – экспериментальной деятельности дошкольника».
Январь 2015 год, группа «Мотылёк»
Воспитатели: Василенко Н.А., Гребенюк С.Н.
Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев
Предметно – развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства. Предметно-развивающая и игровая среда детского сада предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением элементарных трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и ознакомление с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и т.д.
Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
1 Расширение представлений у детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
2 Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов и игр – экспериментов;
3 Развитие у детей умственных способностей: мыслительных операций, умения выдвигать гипотезы, делать выводы;
4 Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности
Развивающая среда в каждой группе детского сада должна иметь отличительные признаки:
- для детей третьего года жизни – это большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;
- четвертого года жизни – это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами;
- дети среднего дошкольного возраста – необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;
- в старшей группе важно предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и др.
Основные функции развивающей среды детского сада.
- она служит носителем разносторонней информации об окружающем;
- влияет на интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие;
- создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности;
- способствует физическому развитию, познанию особенностей устройства собственного организма;
- обеспечивает разные виды активности ребенка (умственной, игровой, физической), становится основой для его самостоятельной деятельности;
- раскрывает индивидуальность каждого ребенка , повышает его активность и заинтересованность;
- побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, развивает способность принимать и осуществлять самостоятельные решения – идти по пути творческого саморазвития.
Предметно-развивающая и игровая среда группы необходима детям потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Не менее важное значение имеет стимулирующая функция. Среда развивает ребенка только в том случае, если она предоставляет для него интерес, продвигает его к действиям, исследованию. Статичная среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Следовательно, среда должна быть мобильной и динамичной.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности выделяются место и оборудование для детской научной лаборатории. В нашей группе создан уголок экспериментирования.
Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разделам:
- «Песок и вода»;
- «Звук»;
- «Магниты»;
- «Бумага»;
- «Свет»;
- «Стекло».
- «Природный материал».
Материалы должны находиться в доступном для свободного экспериментирования месте и в доступном количестве.
В нашей группе в уголке экспериментирования имеется оборудование:
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, водяной градусник.
- Игры с водой - разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы; леки, сита.
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья деревьев, семена, опилки, желуди. Оборудование для игр с песком.
- «Плавает – тонет» - бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани. Кусочки пластмассы, дерева, железа; скрепки, болты, пробки.
- Коллекция бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
- Условные мерки – медицинский материал: пипетки, стаканчики, мерные ложечки, резиновые груши.
- Игры с воздухом: султанчики, мыльные пузыри, индивидуальные трубочки, пакеты. Воздушные шары, колпачок для ветра, бумеранги. Воздушные фломастеры.
- Игры со светом: калейдоскопы, фонарики, зеркальца, цветные стекла.
Имеется дополнительное оборудование: детские фартуки, салфетки, ватные диски, контейнеры для сыпучих и мелких предметов.
Для безопасной деятельности (при использовании различных материалов ) нами были разработаны правила работы:
- Не толкай соседа во время работы.
- Сначала посмотри, потом повтори.
- Убирай все на место.
- Работа проводится под наблюдением взрослых.
- Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
- Не трогать грязными руками глаза.
- Не брать руки в рот.
В нашей группе с детьми проводятся экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы. В своей работе мы используем серию книг Марины Султановой: «Простые опыты с бумагой», «Простые опыты с природными материалами», «Простые опыты с воздухом», «Простые опыты с водой».
Используем наглядное пособие «Беседы по картинкам. Уроки экологии».
Мы приобрели и применяем в игровой деятельности такие развивающие игры:
«Что происходит в природе?» - причинно-следственные связи,
«Где живет вода?»,
«Воздух, земля, вода» - экологические цепочки,
«Ветки и детки».
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно- экспериментальной деятельности.
Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы.
Наши дети с удовольствием определяют свойства воды и воздуха, узнали свойства магнита и для чего нужен компас.
В совместной деятельности с детьми мы проводили следующие опыты:
- Опыты с воздухом.
Цель: подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас. Познакомить с его свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха). Овладеть способами обнаружения воздуха.
- Показали детям свойства воздуха с помощью полиэтиленового пакета, когда он пустой и когда в нем воздух.
- Опыт с перевернутым вверх дном стаканом. На дно стакана прикрепили игрушку и опустили в воду, игрушка оказалась сухой. В стакане есть воздух, и он не пускает туда воду. Наклоняешь стакан, образуется большой пузырь – выходит воздух.
- Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Появляются пузыри. Надували мыльные пузыри. Пришли к выводу, что внутри человека тоже есть воздух. Люди дышат воздухом.
- Как получить ветер? Мы дули на ладони и получили разный ветерок холодный и теплый. А еще медленно дули на свои кораблики, которые запускали в воду. Кораблики плавают. Воздух может передвигать предметы.
- Показали движение воздуха с помощью свечи. Свечку установили в дверном проеме, теплый воздух выходит из группы вверху и пламя свечи наклонялось в сторону коридора. Холодный воздух заходит в группу внизу, и пламя наклонялось в сторону группы.
- Воздух содержится в предметах. Бросили в стакан с водой кусочек мела, из него выделились пузырьки. Это воздух.
2 Опыт с магнитом.
Цель: познакомить со способностью магнита притягивать металлические предметы.
- В чашке с рисом лежали гайки, надо было очистить рис от гаек. Как это сделать быстрее? Предложили детям использовать магнит и посмотреть, что получится. Все гайки прилипли к магниту. Их было трудно отцепить. Магнит притягивает железо. Рис остался лежать.
3 Знакомство с компасом.
Цель: познакомить со свойствами компаса и его значением.
- С детьми наблюдали за движением стрелки, искали где север. Мы хотели определить, с какой стороны к нам приедет Дед Мороз?
Очень интересно, увлекательно и занимательно проводить опыты. Интересно наблюдать за детьми, как загораются их глаза.
Нами была проведена проектная деятельность по темам:
- «Осенние листочки»,
- «Зеленый лук, посмотри – вырастили малыши!»
- «Воздух – невидимка».
По этой теме нами подготовлен материал для родителей.
Была собрана «Библиотека для родителей»:
Л.Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Из опыта работы».
Ф. Ола, Ж.-П. Дюпре «Занимательные эксперименты и опыты».
Е. Волкова, С. Микерин « Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, весом…».
На родительском собрании провели опыт с мамами «Цветок желаний» - опыт с водой и бумагой. Мамы загадывали желание, опускали бумажный цветок в воду и он раскрывался.
С помощью родителей был собран гербарий к проектной деятельности «Осенние листочки».
Совместно с родителями приготовлена выставка работ из лука к проектной деятельности: «Зеленый лук, посмотри – вырастили малыши».
Были предложены родителям памятки, буклеты:
«Экспериментирование с водой»,
«Эксперименты с воздухом»,
«Простые эксперименты с детьми дома»;
Папка-передвижка «7 Домашних опытов дома».
Консультация: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников».
Умение работать с разными материалами развивает в детях познавательную активность, обогащает знаниями о мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении
Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....
Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких
особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...
"Организация предметно-развивающей музыкальной среды в группе"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Презентация "Создание предметно-пространственной среды для опытно-экспериментальной деятельности младших и средних дошкольников."
Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с ...
Организация развивающей среды для опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Организация развивающей среды для опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте....
«Развитие предметно - развивающей среды по опытно - экспериментальному направлению по всем видам деятельности » .
Данная статья поможет педагогам при создании центров экспериментирования....