«Развитие предметно - развивающей среды по опытно - экспериментальному направлению по всем видам деятельности » .
опыты и эксперименты

Фадеева Елена Валерьевна

Данная статья поможет педагогам при создании центров экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие предметно - развивающей среды по опытно - экспериментальному направлению по всем видам деятельности » .

 

  Создание в дошкольном учреждении пространственно - предметной среды развития и саморазвития ребёнка способствует самостоятельному приобретению опыта познания физических и химических закономерностей . Она способствует познавательному развитию ребёнка (создание условий для экспериментирования , систематических наблюдений за объектами) , эколого - эстетическому развитию (привлечение внимания ребёнка к окружающим природным объектам , предпочтение объектов природы их имитации) , оздоровлению ребёнка (занятия на свежем воздухе) , формированию нравственных качеств ребёнка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними , воспитания чувств ответственности) , формированию экологически грамотного поведения (навыков ухода за растениями , животными , грамотного поведения в природе) , экологизации различных видов деятельности ребёнка (условия для игр с природным материалом , использование его на занятиях по изодеятельности) . Грамотно организованная предметно - развивающая среда позволяет ребёнку почувствовать свою внутреннюю , глубинную связь с природой , которая выполняет функцию создания внутреннего покоя человека , осознания своей гармоничности в мире природы .

  Пространство группы представлено как природное и вписанное в него социальное пространство жизнедеятельности детей . Природное пространство включает следующие мини - среды :

ландшафты с объектами природы : река , поле , лес , горы в определённый сезон , соответствующие реальному .

Вокруг этих стабильных мини - сред композиционно увязываются остальные интегрированные природно - культурные мини - среды :

1. Уголок озеленения - куда входят :

а) цветы в соответствии с возрастными требованиями со схематическим указанием обозначений - теневыносливые , светолюбивые , влаголюбивые , засухоустойчивые , умеренный полив и др. ; клеёнчатые фартуки , палочки для рыхления , пульверизатор , кисточки , тряпки , губки , щётки ;

б) картотека цветов уголка озеленения (экологический паспорт , визитная карточка , бюро знакомств) ;

в) альпийская горка - в небольшой ёмкости размещаются цветы , декорированные камнями , природным материалом и др. ;

г) коллекции : «Семена» , «Каменная сказка» , «Ракушки» , «Кора» и др. ;

д) гербарии ;

е) поделки из природного материала ;

ж) альбомы : «Рекорды Земли» , «Леса России» , «Живые барометры» и др. ;

з) сундучок времён года ;

и) паспорт лекарственных растений ;

к) выносные кормушки ;

л) папка с рисунками детей - впечатления от экскурсий , наблюдений и др. ;

м) картотека стихотворений , загадок , пословиц о временах года , природе , копилка примет ;

н) календарь природы ;

о) набор для рисования им фиксации наблюдений ;

п) в старшем возрасте - русский земледельческий календарь ;

р) дидактическая кукла : I младшая группа - образная , в других - дидактическая , из бумаги , с атрибутами : одежда по сезонам , солнечные очки , зонтик .

2. Научная лаборатория экспериментирования :

здесь должны размещаться : стеллажи или полки , или ширма с отделениями для оборудования и материалов , столы для работы , портреты известных учёных . Материалы и оборудование должны быть в достаточном для исследовательской деятельности подгруппы детей количестве , безопасны для работы и эстетичны . Всё стеклянное и другое представляющее опасность оборудование хранится отдельно и вносится для работы непосредственно перед экспериментом . В лаборатории необходимо иметь :

а) приборы - помощники : увеличительные стёкла , весы , песочные часы , компас , магниты , термометры водяные , воздушные , бинокли , наборы для игр с водой ;

б) разнообразные сосуды из различных материалов (стекло , металл , пластмасса) разного объёма им формы , прозрачные и непрозрачные . Бросовые , упаковочные материалы : стаканчики из - под йогуртов , сметаны , мороженого , коробки из - под тортов , пластмассовые ложки , палочки , трубочки для коктейлей , бумага для фильтрования , пластиковые бутылки , ёмкости , ковши , ведёрки ;

в) природный материал : камешки разного цвета и формы , глина , песок , ракушки , перья , семена и др. ;

г) утилизованный или бросовый материал : проволока , кусочки кожи , меха , ткани, дерева , поролона , пробки , катушки от ниток ;

д) технические материалы : гайки , скрепки , болты , гвозди , детали конструктора ;

е) разные виды бумаги : обычная , картон , наждачная , копировальная , калька и др. ;

ж) различные безопасные красители : пищевые (ягодный сироп) и непищевые ( зелёнка , гуашь) ;

з) медицинские материалы : пипетки , колбы , мерные ложки , резиновые груши , пробирки , воронки , марля , вата и др. ;

и) прочие материалы : зеркала , воздушные шары , свечи , цветные мелки , крупы , пуговицы , крахмал , формочки , линейки , спички и др. ;

к) дополнительное оборудование : халаты , фартуки , полотенца , контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов , карточки - схемы проведения экспериментов , журнал исследований , картотека опытов , опытническое хозяйство - огород на окне , пророщенные ветки , лук , семена .

3. Уголок путешественника :

а) глобус ;

б) макеты - объёмные , настенные - климатических природных зон , экосистем , материков ;

в) компас , бинокль ;

г) карты ;

д) карта звёздного неба , мини - обсерватория со схемами созвездий , макеты планет ;

е) динозавры ;

ж) дидактические игры ;

з) альбомы , тематические папки «Дети разных народов» , «По странам и континентам» и др. ;

и) литература для детей по данной тематике ;

4. Нестандартное оборудование :

а) «Дом для червей» - прозрачная ёмкость с почвой , где должны быть перегнивающие листья - пища червей . Через стенки сосуда ведётся наблюдение . Почву периодически увлажняют , а червей через некоторое время выпускают на

волю ;

б) «Прозрачный горшок» - стеклянная ёмкость , позволяющая наблюдать за ростом корней ;

в) «исследовательская лаборатория - аквариум» - для детей 1 младшей группы . Насыпать на дно чистый песок , залить на 2/3 водой и лаборатория готова . Исследуем , как меняется цвет камешков , какие предметы тонут , а какие нет ;

г) стол для экспериментов с водой , песком , глиной .

 

  Материал детских игр должен позволять ставить постепенно более усложняющиеся и самостоятельно решаемые задачи в процессе экспериментальной деятельности .Играя таким материалом , ребёнок ставит себе всё более отдалённые , сложные интеллектуально - познавательные задачи для разрешения , познавая природные закономерности .

  Таким образом , развивающее пространство группы представляет собой единую цепь мини - сред , где и осуществляется развитие экспериментальных способностей ребёнка - дошкольника . Педагог создаёт условия для того , чтобы в процессе экспериментально - познавательной деятельности ребёнок систематически самостоятельно осуществлял интеграцию известных ему способов , или конструировал новые способы , строил новый тип делового партнёрства со сверстниками .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Создание предметно-развивающей среды для опытно-экспериментальной деятельности".

В этой презентации собран материал для средней группы по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников....

«Развитие познавательной активности путём организации опытно - экспериментальной работы в различных видах деятельности»

В этом материале аналитический отчёт о проделанной опытно- экспериментальной работе в подготовительной группе по различным областям (познание, речевое развитие, художественно-эстетическое),а также на ...

Презентация "Создание предметно-пространственной среды для опытно-экспериментальной деятельности младших и средних дошкольников."

Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с ...

Организация развивающей среды для опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Организация развивающей среды для опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте....

«Развитие познавательной активности путём организации опытно - экспериментальной работы в различных видах деятельности»

   Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной сит...

«Особенности создания предметно –развивающей среды в группе комбинированной направленности для детей с задержкой психического развития»

Представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе  комбинированной направленности для детей с ЗПР выстроена в соответствии с содержанием адаптир...