Мастер - класс "Игры с водой"
материал на тему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАСТЕР-КЛАСС

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ИГРЫ С ВОДОЙ»

 

 

 

 

    Подготовили и провели:

     Воспитатель:

    Елена Сергеевна Толмач.

                       Учитель-дефектолог:

Ксения Валерьевна Мусорова

                                               2014г.

            Краснодарский край, Темрюкский район

               п. Октябрьский МБДОУ ДС КВ №14

 

Мастер-класс «Игры с водой»

Цель: Познакомить педагогов с разнообразием игр с водой в условиях детского сада, с их эффективностью и возможностями в развивающей работе с детьми дошкольного возраста.

Педагог-мастер: Уважаемые коллеги!

  Приглашаем Вас на мастер-класс

1 ЧАСТЬ

Педагог-мастер: Уважаемые коллеги! Предлагаю прослушать следующие стихотворения.

  Водичка, водичка,                          Хлюп – хлюп ручками,

  Умой моё личико,                          Полон мыла таз.

  Чтобы глазки блестели,               Ты не трогай, Машенька,

  Чтобы щёчки краснели,               Мыльной ручкой глаз.

  Чтоб смеялся роток,                    А водичка булькает,

  Чтоб кусался зубок.                      А водичка пенится.

                                                          Машенька помоется,

  Потягунушки, потягунушки!      Причешется, оденется.

  Поперёк толстунушки,

  А в ножки ходунушки,                  Кран, откройся! Нос, умойся!

  А в ручки хватунушки,                 Мойтесь сразу, оба глаза!

  А в роток говорок,                       Мойтесь, уши, мойся, шейка,

  А в головку разумок.                    Шейка, мойся хорошенько!

  Вода текучая,                              Мойся, мойся, обливайся!

  Дитя растучее.                           Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

  С гуся вода,

  С дитя худоба!

  Вода книзу,

  А дитя кверху!

 

 - Как вы думаете, что объединяет эти стихотворения и потешки? Какое отношение это имеет к теме нашего мастер-класса?

(Высказывания педагогов)

- Да, вы правы!  Все эти стихотворения и потешки объединяет вода. Использование художественного слова в играх с водой способствует лучшему усвоению знаний, повышает настроение, вызывает желание играть с водой. Речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с её помощью ребёнку сообщаются определённые знания, передаются умения и навыки. В возрасте дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства:  форму, цвет, величину, степень твёрдости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними. Когда мы знакомим с окружающим миром, со свойствами воды, мы обогащаем и активизируем словарь детей.

 

- Что такое вода?                                                                                                                                

(Ответы педагогов).

 - Вода – одна из загадочных жидкостей на земле. Издавна люди восхваляли и воспевали воду. Вода входит в состав всех тканей живых существ. Вода – это жизнь. В каком состоянии бывает вода, назовите явления природы, связанные с водой? (Перечисляют). С какими из них,  можно знакомить детей? (Называют). Вода, дождь, снег, лёд.

(Каждому  столу педагог предлагает по одному слову: вода, дождь, снег, лёд).

 - Давайте вместе попробуем подобрать по 5 слов-признаков к словам, которые я вам предложила. У каждого стола своё слово.

(Педагоги работают по подгруппам, выполняют задание).

 - А теперь зачитаем, что получилось.

(Зачитывают слова-признаки).

 - Какие определения подойдут для дошкольного возраста?

(Вода: тёплая, холодная, мокрая, льётся, чистая, грязная; дождь: сильный, слабый, мокрый, холодный, долгий; снег: холодный, пушистый, мягкий, белый, мокрый; лёд: холодный, твёрдый, скользкий, прозрачный, гладкий).

      - В процессе наблюдения за природой, её явлениями мы обогащаем и активизируем словарь детей.     

   Например, дети дошкольного возраста уже могут определять: дождь идёт или уже закончился, сильный или слабый; вода холодная или тёплая, не все предметы в ней тонут, она необходима всем растениям; а также могут определить погоду: солнечная или пасмурная, дождливая или без дождя, ветреная или без ветра. Стараемся добиваться от детей полного ответа.

 

Вода – первый и любимый всеми детьми объект для игр и для исследования. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

Первые игры с водой ребёнок осваивает во время купания. Но для развития малыша этого мало, так как, организуя игры с водой, мы одновременно решаем много разных задач.

 - Чему способствуют игры с водой? (ответы педагогов).

 Итак, игры с водой:

• Способствуют физическому развитию ребёнка (развиваем мелкую моторику рук, а также зрительную и двигательную координацию).

• Знакомим ребёнка с окружающим миром (знакомство с основными свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса…; и с материалами, которые используются в играх).

• Способствуют овладению детьми элементарными математическими понятиями: далеко – близко, высоко – низко, мало – много, полный – пустой и т.д.

• Снимают психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

• Способствуют расширению и обогащению словаря детей.

Игры с водой делают жизнь ребёнка разнообразнее и интереснее. Каждый ребенок с удовольствием принимает в них участие.

 

Для этого нужно:

• Установить ёмкость с водой на устойчивый столик. К ёмкости должен быть свободный доступ.

• Верхний край ёмкости для воды должен находиться на уровне пояса ребёнка.

• Уровень воды должен быть не более 7 см.

• Перед игрой закатать ребёнку рукава и одеть фартучек.

• Подготовить игровое оборудование: заводные игрушки-забавы, разные мелкие игрушки, природный материал (шишки, камешки, ракушки, каштаны, жёлуди, кора деревьев, скорлупки грецкого ореха), предметы-заместители (деревянные палочки, пластмассовые трубочки, крышечки, пробки), разнообразные пластмассовые сосуды, воронки, ложечки.

 

Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Игры с водой можно также сопровождать прослушиванием аудиозаписей шума дождя, водопада, рокота прибоя, журчания ручейка.

 

 - Давайте вместе с вами поиграем. Я предлагаю выйти из-за столов и поиграть в игру, которая называется «Назови игру с водой». Для этого нужно встать в круг, я буду бросать мяч, а вы называть игру с водой. Желательно ответы не повторять, при желании можно помочь и подсказать друг другу. Итак, начнём.

Игра «Назови игру с водой»

 - Вот как много игр можно использовать. Я предлагаю занять свои места.

 

Что нужно для игр с водой?

 

1. Ванна размером 50 х 70 х 8 см. 2. Вода комнатной температуры не ниже 22 градусов и не выше 38 градусов. Воду следует менять после каждого занятия.

 

3. Ёмкости различного объема для наливания, переливания: баночки, стаканчики, ведёрки, вёдра, бутылки пластиковые и т. д. Ёмкости следует иметь как прозрачные, так и непрозрачные

 

4. Лейки, воронки.

 

4. Мелкие игрушки и предметы разного качества из разных материалов, кораблики, парусники.

 

5. Губки, тряпочки. Коврики напольные, тряпки, тряпочки для вытирания луж и брызгов.

 

2 этап. Практические действия с водой.

 

Мастер: Даже простейшие игровые действия с материалами могут принимать осмысленный характер и быть воспитательно ценными, если им уделяется внимание со стороны взрослых. Вот как можно проводить игры с детьми в период адаптации с водой: (мастер предлагает слушателям сыграть роль детей разных возрастных групп – от раннего возраста до старшей группы. Соответственно расположен игровой материал на столах перед слушателями.)

 

Мастер: (обращается в одной группе слушателей) : Вы – самые маленькие детки. В садик пришли в первый раз.

 

Здравствуйте. Пойдёмте, покажу, что у нас в группе есть интересного. Ой, какая уточка.

 

1. Упражнения в адаптационный период.

 

Вот какая у меня уточка есть, поиграй с ней, давай отпустим её плавать. Скажи ей: Плыви, уточка1 Что уточка делает? Что она видит?

 

— Плывут уточки, видят рыбок. Здравствуйте!

 

— Смотрите, уточки с рыбками здороваются. Сейчас рыбок я помою. (Трет в воде то одну, то другую рыбку.) Мойтесь, водичка тепленькая.

 

— Да, водичка тепленькая и чистая

 

— Лодочка легкая, она не утонет.

 

— Я куколку положу в лодочку. Вот, смотрите, куколка в лодочке плывет! Лодочка легкая, она плавает у меня, не тонет!

 

— Не все игрушки плавают, посмотрите, вот шарик (металлический, вот камешек. В воде они тонут.

 

Мастер: (переходит к другой группе слушателей: Мы уже с вами подросли, привыкли в садик ходить. Очень крепко подружились с уточкой. Она снова зовёт нас поиграть с водой.

 

2. Игра "Аквариум"

 

Сделаем аквариум. А где же мы возьмём рыбок? Может быть, придумаем их? У нас будут необыкновенные, волшебные рыбки. Из чего их можно сделать? (обращает внимание на мелкие предметы). Берите рыбок аккуратно, чтобы не сделать им больно, не повредить плавники. Мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки.

 

Пустим поплавать в аквариум нашу уточку. Каких рыбок видит уточка? Расскажите про них. (После того, как аквариум заполнен,

 

рыбок можно половить. Ребенку дается возможность попробовать

 

все предметы в качестве "сачка", причем вытаскивать нужно не

 

помогая другой рукой.)

 

Мастер: (переходит к следующей группе, обращает внимание на губки) : Ребята, а что это у вас за кирпичики? Для чего они? Вы будете ими строить? А что с ними можно сделать? Как они называются? Да, губки. Уточка говорит, что губки умеют пить воду и обратно её отдавать. Давайте попробуем

 

3. Игры с водой и губкой

 

Игрушки: лейка, две тарелки, поднос, губка.

 

Вы наливаете немного воды из лейки в тарелку, а потом,

 

при помощи губки, стараетесь перенести воду в другую пустую

 

тарелку. Постарайтесь не капать на стол.

 

Посмотрите, к нам прибежал Бобик! Ой, тут капельки на столе, он сейчас промокнет! Что же делать? Давайте соберём капельки губками, и Бобик сможет поиграть с нами. Вот какая замечательная губка. Что она умеет делать? Да, и пить воду, и отдавать её, если её крепко сжать кулачком, и сушить стол от луж.

 

Мастер: Можете сами придумывать игры с водой. Давайте мы сейчас научим уточку разным играм с водой.

 

Перед вами предметы для переливания воды. Обратите внимание, один из сосудов имеет отметку для уровня воды. Предложите, как можно поиграть с этими сосудами.

 

4. Переливание воды

 

Игрушки: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан,

 

тряпка.

 

Подкрашенная вода медленно льется из лейки в мерный стакан.

 

Затем эта вода выливается в разные сосуды, время от времени вода

 

возвращается в мерный стакан. Через повторение хода действий

 

ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество

 

воды в различных сосудах.

 

Одновременно обсуждаются вопросы: "Где равные количества

 

воды? ", "Где воды больше? "

 

Мастер: (обращает внимание на баночки с крышками и чистой водой) С водой играть всегда приятно и весело. Потому что вода может быть волшебной, а мы с вами можем стать волшебниками. Я прошу вас открыть маленькие баночки с чистой водой и нанести на крышку немного гуаши того цвета, который бы определял ваше настроение от нашего сегодняшнего общения с водой. Закройте банку и встряхните её. Вот такие несложные фокусы и позабавят детей, и внесут сказочности в детскую жизни, и познакомят детей с некоторыми свойствами воды.

Итог.

Обратная связь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_tolmach.docx38.33 КБ
Файл integr._zanyatie.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ИГРЫ С ВОДОЙ»

    Подготовили и провели:

     Воспитатель:

    Елена Сергеевна Толмач.

                       Учитель-дефектолог:

Ксения Валерьевна Мусорова

                                               2014г.

            Краснодарский край, Темрюкский район

               п. Октябрьский МБДОУ ДС КВ №14


Мастер-класс «Игры с водой»

Цель: Познакомить педагогов с разнообразием игр с водой в условиях детского сада, с их эффективностью и возможностями в развивающей работе с детьми дошкольного возраста.

Педагог-мастер: Уважаемые коллеги!

  Приглашаем Вас на мастер-класс

1 ЧАСТЬ

Педагог-мастер: Уважаемые коллеги! Предлагаю прослушать следующие стихотворения.

  Водичка, водичка,                          Хлюп – хлюп ручками,

  Умой моё личико,                          Полон мыла таз.

  Чтобы глазки блестели,               Ты не трогай, Машенька,

  Чтобы щёчки краснели,               Мыльной ручкой глаз.

  Чтоб смеялся роток,                    А водичка булькает,

  Чтоб кусался зубок.                      А водичка пенится.

                                                          Машенька помоется,

  Потягунушки, потягунушки!      Причешется, оденется.

  Поперёк толстунушки,

  А в ножки ходунушки,                  Кран, откройся! Нос, умойся!

  А в ручки хватунушки,                 Мойтесь сразу, оба глаза!

  А в роток говорок,                       Мойтесь, уши, мойся, шейка,

  А в головку разумок.                    Шейка, мойся хорошенько!

  Вода текучая,                              Мойся, мойся, обливайся!

  Дитя растучее.                           Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

  С гуся вода,

  С дитя худоба!

  Вода книзу,

  А дитя кверху!

 - Как вы думаете, что объединяет эти стихотворения и потешки? Какое отношение это имеет к теме нашего мастер-класса?

(Высказывания педагогов)

- Да, вы правы!  Все эти стихотворения и потешки объединяет вода. Использование художественного слова в играх с водой способствует лучшему усвоению знаний, повышает настроение, вызывает желание играть с водой. Речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с её помощью ребёнку сообщаются определённые знания, передаются умения и навыки. В возрасте дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства:  форму, цвет, величину, степень твёрдости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними. Когда мы знакомим с окружающим миром, со свойствами воды, мы обогащаем и активизируем словарь детей.

- Что такое вода?                                                                                                                                

(Ответы педагогов).

 - Вода – одна из загадочных жидкостей на земле. Издавна люди восхваляли и воспевали воду. Вода входит в состав всех тканей живых существ. Вода – это жизнь. В каком состоянии бывает вода, назовите явления природы, связанные с водой? (Перечисляют). С какими из них,  можно знакомить детей? (Называют). Вода, дождь, снег, лёд.

(Каждому  столу педагог предлагает по одному слову: вода, дождь, снег, лёд).

 - Давайте вместе попробуем подобрать по 5 слов-признаков к словам, которые я вам предложила. У каждого стола своё слово.

(Педагоги работают по подгруппам, выполняют задание).

 - А теперь зачитаем, что получилось.

(Зачитывают слова-признаки).

 - Какие определения подойдут для дошкольного возраста?

(Вода: тёплая, холодная, мокрая, льётся, чистая, грязная; дождь: сильный, слабый, мокрый, холодный, долгий; снег: холодный, пушистый, мягкий, белый, мокрый; лёд: холодный, твёрдый, скользкий, прозрачный, гладкий).

      - В процессе наблюдения за природой, её явлениями мы обогащаем и активизируем словарь детей.      

   Например, дети дошкольного возраста уже могут определять: дождь идёт или уже закончился, сильный или слабый; вода холодная или тёплая, не все предметы в ней тонут, она необходима всем растениям; а также могут определить погоду: солнечная или пасмурная, дождливая или без дождя, ветреная или без ветра. Стараемся добиваться от детей полного ответа.

Вода – первый и любимый всеми детьми объект для игр и для исследования. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

Первые игры с водой ребёнок осваивает во время купания. Но для развития малыша этого мало, так как, организуя игры с водой, мы одновременно решаем много разных задач.

 - Чему способствуют игры с водой? (ответы педагогов).

 Итак, игры с водой:

• Способствуют физическому развитию ребёнка (развиваем мелкую моторику рук, а также зрительную и двигательную координацию).

• Знакомим ребёнка с окружающим миром (знакомство с основными свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса…; и с материалами, которые используются в играх).

• Способствуют овладению детьми элементарными математическими понятиями: далеко – близко, высоко – низко, мало – много, полный – пустой и т.д.

• Снимают психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

• Способствуют расширению и обогащению словаря детей.

Игры с водой делают жизнь ребёнка разнообразнее и интереснее. Каждый ребенок с удовольствием принимает в них участие.

 

Для этого нужно:

• Установить ёмкость с водой на устойчивый столик. К ёмкости должен быть свободный доступ.

• Верхний край ёмкости для воды должен находиться на уровне пояса ребёнка.

• Уровень воды должен быть не более 7 см.

• Перед игрой закатать ребёнку рукава и одеть фартучек.

• Подготовить игровое оборудование: заводные игрушки-забавы, разные мелкие игрушки, природный материал (шишки, камешки, ракушки, каштаны, жёлуди, кора деревьев, скорлупки грецкого ореха), предметы-заместители (деревянные палочки, пластмассовые трубочки, крышечки, пробки), разнообразные пластмассовые сосуды, воронки, ложечки.

Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Игры с водой можно также сопровождать прослушиванием аудиозаписей шума дождя, водопада, рокота прибоя, журчания ручейка.

 - Давайте вместе с вами поиграем. Я предлагаю выйти из-за столов и поиграть в игру, которая называется «Назови игру с водой». Для этого нужно встать в круг, я буду бросать мяч, а вы называть игру с водой. Желательно ответы не повторять, при желании можно помочь и подсказать друг другу. Итак, начнём.

Игра «Назови игру с водой»

 - Вот как много игр можно использовать. Я предлагаю занять свои места.

Что нужно для игр с водой?

1. Ванна размером 50 х 70 х 8 см. 2. Вода комнатной температуры не ниже 22 градусов и не выше 38 градусов. Воду следует менять после каждого занятия.

3. Ёмкости различного объема для наливания, переливания: баночки, стаканчики, ведёрки, вёдра, бутылки пластиковые и т. д. Ёмкости следует иметь как прозрачные, так и непрозрачные

4. Лейки, воронки.

4. Мелкие игрушки и предметы разного качества из разных материалов, кораблики, парусники.

5. Губки, тряпочки. Коврики напольные, тряпки, тряпочки для вытирания луж и брызгов.

2 этап. Практические действия с водой.

Мастер: Даже простейшие игровые действия с материалами могут принимать осмысленный характер и быть воспитательно ценными, если им уделяется внимание со стороны взрослых. Вот как можно проводить игры с детьми в период адаптации с водой: (мастер предлагает слушателям сыграть роль детей разных возрастных групп – от раннего возраста до старшей группы. Соответственно расположен игровой материал на столах перед слушателями.)

Мастер: (обращается в одной группе слушателей) : Вы – самые маленькие детки. В садик пришли в первый раз.

Здравствуйте. Пойдёмте, покажу, что у нас в группе есть интересного. Ой, какая уточка.

1. Упражнения в адаптационный период.

Вот какая у меня уточка есть, поиграй с ней, давай отпустим её плавать. Скажи ей: Плыви, уточка1 Что уточка делает? Что она видит?

— Плывут уточки, видят рыбок. Здравствуйте!

— Смотрите, уточки с рыбками здороваются. Сейчас рыбок я помою. (Трет в воде то одну, то другую рыбку.) Мойтесь, водичка тепленькая.

— Да, водичка тепленькая и чистая

— Лодочка легкая, она не утонет.

— Я куколку положу в лодочку. Вот, смотрите, куколка в лодочке плывет! Лодочка легкая, она плавает у меня, не тонет!

— Не все игрушки плавают, посмотрите, вот шарик (металлический, вот камешек. В воде они тонут.

Мастер: (переходит к другой группе слушателей: Мы уже с вами подросли, привыкли в садик ходить. Очень крепко подружились с уточкой. Она снова зовёт нас поиграть с водой.

2. Игра "Аквариум"

Сделаем аквариум. А где же мы возьмём рыбок? Может быть, придумаем их? У нас будут необыкновенные, волшебные рыбки. Из чего их можно сделать? (обращает внимание на мелкие предметы). Берите рыбок аккуратно, чтобы не сделать им больно, не повредить плавники. Мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки.

Пустим поплавать в аквариум нашу уточку. Каких рыбок видит уточка? Расскажите про них. (После того, как аквариум заполнен,

рыбок можно половить. Ребенку дается возможность попробовать

все предметы в качестве "сачка", причем вытаскивать нужно не

помогая другой рукой.)

Мастер: (переходит к следующей группе, обращает внимание на губки) : Ребята, а что это у вас за кирпичики? Для чего они? Вы будете ими строить? А что с ними можно сделать? Как они называются? Да, губки. Уточка говорит, что губки умеют пить воду и обратно её отдавать. Давайте попробуем

3. Игры с водой и губкой

Игрушки: лейка, две тарелки, поднос, губка.

Вы наливаете немного воды из лейки в тарелку, а потом,

при помощи губки, стараетесь перенести воду в другую пустую

тарелку. Постарайтесь не капать на стол.

Посмотрите, к нам прибежал Бобик! Ой, тут капельки на столе, он сейчас промокнет! Что же делать? Давайте соберём капельки губками, и Бобик сможет поиграть с нами. Вот какая замечательная губка. Что она умеет делать? Да, и пить воду, и отдавать её, если её крепко сжать кулачком, и сушить стол от луж.

Мастер: Можете сами придумывать игры с водой. Давайте мы сейчас научим уточку разным играм с водой.

Перед вами предметы для переливания воды. Обратите внимание, один из сосудов имеет отметку для уровня воды. Предложите, как можно поиграть с этими сосудами.

4. Переливание воды

Игрушки: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан,

тряпка.

Подкрашенная вода медленно льется из лейки в мерный стакан.

Затем эта вода выливается в разные сосуды, время от времени вода

возвращается в мерный стакан. Через повторение хода действий

ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество

воды в различных сосудах.

Одновременно обсуждаются вопросы: "Где равные количества

воды? ", "Где воды больше? "

Мастер: (обращает внимание на баночки с крышками и чистой водой) С водой играть всегда приятно и весело. Потому что вода может быть волшебной, а мы с вами можем стать волшебниками. Я прошу вас открыть маленькие баночки с чистой водой и нанести на крышку немного гуаши того цвета, который бы определял ваше настроение от нашего сегодняшнего общения с водой. Закройте банку и встряхните её. Вот такие несложные фокусы и позабавят детей, и внесут сказочности в детскую жизни, и познакомят детей с некоторыми свойствами воды.

Итог.

Обратная связь.

МАСТЕР-КЛАСС

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ИГРЫ С ВОДОЙ»

    Подготовили и провели:

     Воспитатель:

    Елена Сергеевна Толмач.

                       Учитель-дефектолог:

Ксения Валерьевна Мусорова

                                               2014г.

            Краснодарский край, Темрюкский район

               п. Октябрьский МБДОУ ДС КВ №14


Мастер-класс «Игры с водой»

Цель: Познакомить педагогов с разнообразием игр с водой в условиях детского сада, с их эффективностью и возможностями в развивающей работе с детьми дошкольного возраста.

Педагог-мастер: Уважаемые коллеги!

  Приглашаем Вас на мастер-класс

1 ЧАСТЬ

Педагог-мастер: Уважаемые коллеги! Предлагаю прослушать следующие стихотворения.

  Водичка, водичка,                          Хлюп – хлюп ручками,

  Умой моё личико,                          Полон мыла таз.

  Чтобы глазки блестели,               Ты не трогай, Машенька,

  Чтобы щёчки краснели,               Мыльной ручкой глаз.

  Чтоб смеялся роток,                    А водичка булькает,

  Чтоб кусался зубок.                      А водичка пенится.

                                                          Машенька помоется,

  Потягунушки, потягунушки!      Причешется, оденется.

  Поперёк толстунушки,

  А в ножки ходунушки,                  Кран, откройся! Нос, умойся!

  А в ручки хватунушки,                 Мойтесь сразу, оба глаза!

  А в роток говорок,                       Мойтесь, уши, мойся, шейка,

  А в головку разумок.                    Шейка, мойся хорошенько!

  Вода текучая,                              Мойся, мойся, обливайся!

  Дитя растучее.                           Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

  С гуся вода,

  С дитя худоба!

  Вода книзу,

  А дитя кверху!

 - Как вы думаете, что объединяет эти стихотворения и потешки? Какое отношение это имеет к теме нашего мастер-класса?

(Высказывания педагогов)

- Да, вы правы!  Все эти стихотворения и потешки объединяет вода. Использование художественного слова в играх с водой способствует лучшему усвоению знаний, повышает настроение, вызывает желание играть с водой. Речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с её помощью ребёнку сообщаются определённые знания, передаются умения и навыки. В возрасте дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства:  форму, цвет, величину, степень твёрдости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними. Когда мы знакомим с окружающим миром, со свойствами воды, мы обогащаем и активизируем словарь детей.

- Что такое вода?                                                                                                                                

(Ответы педагогов).

 - Вода – одна из загадочных жидкостей на земле. Издавна люди восхваляли и воспевали воду. Вода входит в состав всех тканей живых существ. Вода – это жизнь. В каком состоянии бывает вода, назовите явления природы, связанные с водой? (Перечисляют). С какими из них,  можно знакомить детей? (Называют). Вода, дождь, снег, лёд.

(Каждому  столу педагог предлагает по одному слову: вода, дождь, снег, лёд).

 - Давайте вместе попробуем подобрать по 5 слов-признаков к словам, которые я вам предложила. У каждого стола своё слово.

(Педагоги работают по подгруппам, выполняют задание).

 - А теперь зачитаем, что получилось.

(Зачитывают слова-признаки).

 - Какие определения подойдут для дошкольного возраста?

(Вода: тёплая, холодная, мокрая, льётся, чистая, грязная; дождь: сильный, слабый, мокрый, холодный, долгий; снег: холодный, пушистый, мягкий, белый, мокрый; лёд: холодный, твёрдый, скользкий, прозрачный, гладкий).

      - В процессе наблюдения за природой, её явлениями мы обогащаем и активизируем словарь детей.      

   Например, дети дошкольного возраста уже могут определять: дождь идёт или уже закончился, сильный или слабый; вода холодная или тёплая, не все предметы в ней тонут, она необходима всем растениям; а также могут определить погоду: солнечная или пасмурная, дождливая или без дождя, ветреная или без ветра. Стараемся добиваться от детей полного ответа.

Вода – первый и любимый всеми детьми объект для игр и для исследования. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

Первые игры с водой ребёнок осваивает во время купания. Но для развития малыша этого мало, так как, организуя игры с водой, мы одновременно решаем много разных задач.

 - Чему способствуют игры с водой? (ответы педагогов).

 Итак, игры с водой:

• Способствуют физическому развитию ребёнка (развиваем мелкую моторику рук, а также зрительную и двигательную координацию).

• Знакомим ребёнка с окружающим миром (знакомство с основными свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса…; и с материалами, которые используются в играх).

• Способствуют овладению детьми элементарными математическими понятиями: далеко – близко, высоко – низко, мало – много, полный – пустой и т.д.

• Снимают психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

• Способствуют расширению и обогащению словаря детей.

Игры с водой делают жизнь ребёнка разнообразнее и интереснее. Каждый ребенок с удовольствием принимает в них участие.

 

Для этого нужно:

• Установить ёмкость с водой на устойчивый столик. К ёмкости должен быть свободный доступ.

• Верхний край ёмкости для воды должен находиться на уровне пояса ребёнка.

• Уровень воды должен быть не более 7 см.

• Перед игрой закатать ребёнку рукава и одеть фартучек.

• Подготовить игровое оборудование: заводные игрушки-забавы, разные мелкие игрушки, природный материал (шишки, камешки, ракушки, каштаны, жёлуди, кора деревьев, скорлупки грецкого ореха), предметы-заместители (деревянные палочки, пластмассовые трубочки, крышечки, пробки), разнообразные пластмассовые сосуды, воронки, ложечки.

Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Игры с водой можно также сопровождать прослушиванием аудиозаписей шума дождя, водопада, рокота прибоя, журчания ручейка.

 - Давайте вместе с вами поиграем. Я предлагаю выйти из-за столов и поиграть в игру, которая называется «Назови игру с водой». Для этого нужно встать в круг, я буду бросать мяч, а вы называть игру с водой. Желательно ответы не повторять, при желании можно помочь и подсказать друг другу. Итак, начнём.

Игра «Назови игру с водой»

 - Вот как много игр можно использовать. Я предлагаю занять свои места.

Что нужно для игр с водой?

1. Ванна размером 50 х 70 х 8 см. 2. Вода комнатной температуры не ниже 22 градусов и не выше 38 градусов. Воду следует менять после каждого занятия.

3. Ёмкости различного объема для наливания, переливания: баночки, стаканчики, ведёрки, вёдра, бутылки пластиковые и т. д. Ёмкости следует иметь как прозрачные, так и непрозрачные

4. Лейки, воронки.

4. Мелкие игрушки и предметы разного качества из разных материалов, кораблики, парусники.

5. Губки, тряпочки. Коврики напольные, тряпки, тряпочки для вытирания луж и брызгов.

2 этап. Практические действия с водой.

Мастер: Даже простейшие игровые действия с материалами могут принимать осмысленный характер и быть воспитательно ценными, если им уделяется внимание со стороны взрослых. Вот как можно проводить игры с детьми в период адаптации с водой: (мастер предлагает слушателям сыграть роль детей разных возрастных групп – от раннего возраста до старшей группы. Соответственно расположен игровой материал на столах перед слушателями.)

Мастер: (обращается в одной группе слушателей) : Вы – самые маленькие детки. В садик пришли в первый раз.

Здравствуйте. Пойдёмте, покажу, что у нас в группе есть интересного. Ой, какая уточка.

1. Упражнения в адаптационный период.

Вот какая у меня уточка есть, поиграй с ней, давай отпустим её плавать. Скажи ей: Плыви, уточка1 Что уточка делает? Что она видит?

— Плывут уточки, видят рыбок. Здравствуйте!

— Смотрите, уточки с рыбками здороваются. Сейчас рыбок я помою. (Трет в воде то одну, то другую рыбку.) Мойтесь, водичка тепленькая.

— Да, водичка тепленькая и чистая

— Лодочка легкая, она не утонет.

— Я куколку положу в лодочку. Вот, смотрите, куколка в лодочке плывет! Лодочка легкая, она плавает у меня, не тонет!

— Не все игрушки плавают, посмотрите, вот шарик (металлический, вот камешек. В воде они тонут.

Мастер: (переходит к другой группе слушателей: Мы уже с вами подросли, привыкли в садик ходить. Очень крепко подружились с уточкой. Она снова зовёт нас поиграть с водой.

2. Игра "Аквариум"

Сделаем аквариум. А где же мы возьмём рыбок? Может быть, придумаем их? У нас будут необыкновенные, волшебные рыбки. Из чего их можно сделать? (обращает внимание на мелкие предметы). Берите рыбок аккуратно, чтобы не сделать им больно, не повредить плавники. Мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки.

Пустим поплавать в аквариум нашу уточку. Каких рыбок видит уточка? Расскажите про них. (После того, как аквариум заполнен,

рыбок можно половить. Ребенку дается возможность попробовать

все предметы в качестве "сачка", причем вытаскивать нужно не

помогая другой рукой.)

Мастер: (переходит к следующей группе, обращает внимание на губки) : Ребята, а что это у вас за кирпичики? Для чего они? Вы будете ими строить? А что с ними можно сделать? Как они называются? Да, губки. Уточка говорит, что губки умеют пить воду и обратно её отдавать. Давайте попробуем

3. Игры с водой и губкой

Игрушки: лейка, две тарелки, поднос, губка.

Вы наливаете немного воды из лейки в тарелку, а потом,

при помощи губки, стараетесь перенести воду в другую пустую

тарелку. Постарайтесь не капать на стол.

Посмотрите, к нам прибежал Бобик! Ой, тут капельки на столе, он сейчас промокнет! Что же делать? Давайте соберём капельки губками, и Бобик сможет поиграть с нами. Вот какая замечательная губка. Что она умеет делать? Да, и пить воду, и отдавать её, если её крепко сжать кулачком, и сушить стол от луж.

Мастер: Можете сами придумывать игры с водой. Давайте мы сейчас научим уточку разным играм с водой.

Перед вами предметы для переливания воды. Обратите внимание, один из сосудов имеет отметку для уровня воды. Предложите, как можно поиграть с этими сосудами.

4. Переливание воды

Игрушки: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан,

тряпка.

Подкрашенная вода медленно льется из лейки в мерный стакан.

Затем эта вода выливается в разные сосуды, время от времени вода

возвращается в мерный стакан. Через повторение хода действий

ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество

воды в различных сосудах.

Одновременно обсуждаются вопросы: "Где равные количества

воды? ", "Где воды больше? "

Мастер: (обращает внимание на баночки с крышками и чистой водой) С водой играть всегда приятно и весело. Потому что вода может быть волшебной, а мы с вами можем стать волшебниками. Я прошу вас открыть маленькие баночки с чистой водой и нанести на крышку немного гуаши того цвета, который бы определял ваше настроение от нашего сегодняшнего общения с водой. Закройте банку и встряхните её. Вот такие несложные фокусы и позабавят детей, и внесут сказочности в детскую жизни, и познакомят детей с некоторыми свойствами воды.

Итог.

Обратная связь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс «Игры с водой» Провела: Толмач Елена Сергеевна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Организация работы с семьями воспитанников первой младшей группы по развитию речи посредством игр с водой"

Мастер-класс был организован с целью повышения профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного педагогического общения по освоению опыта организации работы с семьями воспитанник...

конспект мастер - класса "Игры с водой" для родителей воспитанников средней группы

Материал можно использовать для организации работы с родителями....

Мастер-класс по экспериментированию с водой и песком для детей и родителей

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

Мастер-класс "Круговорот воды в природе"

Мастер -класс "Круговорот воды в природе".  Цель: сформировать представление о том, что вода в природе совершает круговорот:   испаряется с поверхности земли, образует облака, и в виде ...

мастер класс свойства воды для педагогов

мастер - класс по изучению свойств воды прошло на педагогическом совете. молодые воспитатели приняли активное участие при проведении опытов с водой....

«Чудо на воде». Мастер-класс по «Эбру» — рисованию на воде

Нетрадиционная техника рисования.Рисуем на воде и получаем чудо!!!...

Мастер класс "Волшебница вода"

С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности....