Организация развивающей среды для опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему
Организация развивающей среды для опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация развивающей среды для
опытно-экспериментальной деятельности
в старшем дошкольном возрасте.
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды.
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
В старшем дошкольном возрасте работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);
2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар.)
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; | - материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ; | - мини-стенд "О чем хочу узнать завтра"; |
Примеры опытов.
Вырезаем из цветной бумаги цветы с длинными лепестками, при помощи карандаша закручиваем лепестки к центру и опускаем разноцветные лотосы на воду, налитую в широкую емкость. Лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Или такой эксперимент с предметами: «Спичечные бега».
Положить четыре спички (зубочистки) в тарелку с водой. На поверхность воды из-за взаимного притяжения молекул образуется невидимая пленка, поэтому спички находятся неподвижно. Положить кусок сахара на середину: спички приблизятся друг к другу. Сахар начинает впитывать воду и возникает течение, которое сближает спички. Если капнуть мыльный раствор – спички «разбегутся». Мыло изменяет поверхность воды вокруг и отталкивает спички.
В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к познанию, исследованию. У детей развивается познавательный интерес и активность, что в дальнейшем очень пригодится им в процессе школьного обучения.
В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Совместная экспериментальная деятельность проводится один раз в неделю: с детьми старшей группы по 20 – 25 минут. Также ведется дополнительная работа с детьми, которые проявляют особый интерес к исследовательской деятельности. Организация экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение.
При проведении опытов придерживаемся следующей структуры:
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
- Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.
Оборудование для уголка экспериментирования:
Лупа, зеркало, бинокль, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарик, венчики, мыло, щетки, губки, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса.
Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.).
Неструктурированные материалы: песок, вода, крупы, листья, бумага, пенопласт и т.д.
Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов создать картотеку опытов.
Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: водой и снегом. Цель опытов с водой: обобщать, уточнять и расширять знания о воде.
Опыты с песком. Цель опытов: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.
Опыты с воздухом. Цель опытов: закрепить у детей понятие «воздух», свойства воздуха и роль в жизни человека.
Опыты с магнитом. Цель опытов: познакомить детей с магнитом и его свойством притягивать металлические предметы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание современной предметно-развивающей среды как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
«Создание современной предметно-развивающей среды как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Тараскина. Я.С МДОУ «Детский сад №32комбинированог...
Примерный перечень оснащения предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Примерный перечень оснащения предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Положение о проведении конкурса «Лучшая дидактическая игра по патри...
Реализация опытно - экспериментального проекта для детей старшего дошкольного возраста "Планета Динозавров"
Проект доступен и интересен детям.Он повышает интерес детей к окружающей действительности.Тема выбрана с учётом возрастных особенностей детей старшего возраста и объёма информации, которая может быть ...
Презентация«Роль предметно-развивающей среды в развитии коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
Цель :Мотивирование педагогов на использование в своей работе представленного игрового материала по развития коммуникативных навыков общения детей....
«Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Необходимым условием для самостоятельной деятельности детей выступает предметно-пространственная среда, обеспечивающая возможность для детей организации самостоятельных игр и занятий. В статье предста...
Опытно-экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста «Роль тепла в жизни растений»
quot;Роль тепла в жизни растений"...
Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации
В этой статье раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников. Представлен проект «Образовательная среда ...