Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
консультация по окружающему миру на тему

Ермолинская Алевтина Викторовна

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ экологической культуры у детей         дошкольного возраста.

Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного позитивного отношения к природе, окружающему миру. Дошкольное образовательное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами, воспитателями, стоит задача - формировать у детей основы экологической культуры. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:                

1 Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.

        2 Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

        3 Накопление детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой.

        Задача нашего дошкольного образовательного учреждения на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому. Нами были изучены и проанализированы разделы по экологии в программах экологической направленности С.Н.Николаевой «Юный эколог» и Н.А.Рыжовой «Наш дом-природа». Проблемы экологического воспитания мы обсуждаем на педсоветах, методических объединениях, родительских собраниях.

        Целенаправленная работа в данном направлении стала приоритетом в воспитании и обучении детей нашего дошкольного образовательного учреждения. Экологические знания включаются во все виды детской деятельности, а так же в кружковую работу, где используем нетрадиционные формы рисования (рисование пробкой птиц, животных; рисование на ткани гуашью деревьев, цветов; рисование солью любимых  сказочных персонажей; природных явлений - радуга, осадки - способом печатной ассиметрии, граттажа и.т.д.

Воспитывать в детях любовь ко всему живому нам помогает деятельность детей в уголке природы. В уголке природы имеются разнообразные комнатные растения, фигурки животных, которые относятся к разным климатическим зонам (полюс, пустыня, средняя полоса), мини-лаборатория. Систематические и длительные наблюдения, эксперименты, опыты позволяют удовлетворять любознательность ребят. Наши дети очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в ее тайны, поэтому мы стараемся не упустить очень важный вид детской деятельности - экспериментирование .Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами (песок, глина, соль, сахар, дерево, металл, и мн.др). Выращивая отдельные экземпляры растений в огороде летом, на окне весной дети познают их характер и потребности на разных стадиях  роста и развития. Например, посадив репчатые луковицы в емкости с землей и водой, ребята узнали, где активнее растет зелень лука и корневая система. Очень интересно наблюдать за всходами семян, помещенных в темное место и место с избытком света.

        В группе подобрана библиотечка художественных произведений, сказок, энциклопедий, дидактических и информационных материалов по экологическому воспитанию дошкольников.

Так же проводим праздники, развлечения, связанные с темой природы, где принимают участие не только дети, но и их родители. Всем нам надолго запомнились праздники  на тему: «Люблю березку русскую!», «День земли», «Птицы - наши друзья», конкурсы:   «Лучший мини-огород на окне», совместных рисунков детей и родителей на темы: «Войти в природу другом!», «Наш край родной».

        В непосредственной образовательной деятельности дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке как части природы, учатся моделировать , выделяя самые главные существенные признаки .

           Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому  ежедневно на прогулках мы обращаем внимание наших воспитанников на красоту родной природы. На участке нашего учреждения есть экологические уголки-зоны, которые позволяют значительно расширить объекты наблюдений. Маршрут этих уголков-зон предусматривают следующие объекты:

1 Огород (где посажены овощные культуры).

2 Цветник (с радующими с весны до осени яркими цветами -ноготки, настурции, портулак ,петунии, астры, циннии и  др.)

3 Птичье дерево (в зимнее время дети наблюдают за прилетающими на кормушки птицами, весной – за витиям гнёзд и птенцами ).

4 Старый пенёк ( где дети наблюдают за живущими под корой насекомыми).

5 Вытоптанные и невытоптанные участки для наблюдения изменения растительного покрова под влиянием вытаптывания).

6 Старый пень, покрытый мхом (где дети наблюдают за появлением и ростом мха).

7 Зона лекарственных трав (ромашка, подорожник, одуванчик, чистотел. Знакомим детей с пользой лечебных свойств при применении трав).

        Каждый сезон, и не один раз, дети совершают экскурсии по этим уголкам, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами, учатся ценить природу. Мы считаем, что уголки-зоны помогают в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.

         Анализируя свою работу, мы пришли к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. При работе с родителями мы используем следующие формы: анкетирование по вопросам экологии, оформляем экологические стенгазеты, информационные листы, а также проводим как индивидуальные, так и групповые консультации по вопросам экологического воспитания детей. Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются в проводимой нами работой.

        Большое внимание мы уделяем проблеме охраны окружающей среды. Показываем и объясняем на примере фотографий, видеозаписей  загрязнения водоёмов, лесных массивов,  как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы.  Городской администрацией был проведен проект « Чистый берег» по сбору мусора на берегах реки Волга. Данный проект вызвал положительные эмоции от участия родителей и детей от результата.

        В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию произошли изменения в поступках и поведения детей по отношению к окружающей природе. Они стали осознанно относиться к природному богатству, ко всему живому, внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах. В процессе решения задач по экологическому воспитанию мы сможем воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Роль экологических акций в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста

Цель акций: формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.Задачи:Вовлечение родителей в обсуждение актуал...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

Консультация по экологическому воспитанию «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Представленная консультация, поможет родителям показать своим детям- ничем незаменимую ценность и красоту природы. И понять, что природа есть основа жизни и существования всего живого на Земле....