Мастер-класс "Организация работы с семьями воспитанников первой младшей группы по развитию речи посредством игр с водой"
материал (младшая группа) по теме
Мастер-класс был организован с целью повышения профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного педагогического общения по освоению опыта организации работы с семьями воспитанников первой младшей группы по развитию речи посредством игр с водой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс проведения родительского собрания | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 15 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
МАСТЕР-КЛАСС
«Организация работы с семьями воспитанников
первой младшей группы
по развитию речи посредством игр с водой»
Воспитатель первой квалификационной категории Белова Л.Н.
2011-2012 учебный год
Педагог-мастер: Уважаемые коллеги!
Приглашаю Вас на мастер-класс
Главными воспитателями своих детей являются родители, но без определённых знаний это невозможно.
Одной из наиболее распространённых форм просвещения семьи является родительское собрание.
Я часто провожу их в нетрадиционной форме, потому что на таких собраниях:
• создаётся комфортная непринуждённая обстановка,
• уютная атмосфера.
И сейчас, я поделюсь с Вами опытом своей работы по проведению родительских собраний по развитию речи в процессе игр с водой.
• Сначала проведу практическое занятие с вашим участием путём прямого
показа основных методов и приёмов с поэтапным комментированием;
• Потом проанализирую систему работы с родителями по развитию речи и
игровых навыков у детей;
• Предложу вам заполнить анкету с целью получения информации для
повышения эффективности проведения мастер-класса;
• Сделаем вывод, я отвечу на ваши вопросы;
• Проведу самоанализ мастер-класса.
1 ЧАСТЬ
Педагог-мастер: Уважаемые коллеги!
По этому сигналу (звенит звонок) Вы будете перевоплощаться в родителей, а потом в коллег, потом опять в родителей, и опять – в коллег и т.д.
Звенит звонок. Внимание, вы – родители детей первой младшей группы.
- Здравствуйте, уважаемые родители, спасибо, что нашли время и пришли на наше родительское собрание. А сейчас предлагаю занять место за столом, согласно строке из стихотворения (потешки), название которого указано на столе. Чтобы стих сложился по порядку, строки пронумерованы.
(На столах закреплены названия стихотворений (потешек): «Водичка, водичка…», «Потягунушки!», «Нос, умойся!» Э. Мошковская, «Хлюп – хлюп». Родители выбирают листок, на котором написана строчка одного из стихотворений (потешек). Необходимо определить, к какому из стихотворений относится данная строчка, и занять место за столом с названием, соответствующем данному стихотворению).
Водичка, водичка, Хлюп – хлюп ручками,
Умой моё личико, Полон мыла таз.
Чтобы глазки блестели, Ты не трогай, Машенька,
Чтобы щёчки краснели, Мыльной ручкой глаз.
Чтоб смеялся роток, А водичка булькает,
Чтоб кусался зубок. А водичка пенится.
Машенька помоется,
Потягунушки, потягунушки! Причешется, оденется.
Поперёк толстунушки,
А в ножки ходунушки, Кран, откройся! Нос, умойся!
А в ручки хватунушки, Мойтесь сразу, оба глаза!
А в роток говорок, Мойтесь, уши, мойся, шейка,
А в головку разумок. Шейка, мойся хорошенько!
Вода текучая, Мойся, мойся, обливайся!
Дитя растучее. Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!
(Когда родители займут свои места, педагог предлагает по очереди зачитать получившиеся стихотворения).
На прошлом родительском собрании решением было:
- В воспитании детей учитывать возрастные особенности психического и физического развития. (Не все родители учитывают возрастные особенности, часто занижая их).
- Осуществлять мероприятия по созданию предметно-развивающей среды для сюжетно-ролевых игр детей; помогать группе детского сада в изготовлении необходимых материалов для игр детей. (Хочется поблагодарить за вашу активность, сюжетно-ролевые игры мы можем проводить в полном объёме).
- Продолжать участвовать в благоустройстве участка детского сада. (На данный момент участок соответствует возрасту детей, но со временем необходимо дополнение. Больше всего мы рады появлению на участке удобного стационарного места для игр детей с водой).
- Как вы думаете, что объединяет эти стихотворения и потешки? Какое отношение это имеет к теме нашего родительского собрания?
(Высказывания родителей)
- Да, вы правы! Все эти стихотворения и потешки объединяет вода. Использование художественного слова в играх с водой способствует лучшему усвоению знаний, повышает настроение, вызывает желание играть с водой. Речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с её помощью ребёнку сообщаются определённые знания, передаются умения и навыки. В возрасте 2-3 лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства: форму, цвет, величину, степень твёрдости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними. Когда мы знакомим с окружающим миром, со свойствами воды, мы обогащаем и активизируем словарь детей.
КОММЕНТАРИИ ПЕДАГОГА-МАСТЕРА
Педагог-мастер: (Звенит звонок). Сейчас вы – опять мои коллеги. И я прокомментирую вводную часть родительского собрания.
1. На собрание родителей я стараюсь пригласить в необычной, например, в стихотворной форме, формулировка объявления так же содержит проблемный характер. Такого рода объявления я вывешиваю заранее в групповом уголке, чтобы заинтересовать родителей, а, может быть, и заинтриговать. На данное собрание я пригласила их, вот таким образом. (Зачитываю объявление).
Ваш ребёнок любит играть с водой, но вы не знаете, как организовать игру? Вы хотите, чтобы у ребёнка развивалась речь, но не знаете, как помочь ему в этом? Мы постараемся вместе найти ответы на вопросы. У вас появится возможность лично поучаствовать в играх.
Будем рады видеть вас!
На собрании у нас
Будем учиться с водой играть
И речь детишек развивать!
2. На занятиях по изодеятельности дети изготавливают приглашения на родительское собрание. Например (показываю образец). Поэтому обидеть и не прийти на собрание со стороны родителей будет не очень хорошо.
Цель подготовительной работы – обеспечить посещаемость родительских собраний.
3. Для активизации общения родителей, создания рабочего настроя использую различные приёмы:
• распределение на подгруппы;
• родительское собрание традиционно начинается с отчёта о выполнении
решений предыдущего родительского собрания;
• обсуждение высказываний по теме (например: ответы на вопрос «Что такое
вода?», зачитывание стихотворений);
• и др. приёмы.
Цель вводной части родительского собрания – настроить родителей на общение и работу.
2 ЧАСТЬ
Педагог-мастер: (Звенит звонок). Сейчас вы – опять родители и мы продолжаем родительское собрание.
- Что такое вода?
(Ответы, родителей).
- Вода – одна из загадочных жидкостей на земле. Издавна люди восхваляли и воспевали воду. Вода входит в состав всех тканей живых существ. Вода – это жизнь. В каком состоянии бывает вода, назовите явления природы, связанные с водой? (Перечисляют). С какими из них, можно знакомить детей первой младшей группы? (Называют). Вода, дождь, снег, лёд.
(На каждый стол педагог раздаёт по одному слову: вода, дождь, снег, лёд).
- Давайте вместе попробуем подобрать по 5 слов-признаков к словам, которые я вам раздала. У каждого стола своё слово.
(Родители работают по подгруппам, выполняют задание).
- А теперь зачитаем, что получилось.
(Зачитывают слова-признаки).
- Какие определения подойдут к нашему возрасту?
(Вода: тёплая, холодная, мокрая, льётся, чистая, грязная; дождь: сильный, слабый, мокрый, холодный, долгий; снег: холодный, пушистый, мягкий, белый, мокрый; лёд: холодный, твёрдый, скользкий, прозрачный, гладкий).
- В процессе наблюдения за природой, её явлениями мы обогащаем и активизируем словарь детей.
Например, дети в нашей группе уже могут определять: дождь идёт или уже закончился, сильный или слабый; вода холодная или тёплая, не все предметы в ней тонут, она необходима всем растениям; а также могут определить погоду: солнечная или пасмурная, дождливая или без дождя, ветреная или без ветра. Стараемся добиваться от детей полного ответа.
До собрания с вами проводилось анкетирование «Игры детей с водой в домашних условиях». Давайте вспомним:
- Любят ли ваши дети играть с водой? (Ответы родителей).
- Ответ был положительным и единогласным. Это замечательно, что ваши дети любят играть с водой. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для игр и для исследования. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Особенно это важно для самых маленьких детей.
Первые игры с водой ребёнок осваивает во время купания. Но для развития малыша этого мало, так как, организуя игры с водой, мы одновременно решаем много разных задач.
- Чему способствуют игры с водой? (Ответы родителей).
- Этот вопрос некоторых родителей привёл в замешательство и был дан ответ – «развитию», но развитию чего не понятно. Итак, игры с водой:
• Способствуют физическому развитию ребёнка (развиваем мелкую моторику рук, а также зрительную и двигательную координацию).
• Знакомим ребёнка с окружающим миром (знакомство с основными свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса…; и с материалами, которые используются в играх).
• Способствуют овладению детьми элементарными математическими понятиями: далеко – близко, высоко – низко, мало – много, полный – пустой и т.д.
• Снимают психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
• Способствуют расширению и обогащению словаря детей.
Игры с водой делают жизнь ребёнка разнообразнее и интереснее. Каждый малыш с удовольствием принимает в них участие.
- Что нужно для организации игр с водой?
Выступление родительницы из личного опыта: «Кирилл очень любит играть с водой, что способствует его хорошему настроению. Чтобы максимально доставить радость ребёнку от контакта с водой я использую для игр: ванночку, ковшик, пластмассовые и резиновые игрушки, мячик, различные бутылочки и пузырёчки, крышечки, кораблики. В основном наши игры с водой происходят во время купания. Иногда возле раковины на кухне. Недавно я стала наливать тазик с водой на детский столик, и играем в игру «Рыбалка». Хотелось бы узнать ещё несколько вариантов игр с водой, чтобы ребёнок узнавал что-то новое».
- По результатам анкетирования видно, что практически все родители используют игры с водой в ванной комнате во время купания детей. Не менее важно использовать игры помимо купания.
В группе мы тоже организуем игры с водой. Для этого нужно:
• Установить ёмкость с водой на устойчивый столик. К ёмкости должен быть свободный доступ.
• Верхний край ёмкости для воды должен находиться на уровне пояса ребёнка.
• Уровень воды должен быть не более 7 см.
• Перед игрой закатать ребёнку рукава и одеть фартучек.
• Подготовить игровое оборудование: заводные игрушки-забавы, разные мелкие игрушки, природный материал (шишки, камешки, ракушки, каштаны, жёлуди, кора деревьев, скорлупки грецкого ореха), предметы-заместители (деревянные палочки, пластмассовые трубочки, крышечки, пробки), разнообразные пластмассовые сосуды, воронки, ложечки.
(Показать фото игр детей с водой в группе)
Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Для малышей уместны потешки, стишки о воде, описательные загадки… Игры с водой можно также сопровождать прослушиванием аудиозаписей шума дождя, водопада, рокота прибоя, журчания ручейка.
- Какие игры с водой можно организовать дома? (Высказывания родителей)
- Давайте вместе с вами поиграем. Я предлагаю выйти из-за столов и поиграть в игру, которая называется «Назови игру с водой». Для этого нужно встать в круг, я буду бросать мяч, а вы называть игру с водой. Желательно ответы не повторять, при желании можно помочь и подсказать друг другу. Итак, начнём.
Игра «Назови игру с водой»
- Вот как много игр можно использовать. Я предлагаю занять свои места.
КОММЕНТАРИИ ПЕДАГОГА-МАСТЕРА
Педагог-мастер: (Звенит звонок). Сейчас вы – опять мои коллеги. И я прокомментирую основную часть родительского собрания.
- Использование приёма работы в подгруппах так же позволяет активизировать общение родителей.
- Руководствуясь программой первой младшей группы, родителям предлагается учитывать возрастные особенности детей. Добиваться от них употребления прилагательных.
- Немало важно знать и особенности семейного воспитания. Для этого к каждому родительскому собранию предусмотрены анкеты и другие задания. К данному родительскому собранию проводилось анкетирование «Игры детей с водой в домашних условиях» с целью подготовки выступления и выработки рекомендаций.
- На каждом родительском собрании – обмен опытом семейного воспитания.
- Традицией является рассказ о том, чем живёт группа: фото, примеры, интересные моменты из жизни группы.
- Использование смены формы организации родителей (сидя за столом, упражнение в круге, перебрасывание мяча), что помогает снять мышечную усталость.
Цель основной части – донести до родителей важность использования игр с водой в домашних условиях.
3 ЧАСТЬ
Педагог-мастер: (Звенит звонок). Сейчас вы – дети первой младшей группы. И мы продолжаем родительское собрание.
- У вас на столах стоят ёмкости с водой и игровое оборудование, бумажные салфетки.
Сейчас мы проиграем предложенные варианты, у каждого стола свой вариант игры:
Стол №1
Педагог берёт на себя роль взрослого, а родитель роль ребёнка. Каждый этап игры можно проиграть с отдельным родителем, сидящим за столом.
«Знакомство со свойствами воды».
Материалы и оборудование: 2 прозрачных стакана (с водой и молоком), тазик прозрачный, бутылочка, кружечка, гуашь красного цвета, кисть, тряпочка, бумажные салфетки.
Взрослый: Потрогай водичку. Какая она тёплая или холодная?
Ребёнок: Холодная.
В: Скажи полным ответом: «Вода холодная».
Р: Вода холодная.
В: Посмотри, в этом стакане вода чистая и прозрачная, через неё всё видно, даже твой пальчик, прислони к стакану. А в этом стакане молоко, оно не прозрачное, прислони пальчик, его не видно. В этом стакане, какая вода?
Р: Чистая, прозрачная.
В: А молоко, какое?
Р: Молоко не прозрачное.
В: Понюхай чистую водичку, она пахнет?
Р: Нет.
В: Да, у чистой воды нет запаха. Скажи, вода не пахнет. (Ребёнок повторяет). Вода льётся, её можно наливать. Возьми бутылочку с водой и налей в этот тазик. (Ребёнок выполняет действия). Льётся водичка?
Р: Да, льётся.
В: Давай попробуем перелить водичку из тазика обратно в бутылочку вот этой кружечкой, вот так. Держи, чем будешь переливать воду?
Р: Буду переливать кружечкой. (Переливает).
В: Ой, вода разлилась, она жидкая. Её можно собрать тряпочкой, попробуй. Что случилось с водой, когда ты её переливала?
Р: Она разлилась.
В: Воду можно окрасить. Возьми кисть и набери немного краски, вот так. Какого цвета у тебя краска?
Р: Красного цвета.
В: Опусти кисть в воду и промой её, вот так. Что стало с водой? Она окрасилась. Какого цвета стала водичка?
Р: Вода стала красного цвета.
Стол №2
Педагог берёт на себя роль взрослого, а родитель роль ребёнка. Каждый этап игры можно проиграть с отдельным родителем, сидящим за столом.
Материалы и оборудование: большая и маленькая миски, пластиковые ложки, крышка, баночка, кувшин, кастрюля, бутылочка пластиковая, чашка, кубик, палочка, камешки, шуруп металлический, ложка металлическая, пуговица, крышка от бутылки, тарелка, 2 баночки с мыльными пузырями, бумажные салфетки.
В: Попробуй перелить водичку ложкой из большой миски в маленькую. Вот так набери в ложку воды и вылей в маленькую миску. Ещё. Из какой миски набираешь воду, большой или маленькой?
Р: Из большой миски.
В: В какую миску переливаешь воду?
Р: В маленькую.
В: Чем ты переливаешь воду?
Р: Ложкой.
В: Скажи: «Я переливаю воду ложкой». (Ребёнок по возможности повторяет).
В: Посмотри, что ещё у нас на столе лежит?
Р: Крышка, кружка, баночка.
В: Попробуй и крышечкой перелить водичку. Получается?
Р: Да, получается.
В: А попробуй перелить кружкой. Смотри, сколько много воды помещается в кружку. В ложку столько воды не помещалось.
В: Давай нальём воды из ковшика в кастрюлю, чашку, баночку, бутылочку. Куда сначала ты хочешь налить воды?
Р: Хочу налить в кастрюлю.
В: Наливай, вот так, аккуратно. (Тоже проделывается с каждым сосудом).
В: Посмотри, на тарелке много предметов: кубик деревянный, палочка деревянная, камешки, шуруп металлический, ложка металлическая, пуговица пластмассовая, крышка пластмассовая.
Попробуй опусти в воду кубик. Вот так. Он потонул или остался плавать на поверхности воды?
Р: Кубик не потонул. (Тоже проделывается с другими предметами).
В: А теперь нужно выловить предметы, которые плавают на воде. Возьми ложку и вылови кубик, вот так, положи его на тарелку. А сейчас, что хочешь выловить?
Р: Хочу пуговицу выловить.
В: Хорошо, теперь пуговицу. (Вылавливает остальные предметы).
В: (Пускает мыльные пузыри) Смотри, сколько много мыльных пузырей! Попробуй, поймай пузырь на ладошку. Вот здорово, поймала. Посмотри, сколько пузырей я сейчас выпущу?
Р: Один пузырь.
В: А сейчас, сколько пузырей выпущу?
Р: Много пузырей.
В: Вот возьми баночку с мыльными пузырями, давай вместе пускать. (Пускают пузыри вместе). Давай посмотрим, чей пузырь будет больше?
Р: Мой пузырь больше!
В: Чей пузырь дальше улетит?
Р: Твой (ваш) пузырь дальше улетел!
Стол №3
Педагог берёт на себя роль взрослого, а родитель роль ребёнка. Каждый этап игры можно проиграть с отдельным родителем, сидящим за столом.
Материалы и оборудование: ёмкость с водой, бумажный кораблик, заводные игрушки (черепаха, крокодил), резиновые игрушки (собака, петушок), мыло в мыльнице, полотенце, бумажные салфетки.
В: Посмотри, какие у меня кораблики – бумажные, легкие. Их можно пускать по воде. (Опускает в воду). Кораблик потонул?
Р: Нет, кораблик не потонул.
В: Почему не потонул?
Р: Потому что он лёгкий.
В: Да, кораблик лёгкий, если на него подуть, он поплывёт. Подуй, ещё сильней, вот он и поплыл. Здорово! Что ты сделал, чтобы кораблик поплыл?
Р: Я подул на него.
В: Можно пустить поплавать и вот эти игрушки. Назови, кто это? (Перечисляет игрушки).
На них дуть не нужно, они заводные. Посмотри, я заведу и опущу в воду, вот так. Поплыла черепаха! Да как быстро! Заведи крокодила сама, вот так.
Р: Поплыл.
В: А крокодил быстро поплыл?
Р: Да, крокодил быстро поплыл.
В: А теперь, давай вместе заведём, ты – черепаху, а я – крокодила. Вот так. Кто быстрее плавает, черепаха или крокодил?
Р: Черепаха быстрее плавает.
В: Молодец!
В: Ой, ау нас петушок и собачка совсем запачкались. Может, мы их помоем?
Р: Да, помоем.
В: С чем будем их мыть?
Р: С мылом будем мыть.
В: Хорошо, как ты будешь мыть? Сначала нужно намочить руки, затем взять мыло. А дальше?
Р: Намылить руки и положить мыло.
В: Правильно. Теперь можешь мыть собачку или петушка. Да, вот так. Зачем ты моешь собачку?
Р: Чтобы она стала чистой.
В: Молодец! Теперь её нужно ополоснуть, смыть мыло. Хорошо. Смотри, если мы нажмём на собачку, то через дырочку наберётся вода. Потрогай, собачка стала тяжёлая. Нажми на неё ещё раз и вода выливается обратно. Получаются брызги.
Стол №4
Педагог берёт на себя роль взрослого, а родитель роль ребёнка. Каждый этап игры можно проиграть с отдельным родителем, сидящим за столом.
Материалы и оборудование: тазик с водой, кукла, полотенце, ванночка с водой, чайная посуда.
В: Кукла Таня проснулась, её нужно умыть. Чем ты будешь умывать Таню?
Р: Я буду умывать её водой.
В: Конечно водой. Умывай Танюшку и приговаривай: «Водичка, водичка…» (Ребёнок продолжает потешку).
В: Кукла Таня устала, пора ложиться спать. Что нужно сделать перед сном обязательно?
Р: Нужно искупаться.
В: Конечно. Давай, искупаем нашу Таню. Вот так. (Взрослый помогает ребёнку).
Потягунушки, потягунушки!
Поперёк толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!
В: Искупали, теперь нужно вытереть Таню. Чем будешь вытирать?
Р: Буду полотенцем вытирать.
В: Расправляй полотенце и вытирай, вот так. Теперь Танюшка будет спать сладко-сладко!
В: Наши гости чаю попили и разошлись, а нам нужно помыть посуду. Вика и София, выбирайте,
кто будет мыть чашки, а кто – блюдца.
Р: Я буду мыть чашки.
Р: А я буду мыть блюдца.
В: Вот, вам тряпочки и тазик с водой. Мыть нужно хорошенько, чтобы посуда стала чистой.
Вот так. У Вики чистые чашки?
Р: Да, у меня чистые чашки.
В: А у Софии чистые блюдца?
Р: У меня чистые блюдца.
В: Молодцы, хорошие хозяюшки.
КОММЕНТАРИИ ПЕДАГОГА-МАСТЕРА
Педагог-мастер: (Звенит звонок). Сейчас вы – опять мои коллеги. И я прокомментирую практическую часть родительского собрания.
- Использование наглядности, в данном случае, оборудование для игр с водой, помогает более эффективно донести использование самых разнообразных предметов.
- Приобрести и освоить какие-либо навыки развития речи в игровой деятельности родителям помогают разнообразные практические задания.
- Приобщение родителей к диалогу способствует лучшему усвоению нужной информации.
Цель практической части – это раскрытие темы собрания и решение его задач. В данном родительском собрании – это:
- познакомить со способами экспериментирования с водой,
- развитие речи путём достижения поставленных задач,
- показать приёмы активизирующего общения взрослого с ребёнком.
4 ЧАСТЬ
Педагог-мастер: (Звенит звонок). Сейчас вы – опять родители. Мы с вами проиграли некоторые игры с использованием воды. Можно продолжать фантазировать, придумывать и воплощать интересные идеи. Хочу предложить вам вот такие памятки «Игры с водой в домашних условиях с малышами», где также вы сможете познакомиться с вариантами экспериментирования со снегом.
(Раздаю памятки).
Существует довольно много самых разных игр и в каждой из них развитие речи является неотъемлемой частью. Мы развиваем речь детей не только в процессе игр, но и во всех образовательных областях без исключения. Так давайте же чаще заниматься, больше играть и разговаривать с нашими детьми.
РЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
• Играя с ребёнком дома, необходимо использовать природоведческие игры и игры с природным материалом.
• Создавать в семье условия для игр детей с водой.
• Принести в детский сад фото играющего с водой ребёнка.
КОММЕНТАРИИ ПЕДАГОГА-МАСТЕРА
Педагог-мастер: (Звенит звонок). Сейчас вы – опять мои коллеги. И я прокомментирую заключительную часть родительского собрания.
- Никогда родители с собрания не уходят с пустыми руками. Сегодня – это памятки. А бывают и схемы, и изготовленные руками родителей игрушки, рисунки и т.д.
- Совместное с родителями решение родительского собрания.
Педагог-мастер: Кроме родительских собраний, я использую и другие виды взаимодействия с семьёй по экологическому воспитанию и развитию речи детей:
- индивидуальные консультации,
- наглядно-просветительский материал (папки-раскладушки, папки-передвижки),
- предоставление педагогической литературы по просьбе родителей.
Педагог-мастер: Необходимо отметить и некоторые проблемы, которые имеют место быть:
- у родителей не хватает времени для своих детей;
- родители слабо обогащают словарь детей: мало читают, мало рассказывают что-то интересное, практически не экспериментируют;
- в воспитании детей родители не всегда учитывают возрастные особенности, занижая их способности.
Педагог-мастер: Вопросы развития речи и экологического воспитания детей будут стоять и на следующих родительских собраниях.
Педагог-мастер: Уважаемые коллеги! Сейчас я обращаюсь к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся проведения и результативности мастер-класса.
Информация, полученная от Вас, будет использована для повышения эффективности и совершенствования других мастер-классов.
(Раздаю анкеты, участники заполняют).
Педагог-мастер: А теперь я готова ответить на Ваши вопросы. Если вопросов нет, то, может быть, Вы поделитесь своим опытом работы с семьями по развитию речи и экологическому воспитанию?
Педагог-мастер: А сейчас я проанализирую свой мастер-класс.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Игры малышей с водой в домашних условиях»
В анкетировании приняли участие 10 родителей.
1 Вопрос: Любит ли ваш ребёнок играть с водой?
Результат: 1. Да_______________________________________________________100%
2. Нет _______________________________________________________ 0%
2 Вопрос: Игры детей способствуют…(дополните фразу)
Результат: 1. Физическому развитию ребёнка _______________________________80% 2. Ознакомлению с окружающим миром _________________________________ 10%
3. Овладению элементарными математическими понятиями_____________________________________________________________40% 4. Снятию психического напряжения, внутреннего
дискомфорта, улучшению настроения _________________________20%
5. Расширению и обогащению словаря _________________________ 0% 6. Развитию___________________________________________________________ 10%
3 Вопрос: Что нужно для организации игр с водой?
Результат: 1. Свободный доступ к воде ____________________________________10%
2. Ёмкость для воды ___________________________________________20%
3. Верхний край ёмкости на уровне пояса _________________________0%
4. Уровень воды не более 7 см __________________________________ 0%
5. Закатать ребёнку рукава и одеть фартук ________________________0%
6. Предметы для переливания __________________________________20%
7. Предметы из разного материала ______________________________10%
8. Предметы-заместители _______________________________________0%
9. Природный материал ________________________________________ 0%
10. Заводные игрушки-забавы ___________________________________0%
11. Фантазия _________________________________________________10%
12. Осторожность _____________________________________________10%
13. Резиновые игрушки, рыбки, игрушечная посуда ________________90%
14. Пена _____________________________________________________20%
4. Вопрос: Используете ли вы игры с водой в домашних условиях? Какие?
Результат: 1. Купание ___________________________________________________30%
2. С резиновыми игрушками ____________________________________60%
3. Мытьё игрушек, стирка ______________________________________40%
4. Плескание, брызгание _______________________________________50%
5. Переливание _______________________________________________20%
6. Бросание пеной _____________________________________________10%
7. Рыбалка ___________________________________________________20%
8. Тонет – не тонет ____________________________________________20%
9. Полив цветов ______________________________________________10%
10. Мыльные пузыри __________________________________________10%
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ИГРЫ ДЕТЕЙ С ВОДОЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»
Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.
Эти игры с водой можно организовать дома с детьми.
- Знакомство со свойствами воды:
• Вода разливается, она жидкая. Её можно собрать тряпочкой или
губкой.
• Вода бывает горячая, тёплая и холодная. Попробовать на ощупь.
• Вода чистая, прозрачная, через неё всё видно. Сравнить стакан воды
со стаканом молока.
• Вода не пахнет. У неё нет запаха. Дать ребёнку понюхать.
• Воду можно наливать и переливать. Дать ребёнку возможность
самому наливать воду.
• Воду можно окрасить, добавив в неё краситель (чай, кофе, гуашь…).
- Переливание воды разными ёмкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой).
- Наливание воды в разные сосуды (чашку, бутылочку, баночку, кастрюльку…).
- Весёлая рыбалка (вылавливание ложкой разных предметов из разных по объёму ёмкостей).
- Тонет – не тонет (игры на экспериментирование).
- Игры с мыльными пузырями. (Самостоятельное пускание пузырей. Поймай пузырь на ладошку. Чей пузырь больше? Чей пузырь улетит выше, дальше…?).
- Игры с заводными плавающими игрушками.
- Игры с мелкими резиновыми, пластмассовыми и деревянными игрушками.
- Игры с куклой: «Умоем куклу», «Искупаем нашу куклу», «Помоем кукольную посуду», «Постираем кукле бельё»…
Можно организовывать различные наблюдения за снегом.
- Принести снег в мисочке домой и понаблюдать, что с ним произойдёт в тепле. Снег – это вода.
- Налить в формочку воду и вынести её в морозный день на улицу. В конце прогулки посмотреть, что стало с водой. Лёд – замёрзшая вода.
- Рассмотреть воду после таяния снега. Что видно на дне блюдца? Снег грязный, есть его нельзя.
- Взять кусочек льда из холодильника. Подержать его в руках. Какие стали руки? (Мокрые, холодные). Лёд – это вода.
- Положить сосульку на решёточку. Что с ней происходит в тепле? В тепле она стала таять.
Используемая литература
- Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду». - М.: Центр педагогического образования, 2008г.
- Иванова А.И., Михайленко В.Я. «Сезонные наблюдения в детском саду». – М.: ТЦ Сфера, 2010г.
- Смирнова Е.О., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей». – М.: Мозаика-Синтез, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский клуб "Речевичок" как нетрадиционная форма работы с родителями воспитанников первой младшей группы
В настоящее время значимой является профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста, что связано с уеличением числа речевых нарушений у таких детей. Раннее начало коррекционной работы позволяе...
План работы с родителями воспитанников первой младшей группы.
План работы с родителями воспитанников на 2019- 2020 год в первой младшей группе «Улыбка»...
конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи "Петушок и его семья"
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе "Петушок и его семья". цель: способствовать активизации речи детей....
Конспект НОД в первой младшей группе по развитию речи «Моя семья»
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе....
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников первой младшей группы «Солнышки в ладошках» на 2022-2023 учебный год
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьейОсновные направления и формы взаимодействия с семьейПерспективный план взаимодействия с родителями по месяцам...
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников первой младшей группы «Солнышки в ладошках» на 2022-2023 учебный год
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей1.Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросамвоспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразнойдеятельности ...
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников первой младшей группы (2-3 года) «Солнышко» на 2024-2025 учебный год
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанниковпервой младшей группы (2-3 года) «Солнышко»на 2024-2025 учебный год...