Мастер - класс "Игры с водой"
материал на тему
МАСТЕР-КЛАСС
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ИГРЫ С ВОДОЙ»
Подготовили и провели:
Воспитатель:
Елена Сергеевна Толмач.
Учитель-дефектолог:
Ксения Валерьевна Мусорова
2014г.
Краснодарский край, Темрюкский район
п. Октябрьский МБДОУ ДС КВ №14
Мастер-класс «Игры с водой»
Цель: Познакомить педагогов с разнообразием игр с водой в условиях детского сада, с их эффективностью и возможностями в развивающей работе с детьми дошкольного возраста.
Педагог-мастер: Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас на мастер-класс
1 ЧАСТЬ
Педагог-мастер: Уважаемые коллеги! Предлагаю прослушать следующие стихотворения.
Водичка, водичка, Хлюп – хлюп ручками,
Умой моё личико, Полон мыла таз.
Чтобы глазки блестели, Ты не трогай, Машенька,
Чтобы щёчки краснели, Мыльной ручкой глаз.
Чтоб смеялся роток, А водичка булькает,
Чтоб кусался зубок. А водичка пенится.
Машенька помоется,
Потягунушки, потягунушки! Причешется, оденется.
Поперёк толстунушки,
А в ножки ходунушки, Кран, откройся! Нос, умойся!
А в ручки хватунушки, Мойтесь сразу, оба глаза!
А в роток говорок, Мойтесь, уши, мойся, шейка,
А в головку разумок. Шейка, мойся хорошенько!
Вода текучая, Мойся, мойся, обливайся!
Дитя растучее. Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!
- Как вы думаете, что объединяет эти стихотворения и потешки? Какое отношение это имеет к теме нашего мастер-класса?
(Высказывания педагогов)
- Да, вы правы! Все эти стихотворения и потешки объединяет вода. Использование художественного слова в играх с водой способствует лучшему усвоению знаний, повышает настроение, вызывает желание играть с водой. Речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с её помощью ребёнку сообщаются определённые знания, передаются умения и навыки. В возрасте дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства: форму, цвет, величину, степень твёрдости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними. Когда мы знакомим с окружающим миром, со свойствами воды, мы обогащаем и активизируем словарь детей.
- Что такое вода?
(Ответы педагогов).
- Вода – одна из загадочных жидкостей на земле. Издавна люди восхваляли и воспевали воду. Вода входит в состав всех тканей живых существ. Вода – это жизнь. В каком состоянии бывает вода, назовите явления природы, связанные с водой? (Перечисляют). С какими из них, можно знакомить детей? (Называют). Вода, дождь, снег, лёд.
(Каждому столу педагог предлагает по одному слову: вода, дождь, снег, лёд).
- Давайте вместе попробуем подобрать по 5 слов-признаков к словам, которые я вам предложила. У каждого стола своё слово.
(Педагоги работают по подгруппам, выполняют задание).
- А теперь зачитаем, что получилось.
(Зачитывают слова-признаки).
- Какие определения подойдут для дошкольного возраста?
(Вода: тёплая, холодная, мокрая, льётся, чистая, грязная; дождь: сильный, слабый, мокрый, холодный, долгий; снег: холодный, пушистый, мягкий, белый, мокрый; лёд: холодный, твёрдый, скользкий, прозрачный, гладкий).
- В процессе наблюдения за природой, её явлениями мы обогащаем и активизируем словарь детей.
Например, дети дошкольного возраста уже могут определять: дождь идёт или уже закончился, сильный или слабый; вода холодная или тёплая, не все предметы в ней тонут, она необходима всем растениям; а также могут определить погоду: солнечная или пасмурная, дождливая или без дождя, ветреная или без ветра. Стараемся добиваться от детей полного ответа.
Вода – первый и любимый всеми детьми объект для игр и для исследования. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.
Первые игры с водой ребёнок осваивает во время купания. Но для развития малыша этого мало, так как, организуя игры с водой, мы одновременно решаем много разных задач.
- Чему способствуют игры с водой? (ответы педагогов).
Итак, игры с водой:
• Способствуют физическому развитию ребёнка (развиваем мелкую моторику рук, а также зрительную и двигательную координацию).
• Знакомим ребёнка с окружающим миром (знакомство с основными свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса…; и с материалами, которые используются в играх).
• Способствуют овладению детьми элементарными математическими понятиями: далеко – близко, высоко – низко, мало – много, полный – пустой и т.д.
• Снимают психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
• Способствуют расширению и обогащению словаря детей.
Игры с водой делают жизнь ребёнка разнообразнее и интереснее. Каждый ребенок с удовольствием принимает в них участие.
Для этого нужно:
• Установить ёмкость с водой на устойчивый столик. К ёмкости должен быть свободный доступ.
• Верхний край ёмкости для воды должен находиться на уровне пояса ребёнка.
• Уровень воды должен быть не более 7 см.
• Перед игрой закатать ребёнку рукава и одеть фартучек.
• Подготовить игровое оборудование: заводные игрушки-забавы, разные мелкие игрушки, природный материал (шишки, камешки, ракушки, каштаны, жёлуди, кора деревьев, скорлупки грецкого ореха), предметы-заместители (деревянные палочки, пластмассовые трубочки, крышечки, пробки), разнообразные пластмассовые сосуды, воронки, ложечки.
Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Игры с водой можно также сопровождать прослушиванием аудиозаписей шума дождя, водопада, рокота прибоя, журчания ручейка.
- Давайте вместе с вами поиграем. Я предлагаю выйти из-за столов и поиграть в игру, которая называется «Назови игру с водой». Для этого нужно встать в круг, я буду бросать мяч, а вы называть игру с водой. Желательно ответы не повторять, при желании можно помочь и подсказать друг другу. Итак, начнём.
Игра «Назови игру с водой»
- Вот как много игр можно использовать. Я предлагаю занять свои места.
Что нужно для игр с водой?
1. Ванна размером 50 х 70 х 8 см. 2. Вода комнатной температуры не ниже 22 градусов и не выше 38 градусов. Воду следует менять после каждого занятия.
3. Ёмкости различного объема для наливания, переливания: баночки, стаканчики, ведёрки, вёдра, бутылки пластиковые и т. д. Ёмкости следует иметь как прозрачные, так и непрозрачные
4. Лейки, воронки.
4. Мелкие игрушки и предметы разного качества из разных материалов, кораблики, парусники.
5. Губки, тряпочки. Коврики напольные, тряпки, тряпочки для вытирания луж и брызгов.
2 этап. Практические действия с водой.
Мастер: Даже простейшие игровые действия с материалами могут принимать осмысленный характер и быть воспитательно ценными, если им уделяется внимание со стороны взрослых. Вот как можно проводить игры с детьми в период адаптации с водой: (мастер предлагает слушателям сыграть роль детей разных возрастных групп – от раннего возраста до старшей группы. Соответственно расположен игровой материал на столах перед слушателями.)
Мастер: (обращается в одной группе слушателей) : Вы – самые маленькие детки. В садик пришли в первый раз.
Здравствуйте. Пойдёмте, покажу, что у нас в группе есть интересного. Ой, какая уточка.
1. Упражнения в адаптационный период.
Вот какая у меня уточка есть, поиграй с ней, давай отпустим её плавать. Скажи ей: Плыви, уточка1 Что уточка делает? Что она видит?
— Плывут уточки, видят рыбок. Здравствуйте!
— Смотрите, уточки с рыбками здороваются. Сейчас рыбок я помою. (Трет в воде то одну, то другую рыбку.) Мойтесь, водичка тепленькая.
— Да, водичка тепленькая и чистая
— Лодочка легкая, она не утонет.
— Я куколку положу в лодочку. Вот, смотрите, куколка в лодочке плывет! Лодочка легкая, она плавает у меня, не тонет!
— Не все игрушки плавают, посмотрите, вот шарик (металлический, вот камешек. В воде они тонут.
Мастер: (переходит к другой группе слушателей: Мы уже с вами подросли, привыкли в садик ходить. Очень крепко подружились с уточкой. Она снова зовёт нас поиграть с водой.
2. Игра "Аквариум"
Сделаем аквариум. А где же мы возьмём рыбок? Может быть, придумаем их? У нас будут необыкновенные, волшебные рыбки. Из чего их можно сделать? (обращает внимание на мелкие предметы). Берите рыбок аккуратно, чтобы не сделать им больно, не повредить плавники. Мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки.
Пустим поплавать в аквариум нашу уточку. Каких рыбок видит уточка? Расскажите про них. (После того, как аквариум заполнен,
рыбок можно половить. Ребенку дается возможность попробовать
все предметы в качестве "сачка", причем вытаскивать нужно не
помогая другой рукой.)
Мастер: (переходит к следующей группе, обращает внимание на губки) : Ребята, а что это у вас за кирпичики? Для чего они? Вы будете ими строить? А что с ними можно сделать? Как они называются? Да, губки. Уточка говорит, что губки умеют пить воду и обратно её отдавать. Давайте попробуем
3. Игры с водой и губкой
Игрушки: лейка, две тарелки, поднос, губка.
Вы наливаете немного воды из лейки в тарелку, а потом,
при помощи губки, стараетесь перенести воду в другую пустую
тарелку. Постарайтесь не капать на стол.
Посмотрите, к нам прибежал Бобик! Ой, тут капельки на столе, он сейчас промокнет! Что же делать? Давайте соберём капельки губками, и Бобик сможет поиграть с нами. Вот какая замечательная губка. Что она умеет делать? Да, и пить воду, и отдавать её, если её крепко сжать кулачком, и сушить стол от луж.
Мастер: Можете сами придумывать игры с водой. Давайте мы сейчас научим уточку разным играм с водой.
Перед вами предметы для переливания воды. Обратите внимание, один из сосудов имеет отметку для уровня воды. Предложите, как можно поиграть с этими сосудами.
4. Переливание воды
Игрушки: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан,
тряпка.
Подкрашенная вода медленно льется из лейки в мерный стакан.
Затем эта вода выливается в разные сосуды, время от времени вода
возвращается в мерный стакан. Через повторение хода действий
ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество
воды в различных сосудах.
Одновременно обсуждаются вопросы: "Где равные количества
воды? ", "Где воды больше? "
Мастер: (обращает внимание на баночки с крышками и чистой водой) С водой играть всегда приятно и весело. Потому что вода может быть волшебной, а мы с вами можем стать волшебниками. Я прошу вас открыть маленькие баночки с чистой водой и нанести на крышку немного гуаши того цвета, который бы определял ваше настроение от нашего сегодняшнего общения с водой. Закройте банку и встряхните её. Вот такие несложные фокусы и позабавят детей, и внесут сказочности в детскую жизни, и познакомят детей с некоторыми свойствами воды.
Итог.
Обратная связь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_tolmach.docx | 38.33 КБ |
integr._zanyatie.pptx | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ИГРЫ С ВОДОЙ»
Подготовили и провели:
Воспитатель:
Елена Сергеевна Толмач.
Учитель-дефектолог:
Ксения Валерьевна Мусорова
2014г.
Краснодарский край, Темрюкский район
п. Октябрьский МБДОУ ДС КВ №14
Мастер-класс «Игры с водой»
Цель: Познакомить педагогов с разнообразием игр с водой в условиях детского сада, с их эффективностью и возможностями в развивающей работе с детьми дошкольного возраста.
Педагог-мастер: Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас на мастер-класс
1 ЧАСТЬ
Педагог-мастер: Уважаемые коллеги! Предлагаю прослушать следующие стихотворения.
Водичка, водичка, Хлюп – хлюп ручками,
Умой моё личико, Полон мыла таз.
Чтобы глазки блестели, Ты не трогай, Машенька,
Чтобы щёчки краснели, Мыльной ручкой глаз.
Чтоб смеялся роток, А водичка булькает,
Чтоб кусался зубок. А водичка пенится.
Машенька помоется,
Потягунушки, потягунушки! Причешется, оденется.
Поперёк толстунушки,
А в ножки ходунушки, Кран, откройся! Нос, умойся!
А в ручки хватунушки, Мойтесь сразу, оба глаза!
А в роток говорок, Мойтесь, уши, мойся, шейка,
А в головку разумок. Шейка, мойся хорошенько!
Вода текучая, Мойся, мойся, обливайся!
Дитя растучее. Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!
- Как вы думаете, что объединяет эти стихотворения и потешки? Какое отношение это имеет к теме нашего мастер-класса?
(Высказывания педагогов)
- Да, вы правы! Все эти стихотворения и потешки объединяет вода. Использование художественного слова в играх с водой способствует лучшему усвоению знаний, повышает настроение, вызывает желание играть с водой. Речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с её помощью ребёнку сообщаются определённые знания, передаются умения и навыки. В возрасте дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства: форму, цвет, величину, степень твёрдости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними. Когда мы знакомим с окружающим миром, со свойствами воды, мы обогащаем и активизируем словарь детей.
- Что такое вода?
(Ответы педагогов).
- Вода – одна из загадочных жидкостей на земле. Издавна люди восхваляли и воспевали воду. Вода входит в состав всех тканей живых существ. Вода – это жизнь. В каком состоянии бывает вода, назовите явления природы, связанные с водой? (Перечисляют). С какими из них, можно знакомить детей? (Называют). Вода, дождь, снег, лёд.
(Каждому столу педагог предлагает по одному слову: вода, дождь, снег, лёд).
- Давайте вместе попробуем подобрать по 5 слов-признаков к словам, которые я вам предложила. У каждого стола своё слово.
(Педагоги работают по подгруппам, выполняют задание).
- А теперь зачитаем, что получилось.
(Зачитывают слова-признаки).
- Какие определения подойдут для дошкольного возраста?
(Вода: тёплая, холодная, мокрая, льётся, чистая, грязная; дождь: сильный, слабый, мокрый, холодный, долгий; снег: холодный, пушистый, мягкий, белый, мокрый; лёд: холодный, твёрдый, скользкий, прозрачный, гладкий).
- В процессе наблюдения за природой, её явлениями мы обогащаем и активизируем словарь детей.
Например, дети дошкольного возраста уже могут определять: дождь идёт или уже закончился, сильный или слабый; вода холодная или тёплая, не все предметы в ней тонут, она необходима всем растениям; а также могут определить погоду: солнечная или пасмурная, дождливая или без дождя, ветреная или без ветра. Стараемся добиваться от детей полного ответа.
Вода – первый и любимый всеми детьми объект для игр и для исследования. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.
Первые игры с водой ребёнок осваивает во время купания. Но для развития малыша этого мало, так как, организуя игры с водой, мы одновременно решаем много разных задач.
- Чему способствуют игры с водой? (ответы педагогов).
Итак, игры с водой:
• Способствуют физическому развитию ребёнка (развиваем мелкую моторику рук, а также зрительную и двигательную координацию).
• Знакомим ребёнка с окружающим миром (знакомство с основными свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса…; и с материалами, которые используются в играх).
• Способствуют овладению детьми элементарными математическими понятиями: далеко – близко, высоко – низко, мало – много, полный – пустой и т.д.
• Снимают психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
• Способствуют расширению и обогащению словаря детей.
Игры с водой делают жизнь ребёнка разнообразнее и интереснее. Каждый ребенок с удовольствием принимает в них участие.
Для этого нужно:
• Установить ёмкость с водой на устойчивый столик. К ёмкости должен быть свободный доступ.
• Верхний край ёмкости для воды должен находиться на уровне пояса ребёнка.
• Уровень воды должен быть не более 7 см.
• Перед игрой закатать ребёнку рукава и одеть фартучек.
• Подготовить игровое оборудование: заводные игрушки-забавы, разные мелкие игрушки, природный материал (шишки, камешки, ракушки, каштаны, жёлуди, кора деревьев, скорлупки грецкого ореха), предметы-заместители (деревянные палочки, пластмассовые трубочки, крышечки, пробки), разнообразные пластмассовые сосуды, воронки, ложечки.
Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Игры с водой можно также сопровождать прослушиванием аудиозаписей шума дождя, водопада, рокота прибоя, журчания ручейка.
- Давайте вместе с вами поиграем. Я предлагаю выйти из-за столов и поиграть в игру, которая называется «Назови игру с водой». Для этого нужно встать в круг, я буду бросать мяч, а вы называть игру с водой. Желательно ответы не повторять, при желании можно помочь и подсказать друг другу. Итак, начнём.
Игра «Назови игру с водой»
- Вот как много игр можно использовать. Я предлагаю занять свои места.
Что нужно для игр с водой?
1. Ванна размером 50 х 70 х 8 см. 2. Вода комнатной температуры не ниже 22 градусов и не выше 38 градусов. Воду следует менять после каждого занятия.
3. Ёмкости различного объема для наливания, переливания: баночки, стаканчики, ведёрки, вёдра, бутылки пластиковые и т. д. Ёмкости следует иметь как прозрачные, так и непрозрачные
4. Лейки, воронки.
4. Мелкие игрушки и предметы разного качества из разных материалов, кораблики, парусники.
5. Губки, тряпочки. Коврики напольные, тряпки, тряпочки для вытирания луж и брызгов.
2 этап. Практические действия с водой.
Мастер: Даже простейшие игровые действия с материалами могут принимать осмысленный характер и быть воспитательно ценными, если им уделяется внимание со стороны взрослых. Вот как можно проводить игры с детьми в период адаптации с водой: (мастер предлагает слушателям сыграть роль детей разных возрастных групп – от раннего возраста до старшей группы. Соответственно расположен игровой материал на столах перед слушателями.)
Мастер: (обращается в одной группе слушателей) : Вы – самые маленькие детки. В садик пришли в первый раз.
Здравствуйте. Пойдёмте, покажу, что у нас в группе есть интересного. Ой, какая уточка.
1. Упражнения в адаптационный период.
Вот какая у меня уточка есть, поиграй с ней, давай отпустим её плавать. Скажи ей: Плыви, уточка1 Что уточка делает? Что она видит?
— Плывут уточки, видят рыбок. Здравствуйте!
— Смотрите, уточки с рыбками здороваются. Сейчас рыбок я помою. (Трет в воде то одну, то другую рыбку.) Мойтесь, водичка тепленькая.
— Да, водичка тепленькая и чистая
— Лодочка легкая, она не утонет.
— Я куколку положу в лодочку. Вот, смотрите, куколка в лодочке плывет! Лодочка легкая, она плавает у меня, не тонет!
— Не все игрушки плавают, посмотрите, вот шарик (металлический, вот камешек. В воде они тонут.
Мастер: (переходит к другой группе слушателей: Мы уже с вами подросли, привыкли в садик ходить. Очень крепко подружились с уточкой. Она снова зовёт нас поиграть с водой.
2. Игра "Аквариум"
Сделаем аквариум. А где же мы возьмём рыбок? Может быть, придумаем их? У нас будут необыкновенные, волшебные рыбки. Из чего их можно сделать? (обращает внимание на мелкие предметы). Берите рыбок аккуратно, чтобы не сделать им больно, не повредить плавники. Мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки.
Пустим поплавать в аквариум нашу уточку. Каких рыбок видит уточка? Расскажите про них. (После того, как аквариум заполнен,
рыбок можно половить. Ребенку дается возможность попробовать
все предметы в качестве "сачка", причем вытаскивать нужно не
помогая другой рукой.)
Мастер: (переходит к следующей группе, обращает внимание на губки) : Ребята, а что это у вас за кирпичики? Для чего они? Вы будете ими строить? А что с ними можно сделать? Как они называются? Да, губки. Уточка говорит, что губки умеют пить воду и обратно её отдавать. Давайте попробуем
3. Игры с водой и губкой
Игрушки: лейка, две тарелки, поднос, губка.
Вы наливаете немного воды из лейки в тарелку, а потом,
при помощи губки, стараетесь перенести воду в другую пустую
тарелку. Постарайтесь не капать на стол.
Посмотрите, к нам прибежал Бобик! Ой, тут капельки на столе, он сейчас промокнет! Что же делать? Давайте соберём капельки губками, и Бобик сможет поиграть с нами. Вот какая замечательная губка. Что она умеет делать? Да, и пить воду, и отдавать её, если её крепко сжать кулачком, и сушить стол от луж.
Мастер: Можете сами придумывать игры с водой. Давайте мы сейчас научим уточку разным играм с водой.
Перед вами предметы для переливания воды. Обратите внимание, один из сосудов имеет отметку для уровня воды. Предложите, как можно поиграть с этими сосудами.
4. Переливание воды
Игрушки: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан,
тряпка.
Подкрашенная вода медленно льется из лейки в мерный стакан.
Затем эта вода выливается в разные сосуды, время от времени вода
возвращается в мерный стакан. Через повторение хода действий
ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество
воды в различных сосудах.
Одновременно обсуждаются вопросы: "Где равные количества
воды? ", "Где воды больше? "
Мастер: (обращает внимание на баночки с крышками и чистой водой) С водой играть всегда приятно и весело. Потому что вода может быть волшебной, а мы с вами можем стать волшебниками. Я прошу вас открыть маленькие баночки с чистой водой и нанести на крышку немного гуаши того цвета, который бы определял ваше настроение от нашего сегодняшнего общения с водой. Закройте банку и встряхните её. Вот такие несложные фокусы и позабавят детей, и внесут сказочности в детскую жизни, и познакомят детей с некоторыми свойствами воды.
Итог.
Обратная связь.
МАСТЕР-КЛАСС
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ИГРЫ С ВОДОЙ»
Подготовили и провели:
Воспитатель:
Елена Сергеевна Толмач.
Учитель-дефектолог:
Ксения Валерьевна Мусорова
2014г.
Краснодарский край, Темрюкский район
п. Октябрьский МБДОУ ДС КВ №14
Мастер-класс «Игры с водой»
Цель: Познакомить педагогов с разнообразием игр с водой в условиях детского сада, с их эффективностью и возможностями в развивающей работе с детьми дошкольного возраста.
Педагог-мастер: Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас на мастер-класс
1 ЧАСТЬ
Педагог-мастер: Уважаемые коллеги! Предлагаю прослушать следующие стихотворения.
Водичка, водичка, Хлюп – хлюп ручками,
Умой моё личико, Полон мыла таз.
Чтобы глазки блестели, Ты не трогай, Машенька,
Чтобы щёчки краснели, Мыльной ручкой глаз.
Чтоб смеялся роток, А водичка булькает,
Чтоб кусался зубок. А водичка пенится.
Машенька помоется,
Потягунушки, потягунушки! Причешется, оденется.
Поперёк толстунушки,
А в ножки ходунушки, Кран, откройся! Нос, умойся!
А в ручки хватунушки, Мойтесь сразу, оба глаза!
А в роток говорок, Мойтесь, уши, мойся, шейка,
А в головку разумок. Шейка, мойся хорошенько!
Вода текучая, Мойся, мойся, обливайся!
Дитя растучее. Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!
- Как вы думаете, что объединяет эти стихотворения и потешки? Какое отношение это имеет к теме нашего мастер-класса?
(Высказывания педагогов)
- Да, вы правы! Все эти стихотворения и потешки объединяет вода. Использование художественного слова в играх с водой способствует лучшему усвоению знаний, повышает настроение, вызывает желание играть с водой. Речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с её помощью ребёнку сообщаются определённые знания, передаются умения и навыки. В возрасте дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства: форму, цвет, величину, степень твёрдости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними. Когда мы знакомим с окружающим миром, со свойствами воды, мы обогащаем и активизируем словарь детей.
- Что такое вода?
(Ответы педагогов).
- Вода – одна из загадочных жидкостей на земле. Издавна люди восхваляли и воспевали воду. Вода входит в состав всех тканей живых существ. Вода – это жизнь. В каком состоянии бывает вода, назовите явления природы, связанные с водой? (Перечисляют). С какими из них, можно знакомить детей? (Называют). Вода, дождь, снег, лёд.
(Каждому столу педагог предлагает по одному слову: вода, дождь, снег, лёд).
- Давайте вместе попробуем подобрать по 5 слов-признаков к словам, которые я вам предложила. У каждого стола своё слово.
(Педагоги работают по подгруппам, выполняют задание).
- А теперь зачитаем, что получилось.
(Зачитывают слова-признаки).
- Какие определения подойдут для дошкольного возраста?
(Вода: тёплая, холодная, мокрая, льётся, чистая, грязная; дождь: сильный, слабый, мокрый, холодный, долгий; снег: холодный, пушистый, мягкий, белый, мокрый; лёд: холодный, твёрдый, скользкий, прозрачный, гладкий).
- В процессе наблюдения за природой, её явлениями мы обогащаем и активизируем словарь детей.
Например, дети дошкольного возраста уже могут определять: дождь идёт или уже закончился, сильный или слабый; вода холодная или тёплая, не все предметы в ней тонут, она необходима всем растениям; а также могут определить погоду: солнечная или пасмурная, дождливая или без дождя, ветреная или без ветра. Стараемся добиваться от детей полного ответа.
Вода – первый и любимый всеми детьми объект для игр и для исследования. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.
Первые игры с водой ребёнок осваивает во время купания. Но для развития малыша этого мало, так как, организуя игры с водой, мы одновременно решаем много разных задач.
- Чему способствуют игры с водой? (ответы педагогов).
Итак, игры с водой:
• Способствуют физическому развитию ребёнка (развиваем мелкую моторику рук, а также зрительную и двигательную координацию).
• Знакомим ребёнка с окружающим миром (знакомство с основными свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса…; и с материалами, которые используются в играх).
• Способствуют овладению детьми элементарными математическими понятиями: далеко – близко, высоко – низко, мало – много, полный – пустой и т.д.
• Снимают психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
• Способствуют расширению и обогащению словаря детей.
Игры с водой делают жизнь ребёнка разнообразнее и интереснее. Каждый ребенок с удовольствием принимает в них участие.
Для этого нужно:
• Установить ёмкость с водой на устойчивый столик. К ёмкости должен быть свободный доступ.
• Верхний край ёмкости для воды должен находиться на уровне пояса ребёнка.
• Уровень воды должен быть не более 7 см.
• Перед игрой закатать ребёнку рукава и одеть фартучек.
• Подготовить игровое оборудование: заводные игрушки-забавы, разные мелкие игрушки, природный материал (шишки, камешки, ракушки, каштаны, жёлуди, кора деревьев, скорлупки грецкого ореха), предметы-заместители (деревянные палочки, пластмассовые трубочки, крышечки, пробки), разнообразные пластмассовые сосуды, воронки, ложечки.
Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Игры с водой можно также сопровождать прослушиванием аудиозаписей шума дождя, водопада, рокота прибоя, журчания ручейка.
- Давайте вместе с вами поиграем. Я предлагаю выйти из-за столов и поиграть в игру, которая называется «Назови игру с водой». Для этого нужно встать в круг, я буду бросать мяч, а вы называть игру с водой. Желательно ответы не повторять, при желании можно помочь и подсказать друг другу. Итак, начнём.
Игра «Назови игру с водой»
- Вот как много игр можно использовать. Я предлагаю занять свои места.
Что нужно для игр с водой?
1. Ванна размером 50 х 70 х 8 см. 2. Вода комнатной температуры не ниже 22 градусов и не выше 38 градусов. Воду следует менять после каждого занятия.
3. Ёмкости различного объема для наливания, переливания: баночки, стаканчики, ведёрки, вёдра, бутылки пластиковые и т. д. Ёмкости следует иметь как прозрачные, так и непрозрачные
4. Лейки, воронки.
4. Мелкие игрушки и предметы разного качества из разных материалов, кораблики, парусники.
5. Губки, тряпочки. Коврики напольные, тряпки, тряпочки для вытирания луж и брызгов.
2 этап. Практические действия с водой.
Мастер: Даже простейшие игровые действия с материалами могут принимать осмысленный характер и быть воспитательно ценными, если им уделяется внимание со стороны взрослых. Вот как можно проводить игры с детьми в период адаптации с водой: (мастер предлагает слушателям сыграть роль детей разных возрастных групп – от раннего возраста до старшей группы. Соответственно расположен игровой материал на столах перед слушателями.)
Мастер: (обращается в одной группе слушателей) : Вы – самые маленькие детки. В садик пришли в первый раз.
Здравствуйте. Пойдёмте, покажу, что у нас в группе есть интересного. Ой, какая уточка.
1. Упражнения в адаптационный период.
Вот какая у меня уточка есть, поиграй с ней, давай отпустим её плавать. Скажи ей: Плыви, уточка1 Что уточка делает? Что она видит?
— Плывут уточки, видят рыбок. Здравствуйте!
— Смотрите, уточки с рыбками здороваются. Сейчас рыбок я помою. (Трет в воде то одну, то другую рыбку.) Мойтесь, водичка тепленькая.
— Да, водичка тепленькая и чистая
— Лодочка легкая, она не утонет.
— Я куколку положу в лодочку. Вот, смотрите, куколка в лодочке плывет! Лодочка легкая, она плавает у меня, не тонет!
— Не все игрушки плавают, посмотрите, вот шарик (металлический, вот камешек. В воде они тонут.
Мастер: (переходит к другой группе слушателей: Мы уже с вами подросли, привыкли в садик ходить. Очень крепко подружились с уточкой. Она снова зовёт нас поиграть с водой.
2. Игра "Аквариум"
Сделаем аквариум. А где же мы возьмём рыбок? Может быть, придумаем их? У нас будут необыкновенные, волшебные рыбки. Из чего их можно сделать? (обращает внимание на мелкие предметы). Берите рыбок аккуратно, чтобы не сделать им больно, не повредить плавники. Мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки.
Пустим поплавать в аквариум нашу уточку. Каких рыбок видит уточка? Расскажите про них. (После того, как аквариум заполнен,
рыбок можно половить. Ребенку дается возможность попробовать
все предметы в качестве "сачка", причем вытаскивать нужно не
помогая другой рукой.)
Мастер: (переходит к следующей группе, обращает внимание на губки) : Ребята, а что это у вас за кирпичики? Для чего они? Вы будете ими строить? А что с ними можно сделать? Как они называются? Да, губки. Уточка говорит, что губки умеют пить воду и обратно её отдавать. Давайте попробуем
3. Игры с водой и губкой
Игрушки: лейка, две тарелки, поднос, губка.
Вы наливаете немного воды из лейки в тарелку, а потом,
при помощи губки, стараетесь перенести воду в другую пустую
тарелку. Постарайтесь не капать на стол.
Посмотрите, к нам прибежал Бобик! Ой, тут капельки на столе, он сейчас промокнет! Что же делать? Давайте соберём капельки губками, и Бобик сможет поиграть с нами. Вот какая замечательная губка. Что она умеет делать? Да, и пить воду, и отдавать её, если её крепко сжать кулачком, и сушить стол от луж.
Мастер: Можете сами придумывать игры с водой. Давайте мы сейчас научим уточку разным играм с водой.
Перед вами предметы для переливания воды. Обратите внимание, один из сосудов имеет отметку для уровня воды. Предложите, как можно поиграть с этими сосудами.
4. Переливание воды
Игрушки: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан,
тряпка.
Подкрашенная вода медленно льется из лейки в мерный стакан.
Затем эта вода выливается в разные сосуды, время от времени вода
возвращается в мерный стакан. Через повторение хода действий
ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество
воды в различных сосудах.
Одновременно обсуждаются вопросы: "Где равные количества
воды? ", "Где воды больше? "
Мастер: (обращает внимание на баночки с крышками и чистой водой) С водой играть всегда приятно и весело. Потому что вода может быть волшебной, а мы с вами можем стать волшебниками. Я прошу вас открыть маленькие баночки с чистой водой и нанести на крышку немного гуаши того цвета, который бы определял ваше настроение от нашего сегодняшнего общения с водой. Закройте банку и встряхните её. Вот такие несложные фокусы и позабавят детей, и внесут сказочности в детскую жизни, и познакомят детей с некоторыми свойствами воды.
Итог.
Обратная связь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Организация работы с семьями воспитанников первой младшей группы по развитию речи посредством игр с водой"
Мастер-класс был организован с целью повышения профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного педагогического общения по освоению опыта организации работы с семьями воспитанник...
конспект мастер - класса "Игры с водой" для родителей воспитанников средней группы
Материал можно использовать для организации работы с родителями....
Мастер-класс по экспериментированию с водой и песком для детей и родителей
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...
Мастер-класс "Круговорот воды в природе"
Мастер -класс "Круговорот воды в природе". Цель: сформировать представление о том, что вода в природе совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, и в виде ...
мастер класс свойства воды для педагогов
мастер - класс по изучению свойств воды прошло на педагогическом совете. молодые воспитатели приняли активное участие при проведении опытов с водой....
«Чудо на воде». Мастер-класс по «Эбру» — рисованию на воде
Нетрадиционная техника рисования.Рисуем на воде и получаем чудо!!!...
Мастер класс "Волшебница вода"
С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности....