"Мастерская для родителей" - как инновационная модель взаимодействия специалистов детского сада с семьей.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
В статье представлен опыт проведения мастерской для родителей детей с особенностями в познавательном развитии, как возможность получить практическую консультацию у нескольких специалистов детского сада одновременно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_dlya_roditeley.docx | 7.26 КБ |
Предварительный просмотр:
"Мастерская для родителей" - как инновационная модель взаимодействия специалистов детского сада с семьей.
Дошкольное детство - один из самых важных этапов в жизни ребенка. Именно в этот период ребенок активно познает окружающий мир, накапливает опыт и учится строить отношения с окружающими. Две наиболее значимые сферы для ребенка в этот период - это детский сад и семья. Семья и детский сад имеют свои особенные функции и никак не могут заменить друг друга. В связи с этим важность эффективного взаимодействия родителей и детского образовательного учреждения не вызывает сомнений. На сегодняшний день многие традиционные формы работы, такие как родительские собрания, консультации, буклеты, родительские газеты - недостаточно эффективны, так как родители являются фактически формальными слушателями. Анализ проведенных бесед и анкетирования показал, что родителям не хватает практических навыков и умений в организации продуктивного общения со своими детьми. А как мы знаем, педагогическая и психологическая работа с детьми не будут эффективна без помощи и поддержки родителей. Как следствие, возникает необходимость поиска новых подходов во взаимодействии всех специалистов детского сада с семьей.
Но что же мы подразумеваем под словом взаимодействие? Термин «взаимодействие» в толковом словаре С.И. Ожигова обозначен как взаимная связь двух явлений; взаимная поддержка. Любопытен тот факт, что глагольная приставка ВЗЪ обозначает направление вверх , доведение действия до какого-либо состояния. Таким образом, в контексте взаимодействия родителей и специалистов детского сада, можно говорить о взаимной связи и поддержке двух социальных явлений: семьи и общественности, ради одного общего дела - процесса становления личности подрастающего поколения. При этом можно смело утверждать, что развитие обоих социальных институтов, непременно будет стремиться "вверх", что соответственно прямо пропорционально отразится на повышении знаний, умений и навыков наших детей. Так как в основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей, то, следствием этого являются не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами – практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л.М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия. Если у воспитателей детского сада есть возможность ежедневно беседовать с семьей воспитанника, то специалисты детского сада педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, хореограф, учитель-логопед ежедневно такой возможности не имеют. Но данной категории педагогов тоже есть о чем рассказать родителям. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в работу специалистов ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования.
Проанализировав проблемы со всех сторон, специалисты нашего детского сада пришли к выводу, что работу с родителями нужно выстраивать с помощью вовлечения их вместе с детьми в практическую работу. Таким образом, организовывая первую "мастерскую" педагоги: педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель и хореограф определили вопросы, которые они хотели бы осветить на своем мастер-классе. Было решено проводить мастер-классы одновременно всеми специалистами, поделив пришедших родителей и детей на небольшие группы: несколько взрослых со своими детьми. На работу каждой группы педагогом выделялось небольшое время (7-10 минут), за которое руководитель мастерской предлагал участникам освоить ряд упражнений с учетом специфики своей деятельности.
Первую мастерскую решено было посвятить здоровью и эту тему педагоги должны были раскрыть согласно роду своей деятельности.
«Мастерская здоровья: детский сад - семье»
Цель: обратить внимание родителей на работу специалистов школы-сада в области здоровьесбережения детей.
Ход работы.
Зал делится на четыре зоны (по количеству работающих «мастеров»), в которых располагаются педагогические мастерские. Каждая мастерская обустроена столом с необходимыми атрибутами для работы и знаком специалиста.
- мастерская правильной осанки (ответственный – хореограф, знак - туфелька)
- мастерская физкультуры и спорта (ответственный – инструктор по физической культуре; знак - скакалка)
- психологическая мастерская (ответственный – педагог-психолог; знак – воздушный шарик)
- мастерская дыхательной гимнастики (ответственный - музыкальный руководитель; знак – скрипичный ключ)
Родители вместе с детьми входят в зал, где их встречают специалисты-мастера. Психолог говорит вступительное слово о работе школы-сада в области здоровьесбережения, представляет «мастеров», объясняет правила работы мастерской, делит участников на четыре подгруппы (по количеству участвующих в работе педагогов). Родители и дети получают билеты. На которых изображены знаки специалистов в определенной последовательности. У каждой подгруппы своя последовательность, для того чтобы участники не сбились с «пути» и получили все мастер-классы по очереди. На работу каждой подгруппы выделилось 7 минут, по истечении которых раздается сигнал, оповещающий о переходе к другому педагогу. Таким образом, каждая подгруппа, не мешая другим, получает мастер-класс от каждого специалиста в свое время. По окончании всех работ хореограф проводит общий танцевальный флеш-моб. В конце дети и родители получают памятные медали и сертификаты.
Содержание мастер-классов
- Мастер-класс по физкультуре – работа с самодельными гантелями. Рассказ инструктора по физкультуре о том, как сделать гантели в домашних условиях; показ упражнений с ними, с объяснением какие группы мышц они развивают.
- Мастер-класс по хореографии – хореограф проводит работу по развитию и укреплению осанки. Показывает ряд упражнений для выполнения в домашних условиях.
- Мастер-класс дыхательной гимнастики – музыкальный руководитель рассказывает о возможностях дыхательных упражнений, показывает, как их правильно выполнять.
- Мастер-класс по развития мелкой моторики – педагог-психолог объясняет, как и для чего развивать мелкую моторику. В мастер-классе используется сухой бассейн.
Смысл совместной работы заключается в том, что родители вместе со своими детьми за время работы одной мастерской получают информацию от всех специалистов, имеют возможность практических навыков и наблюдают за работой своих детей вне дома, познакомится с рабоотой каждого педагога «изнутри».
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – важнейшие институт социализации ребенка и от того, как они будут взаимодействовать, зависит успешность адаптации ребенка к условиям жизни. Без родительского участия процесс воспитания неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения данной формы взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения дают возможность говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурное развлечение по взаимодействию специалистов детского сада с детьми и родителями "Путешествие в Космос"
Физкультурное развлечение в подготовительной группе направленное на знакомство детей с праздником космонавтики в рамках взаимодействия со специалистами детского сада, каждый из которых направляет свою...
Взаимодействие специалистов детского сада по медико – психолого - педагогическому сопровождению детей в группах раннего возраста
Взаимодействие специалистов детского сада по медико – психолого - педагогическому сопровождению детей в группах раннего возраста ( семинар – практикум в рамках Круглого стола методического ...
"Взаимодействие (партнерство) детского сада и семьи по реализации области "Речевое развитие"
Презентация выступления...
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника во взаимодействии воспитателя детского сада с семьей
Формирование у детей патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьик к процессу ознакомления дошкольников с соци...
Взаимодействие специалистов детского сада, школы с семьёй ребёнка в комплексной коррекции речи ребёнка и его общем развитии
Артамонова С.Ю. учитель-логопед высшей квалификационной категории, лауреат премии мэра ГБДОУ №70 Кировского р-на, Санкт-ПетербургаСёмка Галина Юрьевна учитель-логопед высшей квалификационной кат...
Педагогический проект: «Взаимодействие специалистов детского сада в работе с детьми с ОВЗ»
Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно - психического здоровья и социализации детей, успешного становл...
Презентация "Взаимодействие нашего детского сада с семьями наших воспитанников"
https://disk.yandex.ru/i/VicQrdA3JO296Q...