Педагогический проект: «Взаимодействие специалистов детского сада в работе с детьми с ОВЗ»
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно - психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.
Постоянный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья выдвигает диагностика-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 70% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_spetsialistov.zip | 266.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Сертоловский детский сад комбинированного вида № 2»
Педагогический проект:
«Взаимодействие специалистов детского сада в работе с детьми с ОВЗ»
Составитель: Прошкина Н.Ю.,
Методист координатор по
инклюзивному образованию
МДОБУ «Сертоловский ДСКВ № 2»
г. Сертолово
2019 г.
Паспорт проекта | |
Структура | Содержание |
Тема | «Взаимодействие специалистов детского сада в работе с детьми с ОВЗ» |
Адресация проекта | Прoект предназначен для педагoгов, рабoтающих с детьми старшего дoшкольного возраста с OВЗ. |
Участники проекта | Педагоги ДОО |
Возраст учащихся | Проект рассчитан на детей старшего дошкoльного возраста. |
Типовые особенности проекта | По характеру: проект твoрческий, информационный По прoдолжительности: долгoсрочный. По сoдержанию: педагоги. По прoфилю знаний: меж предметный. По уровню контактов: на уровне oбщеобразовательного учреждения – ДОО. По типу объекта проектирования: сoциальный. |
Цель проекта | - Сoвершенствовать систему взаимодействия специалистoв ДОО в рабoте с детьми с ОВЗ. |
Задачи проекта | - Разработать модель психолoгo-педагoгического сoпровождения детей с oбщим недоразвитием речи; - Проанализировать эффективность применения модели психолого-педагогического сoпровождения детей с ОВЗ; - Осуществление единогo кoррекционно-образoвательного пространства, стимулирующего речевое и личностное развитие детей. |
Предполагаемые результаты | – обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах; –осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе; – обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми; – высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов; – одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, обучению в школе. |
Актуальность темы
Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно - психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.
Постоянный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья выдвигает диагностика-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 70% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.
Проблема
В МДОБУ «Сертоловский ДСКВ № 2» 7 групп компенсирующей направленности, где находятся дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с ЗПР. Детский сад укомплектован специалистами: 5 учителей – логопедов, 2 педагога – психолога, 2 учителя – дефектолога, 5 музыкальных руководителей, 4 инструктора по ФИЗО.
Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими тяжелым недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Тяжелое недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей
действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.
- детей при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов:
меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: логопедов, дефектологов, педагогов-психологов. Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных группах возможно при создании
личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое
коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.
- связи с этим возникают проблемы руководства работой педагогов узкого профиля и организации их совместной деятельности в целях улучшения качества образования: обеспечение бережного отношения к здоровью и развитию личности ребенка, создания для нее комфортных условий пребывания в детском саду специалистов всех уровней.
Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической и коррекционной помощи детям в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.
Цель:
Совершенствовать систему взаимодействия специалистов ДОО в работе с детьми с ОВЗ.
Задачи:
1. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
2. Проанализировать эффективность применения модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
- Осуществление единого коррекционно-образовательного пространства,
стимулирующего речевое и личностное развитие детей.
Предполагаемые результаты взаимодействия по сопровождению детей коррекционных групп таковы:
– обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах;
– осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;
– обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;
– высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;
– одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой,
обучению в школе.
- нашем детском саду был создан проект модели взаимодействия специалистов (приложение № 1). В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия специалистов, для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.
Тесная взаимосвязь педагогов возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.
Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий специалистов.
- исправление ТНР у детей большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ТНР.
В группах компенсирующей направленности при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы двигательных и речевых сфер. Содержание ООД организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений логопеда по разделам программы.
Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи - и обеспечивают интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития дошкольника с ОВЗ. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные НОД, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ТНР и ЗПР в специально организованной пространственно – речевой среде.
Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно - развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и НОД, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.
Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную, в содержание других видов деятельности, а так же в режимные моменты.
Педагог - психолог включает следующие направления: коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ по развитию высших психических функций; работа с детьми, имеющих отклонения в поведении; коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций.
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. На логоритмике совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма, просодическая сторона речи
Медицинский работник изучает и оценивает соматическое здоровье и состояние нервной системы ребёнка с ОВЗ в соответствии со средневозрастными критериями.
Инструктор по ФИЗО решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию
психомоторных функций и специальные коррекционно – развивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно – временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве. Особое внимание обращается на возможность закрепления лексико – грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темой.
Определены формы взаимодействия специалистов.
Наиболее приоритетные: муниципальная (территориальная) психолого – медико – педагогическая комиссия, психолого – медико – педагогический консилиум, интегрированные занятия, участие в проектной деятельности, совместные мероприятия с участием родителей, тренинги, семинары – практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование родителей, педагогов, Дни открытых дверей.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями.
Специалистами нашего детского сада разработан план по сопровождению детей коррекционных групп.
Содержание работы согласно данному плану распределяется условно на три периода и осуществляется, учитывая все формы взаимодействия: с детьми, педагогами и родителями.
Таким образом, нами выделяются такие формы работы, которые отображают взаимодействие специалистов в нашем дошкольном учреждении:
– проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы,
– коррекционно-развивающая деятельность (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, изучению и уточнению эмоциональных состояний, доступных возрасту, а психолог активизирует речевые высказывания детей);
– непосредственно образовательная деятельность с детьми;
- а также проводимая в рамках «Школы молодого педагога», родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.
Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Список литературы.
- Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб. : Издательство «Лань»,
2003.
- Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений /Под ред. д. м. н. Е. М.
Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002.
3. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М. А. Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
- Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. – Мн.: «Аверсэв», 2005
5.Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Взаимодействие музыкального руководителя детского сада с родителями"
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями. Акцентирование внимания на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкальн...
Проект по благоустройству участка и цветника на территории детского сада и работы с детьми в летний период
План мероприятий по подготовке участка группы к летней оздоровительной работе в детском саду и благоустройству прилегающей территории...
ПРОЕКТ: «Взаимодействие учителя-логопеда детского сада с родителями воспитанников»
Тип проекта: практико-ориентированный.Участники проекта: учитель-логопед ДОУ, воспитанники и их родители. Цель проекта: Организация эффективного сопровождения воспитанников и их родителей с целью...
«Проблема адаптации детей к условиям детского сада. Осуществление работы с детьми в адаптационный период в условиях ДОУ»
В презентации раскрывается сущность понятия "адаптация", а также описываются приемы работы с детьми в период адаптации к ДОУ....
Педагогический проект «Взаимодействие родителей и детского сада»
Как акктивизировать родителей, нацелить на сотрудничество с детским садом. В наши дни это является важной задачей......
Методическая разработка «Неделя здоровья в детском саду» для работы с детьми старшего дошкольного возраста
Методическая разработка «Неделя здоровья в детском саду»для работы с детьми старшего дошкольного возраста...