ПРОГРАММА «Развитие основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Столярчук Галина Николаевна

Программа  « Социальное развитие дошкольника» Козлова С.А. ( « Я – человек») « Юный эколог» Николаева С.Н. реализуется  в рамках Федерального Государственного стандарта ДО, требования к условиям реализации основной  образовательной программы   в ГБДОУ №50.     

      Цель программы 

      Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_stolyarchuk.docx38.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада № 50 комбинированного вида

Центрального района Санкт-Петербурга

Принята на педагогическом совете ГБДОУ №50

Протокол № ___ от__________________2013 г.

 «Утверждаю»

Заведующая ГБДОУ №50

_____________Н.С. Меньшикова

 ПРОГРАММА

 «Развитие основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста»

Возрастной состав воспитанников: 6 – 7 лет

Срок реализации:  1 год  

                                                                                             Автор – составитель воспитатель: 

Столярчук Галина Николаевна  

Санкт-Петербург

2014год

Краткая аннотация программы.

Программа  « Социальное развитие дошкольника» Козлова С.А. ( « Я – человек») « Юный эколог» Николаева С.Н. реализуется  в рамках Федерального Государственного стандарта ДО, требования к условиям реализации основной  образовательной программы   в ГБДОУ №50.          

Цель программы  

Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры воспитанников.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.

2

Главная цель, задачи программы

4

Содержание программы.

6

Календарно – тематическое планирование.

8

Пояснительная записка.

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

-развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её) .

-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

           Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому воспитанников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить воспитанников разумно использовать свои знания на благо природы и человека.          

Цель  программы  - научить детей  любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!

Воспитание экологической культуры у воспитанников - главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить с окружающим их миром. Основная идея заключается в том, что эффект экологического воспитания у детей  во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с природной и социальной окружающей средой.  В основе экологического воспитания лежит следующая система: ценности – отношение – поведение – ответственность.     Таким образом,  экологическое воспитание связано с целенаправленным воздействием на духовно нравственное развитие личности, а тот или иной уровень экологической культуры воспитанников  есть не что иное, как результат воспитания.

 

Цель программы  

Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры воспитанников.

Задачи:

  • Воспитание экологически грамотного человека.
  • Формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе.
  • Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком – это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой».          
  • Развитие познавательного интереса воспитанников, творческой активности.
  • Научить любить природу, правильно её использовать.

Изучать растительный и животный мир.

  • Изготовление поделок из природного материала.
  • Выполнение экспериментально -исследовательских работ во время занятий
  • Научить воспитанников наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.

Программа опирается на нормативные документы:

Закон Российской Федерации «Об образовании» ФГОС ДО, Конвенцию о правах ребенка,  и построена с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей.

        Занятия проводятся с детьми в возрасте 6-7 лет.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся  1 раз в неделю во второй половине дня, по30 мин. следуя режиму группы. Учебно-тематический план рассчитан на 23 часа. Программа реализуется для групп постоянного состава.

Уровни усвоения  материала.

                                           

Воспитанники должны иметь представление о понятиях:

  • экология, охрана природы, экологическая ситуация, экологические проблемы.  

Воспитанники  должны знать:

  • правила поведения в природе;
  •  сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
  • особенности растительного и животного мира.
  • редкие и охраняемые растения и животные занесённые в Красную Книгу;

Воспитанники  должны уметь:

  • ориентироваться на местности;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • наблюдать за погодой, явлениями природы;
  • изготовлять поделки из природных материалов;
  • выполнять  проекты, презентации совместно с родителями;
  • самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • выставки поделок из природных материалов;
  • фотовыставки;
  • защита проектов;
  • соревнования, турниры, конкурсы;
  • демонстрация презентаций, экологических представлений.

Содержание программы.

        

Тема.

Количество часов.

Основное содержание.

Всего

теорет.

практ.

1.Вводное занятие

2

1

Знакомство с экологией как наукой, выполнение организационных моментов.

 

2.Неизведанный мир природы

5

4

1

Наблюдение за жизнью растений осенью. Признаки осени. Расширить представления о лесе, признаках приспособленности жителей леса к наступлению зимы. Сбор побегов, листьев, определение новых видов растений и их гербаризация.

3.Большие дела маленьких рук

2

-

1

Сбор различного корма для птиц.

4.Краса Земли родной.

4

2

2

Сбор природных материалов: листьев, хвои, шишек, бересты, мха и др. Искусство флористики-  составление картины осени с помощью природных материалов.

5. Берегите растения!

2

1

Выпуск листовок- предупреждений о  вырубки деревьев, растений

6. Мир птиц

2

1

1

Дать представление о многообразии птиц. Значение птиц в жизни человека. Знакомство с зимующими  птицами.  Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

6. Как прекрасен наш мир.

2

1

1

Расширить представление о многообразии растительного и животного мира нашего края. Знакомство с Красной книгой. Редкие растения и животные.

 Создание общей настенной газеты из детских рисунков на тему : «Как прекрасен наш мир!».

7.Человек и окружающая среда.

2

1

1

Влияние человека на окружающую среду. Выявляем, откуда берется и куда девается мусор. Беседа на тему: «Что будет если каждый из детей бросит бумажку?» Соблюдение чистоты и порядка. Оформление стенда «Человек и окружающая среда».

11. Неповторимый мир весны

2

1

1

Подготовка фотографий на тему «Весна – красна!» Обобщение результатов деятельности детей.

                                   Итого: 23часа

        Тематическое планирование.

№ занятия.

Тема занятия.

Форма занятия.

Тема: Введение  

1.

Вводное занятие

Беседа

Тема: Неизведанный мир природы  

2.

Важность и значимость экологического движения воспитанников

Теоретическое занятие.

3.

  Сбор коллекций, гербариев, фото растений родного края «Осенние явления в природе»

4.

Оформление результатов экскурсии.

Практическое занятие.

 

5.

Художница осень

Викторина, выставка

Тема: Большие дела маленьких рук

6.

Операция : «Сбор корма для птиц»

Практическое занятие.

 

Тема:  Краса Земли родной .  

7.

Сбор природного материала для поделок

8.

Осень в родном краю. Составление картин осени из природного материала.

Практическое задание    

9.

Фотоконкурс «Мой город»

Практическое занятие

10.

Творческая игра «Я знаток природы».

Теоретическое занятие

Тема: Берегите растения!

11.

Новогодняя почта

Практическое занятие

12.

Экологическая акция «Помоги деревьям»

Практическое занятие

Тема : Мир птиц.

13.

Птицы нашего края

Теоретическое занятие

14.

Операция «Птичья столовая». Изготовление кормушек для птиц.

Практическое занятие

15.

 Зимний лес

16.

 Покорми птиц зимой

Тема: Как прекрасен наш мир.

17.

Растения нашего края.

Теоретическое занятие.

18.

Животные нашего края.

Теоретическое занятие.

19.

Знакомство с красной книгой. Редкие растения и животные.

Теоретическое занятие.

20.

Оформление экологического альбома, презентация   «Редкие виды животных и растений ».

Практическое занятие

21

Составление  кроссвордов «Животные и растения  нашего края».

Теоретическое занятие.

22

Создание общей настенной газеты из детских рисунков на тему : « Как прекрасен наш мир!»

Практическое занятие

23

Экологический турнир.

Теоретическое занятие.

Тема: Человек и окружающая среда

24.

Человек и окружающая среда.

Теоретическое занятие.

25.

Город в опасности- мусор!

Практическое занятие

26.

Оформление материала  « Влияние человека на окружающую среду»

Практическое занятие

27

Подготовка и выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».

Практическое занятие

Тема: Неповторимый мир весны  

28

К нам пришел цветущий май.

29

Фотовыставка «Моя Родина».

Практическое занятие

30

Подведение итогов

Теоретическая часть

Воспитание экологической культуры дошкольников : список литературы

  1. Аксенова П. В заповедном лесу : экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2009. - N 7. - С. 62-65.

  1. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. - N 2. - С. 34-39.

  1. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виноградова Н. Ф. - М. : Просвещение , 1993. - 128 с.
    СОУНБ; ЕФ; Шифр 74.102.1; Авторский знак В493; Инв. номер 2181601-ЕФ
    СОУНБ; ЕФ; Инв. номер 2181125-ЕФ

  1. Детский сад - эталон экологической культуры // Вестник экологического образования в России. – 2004. - N 2. - С. 4.

  1. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 7. - С. 10-14.

  1. Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2008. - N 2. - С. 19-24.

  1. Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду : учеб. пособие для педучилищ / Каменева Л. А. – М. : Просвещение , 1992. - 240 с.
    Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 74.1; Авторский знак М545; Инв. номер 2170754-ЕФ

  1. Корзун А. В. Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 4. - С. 28-35.

  1. Максимова М. Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе // Педагогическое образование и наука. - 2010. - N 2. - С. 79-83.

  1. Маневцова Л. Ребенок познает мир природы // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 8. - С. 17-19.

  1. Михеева Е. В. Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования / автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.07 / Михеева Е. В. - Екатеринбург : [б. и.] , 2009. - 23 с.
    Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2296459-КХ

  1. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. – 2007. - N 5. - С. 22-27.

  1. Николаева С. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. – 1998. - N 5. - С. 33-39.

  1. Николаева С. Формирование начал экологической культуры : младший школ. возраст // Дошкольное воспитание. – 1999. - N 10. - С. 16-24.

  1. Николаева С. Формирование начал экологической культуры : младший дошкол. возраст // Дошкольное воспитание. – 1999. - N 11. - С. 21-29.

  1. Николаева С. Формирование начал экологической культуры : младший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. – 1999. - N 12. - С. 26-36.

  1. Николаева С. Формирование начал экологической культуры : младший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. – 1999. - N 9. - С. 29-35.

  1. Новикова Г. Дошкольный возраст : этико-экологическое воспитание // Дошкольное воспитание. – 2005. - N 7. - С. 87-89.

  1. Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание: практическая деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2004. - N 1. - С. 58-63.

  1. Потапова Т. Знать, любить, охранять. Экологическое образование : с первых лет : опыт дет. сада // Семья и школа. – 2002. - N 3. - С. 6-9.

  1. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка. Программа эколог. образ. дошк. / Рыжова Н. А. - М. : Linka-Press , 1998. - 128 c.
    СОУНБ; КХ; Инв. номер 2200505-КХ

  1. Смирнова М. К. Мир вокруг нас : программа экологического воспитания для дошкольников и учащихся 1-4 классов // Молодые в библиотечном деле. – 2005. - N 5 / 6. - С. 68-73.

  1. Стихина Л. Зеленые паруса : экологический досуг для детей // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 3. - С. 125-128.

  1. Черных И. Воспитание бережного отношения к воде // Дошкольное воспитание. – 2005. - N 7. - С. 37-41.

  1. Шинкарева Л. Земля - кормилица наша. формируем экологическую культуру // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 6. - С. 31-34.

  1. Яриго Л. А. Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2010. - N 4. - С. 32-37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие познавательных способностей в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром, экологического воспитания"

В течении многих лет мною ведется работа по экологическому воспитанию. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стор...

Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Проблема экологического воспитания дошкольников  актуальна и соответствует потребностям детского сада.Основной идеей опыта явилось создание необходимых условий возникновения устойчивого интереса ...

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Формирование основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста через творческое использование бросового материала.

quot;В природе все одно  с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление -  ищи в нем руку человека." Михаил Пришвин...

«Экологическая тропа - как условие формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание дошкольников как обязательный предмет программы ДОУ появился сравнительно недавно, хотя необходимость его существования возникла давно. Во многом, воспитатели следуют в препод...