ПРОГРАММА «Развитие основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Программа « Социальное развитие дошкольника» Козлова С.А. ( « Я – человек») « Юный эколог» Николаева С.Н. реализуется в рамках Федерального Государственного стандарта ДО, требования к условиям реализации основной образовательной программы в ГБДОУ №50.
Цель программы
Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_stolyarchuk.docx | 38.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 50 комбинированного вида
Центрального района Санкт-Петербурга
Принята на педагогическом совете ГБДОУ №50
Протокол № ___ от__________________2013 г.
«Утверждаю»
Заведующая ГБДОУ №50
_____________Н.С. Меньшикова
ПРОГРАММА
«Развитие основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста»
Возрастной состав воспитанников: 6 – 7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель воспитатель:
Столярчук Галина Николаевна
Санкт-Петербург
2014год
Краткая аннотация программы.
Программа « Социальное развитие дошкольника» Козлова С.А. ( « Я – человек») « Юный эколог» Николаева С.Н. реализуется в рамках Федерального Государственного стандарта ДО, требования к условиям реализации основной образовательной программы в ГБДОУ №50.
Цель программы
Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры воспитанников.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка. | 2 |
Главная цель, задачи программы | 4 |
Содержание программы. | 6 |
Календарно – тематическое планирование. | 8 |
Пояснительная записка.
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
-развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её) .
-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому воспитанников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить воспитанников разумно использовать свои знания на благо природы и человека.
Цель программы - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!
Воспитание экологической культуры у воспитанников - главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить с окружающим их миром. Основная идея заключается в том, что эффект экологического воспитания у детей во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с природной и социальной окружающей средой. В основе экологического воспитания лежит следующая система: ценности – отношение – поведение – ответственность. Таким образом, экологическое воспитание связано с целенаправленным воздействием на духовно нравственное развитие личности, а тот или иной уровень экологической культуры воспитанников есть не что иное, как результат воспитания.
Цель программы
Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры воспитанников.
Задачи:
- Воспитание экологически грамотного человека.
- Формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе.
- Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком – это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой».
- Развитие познавательного интереса воспитанников, творческой активности.
- Научить любить природу, правильно её использовать.
Изучать растительный и животный мир.
- Изготовление поделок из природного материала.
- Выполнение экспериментально -исследовательских работ во время занятий
- Научить воспитанников наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.
Программа опирается на нормативные документы:
Закон Российской Федерации «Об образовании» ФГОС ДО, Конвенцию о правах ребенка, и построена с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей.
Занятия проводятся с детьми в возрасте 6-7 лет.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, по30 мин. следуя режиму группы. Учебно-тематический план рассчитан на 23 часа. Программа реализуется для групп постоянного состава.
Уровни усвоения материала.
Воспитанники должны иметь представление о понятиях:
- экология, охрана природы, экологическая ситуация, экологические проблемы.
Воспитанники должны знать:
- правила поведения в природе;
- сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
- особенности растительного и животного мира.
- редкие и охраняемые растения и животные занесённые в Красную Книгу;
Воспитанники должны уметь:
- ориентироваться на местности;
- выполнять правила поведения в природе;
- ухаживать за комнатными растениями;
- наблюдать за погодой, явлениями природы;
- изготовлять поделки из природных материалов;
- выполнять проекты, презентации совместно с родителями;
- самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.
Формы подведения итогов реализации программы:
- выставки поделок из природных материалов;
- фотовыставки;
- защита проектов;
- соревнования, турниры, конкурсы;
- демонстрация презентаций, экологических представлений.
Содержание программы.
Тема. | Количество часов. | Основное содержание. | |||
Всего | теорет. | практ. | |||
1.Вводное занятие | 2 | 1 | Знакомство с экологией как наукой, выполнение организационных моментов.
| ||
2.Неизведанный мир природы | 5 | 4 | 1 | Наблюдение за жизнью растений осенью. Признаки осени. Расширить представления о лесе, признаках приспособленности жителей леса к наступлению зимы. Сбор побегов, листьев, определение новых видов растений и их гербаризация. | |
3.Большие дела маленьких рук | 2 | - | 1 | Сбор различного корма для птиц. | |
4.Краса Земли родной. | 4 | 2 | 2 | Сбор природных материалов: листьев, хвои, шишек, бересты, мха и др. Искусство флористики- составление картины осени с помощью природных материалов. | |
5. Берегите растения! | 2 | 1 | Выпуск листовок- предупреждений о вырубки деревьев, растений | ||
6. Мир птиц | 2 | 1 | 1 | Дать представление о многообразии птиц. Значение птиц в жизни человека. Знакомство с зимующими птицами. Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц. | |
6. Как прекрасен наш мир. | 2 | 1 | 1 | Расширить представление о многообразии растительного и животного мира нашего края. Знакомство с Красной книгой. Редкие растения и животные. Создание общей настенной газеты из детских рисунков на тему : «Как прекрасен наш мир!». | |
7.Человек и окружающая среда. | 2 | 1 | 1 | Влияние человека на окружающую среду. Выявляем, откуда берется и куда девается мусор. Беседа на тему: «Что будет если каждый из детей бросит бумажку?» Соблюдение чистоты и порядка. Оформление стенда «Человек и окружающая среда». | |
11. Неповторимый мир весны | 2 | 1 | 1 | Подготовка фотографий на тему «Весна – красна!» Обобщение результатов деятельности детей. |
Итого: 23часа
Тематическое планирование.
№ занятия. | Тема занятия. | Форма занятия. | |||||
Тема: Введение | |||||||
1. | Вводное занятие | Беседа | |||||
Тема: Неизведанный мир природы | |||||||
2. | Важность и значимость экологического движения воспитанников | Теоретическое занятие. | |||||
3. | Сбор коллекций, гербариев, фото растений родного края «Осенние явления в природе» | ||||||
4. | Оформление результатов экскурсии. | Практическое занятие.
| |||||
5. | Художница осень | Викторина, выставка | |||||
Тема: Большие дела маленьких рук | |||||||
6. | Операция : «Сбор корма для птиц» | Практическое занятие.
| |||||
Тема: Краса Земли родной . | |||||||
7. | Сбор природного материала для поделок | ||||||
8. | Осень в родном краю. Составление картин осени из природного материала. | Практическое задание | |||||
9. | Фотоконкурс «Мой город» | Практическое занятие | |||||
10. | Творческая игра «Я знаток природы». | Теоретическое занятие | |||||
Тема: Берегите растения! | |||||||
11. | Новогодняя почта | Практическое занятие | |||||
12. | Экологическая акция «Помоги деревьям» | Практическое занятие | |||||
Тема : Мир птиц. | |||||||
13. | Птицы нашего края | Теоретическое занятие | |||||
14. | Операция «Птичья столовая». Изготовление кормушек для птиц. | Практическое занятие | |||||
15. | Зимний лес | ||||||
16. | Покорми птиц зимой | ||||||
Тема: Как прекрасен наш мир. | |||||||
17. | Растения нашего края. | Теоретическое занятие. | |||||
18. | Животные нашего края. | Теоретическое занятие. | |||||
19. | Знакомство с красной книгой. Редкие растения и животные. | Теоретическое занятие. | |||||
20. | Оформление экологического альбома, презентация «Редкие виды животных и растений ». | Практическое занятие | |||||
21 | Составление кроссвордов «Животные и растения нашего края». | Теоретическое занятие. | |||||
22 | Создание общей настенной газеты из детских рисунков на тему : « Как прекрасен наш мир!» | Практическое занятие | |||||
23 | Экологический турнир. | Теоретическое занятие. | |||||
Тема: Человек и окружающая среда | |||||||
24. | Человек и окружающая среда. | Теоретическое занятие. | |||||
25. | Город в опасности- мусор! | Практическое занятие | |||||
26. | Оформление материала « Влияние человека на окружающую среду» | Практическое занятие | |||||
27 | Подготовка и выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». | Практическое занятие | |||||
Тема: Неповторимый мир весны | |||||||
28 | К нам пришел цветущий май. | ||||||
29 | Фотовыставка «Моя Родина». | Практическое занятие | |||||
30 | Подведение итогов | Теоретическая часть |
Воспитание экологической культуры дошкольников : список литературы
- Аксенова П. В заповедном лесу : экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2009. - N 7. - С. 62-65.
- Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. - N 2. - С. 34-39.
- Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виноградова Н. Ф. - М. : Просвещение , 1993. - 128 с.
СОУНБ; ЕФ; Шифр 74.102.1; Авторский знак В493; Инв. номер 2181601-ЕФ
СОУНБ; ЕФ; Инв. номер 2181125-ЕФ
- Детский сад - эталон экологической культуры // Вестник экологического образования в России. – 2004. - N 2. - С. 4.
- Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 7. - С. 10-14.
- Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2008. - N 2. - С. 19-24.
- Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду : учеб. пособие для педучилищ / Каменева Л. А. – М. : Просвещение , 1992. - 240 с.
Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 74.1; Авторский знак М545; Инв. номер 2170754-ЕФ
- Корзун А. В. Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 4. - С. 28-35.
- Максимова М. Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе // Педагогическое образование и наука. - 2010. - N 2. - С. 79-83.
- Маневцова Л. Ребенок познает мир природы // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 8. - С. 17-19.
- Михеева Е. В. Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования / автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.07 / Михеева Е. В. - Екатеринбург : [б. и.] , 2009. - 23 с.
Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2296459-КХ
- Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. – 2007. - N 5. - С. 22-27.
- Николаева С. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. – 1998. - N 5. - С. 33-39.
- Николаева С. Формирование начал экологической культуры : младший школ. возраст // Дошкольное воспитание. – 1999. - N 10. - С. 16-24.
- Николаева С. Формирование начал экологической культуры : младший дошкол. возраст // Дошкольное воспитание. – 1999. - N 11. - С. 21-29.
- Николаева С. Формирование начал экологической культуры : младший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. – 1999. - N 12. - С. 26-36.
- Николаева С. Формирование начал экологической культуры : младший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. – 1999. - N 9. - С. 29-35.
- Новикова Г. Дошкольный возраст : этико-экологическое воспитание // Дошкольное воспитание. – 2005. - N 7. - С. 87-89.
- Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание: практическая деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2004. - N 1. - С. 58-63.
- Потапова Т. Знать, любить, охранять. Экологическое образование : с первых лет : опыт дет. сада // Семья и школа. – 2002. - N 3. - С. 6-9.
- Рыжова Н. А. Воздух-невидимка. Программа эколог. образ. дошк. / Рыжова Н. А. - М. : Linka-Press , 1998. - 128 c.
СОУНБ; КХ; Инв. номер 2200505-КХ
- Смирнова М. К. Мир вокруг нас : программа экологического воспитания для дошкольников и учащихся 1-4 классов // Молодые в библиотечном деле. – 2005. - N 5 / 6. - С. 68-73.
- Стихина Л. Зеленые паруса : экологический досуг для детей // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 3. - С. 125-128.
- Черных И. Воспитание бережного отношения к воде // Дошкольное воспитание. – 2005. - N 7. - С. 37-41.
- Шинкарева Л. Земля - кормилица наша. формируем экологическую культуру // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 6. - С. 31-34.
- Яриго Л. А. Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2010. - N 4. - С. 32-37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие познавательных способностей в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром, экологического воспитания"
В течении многих лет мною ведется работа по экологическому воспитанию. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стор...
Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Проблема экологического воспитания дошкольников актуальна и соответствует потребностям детского сада.Основной идеей опыта явилось создание необходимых условий возникновения устойчивого интереса ...
« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»
Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...
Презентация педагогического опыта работы по теме: "Формирование основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста"
Описание опыта работы....
Формирование основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста через творческое использование бросового материала.
quot;В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление - ищи в нем руку человека." Михаил Пришвин...
«Формирование основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста через использование бросового материала.»
Итоговый отчет по теме самообразования педагога....
«Экологическая тропа - как условие формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Экологическое воспитание дошкольников как обязательный предмет программы ДОУ появился сравнительно недавно, хотя необходимость его существования возникла давно. Во многом, воспитатели следуют в препод...