план самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством дидактической игры и занимательного материала"
методическая разработка (младшая группа) на тему
Совершенствование качества обучения зависит от уровня подготовки педагога. Самообразование позволяет конкретизировать свои знания, пополнять их. Самообразование - необходимое условие деятельности педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_vospitatelya_pritvorovoy_eleny_viktorovny.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
« Развитие творческих способностей дошкольников посредством дидактической игры
и занимательного материала
2016-2017 учебный год
Месяц | Тема | Цель | Работа с родителями, педагогами | Работа по самообразованию |
Сентябрь | Создание картотек дидактических игр. Оснащение уголка « Занимательная математика». | Развивать творческие способности детей посредством дидактических игр и занимательного материала. | Консультация для родителей «Особенности развития элементарных математических представлений детей 3-4 лет.» | Подбор и изучение литературы по теме, составление библиографии. «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова – СПб.: ООО «ИДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011 Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003. - 256 с. |
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Игры на освоение основных цветов. Палочки Кюинезенера.
Д/И «Бусы», « Капельки», «Цветные палочки».
Величина дидактические игрушки: вкладыши, матрёшки, пирамидки. Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики». Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру. Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов. Знакомство с понятиями «один», «много». Д/И «Найди пару», «Разложи по коробочкам». «Что лишнее?», «Что изменилось?» Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат». Игры с геометрическими фигурами. Блоки Дьенеша. Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме». Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5 Пространственные представления. Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек». Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам». Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел. Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек». Игры с использованием зарифмованных игровых задач. « Чудо кубики» Д/И « Сложи узор» Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов. д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?» Счётные палочки. Танграмм Д/игра "Волшебные палочки" (Воспитатель предлагает ребёнку составить из палочек стол, кроватку, стул, веточку, телевизор, используя палочки); Д/игра "Весёлый гном" Д/игра "Геометрическая мозаика" (Ребёнку предлагается набор геометрических фигур, из которых он должен выложить различные изображения и назвать их). |
Воспитывать у детей интерес к математике. Учить понимать слова, обозначающие основные цвета. Классификация по цвету. Закрепление представлений о величине ( длинный, короткий, широкий- узкий, высокий- низкий). Ознакомлении детей с сериацией, умением выстраивать ряд предметов по убыванию или увеличению. Развивать мышление, память, умение анализировать. Знакомство с геометрическими фигурами и телами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал. формирование умения соотносить цифру с количеством Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др. Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже). Формирование умения соотносить цифру с количеством. Ознакомление детей с ситуаций убавления и добавления, изменения количества. Развивать самостоятельность мышления, гибкости ума, смекалки, умения доказывать правильность суждений, Развивать конструктивные способности, память, логику, память. Формировать образное мышление, комбинаторные способности, практические и умственные действия. Систематизировать знания детей. Развивать смекалку, мышление, память. Доставить радость. | Оснащение уголка для родителей специальной литературой. Консультация для родителей«Как организовать игры детей с использованием занимательного математического материала». Папка- передвижка « Дидактические игры» Беседа « Как прививать интерес к математике» Консультация для родителей « Развитие математических способностей детей посредством дидактических игр» Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов». Дни открытых дверей . Индивидуальные беседы. Анкетирование родителей « Математика дома» Выставка игр способствующих развитию познавательных интересов детей. Мастер –класс « Игры со счётными палочками» | Е. С. Демина «Развитие элементарных математических представлений», Анализ программ дошкольного образования, М.: Творческий центр СФЕРА, 2009 Создание предметно – развивающей среды. «Игротека»: настольно – печатные игры математического содержания «Форма и цвет», «Цветовое лото» . Палочки Кюизенера. Математика от трёх до семи: Уч. – методич. пособие для воспитателей детских садов / З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. – СПб: «Детство – пресс», 1999. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.
«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева. «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург. «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год). И учёба, и игра: математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. – Ярославль: «Академия развития», 1997. Логика и математика для дошкольников. Издание 2-е, исправленное и дополненное. / Авт. – сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб: «Детство – пресс», 2000. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей. А. Белошистая – «Дошкольное воспитание», 2/200, стр. 69-79. В. Г. Гоголева;5. «Логика и математика для дошкольников»Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая; «Давайте поиграем» под ред. А. А. Столяра; «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Е. Н. Панова; «Я начинаю учиться (логическое мышление) Л. Вагурина, А. Кряжева; Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004. |
Основная литература:
- Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М., 2004.
- Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников. Р.-на-Д., 2005.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1989.
- Венгер Л.А. Программа «Развитие». М., 1996.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. М., 1987.
- «Детство». Программа развития и воспитания в детском саду./ Под ред. Т.И.Бабаевой. С-Пб., 1997.
- Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка. М., 1995.
- Доронова Т.Н. Программа «Радуга». М., 1997.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей. М., 1968.
- Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 1974.
- Метлина Л.С. Математика в детском саду. М., 1984.
- Михайлова З.А., Полякова М.Н., Непомнящая Р.Л., Вербенец А.М. Математическое развитие дошкольников. СПб.,1998.
- Петровский Э.Г. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1992.
- Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста/ Под ред. Л.А. Парамоновой. М., 2004.
- Программа «Школа 2000»./ авт. кол. под рук. Р.И.Бунеева. М.,1998.
- Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1991.
- Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников. Методические рекомендации. М., 1999г.
- Сохина Ф.А. Поздьяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М., 1988.
- Смирнова В.Д. Касицына М.А. Дошкольная математика. Учебно-практическое пособие. М., 1999.
- Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у детей. М., 1980.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников./Под ред. А.А. Столяра. М., 1988.
- Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М., 2000.
Дополнительная литература:
- Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М., 1986.
- Астапов В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления. М., 2000.
- Волина В.В. Веселая математика. М., 1998.
- Дьяченко О.М. Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. М., 1999.
- Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е.А.Бугрименко, А.Л.Венгер и др. М., 1992.
- Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М., 1992.
- Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль, 1998.
- Изгаршева В.М. Игрушки и пособия для детского сада. М., 1987.
- Красницкая Г.С. Самостоятельные работы учащихся педагогических училищ по курсу «Методика формирования элементарных математических представлений». М., 1997.
- Михайлова З.А. Методы формирования элементарных математических представлений. Ж. «Дошкольное воспитание». 1988. № 2.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1985.
- Михайлова З.А. Формирование самостоятельности средствами занимательной математики. Ж. «Дошкольное воспитание». 1991. №5.
- Михайлова З.А. Методы формирования элементарных математических представлений. Ж. «Дошкольное воспитание». 1988. №2.
- Непомнящая В. Развлечения с использованием занимательного математического материала. Ж. «Дошкольное воспитание». 1989. №6.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М., 1990.
- Павлова Н.Н. Как научить детей считать. М., 2000.
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька…: В 2 ч. М., 1983.
- Сорокова М.Г. Математика по методу Монтессори в детском саду и школе. М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "
«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...
«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры». Описание методической системы
Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприят...
план самообразования "Формирование экологической культуры дошкольников посредством дидактической игры"
План самообразования педагога Ерыгиной Оксаны Анатольевны...
Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала
Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и...
План самообразования на 2019-2024 г. воспитателя Половковой Натальи Юрьевны на тему: Формирование экологической культуры у дошкольников посредством дидактической игры.
В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к пр...
Развитие математической грамотности детей дошкольного возраста посредством дидактической игры и занимательного материала.
Регулярное использование игр и занимательного материала математического содержания повышает у дошкольников качество математической подготовленности, позволяет более уверенно ориентироваться в пр...
"Развитие математической грамотности детей дошкольного возраста посредством дидактической игры и занимательного материала."
Статья содержит информацию о развитии математической грамотности у дошкольников и ее практическом применении в дошкольном учреждении на основе дидактических игр и занимательного материала,...