Статья:«Формирование основ экологических знаний у детей дошкольного возраста».
статья на тему
Сегодня человечество озадачено проблемой исправить и перестроить деятельность человека, так чтобы все его действия были направлены на пользу природы, на исправление нанесенных повреждений и предотвращение новых. Поэтому важно, чтобы будущее поколение было экологически грамотным. Основы экологических знаний начинают закладываться в раннем возрасте, когда ребенок впервые начинает познавать мир природы, начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологической позиции личности. Они проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в создании неразрывности с ней. Благодаря этому формируются экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней и решения некоторых экологических проблем...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга |
«Формирование основ экологических знаний у детей дошкольного возраста». |
Сапарова Марина Юрьевна 8.1.2015 |
Сегодня человечество озадачено проблемой исправить и перестроить деятельность человека, так чтобы все его действия были направлены на пользу природы, на исправление нанесенных повреждений и предотвращение новых. Поэтому важно, чтобы будущее поколение было экологически грамотным.
Основы экологических знаний начинают закладываться в раннем возрасте, когда ребенок впервые начинает познавать мир природы, начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологической позиции личности. Они проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в создании неразрывности с ней. Благодаря этому формируются экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней и решения некоторых экологических проблем.
Дальнейшее отношение к природе будет зависеть не только от
того как дети понимают влияние природы на жизнь человека, но и от понимания значения природы в жизни человека и от того как развиты и воспитаны эстетические и нравственные отношения к объектам природы.
Формирование ответственного отношения к природе сложный и длительный процесс. Эффективность экологического образования и воспитания зависит от уровня развития познавательной активности детей. Формирование у детей правильного отношения к природным явлениям и его объектам строится на изучении особенностей жизни объектов живой природы, это роста и развития отдельных живых существ и влияние на них неживой природы.
Первый шаг на пути экологического воспитания дошкольников требует определенных условий для данной работы:
- уголок природы в группе
- мир природы на участке и на экологической тропе
- наглядные пособия для совместной образовательной деятельности и
- экологические игры
-уголок поисково-познавательной деятельности.
Формирование экологического воспитания строится в направлении расширений знаний. В раскрытии единства живого и неживого. Наряду с растениями и животными в природе рассматривается и человек. Формирование представлений о жизненной сущности растений, животных и человека помогает раскрыть дошкольнику идею единства всего живого, что существенно меняет отношение ребенка к живым существам. Безусловно, рассматривая сходство всех живых организмов, необходимо представить своеобразие этих процессов. Взаимосвязь организмов со средой обитания проявляется в конкретных формах, приспособлениях живых существ друг к другу и условиям окружающей среды, как относительно постоянным, так и меняющимся.
Содержание программы выбранной воспитателем учитывается научность и доступность понятий. На каждом этапе экологические представления углубляются, насыщая содержание темы и переходя в понятия, которые формируются определенные знания. В соответствии с возрастом материал дается по принципу «от простого к сложному». Не стоит забывать, что дошколятам свойственно неустойчивое внимание, кратковременность интересов, утомляемость. Поэтому к одной и той же теме можно возвращаться в течении года еще не раз, отражая ее в разных видах продуктивной деятельности играх и игровых ситуациях, что способствует развитию внимания и длительному сохранения интереса.
Именно познавательный интерес можно сохранить при наблюдении за объектами природы, которые рядом с ними. Наблюдение один из значимых методов дающий возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о животных, явлениях неживой природы. Наблюдая в повседневной жизни, прогулке, экскурсии эти знания мы можем использовать не только по уходу за растениями и животными, но и в продуктивной деятельности, а также в творческом рассказывании на основе впечатлений. Можно сказать, что наблюдение это начало формирования экологической культуры.
Огромное значение в работе по формированию экологических представлений имеет игра. Освоение детьми экологических представлений осуществляется легче в процессе игры и игровых ситуаций. Насыщая игровую экологическую ситуацию персонажами, которые просят о помощи или наталкивают на вопрос почему так происходит и что делать чтобы помочь тому или иному герою, мы наталкиваем детей на развитее мыслительной деятельности, на развитие умений делать простейшие умозаключения и выводы.
Особое место в экологическом воспитании занимает практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы на участке детского сада по содержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям приобрести умения о правильных способах практического взаимодействия с природой. Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т.е. наглядно образное мышление заменяется теоретическим, создавая тем самым основу экологического мышления.
Существенную роль в экологическом воспитании играет поисково-познавательная деятельность детей. В процессе экспериментирования дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В процессе экспериментирования и с помощью наглядных средств (символов, моделей, эталонов) развивается способность мыслить и делать обобщения, которые открывают взаимосвязи существующих в природе. У детей развивается сообразительность, пытливость ума и самостоятельность.
Таким образом, актуальность проблемы формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста актуальна. Она обусловлена тем, что дошкольный возраст начальным звеном в экологическом образовании, так как человек в наше время нуждается в экологически чистой окружающей среде.
Литература.
1. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение. -1980
2. А.А.Каменева и др. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада/-М.,1983
3. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. -М.,1995
4. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь. -1992
5. Как знакомить дошкольников с природой/ Под ред. П.Г.Саморуковой. М.: Просвещение. -1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Проблема экологического воспитания дошкольников актуальна и соответствует потребностям детского сада.Основной идеей опыта явилось создание необходимых условий возникновения устойчивого интереса ...
« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»
Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...
ПРОГРАММА «Развитие основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста»
Программа « Социальное развитие дошкольника» Козлова С.А. ( « Я – человек») « Юный эколог» Николаева С.Н. реализуется в рамках Федерального Государственного стандарта ДО, требования к усло...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста...
Использование территории детского сада для формирования экологической культуры и основ природоведческих знаний у детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – это тот возраст, когда закладываются основы формирования ценностей, культуры личности, в том числе и экологической. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружаю...
«Экологическая тропа - как условие формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Экологическое воспитание дошкольников как обязательный предмет программы ДОУ появился сравнительно недавно, хотя необходимость его существования возникла давно. Во многом, воспитатели следуют в препод...