Воспитание чувства патриотизма у дошкольника во взаимодействии воспитателя детского сада с семьей
консультация (старшая группа)
Формирование у детей патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьик к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением обЪясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья, и которое не может заменить дошкольное учреждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_chuvstva_patriotizma.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гаврилюк Татьяна Иосифовна
МБОУ Сш № 12 г .Сургут ХМАО-Югра
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника во взаимодействии воспитателя детского сада с семьей
Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни в этом возрасте начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоническое формирование личности.
В условиях реформирования системы дошкольного образования в нашей стране все более актуальной становится проблема приобщения ребенка к отечественным и общечеловеческим ценностям, формирования его гражданской идентичности, патриотических чувств (любви к своей семье, к детскому сообществу, к родному краю, к своей Родине), усвоения национальных традиций, и социокультурных норм.
Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (273-ФЗ, с изменениями 2018г.), «О высшем и послевузовском образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Указ президента Российской Федерации от 10 января 2000г. №24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 10 января 1999г. №1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части касающейся вопросов патриотического воспитания.
Теоретические и методические вопросы воспитания у детей нравственно-патриотических чувств раскрывают в своих работах: Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, Л.А. Кодрынская, М.Д. Маханева, В.И. Петрова, А.Н. Верщиков, Н.В. Микляева, Н.И. Карпухина, Н.В. Алешина и др.
Чувство патриотизма очень многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, со всем окружающим, желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Поэтому, очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте прочувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Постижение ребенком социального мира, строится на движении от осознания своей общности, с ближайшим окружением, (семья, детский сад, город, край в котором родился) к региону, - к пониманию России, как государству, объединенному общей символикой, нравственным ценностям и далее к осознанию - Земля, планета, на которой мы живем. Таким образом, выстраивается закономерная цепь формирования гражданской идентичности в дошкольном возрасте: Моя семья - Мой дом - Детское сообщество – «Детский сад» – Мой край - Югра – Я живу в России.
Формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Всилу своей профессии педагоги обязаны позитивно влиять на развитие детей своей группы. Но их мастерство, советы, их мудрость должны быть искренне разделены и приняты родителями на основе сформированного доверия и продуктивного взаимодействия. Есть хорошая мудрость: «Мы разные, но мы вместе», и она напоминает нам теперь о себе отовсюду. Она должна помочь осознать, что в этом и заключаются человеческие ценности. Педагоги должны оценить потенциал разных семей, разных людей, которые вовлечены в жизнь детей их группы. Узнать о нем можно только так, чтобы они сами захотели открыться воспитателям, рассказать, что для них важно, в чем они могут участвовать, что и когда они хотят и готовы делать для вас. Хорошо, если они задают вопросы о развитии своего ребенка, доверяя опыту и профессионализму воспитателей, их заинтересованности в развитии детей. Это и будет продуктивное сотрудничество с семьей в интересах детей, это будет вовлечение семьи, которого хочет от педагогов программа «Сообщество». Программа предлагает самые разные формы вовлечения семьи, которые должны, однако, исходить из определенных, в том числе, этических правил.
Педагог, выступает в роли гида, общаясь с детьми, задает им вопросы, постоянно ищет решение проблем вместе с родителями и коллегами, интересуется у родителей о ребенке, и вместе с ними оценивает его развитие, узнаёт цели и пожелания родителей в отношении ребёнка и его группе, и, в свою очередь, объясняет и обосновывает свои предложения. Педагог чувствует, когда уместно искать другие ресурсы и направляет родителей к ним, старается вместе с родителями находить функциональную деятельность, подходящую детям по домашним условиям и расписанию. Готов не только преподавать, но и учиться у родителей.
Какова реальная польза от включения семей в образовательную работу с детьми в детском саду? И теория, и практика показывают, что вовлечение семьи приносит пользу и детям, и детскому саду, и прежде всего самим родителям: эмоциональная вовлеченность позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к детскому саду, помогающим другим, обновленными и готовыми к новым жизненным задачам. Физическая вовлеченность позволяет им формировать новые умения, забыть о беспокойствах, познакомиться с другими людьми, повеселиться и посмеяться, а непосредственное присутствие в группе в качестве помощника воспитателя приносит большую пользу семьям т. к. возможность поработать в профессиональной среде помогает родителям лучше разобраться вопросах развития детей, научиться некоторым "премудростям" работы с детьми и дома применять полученные навыки.
Наблюдения за своими детьми на фоне других детей позволяют им понять, что все дети разные, что не нужно сравнивать одних детей с другими, а надо видеть и оценивать развитие одного ребенка раньше и теперь.
На наш взгляд, педагогически организованная практическая деятельность ребенка, окрашенная положительными чувствами, имеющая общественную направленность и осознанный характер, является основой нравственного воспитания. Таким образом, выстраивается закономерная цепь формирования гражданской идентичности в дошкольном возрасте: Моя семья - Мой дом - Детское сообщество – «Детский сад» – Мой край- Югра – Я живу в России.
Для того, чтобы родители чувствовали себя желанными гостями в детском саду, требуется больше усилий, чем написание записки или однократное приглашение. А чтобы помочь им чувствовать себя нужными и полезными, мы заботимся о том, чтобы в группе присутствовала информация, подсказывающая, где и как заняться конкретным делом с пользой для детей и педагогов. Родителям предоставляется возможность права выбора центра и времени его посещения. В помощь родителям, в каждом центре прикрепляются «Памятки», где изложены конкретные дела и действия, которые родители могли бы там предпринимать.
Осознавая роль дома и семьи как среды, где начинается обучение и социальное развитие ребенка, педагог должен выстраивать мостики между детским садом и семьей, местным сообществом и способствовать постоянному двустороннему общению.
С учетом возрастных особенностей дошкольников формируется целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, понимание существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будующего.
Мы считаем, что первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных ценностей дошкольниками, может стать прочным фундаментом для их последующего осмысления и формирования системы ценностей, стимулирующей мотивацию самосовершенствования к самоутверждению.
Список литературы:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»- утвержена правительством Российской федерации от 5 октября 2010г. № 795.
- Верщиков А.Н., Климов С.Н., Кусмарцев М.Б., Метлик И.В. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. Учебное пособие. - М.: Планета, 2010. – 336 с.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2010 – 96с.
- Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М., ТЦ «Сфера», 2013. – 144 с.
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет, нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Воспитание чувства патриотизма у дошкольников"
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно ...
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников
Предполагается, что процесс воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста будет эффективным в том случае, если:доминантой его содержания является нравственный компонент;оно строится с у...
"Воспитание чувства патриотизма у дошкольников"
Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, родному дому, детскому саду, родной улице, Родине...
Воспитание чувств патриотизма у дошкольников средствами окружающей действительности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 «Колокольчик» общеразвивающего вида План по самообразованию воспитателя младшей группы М...
"Воспитание чувства патриотизма у дошкольников"
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личност...
Консультация для воспитателей: «Взаимодействие педагогов детского сада с семьями воспитанников по формированию навыков безопасного поведения дошкольников»
В детском саду работа с родителями по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста выстроена через различные формы....
Методическая разработка "Воспитание патриотических чувств у дошкольников во взаимодействии воспитателя детского сада с семьей"
В статье раскрывается, с чего надо начинать работу по воспитанию у детей патриотических чувств. Неотъмлемой частью воспитательного процесса по теме является тесное сотрудничество с семьей...