Роль музыки в развитии творческих способностей дошкольника. (музыкально – дидактические игры)
консультация на тему

консультация для педагогов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыки в развитии творческих способностей дошкольника. (музыкально – дидактические игры)

Музыка играет значительную роль в развитии ребенка. Ребенок эмоционально воспринимает ее образы, откликается на выраженные в ней чувства, настроения. Интерес и любовь к музыке, выявленные в детстве, оказывают огромное влияние на дальнейшее развитие человека.

Современная педагогика имеет своей целью : «сделать музыку естественной и потому необходимой частью жизни ребят»,  «постоянно действующей волшебной силой, под воздействием которой ребята способны расцвести, раскрыть творческие способности своего ума и сердца, которая может помочь им научиться  яснее и глубже чувствовать» (Н. К. Крупская)

В работе над развитием творческих способностей, особенно на ранних его этапах, существенную помощь может оказать применение детских музыкальных инструментов. Их использование вызывает огромный интерес у ребят, вносит разнообразие в ход занятия, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу.

Начиная работу с оркестром, нельзя выпускать перспективу из виду, т. е. мы готовим детей к совместному музицированию на детских инструментах. В круг этих задач входит и развитие музыкальных способностей, ТВОРЧЕСКОЙ активности и пр.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение слову педагога: «Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство творить, обращаясь к человеческому сердцу». Каждое занятие – это эпизод своеобразного спектакля, который зрители хотят досмотреть до конца, принять в нем активное участие, расширяя творческие возможности.

 В подготовительной группе мы создаем детский оркестр, но этим занятиям предшествовала большая работа, которую проводим с первой младшей группы.

Выдающийся советский педагог Г. Г. Нейгауз писал: «Прежде чем начать учиться играть на каком бы то ни было инструменте, обучающийся – будь то ребенок, отрок или взрослый – должен духовно владеть какой-то музыкой:  так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом».

Очень важно перед началом работы продумать репертуар, который будет использован при работе с детским оркестром. На чем может быть основан репертуар оркестра детских музыкальных инструментов? Прежде всего на детских песнях и танцах всех народов мира, произведениях для детей композиторов классиков и современных авторов, многих народных песен и танцев. Критериями при отборе в первую очередь служат художественные достоинства материала, его яркость и разнообразие, но в то же время и доступность его для понимания детей, у которых он должен вызвать непосредственный интерес, а также соответствие возможностям маленьких оркестрантов. Кроме того особое внимание нужно обратить на то, чтобы по содержанию он не входил в противоречие со спецификой звучания детских инструментов. Наконец важно, чтобы переложения включенных в репертуар произведений были сделаны именно для данного состава и хорошо звучали.

Первостепенную роль в музыке играет мелодия, и поэтому важно, чтобы она звучала достаточно выпукло, рельефно. Для осуществления этого рекомендуется несколько способов, особенно эффективных в сочетаниях:

 1) для мелодии создается «свободная зона» (т. е. регистр, в котором она располагается, не должен быть занят другими голосами) ;

 2) обеспечивается контрастность тембров мелодии и всех сопровождающих голосов;

 3) изложение мелодии получается одновременно несколькими инструментами (одинаковыми или разными);

 4.) мелодия излагается в октавном удвоении.

 Важно также соблюдать соответствие между характером мелодии и техническими возможностями, как инструмента, так и исполнителя. Например, подвижная и протяжная мелодия едва ли может прозвучать на духовом инструменте, поскольку ребенку нужно часто брать дыхание. _

Соглашаясь свыше сказанным, начинаем работу уже с первой младшей группы. Большое внимание уделяем развитию музыкального слуха и формированию навыков восприятия музыки, выделяя слушание классической музыки в третье занятие. Эту работу продолжаем во всех возрастных группах, на этих занятиях дети знакомятся со звучанием отдельных инструментов (их строением, с различными способами игры, с интересными историями их создания, симфонического, духового оркестра и оркестром русских народных инструментов.

 Много времени в младшей и средней группах отводится работе по обучению игре на барабане сначала одной палочкой, а затем двумя, т. к. необходимо подготовить корпус и руки ребенка к обучению игре на «мелодическом» ударном инструменте-металлофоне, где у ребенка не будет затруднений при игре одним молоточком, а затем и двумя.

Помимо знакомства и игры на шумовых инструментах вводим игру на металлофоне, не обучая ребенка первой и второй младших групп постановке руки, а «лепя» руку ребенка незаметно, ненавязчиво. Никакими словами, никаким показом нельзя передать ребенку желаемое и необходимое состояние. Лучше, точнее и полнее, чем собственной рукой невозможно проверить правильность положения рук. И нет ничего податливей, чем руки ребенка в этом возрасте. Перед каждым занятием с игрой на музыкальных инструментах проводим гимнастику на расслабление тела. Детям дошкольного возраста доступно изображение игрой на металлофоне : «дождик», «бежит ручей», «снежинки летят», «катание с горки», «тают сосульки». Эти занятия приводят к свободному музицированию за инструментом, что положительно сказывается на обучении игре на металлофоне в средней группе. Для развития творческих способностей предлагаем детям самим придумать музыкальный образ, который рождается при свободном музицировании.

В средней группе (в начале учебного года) учим детей правильным приемам звукоизвлечения при игре на металлофоне, но не заостряем их внимание на исполнении ритмического рисунка одним звуком. Детям трудно самостоятельно следить за положением корпуса., руки и играть определенную ноту. Исполнение попевок на определенных нотах («Музыкальный букварь», Ветлугиной) мы начинаем со второй половины учебного года.

Для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма проводим дидактические игры, предложенные Кононовой.

В старшей группе дети играют на ударных инструментах, осваивают, поступенное движение мелодии вверх и вниз., подбирают по слуху эталонные мелодические построения. На этапе обучения объединяем детей в оркестр, в ансамбль.

Любимой работой наших детей в старшей группе является «игровое четырех - ручие» помогает ребенку овладеть ритмической ступенью и перейти к подбору мелодий. Часто предлагаем детям придумать свою, новую " музыку". Дети сами отбирают нужные музыкальные инструменты, которые помогут им передать придуманный ими музыкальный образ. Для этой работы подбираем разнообразные музыкальные инструменты, которые помогут развитию творческих проявлений у детей.

 Из практики работы заметила, что детьми трудно осваиваются такие понятия как музыкальный жанр и определение частей музыкального произведения. Поэтому важно использовать дидактические игры. н-р, «Что подсказывает музыка» (три кита по Кабалевскому.) , «Птички на лесной полянке» и многие другие. Игры оказались интересны и полезны детям, помогли быстро овладеть понятиями: жанр, часть музыкального произведения. Дошкольный период это период накопления музыкальных впечатлений, период интенсивного музыкального восприятия. Нельзя забывать, что особое место в обучении детей и развитии творческих способностей занимает игра. Музыкальная игра – это активная деятельность, направленная на реализацию определенных задач. Она влияет на активность процесса развития движений, музыкальных способностей, творческих проявлений. Вся деятельность ребенка в игре представляет собой активное развитие музыкального творчества, потому что в игре обострено музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением, узнаванием, созданием нового музыкального образа. Выполнение музыкальных заданий в игре требует определение характера музыки, темпа, различение динамики, фраз частей музыкального произведения. Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальных игр обеспечивается также тем, что игру, как самую близкую форму деятельности, детям легко объяснить. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе ее исполнения, доступность игровых образов и художественные приемы обучения способствуют развитию творческой инициативы ребенка. Деятельность ребенка в процессе музыкальных игр представляет собой активное слушание музыки, требующее непосредственной реакции. Это обостренное музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением и узнаванием музыкальных образов и выразительных средств музыки, способствует развитию музыкального слуха, внимания, памяти и творческой инициативы ребенка, т. е. .накоплению определенных навыков и умений.

 И вот на базе знаний и умений, а главное желаний детей объединяем их в детский оркестр, в котором звучат не только шумовые инструменты или ударные «мелодические» инструменты, но и пневматические язычковые (аккордеон) электромузыкальные.

 Обучение на этих новых для детей инструментах вводим, убедившись в том, что малыш слышит высокие и низкие звуки, движение мелодии и вниз и вверх., имеет представление об элементарной теории музыки.

 Как преподать маленькому ребенку постановку руки, не отпугнув слишком серьезным подходом, что может показаться утомительным или скучным? Ведь недоработки в вопросе могут сказаться в дальнейшем.

Как построить обучение нотной грамоте, чтобы отпала необходимость в столь неприятном для ребенка «заучивании нот»?

Для решения этих задач следует использовать упражнения, дидактические игры в ассоциации со всем, что детям привычно и приятно. Все это будит воображение, связывает сказку и фантазию с обучением,

Но главная цель работы педагога – увлечь ребенка музыкой. Пробудить у него желание овладеть языком музыки, развить творческую инициативу, доставить удовольствие детям.

Музыкально дидактические игры на развитие творчества.

«Заходите в гости».

(на движение)

Чисто в домике у белки

Дети вымыли тарелки

Мусор вымыли во двор

Постучался почтальон

Благородный старый Слон.

Вытер ноги о подстилку

Распишитесь за «Мурзилку»

Это кто стучится в двери

Это мошки, птички, звери.

Вытирайте ножки, дорогие крошки

Мы не станем здесь скучать

Будем танец танцевать.

«Снежные узоры».

(использовать фломастеры обёрнутые бумагой белой или фольгой – ледяные палочки).

Раздать детям по две палочки и сказать, что можно составить из них узор. Под музыку дети выполняют любые танцевальные движения с палочками, затем каждый ребёнок делает узор. Задание можно усложнить соединившись на группы из нескольких человек построить один узор (4 ребёнка – 8 палочек).

«Палочки – звучалочки».

(игра на ритм).

(карточки с изображением вертикальных отрезков разной высоты).

М. р. предлагает детям озвучить свои карточки.

* одинаковыми или разными звуками вы можете изобразить разные по длине отрезки?

* каким звуком вы изобразите длинный (короткий) отрезок?  (дети предлагают свои варианты): длинный отрезок – громкий звук, короткий отрезок  - тихий звук. (Можно издавать звуки голосом, хлопками, стучать по столу и т. д.)  Звуки, изображающие разные отрезки, могут отличаться не только по громкости. Так, длинный отрезок легко изобразить хлопками в ладоши, а короткий  - притопами.

 «Зайка».

(с использованием пиктограмм эмоций).

Зайку бросила хозяйка.

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезь не мог.

Весь до ниточки промок.

Методические рекомендации: произносить одну или две строчки стихотворения с жестами и мимикой, отражающие соответственно эмоциональное состояние.

«Угадай - ка».

Взять шумовые инструменты и сыграть ритмический рисунок на одном из карточек, дети должны отгадать, чья карточка звучит.

«Замри и отомри».

( игра, где дети учатся выражать бодрое и спокойное  настроение с помощью разных  инструментов).

Один ребёнок выходит со своим инструментом и играет колыбельную музыку, остальные дети показывают сонную позу.

Затем солист играет бодрую музыку, дети шагают или танцуют.

«Дирижёр».

Педагог предлагает кому – нибудь из детей побыть дирижёром и продирижировать своей первой симфонией (её потребуется сочинить!).  Для этого надо выбрать 2-3 инструмента, встать перед музыкантами и показать, как играть на каждом инструменте, когда именно следует вступать.

«Весёлый кубик».

Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная, весёлая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:

«Кубик детям передай,

Кто пришёл к нам угадай!»

Ребёнок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в круг. Педагог спрашивает кто изображён на верхней грани кубика. Дети отвечают. Если нарисована кошка, то педагог предлагает показать голосом, как здоровается кошечка.  Затем игра продолжается. На гранях кубика могут быть изображены любые животные.

Кубик «Угадай - ка».

Педагог и дети стоят или сидят по кругу. Звучит любая весёлая музыка, дети передают кубик друг другу, произносится текст:

«Кубик деткам передай

Что увидел, угадай!»

Ребёнок бросает кубик на пол в круг. Педагог спрашивает у детей: «Что это?»  - «молоток». Предложить ребёнку изобразить голосом, как может звучать молоток. Игра продолжается. На гранях кубика могут быть изображены: часы, капельки, паровоз, листики.

«Музыкальный кубик».

На столе лежат музыкальные инструменты: бубен, барабан, ложки, дудочки, колокольчик, маракас. (Эти же инструменты изображены на гранях  кубика). Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку друг другу со словами:

«Всё играет и поёт,

Кубик скажет, кто начнёт».

Ребёнок, который бросает кубик, называет изображённый на верхней грани инструмент, берёт его со стола и играет несложную мелодию. Остальные дети хлопают ему. Ребёнок возвращает инструмент на стол. Игра продолжается несколько раз по желанию детей.

«Ритмический кубик или «звучащие» жесты».

Используется кубик на гранях которого изображено разное количество предметов:

На первой грани – одна бабочка.

На второй – два цветка.

На третей – три клубники.

На четвёртой – четыре листика.

На пятой – пять шишек.

На шестой – шесть ёлочек.

Дети передают кубик по кругу, проговаривая:

«Ты возьми весёлый кубик,

Передай его друзьям.

Что покажет этот кубик,

Повтори за ним ты сам!»

Ребёнок бросает кубик в круг. Считает сколько предметов на грани кубика и озвучивает «звучащими жестами».

«Кубик – календарик».

Педагог и дети стоят или сидят по кругу.  Ритмично произносится текст:

«Календарик мы листаем,

Кубик другу отправляем.

К кому кубик попадёт,

Тот нам что – нибудь покажет!

В зависимости от времени года и от творчества ребёнка, можно прочитать стихотворение или спеть песню или станцевать.

«Бабочки на лугу»

Программное содержание: учить детей различать части музыкального произведения. Учить импровизировать свои движения, меняя их со сменой музыкальных частей.

Игровое пособие: 3 карточки с изображением цветов по количеству детей: бабочки.

 Правила игры:

 Дети слушают музыкальное произведение, состоящее из двух – трех частей

 (первая и третья повторяются). На первую часть – бабочки летают над цветами, во время звучания второй части – сидят на цветочках. (Если произведение трех частное – на третью часть бабочки летают) .

"Симфонический оркестр"

 Программное содержание: Учить детей определять состав симфонического оркестра. Импровизировать на музыкальных инструментах, подбирая различные интонации, звукосочетания, ритмы.

Игровое пособие: четыре обруча, карты с изображением инструментов, таблички с названием групп (группа ударных, струнных инструментов, группа шумовых).

 Ход игры

Дети разделены на две команды. По сигналу раскладывают инструменты в обручи с названием групп. Когда инструменты разложены в обручи, нужно накрыть три обруча одним и тем же названием.

«Угадай жанр»

Программное содержание: различать звучание оркестров. Учить импровизировать в характере марша, польки, вальса.

Игровое пособие:

записи со звучанием оркестров. Карты с изображением инструментов.  Ход игры:

 Дети слушают звучание оркестра, отгадывают. Выбирают карты с изображением инструментов данного оркестра.

 Выигрывает тот, у кого больше карт с изображением инструментов.

«Лесные зверушки»

 Программное содержание: учить детей различать тембр звучания музыкальных инструментов – барабана, бубна, погремушки.

Игровое пособие: обручи – домики, где живут медведи, зайцы, лисички. Шапочки медведей, зайцев, лисичек по количеству одной трети детей. Настольная ширма.

Правила игры:

Дети разделены на три команды :  «зайцы» , «лисы», «медведи». Им надевают на головы шапочки с изображением мордочек этих зверей. Звери лесные гуляют:   медведи -  на звуки барабана, на звуки бубна  –  лисички, а звучание погремушек  - зайцы. Инструменты звучат в различной последовательности. По окончанию игры все звери прячутся в свои " домики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников при обучению игре на детских музыкальных инструментах

I.Актуальность раскрытия творческого потенциала у детей – дошкольников при развитии музыкальных способностей1. Что такое музыкальность2. Развитие музыкальных способностей у дошкольниковII. Прояв...

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников при обучении игре на детских музыкальных инструментах".

Игре  на  детских  музыкальных  инструментах  уделяется  особое  внимание , так  ка  именно  детское  музицирование  расширяет  сферу...

Роль музыки в развитии творческих способностей дошкольников

"Без  творчества  немыслимо  познание  человеком  своих  сил, способностей, наклонностей." В.А.Сухомлинский. Творческие  способности - это  индивидуальные...

Роль музыки в развитии творческих способностей дошкольников

"Без  творчества  немыслимо  познание  человеком  своих  сил, способностей, наклонностей." В.А.Сухомлинский. Творческие  способности - это  индивидуальные...

план самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством дидактической игры и занимательного материала"

Совершенствование качества обучения зависит от уровня подготовки педагога. Самообразование позволяет конкретизировать свои знания,  пополнять их.  Самообразование - необходимое условие деяте...

Развитие творческих способностей дошкольников при обучении игре на детских музыкальных инструментах

Считается доказанным,что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия,то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности и способностей....

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие творческих способностей в музыкально-дидактических играх"

Музыкально- дидактическая игра- игра обучающая. Основное название музыкально- дидактических игр- формирование у детей музыкальных способностей, в доступной игровой форме развитие чувства ритма тембров...