Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников при обучении игре на детских музыкальных инструментах".
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Игре на детских музыкальных инструментах уделяется особое внимание , так ка именно детское музицирование расширяет сферу муззыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка, развивает его творческие...
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Развитие творческих способностей дошкольников при обучении игре на детских музыкальных инструментах». Музыкальный руководитель: Митрошина Т.И. МБДОУ №6 «Берёзка». 2013 – 2015г. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: главная цель создания детского оркестра – развивать интерес к эстетической стороне действительности; потребность детей в творческом самовыражении; инициативность и самостоятельность. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: Образовательные: учить детей чистому интонированию в диапазоне актавы; развивать музыкально – слуховые способности; дать теоретические знания для понимания или грамотного воспроизведения музыки; развивать метроритмические способности; учить детей игре на детских музыкальных инструментах. Воспитательные: способствовать гармоничному развитию личности каждого ребёнка, где важна музыка сама по себе, а музыка – как воспитательное средство. Постигая мир звуков /от звуков в повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию/, дети учатся слушать и слышать окружающий мир, развивая свою эмоциональную отзывчивость, приучаются к целенаправленной работе, занимаются элементарной творческой деятельностью. Способствовать расширению музыкального кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами, развитию художественного вкуса, а также способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка, учитывая его индивидуальные возможности. Формы работы: - Текущие занятия - Подгрупповые занятия - Индивидуальные занятия - Выступления на утренниках, праздниках и вечерах развлечений - Итоговый концерт /апрель – май 2015г./ Форму проведения занятий использовала по назначению: игровую, наглядную и дидактическую. Материально – техническое оснащение: Детские музыкальные инструменты, которые возможно использовать в работе с детьми: Все детские музыкальные игрушки и инструменты сгруппировала по видам: - неозвученные музыкальные игрушки – инструменты – они помогали детям создавать игровую ситуацию. /Балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баянчики с растягивающимися мехами и т.д./ - озвученные музыкальные игрушки – инструменты: а/ с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределённой высоты /погремушки, бубны, трещётки, барабаны, кастаньеты, треугольники, колотушки, музыкальные молоточки и пр./; б/ игрушки – инструменты, издающие звук, только одной высоты /свирели, дудочки, свистульки, рожки/; в/ игрушки – инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом / металлофоны, триолы, пианино, свирели ,гармоники, колокольчики, балалайки, гусли, детские аккордеоны и т.д./. ПОСОБИЯ: - фланелеграф; - наглядно – дидактические пособия; - музыкально – дидактические игры /настольные/; - музыкальная лесенка; - музыкальный материал /хрестоматии и методические пособия, ноты/. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ: - собрания общие и групповые; - консультации / в том числе в форме индивидуальных бесед/; - итоговый концерт; - выставки / «Музыка в жизни ребёнка», «Дошкольное музыкальное развитие, «Играем сами» и т.д./. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ: 1. Тематические консультации. 2. Организация утренников, праздников и вечеров развлечений. ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ГОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Месяц | Кол –во занятий | Осваиваемый инструмент | Соответствующие темы и понятие музыкальной грамоты |
сентябрь | 1 - 6 | Ударно – шумовые: погремушки, маракасы, трещётки, бубенцы. | Звуки шумовые и музыкальные; высоко – низко, громко – тихо; звуки долгие и короткие. |
октябрь | 1 - 6 7 - 12 | Треугольник, бубен, барабан, тарелки, ложки, металлофон. | Нотный стан, скрипичный ключ, нота, ноты первой октавы. |
ноябрь | 1 - 12 | Металлофон | Длительность нот, штили, паузы, такт. |
декабрь | 1 - 12 | Повторение | Лад, тоника, ступени, устои и не устои. |
январь | 1 - 6 | Ксилофон | Динамические оттенки. |
февраль | 1 - 12 | Свирель | Ноты второй октавы, мажор и минор. |
март | 1 - 6 7 - 12 | Свирель. Свирель, аккордеон. | Легато, стаккато, басовый ключ, ноты малой октавы. |
апрель | 1 - 12 | Аккордеон | Размер 2/4 и 3/4. |
май | 1 - 12 | Повторение | Мелодия, аккомпанемент. |
В своей работе по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста я ставила определённые задачи: развивать музыкальные способности детей – звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность, способствовать развитию навыков пения, движений под музыку; обучение детей игре и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах. Л.Меркуловой предложена программа «Оркестр в детском саду», которая сочетает обучение детей игре на детских музыкальных инструментах с изучением нотной грамоты. Ознакомившись с этой программой и другими материалами по обучению детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах, я пришла к выводу, что элементарное музицирование способствует развитию творческих способностей дошкольников. Поэтому я включила в практику своей работы элементы программы Т.Тютюнниковой и материалы ; «Пути педагогического творчества» Т.Боровик. В работе по развитию музыкальных и творческих способностей я для себя поставила цель: помочь детям в музыкально – дидактической игре войти в мир музыки, ощутить и пережить её эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике. Кроме основных задач для развития творческих музыкальных способностей дошкольников я старалась выполнять следующие задачи: развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования , способность к спантанному творческому поведению; создавать предпосылки к формированию творческого мышления. Для развития творческой личности ребёнка – дошкольника на музыкальных занятиях я ставила перед собой и сопутствующие задачи: воспитание интереса и любви к музицированию; установление взаимосвязи между самостоятельными умениями детей и высокой музыкой, исполнение которой пока не доступно; развитие навыков общения, сопереживания, доброжелательности, взаимоуважения; формирование качеств , способствующих самоутверждению личности, самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения. Осуществлять эти задачи я старалась на основе комплексного развития музыкальности у детей: метроримического чувства, тембрового, интонационно – речевого и ладового слуха, его чуткости , реактивности, быстроты, навыков элементарного импровизационного движения, речедвигательной координации, а также социально – коммуникативных качеств. Интересно высказывание В.Кудрявцева о том, что детство, прежде всего дошкольное –«единственный период человеческой жизни, когда творчество становится универсальным и естественным способом бытия человека». Дети от природы любознательны и полны желания делать что – то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т.е. творческую среду. Для того, чтобы у дошкольников шло полноценное развитие его творческих способностей, необходимо искать способы организации творческой деятельности, возбуждать интерес к окружающему миру; сформировать эмоционально – положительное отношение к красивому, отрицательное отношение к негативным явлениям, поступкам; обеспечить комфортные условия для развития ребёнка и его самовоспитания. В процессе своей работы я пришла к выводу, что такими условиями являются: - личностно – ориентированное взаимодействие детей и педагога, проявление интереса педагога в деятельности детей, их творчеству; - эмоционально – положительное отношение между сверстниками; - использование разнообразных методов и приёмов обучения, направленных на активизацию детей; - индивидуальный подход к каждому ребёнку; - коллективное обсуждение «продукта творчества»; - создание предметно – развивающей творческой среды. Основной формой музыкальной деятельности в ДОУ, являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, восприятие музыки, музыкально – ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Игре на детских музыкальных инструментах уделяется особое внимание, т.к. именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка, развивает его творческие и исполнительские способности. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются творческие музыкальные способности. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дошкольники открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов, у них улучшается качество пения /чище поют/, музыкально – ритмических движений / чётче воспроизводят ритм. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный ритм. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развитие мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Работу по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах я старалась проводить организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляла на музыкальных занятиях, уделяя обучению 5 -7 минут, и во время индивидуальной работы с детьми. Вместе с воспитателями старалась применять различные методические приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использовала музыкально – дидактические игры, фланелеграф, музыкальную лесенку, слушали музыку композиторов - классиков в аудиозаписи и т.д. Обучение игре на музыкальных инструментах в процессе занятий требует определённого времени. Со многими музыкальными инструментами знакомила детей с учётом их возрастных особенностей на музыкальных занятиях, во время проведения дидактических игр, а также во время индивидуальной работы с детьми и в свободное от занятий время. Систематическое применение на музыкальных занятиях различных музыкальных игрушек вызывает у малышей большой интерес, расширяет их музыкальные впечатления, способствует развитию их творческой активности. Знакомство с детскими музыкальными инструментами начинала с детьми раннего возраста. Уже в этом возрасте дети знают и различают звуки бубна, погремушки. Они учатся различать звуки по высоте: высокое и низкое звучание колокольчиков, фортепиано, металлофона. В работе с малышами использовала музыкальные игрушки: дудочки, барабаны, которые помогают заинтересовать их, побуждают к активности. . /Использовала музыкальный репертуар «Бубен» р.н.м. обр. М. Раухвергера, «Погремушка» р.н.м./ В работе с детьми раннего возраста использую также: дудочки, барабаны, колокольчики. Они помогают заинтересовать детей, побуждают их к активности. Знакомство с музыкальными инструментами проводила постепенно, усложняя задания от занятия к занятию. В процессе игр дети начали самостоятельно угадывать звучание инструментов. Я заметила, что детям этого возраста доставляет большое удовольствие выполнять различные движения с инструментами – игрушками /погремушки, бубен /, в различных упражнениях они учатся различать звуки по высоте; реагируют на тихое и громкое звучание; самостоятельно выполняют упражнения, связанные с двухчастной формой мелодии; различают тембры менее контрастных по звучанию детских музыкальных инструментов /бубен, погремушка/. На каждом занятии старалась создать радостное настроение у детей от общения с музыкой. В гости к детям приходили разные зверушки, кукла Катя и приносили им в корзиночке или в коробе погремушки, шумелочки, колокольчики. Малыши рассматривали их, ощупывали, учились общаться , извлекать звук. И только после этого проводилась игра: «Колокольчики», «Погремушки». /Под тихую музыку дети постукивали погремушкой по ладошке перед собой, под громкую – поднимали погремушку вверх и слегка встряхивали ею. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать тихое и громкое звучание. Аналогично разучивалась игра «Тихий и громкий колокольчик». На каждое занятие к детям приходит какой – либо персонаж и включается в игры с детьми, у каждого своя музыка . Таким образом дети, учатся чувствовать ритм /различают ритм шага и бега/, реагировать на смену музыки. Во время музыкальных занятий я использую ритмодекламацию, пальчиковые игры и игры с палочками, которые развивают чувство ритма, доставляют малышам много радости и повышают интерес к музыкальным занятиям. Коллективные исполнения на музыкальных инструментах сочетала с индивидуальными и побуждала выполнять задания небольшой группой или по одному. При этом немаловажную роль играет принцип повторности. При каждом новом исполнении ребятишки становились всё более активными. В младшей группе я закрепляла знания детей о музыкальных игрушках и инструментах, о которых они узнали ранее; продолжала знакомить с новыми: барабаном и металлофоном. На музыкальных занятиях предлагала детям творческие индивидуальнык задания с использованием барабана. Например, музыкально – дидактическая игра «Назови своё имя». Ребёнок называет своё имя и стучит ритм на барабане. Дети с большим желанием выполняли такие несложные задания. В процессе дидактических игр продолжала работу над развитием музыкального слуха и сенсорных способностей. Ксюша Г. и Лиза М. не только различали контрастное звучание, но и могли воспроизвести его. Например, каким голосом мяукает кошка , а каким – котёнок./Музыкально – дидактическая игра: «Кто мяукает?»/, звенят колокольчиком или ударяют по барабану / «Угадай, на чём играю?» . При обучении детей игре на музыкальных инструментах в младшей группе я по - прежнему использовала на занятиях ритмодекламацию, пальчиковые игры, игры с палочками, игры с ложками, упражнения с кубиками. Постепенно у малышей обогащался опыт восприятия музыки, воспитывалась эмоциональная отзывчивость на знакомые детские инструменты, появлялось желание самостоятельно действовать с ними. В средней группе уже предусматривается новый вид музыкальной деятельности – игра на детских музыкальных инструментах /на металлофоне/. Игра на металлофоне способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма, музыкальной памяти. Первоначальное обучение игре на металлофоне осуществляла сначала на музыкальных занятиях, затем во время индивидуальной работы с детьми. Сначала учила детей держать молоточек и правильно извлекать звук /объясняла, что держать молоточек надо между большим и указательным пальцем, не зажимая его, ударять надо по середине пластинки легко, чтобы звук «летел»/. Когда это дети осваивали, учила их передавать ритмический рисунок хлопками все вместе. У кого не получалось – работала с такими детьми индивидуально, небольшими подгруппами. Затем учились передавать ритмический рисунок, используя различные ударные шумовые инструменты: палочки, бубны, кубики, музыкальные молоточки. Когда дети осваивали это – переходила к обучению игре попевки на металлофоне на одном звуке. Сначала я наклеивала на нужную пластинку металлофона цветной кружочек, чтобы дети не путали пластинки. Со временем этот приём был не нужен, т.к. дети обучению стали хорошо ориентироваться в расположении пластинок. Научившись играть на одной пластинке, стала объединять детей в небольшие группы. Таким образом дети учились играть в ансамбле. В средней группе знакомила детей и со звучанием музыкального треугольника. Есть ряд игр, в которых этот инструмент обыгрывается: «Как тебя зовут?», «Весёлые молоточки». В игре дети по ритму угадывают, кого позвали. Такие музыкальные загадки можно загадывать друг другу на любом музыкальном инструменте: бубне, барабане, металлофоне. Они развивают творчество детей, побуждают к самостоятельным действиям с инструментами. Таким образом , дети освоили игру на металлофоне на одной пластинке таких песенок из музыкального букваря: «Флажки», «Небо синее», «Смелый пилот» Е.Тиличеевой. В процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах перед детьми старшей группы я начала ставить более сложные задачи .Учила исполнять знакомые попевки, песни индивидуально и небольшими подгруппами. Это требует от детей определённых умений. К такому обучению исполнения я подходила на примере проболее сложным заданиямстых попевок, построенных на одном звуке .Дети не только передают в игре знакомый ритмический рисунок, но и придерживаются общего темпа, одновременно начинают и заканчивают игру. Многие дети не испытывали больших затруднений в одновременной игре на двух металлофонах /Рома Р.,ДашаГ., Кирилл М./, т.к. попевка, построенная на одном звуке им уже хорошо знакома и есть небольшой опыт игры в подгруппах / в конце учебного года в средней группе мы уже опробовали данный опыт/. От исполнения простых попевок я переходила к более сложным заданиям – игре на двух близлежащих звуках /ми – до/. В процессе обучения у детей развивается звуковысотный слух, поэтому, сначала предлагала детям сначала исполнять попевку с показом рукой высоты звука. Дети запоминают на какие слоги приходятся высокие и низкие звуки. Постепенно дети исполняют эту попевку ансамблем. / «Играем на металлофоне»/. По этой же системе разучивала с детьми и другие песенки из музыкального букваря: «Гармошка» Е.Тиличеевой ,ук р.н.п. «Приди, приди, солнце» и др. Систематические занятия по обучению игре детей на музыкальных инструментах помогают развивать творческую активность детей, умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни. Обучение игре детей на музыкальных инструментах в подготовительной школе группе я стараюсь уделять особенное внимание. К этому времени дети уже хорошо владеют всеми шумовыми инструментами: погремушки, бубны, барабан, ложки, трещётки, маракасы и мн.др.Дети не только на занятиях, но и без воспитателя, в самостоятельной деятельности организовывают ансамбли «музыкантов», которые исполняют вместе знакомые песенки или в свободное время импровизируют на детских музыкальных инструментах в сюжетно – ролевых играх : «Семья», « Поход на концерт» и т.д. В подготовительной группе я продолжала ставить задачи по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах ставила задачи: продолжать обучать детей игре на металлофоне индивидуально, в ансамбле; создать детский оркестр и научить детей играть в оркестре: своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками. Обучение проводила в комплексе с ритмодекломацией, распевкой, чему уделяла на занятии 4 -5 мин. Используя музыкальные инструменты, дети как бы дополняют простейшие мелодии, которые исполняют как распевки, развивая свои творческие способности. Игра на музыкальных инструментах вызывает у детей стремление быть активными. Но иногда в подготовительной группе встречались застенчивые, малоактивные дети, которые не проявляли себя во время игры на инструментах / Полина Г., Стёпа А./ Правда, таких детей мало, в основном это новые дети, которые недавно пришли в группу из дома /Ваня Т./. Как правило, вновь пришедшие дети не знакомы с первоначальными навыками игры на музыкальных инструментах, поэтому такие дети, обычно , бывают пассивны. Таким детям я старалась уделять внимания больше, приглашая их на индивидуальные занятия. С такими детьми приходилось осваивать обучение игре, начиная с первоначальных навыков обучения. Освоив игру на металлофоне, дети самостоятельно импровизируют на нём в самостоятельной деятельности, подбирая по слуху простейшие мелодии песен и танцевальных мотивов. А освоив музыкальную грамоту, дети к концу года легко ориентируются в игре на других музыкальных инструментах: детском аккордеоне, ксилофоне, детском пианино, цитре, арфе. В 6 -7 лет не составляет труда обучить детей игре на духовых инструментах /дудочке, свирели/, если они обучены навыками игры на них. Используя систему Карла Орфа, использовала в оркестре шумовые инструменты, объединяла детей в ансамбль и добивалась от них своевременного включения в игру, выразительности исполнения каждой партии в отдельности, а затем соединяла в один полноценный оркестр, который, обычно выступает на 8 Марта и на утреннике, посвящённом выпуску детей в школу. К концу учебного года дети подготовительной группы овладевают практическими навыками игры на нескольких музыкальных инструментах: металлофонах, детских аккордеонах, всех шумовых, имеющихся в ДОУ; они знают названия шумовых , духовых, щипковых, ударных инструментов; характер их звучания, правила пользования ими; по слуху узнают не только инструмент, но и мелодии знакомых песен, и сами повторяют на однотипном инструменте услышанную мелодию. Уделяя особое внимание обучению детей игре на детских музыкальных инструментах я развиваю у них творческие способности, память, мышление, внимание самостоятельность, эмоциональную отзывчивость, тем самым я приучаю детей согласованно действовать в коллективе, готовлю их к обучению в школе, развивая все те качества, которые так необходимы будущему школьнику. ЛИТЕРАТУРА: 1. Т.Боровик «Пути педагогического творчества». 2.Л.Меркулова «Оркестр в детском саду». 3.Н. Ветлугина «Музыкальное развитие ребёнка».Москва, Просвещение 1983г. 4.Н.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Москва, Просвещение 1990г. 5.Каплунова и И.Новосельцева «Ладушки», «Этот удивительный ритм» /пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений/. 6.А.Девятова «Звук – волшебник» /Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста/. Москва. Линка – пресс. 2006г. 7.Журналы «Музыкальный руководитель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы
Обобщение опыта работы по теме: «Пути повышения двигательной активности в младшем дошкольном возрасте» Воспитателя МДОУ детский сад № 10 г. Кропоткин Савчук Ната...
Этапы изучения, обобщения и внедрения ППО в ДОУ
Этапы изучения, обобщения и внедрения ППО в ДОУ № 106...
Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"
Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)...
Творческий отчет из обобщения опыта по теме: «Народное творчество как одно из средств воспитания гармонически развитой личности».
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольн...
План-конспект организованной образовательной деятельности с непосредственной коррекцией речи в старшей группе компенсирующей напрвленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "В гостях у осени" (обобщение)
В игровой, занимательной форме, ввиде увлекательного путешествия, дети повторяют ранее изученный материал по темам: "Осень", "Деревья", "Овощи", "Фрукты", "Перелётные птицы". Данный вид деятельности д...
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование у дошкольников первоначальных чувств патриотизма через раннюю профориентацию».
На мой взгляд, воспитание патриотических чувств у современного дошкольника является одной из основных задач дошкольного образования. Но так, как наши воспитанники – дети работников ОАО «РЖ...